Занятие в ГПД по теме «Народное декоративно-прикладное искусство»

Тематический утренник-развлечение для учащихся начальной школы «Путешествие в город мастеров»

Цели: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов.

Оборудование: макеты четырех домиков из фанеры, березки, елочки, пенечки, скамейки; изделия разных народных промыслов: дымковские игрушки, гжельская посуда, филимоновские свистульки, изделия с хохпомской росписью.

Костюмы мастеров и мастериц: сарафан, украшенный дымковским орнаментом, рубашка белая с голубым поясом, фартук в полоску, кокошник с хохломской росписью; костюм коробейника.

Музыкальные инструменты: ложки, бубны, свистульки, гармошка.

Мольберты, столы - «ромашки», заготовки из бумаги: чайники, чашки, подносы, дымковские (индюк, козлик) и филимоновские (медведь, лошадка) игрушки.

Гуашь и акварельные краски, беличьи кисти разных номеров: большая (№18-22), средняя (№5-7) и маленькая (№1-3); баночки с водой, подставки для кистей, палитра, тряпочки; большой жостовский поднос для готовых работ.

Ход занятия

Учитель. В течение года мы с вами совершали путешествия в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Сегодня мы вспомним те виды декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомились в течение года.

Стук в дверь. Входит Коробейник.

Коробейник.

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

 

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки!

Учитель. Вы знаете, кто к нам пришел? Правильно, Коробейник. Ходит он по ярмаркам, продает товары. Давайте-ка заглянем к нему в короб (вынимает из короба предметы и показывает детям). Здесь и хохлома, и гжель, и свистульки, и дымковские барышни. А поднос-то хорош - жостовский!

Коробейник. Видите, сколько у меня в коробе товара. Хочу пригласить вас на ярмарку - помочь мне товар продать.

Дети с радостью соглашаются.

Коробейник. Да вот сомневаюсь я: сможете ли вы мне помочь, знаете ли вы, как называются мои товары?

Учитель. Конечно, знают.

Коробейник. А вот мы сейчас проверим.

Звучит «Русская карусель» А Беляева в грамзаписи.

Коробейник.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

 

Голубые дали

И село большое

«Дымково» назвали.

Подходит к домику. Из него выходит мастерица в сарафане и с дымковскими игрушками в руках.

Мастерица. Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, садитесь.

Вечера зимою длинные,

Лепит мастер здесь из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

 

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

А отвести не в силах взор.

А вы узнали дымковские игрушки? Как они называются?

Дети отвечают.

Коробейник. Ну, молодцы! А теперь я вас спрошу, как, по- вашему, веселые это игрушки или грустные? Что, глядя на них, делать хочется? Правильно, танцевать.

Дети танцуют кадриль.

Коробейник. Из Дымкова мы с вами отправимся в другую деревню. А как она называется, вы мне скажите.

Подходят к домику, на окне которого стоит гжельская посуда.

Учитель. Куда же это мы попали? Как называется эта деревня?

Дети отвечают.

Учитель. Правильно, и живут здесь мастера гжельской росписи.

Выходит мастер. Здоровается, приглашает в дом.

Мастер. Проходите, гости дорогие. Полюбуйтесь на гжельскую посуду. Наши мастера любят расписывать свои изделия диковинными птицами, цветами. Все они разные, но в одном одинаковые - в цвете бело-синем. Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок. Как он называется? Да, это гжельская роза.

Коробейник. Красива и нежна гжель, как ясное синее небо, как белая лебедушка.

Дети исполняют танец «Сударушка».

Коробейник. Вот еще село на пути. Придется и сюда зайти.

Подходят к третьему домику. Выходит мастер. Здоровается, приглашает в дом.

Мастер. Вы уже знакомы со многими игрушками, сделанными руками народных мастеров. Я расскажу о филимоновской игрушке. Посмотрите, эти глиняные расписные игрушки пришли к нам как будто из сказки. Веселые, озорные. Похожие на жирафа, зебру. Эти игрушки изготовлены в селе Филимоново, поэтому и называются филимоновскими.

Коробейник. Эти игрушки любят и взрослые, и дети. Как вы думаете, почему? Правильно, потому что это игрушки-свистульки.

Мастер. Подудишь в такую свистульку, и сразу веселиться, плясать да на музыкальных инструментах играть хочется. А вот, кстати, и они.

На музыкальных инструментах дети исполняют русскую народную песню «Ой, вставала я ранешенько».

Коробейник. Притомились, дети. Давайте заглянем еще в один дом да и отправимся на ярмарку.

Подходят к дому, стучат; выходит мастерица в кокошнике, расписанном хохломским узором.

Мастерица. Проходите, гости дорогие! Много гостей - хозяину радость. Прошу в избу! Красному гостю - красное место!

Ученик. А я догадался - это хохломская роспись.

Мастерица. Верно. Много лет тому назад возник хохломской промысел. Деревянные доски расписывали красками, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи - и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду деревянную стали делать так же.

Коробейник. А отвозили эту посуду в большое село Хохлома продавать. По названию этого села и посуду стали называть хохломской. А элементы этой росписи вы мне сами назовете.

Дети отвечают.

Коробейник. Правильно, поэтому эта роспись и называется «травной».

Учитель. Ну до чего ж веселая хохлома, так и хочется запеть.

Дети исполняют частушки о хохломе.

Осень, осень, все сама

Прячет злато в закрома.

Ну какое это злато –

Все сплошная хохлома.

 

Все листочки как листочки,

Здесь же - каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой!

 

Бабка деда не встречает

Бранью или лаской –

Целый день горшки рисует

Золотистой краской.

 

Хохлома да хохлома –

Разукрашу все дома,

А потом всю улицу,

Петуха и курицу!

 

Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать –

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать!

 

Я все небо разрисую,

Разрисую хохломой:

Пусть все летчики летают

Под такою красотой!

 

Я вчера такое видел –

Не расскажешь никому!

Сидит заяц на березе

И рисует хохлому!

 

Я бегу, устали ноги,

Чем бы можно дух поднять!

Хорошо бы вдоль дороги

Хохлому нарисовать!

 

Надою я молока

И налью котенку.

Разрисую хохломой

Милую Буренку.

 

Хохлома да хохлома,

От нее я без ума.

И еще немножко

От тебя, Тимошка.

 

Не судите меня, люди,

Чему быть, чему не быть:

Хохлому миленок любит,

Как его мне не любить!

 

Разрисую хохломой

Я эту дорожку,

Чтобы милый приходил

Под мое окошко!

 

Некрасивый мой миленок –

Вот такие вести.

Хохломой разрисовала,

Стал на первом месте!

 

Ох, Россия, ты Россия,

В каждом граде терема.

Всей земле на удивленье

Городец и хохлома.

 

Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось:

Хохломой и городцом

На весь мир прославилась.

Мастерица. И запомните, дети: не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства.

Коробейник. Ну, убедился я, что вы знаете народные промыслы. А теперь на ярмарку поспешим. Ой, да что же это, короб-то пустой. Где я все растерял? (Сидит горюет.)

Учитель. Не печалься, коробейник, мы твоему горю поможет, дети не только промыслы знают, но и сами умеют по-разному расписывать. Ну что, выручим коробейника?

Под музыку дети расписывают различные изделия, заранее вырезанные из бумаги. Готовые работы кладут на большой поднос.

Коробейник. Спасибо, ребятушки! Выручили вы меня. Успеем еще на ярмарку!

Ученик.

Ой вы, гости дорогие!

У нас игрушки расписные.

Писали их, старались,

Подарить вам собирались.

Дети дарят свои работы гостям.

Коробейник. А вам, дети, за ваши сердца добрые да за руки золотые сюрприз!

Коробейник угощает детей сушками, бубликами, конфетами.

Коробейник. Пришло время расставаться. Так давайте на прощанье балалаечку возьмем, вместе все ей подпоем!

Дети исполняют веселый танец или песню.

Рекомендуем посмотреть:

Занимательный материал для ГПД

Конспект занятия в ГПД на тему: Аквариумные рыбки

Конспект занятия в ГПД. Знакомство с обязанностями дежурных

Беседы о правилах поведения в группе продленного дня

Турнир знатоков русского языка, 2-3 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!