Нетрадиционная техника рисования кляксография. Мастер-класс
Мастер – класс по рисованию (изучение различных техник рисования с детьми дошкольного возраста)
Мастер-класс. Нетрадиционная техника рисования – кляксография «Волшебные кляксы»
Автор: Чукмарёва Мария Николаевна, воспитатель, МБДОУ Пычасский детский сад №2, п. Пычас , Удмуртская Республика
Мастер – класс рассчитан для родителей и воспитателей, а также детей дошкольного возраста - от 3 до 6 лет.
Назначение мастер - класса: Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).
Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования хорошо, получается, изображать различные деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т.д.). Попробуйте, результат Вам понравится!
Цель: Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности
Задачи:
- вызвать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс), учить дорисовывать детали объектов (клякс), для придания им законченности и сходства с реальными образами; учить видеть необычное в обычном;
- развивать образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности; воспитывать аккуратность в рисовании красками.
Материалы для работы:
- альбомные листы;
- гуашь или акварель;
- крупная кисть;
- трубочка для напитков или можно использовать пипетку;
- вода в баночке;
- влажная тряпочка - вытирать руки, если запачкаются;
- ватные палочки;
- пластилин.
Кляксографию можно совмещать с разными техниками изобразительного искусства, такими как монотипия, аппликация и другими. Некоторые из них и представлены в данном мастер – классе.
Этот способ рисования «кляксами» можно использовать в работе с детьми 3-4 лет и старше.
Макаем кисть в разведенную краску и брызгаем на лист бумаги. Чем гуще краска - тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается.
Берем трубочку, и дуем через нее на разноцветные капли краски, они превращаются в кляксы. При этом лист бумаги можно поворачивать – кляксы получаются ещё интереснее!
Кляксография с использованием ватных палочек
С помощью крупной кисти ставим кляксу в уголке листа.
С помощью трубочки раздуваем краску в разных направлениях. Получилось вот такое дерево!
Немного подумав, это дерево мне напомнило рябину, одиноко растущую на склоне. С помощью ватных палочек подрисовываем ягоды и листья.
Оформляем рамку также с помощью ватной палочки. Именно о такой рябине, возможно, и написала стихотворение «Рябина» Ирина Токмакова.
Красненькую ягоду
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она - как хина.
То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
Кляксография с использованием фломастера
Также как и в предыдущих работах ставим кляксу и выдуваем с помощью трубочки ствол и ветки. А это что за дерево получилось? Конечно же, сосна!
С помощью зеленого фломастера дорисовываем иголки.
Сосна
Над жёлтой осыпью обрыва
Склонилась старая сосна,
Корнями голыми пугливо
Поводит по ветру она. (Тимофей Белозеров)
Украсив все веточки пышными иголочками, приступаем к оформлению полянки вокруг сосны. Наносим кляксы зеленого цвета и раздуваем с помощью трубочки. Получились стебельки цветов!
Дорисовываем на стебельках листья и цветы – одуванчики. Теперь одинокой сосне вовсе не скучно!
Кляксография + пластилинография
С помощью пластилина создаем морское дно: лепим ярких рыбок, морскую звезду, камешки.
Но чего – то не хватает в этом рисунке? Конечно же, морских водорослей! С помощью волшебных клякс и трубочки появляется и морская трава! Кляксы располагаются между камешек, и если краска слегка зайдет на пластилин, ничего страшного, его с легкостью можно подтереть тряпочкой и работа не будет испорчена.
Ну чем не морское дно! Дорисовываем пузырьки и рисунок готов!
Рыбка рыбку догоняла,
Рыбка хвостиком виляла,
Ткнулась в брюшко - Догнала!
- Эй, подружка! Как дела? (Т. Второва)
А этот способ рисования подойдёт для детей более старшего возраста (5 – 7 лет). Набираем краску на кисточку и сбрызгиваем на лист бумаги. С помощью трубочки выдуваем волшебные кляксы. А теперь самый ответственный момент – нужно включить своё воображение!
В каждой кляксе
Кто-то есть,
Если в кляксу
Кистью влезть.
В этой кляксе -
Кот с хвостом,
Под хвостом -
Река с мостом,
На мосту -
Чудак с чудачкой.
Под мостом -
Судак с судачкой.
Рисунок нужно рассмотреть с разных сторон и только потом дорисовать отдельные детали, чтобы образ стал более узнаваем.
Кляксография + монотопия
Заранее готовится фон с помощью техники - монотопия. На высохший слой наносятся кляксы разного цвета и выдуваются с помощью трубочки.
Дальше работает наша фантазия! На эти необычные деревья присели отдохнуть яркие звездочки.
За рощею в речку упала Звезда.
Бегом я отправилась сразу туда!
Она не разбилась - лежала на дне!
А, может быть, это привиделось мне? (Т. Гетте)
Вот лишь малая часть того, что можно выполнить с помощью « волшебных клякс» - кляксографии. А с какими ещё техниками изобразительного искусства можно совмещать Кляксографию – это подскажет Ваша фантазия!
Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»
Рекомендуем посмотреть:
Урок рисования для детей 6-7 лет. Рисование одуванчиков
Нетрадиционная техника рисование в детском саду. Паспарту
Рисование ватными палочками в детском саду
Нетрадиционные техники рисования в ДОУ
Рисование воском в детском саду