Выбор школьного продленного дня как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей неслучаен. Он располагает более совершенными методами и средствами воздействия на процесс становления личности школьника, которые отвечают современным социальным требованиям. Продленный день - неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы. Но реализуется он лишь при условии высокой организации работы групп продленного дня и максимального использования всех предоставляемых режимом продленного дня возможностей. Решение этой задачи - дело весьма сложное. Оно требует согласованных усилий всего педагогического коллектива, учителя и воспитателя. Специфические условия групп продленного дня позволяют увеличить эффективность воспитательного воздействия.
Основные методы, рассчитанные на восприятие воспитанниками педагогических воздействий, подразделяются на методы: созидающие, регулирующие и стимулирующие. Первые являются основными. С их помощью ученики включаются в разнообразные виды умственной, трудовой, нравственной, эстетической, физической деятельности. Вторые методы позволяют производить коррекцию ее, а третьи по мере надобности стимулируют ее протекание в заданном направлении. К созидающим методам, опирающимся на сознание детей, относятся метод убеждения и метод упражнения. Они очень близки между собой и всегда выступают во взаимосвязи и взаимодействии.
Метод убеждения - это способ воздействия словом и делом на сознание и поведение человека. В перечне приемов убеждения центральное место занимает объяснение, выступающее в таких разновидностях, как рассказ, повествование, описание, ознакомление, наставление, сообщение. В тесной связи с объяснением находится разъяснение, проявляющееся иногда в пояснении, выяснении, рассуждении.
В целях убеждения учащихся в необходимости того или иного действия воспитатели пользуются таким приемом, как совет. Четко изложенные рекомендации, пожелания - таковы его основные проявления.
Очень близко к нему примыкают просьба и приказ. Требования к ученикам в первом случае высказываются в мягкой, а во втором - в категорической просьбе (форме).
Особое положение занимает такой прием убеждения, как пример, включающий в себя приказ, демонстрацию или иллюстрацию. Широко используется воспитателем также прием оценочной характеристики деятельности детей.
Метод упражнения всегда опирается на осознанное восприятие учениками действительности. Это способ воздействия на детей с помощью организации их самостоятельной деятельности в сочетании со словом педагога. Среди приемов, относящихся к методу упражнения, необходимо, прежде всего, выделить просьбу, приучение и испытание.
Метод внушения, противостоящий методу убеждения. - это способ воздействия на объект воспитания словом и делом, не требующий или преднамеренно исключающий осознанное понимание воспитанником выполняемых действий.
К стимулирующим методам воздействия относятся методы поощрения и наказания.
Метод поощрения - это способ, воздействующий на сознание и поведение детей средствами, стимулирующими продолжение той или иной деятельности.
Среди приемов поощрения известны доверие, одобрение, воодушевление, похвала, награда.
Метод наказания - это способ воздействия на сознание и поведение детей средствами торможения. Воспитатели проявляют обычно такие приемы: замечание, порицание, осуждение, выговор.
Задача воспитателя группы продленного дня - пробудить в каждом ребенке скрытые в нем силы и возможности, направляя их, в свою очередь, на путь самовоспитания.
Самовоспитание как метод включает в себя самоубеждение, самоуправление, самопоощреиие, самонаказание. При умелом руководстве со стороны педагога этот метод стоит в ряду наиболее активных и действенных методов воспитания.
Весь режим жизни и деятельности учащихся начальных классов на уроках и в группах должен представлять единое целое, четкую систему, включающую в себя уроки, общеразвивающие внеурочные занятия с детьми на воздухе и в помещении и самоподготовку, чередующиеся в строгом соответствии с требованиями школьной гигиены.
Непременным условием такого систематизированного подхода к организации учебно-воспитательной работы в режиме продленного дня является планирование. Сначала составляется годовой план, затем по четвертям, план на неделю. Совместно с завучем составляется недельное расписание занятий.
Дни недели |
Занятия на воздухе |
Занятия в помещении |
Учебные занятия |
Самоподготовка |
Понедельник |
Экскурсия |
Детское чтение |
|
|
Вторник |
Спортивные занятия |
Занятие по правилам |
|
|
Среда |
Прогулка |
Занятие по искусству |
|
|
Четверг |
Игры на воздухе |
Музыкальное занятие |
|
|
Пятница |
Физический труд |
Занятие по эстетике |
|
|
Ежедневно воспитатель группы готовится к двум занятиям - на воздухе и в помещении. Он составляет план по образцу плана урока. Правильно и серьезно организованное планирование воспитательной работы в группе поможет целенаправленно осуществлять формирование личности младшего школьника.
Примерный режим продленного дня для учащихся 1-4 классов при ежедневной 4-часовой рабочей нагрузке
12 ч 40 мин |
Прогулка, подвижные игры на открытом воздухе |
13 ч 40 мин |
Обед |
14 ч |
Самостоятельное чтение |
15 ч |
Прогулка, занятия по интересам |
16 ч |
Самоподготовка, в перерыве - полдник |
17 ч |
Ролевые игры |
17 ч 30 мин |
Уход домой |
Режим группы продленного дня может быть представлен следующим образом:
Уроки ⇒ активный отдых ⇒ самоподготовка.
Объяснение подобной расстановки элементов режима дается учеными-физиологами, которые обнаружили, что во время уроков в промежутке между 9 и 11 часами наблюдается проявление наивысшей детской работоспособности, затем следует спад и ее исчезновение. Временное появление ее наступает после достаточно продолжительного отдыха, насыщенного движениями и физическими нагрузками. Вторично работоспособность появляется в промежутках с 16 до 17 часов. Ученые наблюдают, что вторично работоспособность может и не возникнуть, если содержание отдыха будет нести значительную умственную нагрузку. В этом случае вместо утомления появится переутомление. Элемент режима группы продленного дня «уроки» включает в себя не только уроки, но и паузы между ними. Графическая схема элемента «уроки» выглядит так:
Уроки, паузы для отдыха между ними, завтрак
1-й урок |
Пауза |
2-й урок |
Завтрак |
3-й урок |
Пауза |
4-й урок |
40 мин |
10 мин |
40 мин |
20-30 |
40 мин |
10 мин |
40 мин |
|
|
|
мин |
|
|
|
Активный отдых на улице и в помещении, обед, отдых
Занятия на |
Отдых |
Обед |
Отдых |
Занятия в |
воздухе |
|
|
|
помещении |
1час 30 мин- |
5 мин |
30 мин |
5 мин |
20 мин |
2 часа 30 мин |
|
|
|
|
Как учебная работа, так и активный отдых в режиме группы продленного дня проводится в два приема. По гигиеническим соображениям обе части активного отдыха разделяются обедом. Послеобеденное занятие в помещении вызвано тем, что после обеда начинать самоподготовку нельзя, так как в это время снижается познавательная активность детей. Из-за этого необходимо 30-35 минут выждать и только потом приступать к самоподготовке.
Элемент режима группы «самоподготовка» включает в себя 40-45 минут занятия, 10 минут паузы.
Как известно, нормы времени на самоподготовку в разных классах разные. Для младших школьников она может длиться 60 минут после 45 минут, прерываемых паузой и для принятия полдника. В режиме дня группы в элементе «активный отдых» форма занятий на воздухе и в помещении не указывается. Это уточнение делается в недельном режиме группы продленного дня.
Примерное недельное расписание занятий
Понедельник - Физкультура. Занятия по интересам.
Вторник - Экскурсии. Музыкальные занятия.
Среда - Труд. Чтение.
Четверг - Прогулка. Занятие по правилам поведения.
Пятница - Игра. Занятие по искусству.
Суббота - Занятия по интересам.
При составлении недельного расписания внеклассных занятий для группы продленного дня придерживаются таких правил.
1. В каждый день недели всегда планируется два занятия: занятие на воздухе и занятие в помещении. В субботу занятия на воздухе не следует планировать.
2. Занятия школьных кружков, секций планируют на то время, когда проводятся внеклассные общеобразовательные занятия в группах.
3. План общеобразовательных мероприятий предусматривает время на их проведение в промежутке между уроками и самоподготовкой.
4. Расписание общеобразовательных внеклассных занятий группы утверждается руководителями школы точно так же, как и расписание уроков.
5. Расписание должно быть стабильным, как и расписание уроков. Внесение изменения в расписание уроков требует пересмотра расписания занятий с группой.
Примерная схема режима продленного дня учащихся 1-4 классов
Часы |
|
Виды деятельности |
8.15- |
8.25 |
Гимнастика до занятий |
8.30- |
9.15 |
1 -й урок |
9.15- |
9.30 |
Завтрак |
9.30- |
10.15 |
2-й урок |
10.35 |
-11.20 |
3-й урок |
11.25 |
- 12.25 |
Спортивный час (динамическое |
12.30 |
- 13.15 |
4-й урок |
13.20 |
- 13.50 |
Обед |
14.00 |
- 15.10 |
Прогулка |
15.15 |
- 16.00 |
Самоподготовка |
16.00 |
- 16.15 |
Полдник |
16.25 |
- 17.10 |
Кружки, игротека |
17.15 |
- 18.00 |
Прогулка, игры |
Организация учебно-воспитательного процесса в ГПД
Беседы о правилах поведения в группе продленного дня
Должностная инструкция воспитателя ГПД
Наталья Геннадьевна Маленко # 19 ноября 2016 в 14:52 +1 | ||
|
Наталья Владимировна Дедова # 16 января 2017 в 19:56 +1 | ||
|
Анна Владимировна Сергеева # 16 апреля 2017 в 08:06 0 | ||
|
Ольга Николаевна Фатеева # 28 апреля 2018 в 14:36 0 | ||
|