Занимательный материал для ГПД

Элементы занимательности на занятиях и во время экскурсий в природу

1. Театрализованное представление «Волшебный огород».

Методическое указание. Проводится после экскурсии в огород осенью.

Девочка Маша (ее роль исполняет ученица 4 класса) пришла в огород за овощами для обеда и просит разрешения взять их у бабушки Загадушки, рядом с которой сидит пёсик Черный носик.

Бабушка Загадушка. Мой огород богатый. Растут в нем и капуста, и морковь, и лук, и зеленый огурчик. Только взять их нелегко: хитрый волшебник спрятал их в загадки, назвал именами людей и посадил пёсика Черного носика стеречь огород. Только того, кто отгадает загадки, пустит пёсик в огород.

Маша (печально). Что же мне делать? Не сумею я отгадать загадки.

Бабушка Загадушка. А ты ребят попроси, они смышленые, живо отгадают.

Дети с радостью соглашаются помочь Маше. И вот бабушка Загадушка загадывает загадки, а Маша с помощью ребят разгадывает и объясняет их.

1. Красная девица родилась в темнице,

Выкинула косу за окошко ловко.

Наступает осень, выдернут... (морковку).

2. Любопытный красный нос по макушку в землю врос,

Лишь торчат на грядке зеленые прядки. (Морковь.)

3. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю. (Лук.)

4. Скинули с Егорушки золотые перышки,

Заставил Егорушка плакать без горюшка. (Лук.)

5. Закутан ребенок в сорок пеленок. (Капуста.)

6. Кругла да гладка, откусишь - сладка,

Засела крепко на грядке... (репка).

7. Кругленькие братцы в домике ютятся,

В домике зеленом им совсем неплохо,

Варят их в бульоне и зовут... (горохом).

8. И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Подкопай его немножко - под кустом найдешь... (картошку).

Бабушка Загадушка хвалит детей за то, что они отгадали все загадки и помогли Маше набрать в корзинку овощей.

На дом дети получают задание: найти новые загадки об овощах.

2. Задания Ежа Ежовича.

Описание. Знания детей проверяет Ёж Ежович. Он сделан из картона, а на его иголках наколоты картинки, изображающие листочки, яблоки, грибы. Дети снимают их и читают (с помощью воспитателя или самостоятельно) вопросы и задания, написанные на обратной стороне. Например:

Его из леса ветер гонит,

И, как на крыльях, он летит,

И сам он в речке не утонет,

И в ней воды не замутит.

Уносит осенью поток

Опавший желтенький... (листок).

Детям надо определить, с чьей ветки эти детки (по картинкам, где нарисованы плоды и листья деревьев и кустарников).

И на горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы.)

Воспитатель задает вопросы:

1. Назовите съедобные грибы. Найдите их на картинках.

2. Какие птицы улетают от нас осенью?

3. Какой зверек летом серый, а зимой белый?

3. Инсценировки по рассказам.

Дети исполняют инсценировки по рассказам Н. Сладкова или Э. Шима. Например, разыгрывается такой диалог белки и медведя.

- Ау, Медведь! Ты что по ночам делаешь? -Я-то? Да ем.

- А днем?

- И днем ем.

- А утром?

- Тоже ем.

- Ну, а вечером?

- И вечером ем.

- А когда же ты не ешь?

- Да когда сыт бываю.

- А когда ты сыт бываешь?

- Да никогда...

4. Загадка - преддверие экскурсии.

1) Перед началом зимней экскурсии воспитатель предлагает детям загадку.

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

«Конечно, зима», - отвечают дети. Воспитатель сообщает, что во время экскурсии они будут искать отгадки на зимние загадки. А загадок у зимы много - и про снег, и про мороз, и про лед на реке. Так дети не только отгадывают загадки, но и наблюдают, какие изменения происходят в природе зимой.

2) Загадку о дереве воспитатель загадывает детям в начале экскурсии в парк.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

 

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели.

Затем под руководством воспитателя дети учатся различать лиственные и хвойные породы деревьев.

Что же это за девица –

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

При подведении итогов экскурсии воспитатель от имени Зимушки-Зимы обязательно должен похвалить ребят за их активность и наблюдательность.

5. Письмо Почемучки.

На одном из занятий в классе воспитатель показывает детям конверт, адресованный им. Когда его вскрывают, то обнаруживают в нем письмо Почемучки. Там, где живет Почемучка, нет зимы, и он просит ребят рассказать ему о зиме и ответить на его вопросы. Вопросы могут быть следующие:

1. Что такое зима?

2. Какие месяцы считаются зимними?

3. Как объяснить пословицы?

• Декабрь год кончает, зиму начинает.

• Январь - году начало, зиме середина.

• Вьюги да метели под февраль налетели.

По приготовленным заранее картинкам дети рассказывают о медведе, лисе, белочке, зайце, еже. О каждом животном заранее подбираются маленькие стихотворения.

Белка пряталась в дупло:

В нем и сухо и тепло,

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год.

 

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

По картинкам дети вспоминают и о том, какие птицы улетают осенью, какие остаются зимовать. В заключении занятия рассказывают Почемучке о своих зимних забавах, о веселом празднике - встрече Нового года. А чтобы Почемучке легче было представить зиму, воспитатель предлагает детям выполнить рисунки о зиме и отправить их Почемучке.

6. Зимующие птицы.

Отправившись в воображаемое путешествие в зимний лес, ученики знакомятся с зимующими птицами. На одном из занятий воспитатель показывает рисунок, изображающий зимний лес и предлагает детям прогуляться по лесу, внимательно посмотреть, какие птицы в нем остались зимовать.

Черный жилет,             Нос как топор,

Красный берет,            Хвост как упор.

Многие ребята узнают дятла. Один из учеников находит фигурку птицы среди других, разложенных на столе, и прикрепляет ее на доску (можно установить муляж зимнего дерева).

- Почему так говорят про дятла? Как еще называют дятла?

Воспитатель выясняет знания детей и дополняет их. Дачее воспитатель показывает детям шишку, побывавшую в «кузнице» дятла и рассказывает, что там, где кормится дятел, часто можно видеть стайки синичек, так как среди упавших кусочков коры может встретиться жучок или личинка. В голодные зимние дни даже маленький жучок становится добычей для синичек.

Подобным образом дети знакомятся со снегирями, читают о них стихи.

Выяснив, что зимой птицы прилетают ближе к жилью человека, чтобы люди помогли им, позаботились о корме для них, дети читают плакат: «В холодные дни и зимние вьюги

Мы вас не забудем, родные пичуги!»

На дом дети получают задание: понаблюдать за птицами, которые прилетают к кормушке, не забывать насыпать для них корм.

7. Старичок Лесовичок в гостях у ребят.

В гости к детям приходит старичок Лесовичок. В руках у него корзинка с шишками, а на них - листочки с вопросами и загадками о весне.

1. Какие весенние месяцы вы знаете?

2. Угадайте, о каком месяце говорится в каждом из отрывков стихотворений:

Дует теплый южный ветер,

Снег чернеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает,

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

 

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель.)

 

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май.)

3. Какой снег быстрее тает: грязный или чистый, почему?

4. О чем рассказал на экскурсии ручеек?

5. Какое дерево «плачет» весной?

6. Какие цветы появляются первыми?

8. Соревнование - залог активности и любознательности.

Воспитатель продумывает форму соревнования - на лучшую команду или на личное первенство. Итоги воспитатель подводит по-разному: то к веточке, нарисованной на листе бумаги, прикрепляет зеленые, желтые и красные листочки в зависимости от правильности и полноты ответа; то из «снежинок» делает горку; то на кормушку прилетают «птички». (На чьей кормушке их больше?) Дети, правильно ответившие на вопрос или загадку, получают на память фигурку птички, зверя, снежинку или сосульку. Осенний листочек, цветочек и т. д.

Так элементы занимательности, которые использует воспитатель на занятиях и во время экскурсий, делают детей активными и любознательными.

Рекомендуем посмотреть:

Турнир знатоков русского языка, 2-3 класс

Беседы о правилах поведения в группе продленного дня

Воспитательная работа в ГПД

Занятие в ГПД по теме «Народное декоративно-прикладное искусство»

Организация учебно-воспитательного процесса в ГПД

Софья Юрьевна Петросова # 12 февраля 2017 в 12:08 0
Замечательные материалы для детей, которые учатся в начальных классах. Предлагаю так же добавить материалы, которые научат детей ориентироваться в лесу, о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, о пользе разных трав и растений, о правильном обращении с водой и землей. Также можно добавить задачи о правилах безопасности на водоемах и другие правила поведения.
В игровой форме дети получат полезную информацию, которая поможет им в жизни. А игровое восприятие материала поможет надолго запечатлеть информацию в умных головках!
Наталья Шеховцова # 18 февраля 2017 в 09:36 +2
Содержательный, доступный материал. Спасибо, возьму на заметку.
Марина Юрьевна Морозова # 13 августа 2018 в 16:33 0
Спасибо за разработку! Очень нужный материал! Можно использовать на уроках во внеурочной деятельности совместно с родителями. Готовый сценарий. Беру себе на вооружение! Спасибо!