Монотипия в детском саду

Нетрадиционные техники рисования для дошкольников

Монотипия. Применение монотипии в работе с детьми дошкольного возраста

Автор: Ляшко Галина Васильевна, воспитатель МБДОУ ДСКВ №1, ст. Староминской Краснодарского края.

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.

Монотипия - это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Монотипия очень нравится дошкольникам. Она помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственно мышление. Это увлекательное и интересное занятие. Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, масляные и другие краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами: кистью, валиком, тампоном…Поверхность на которую наносится краска, что бы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон, пластмассовая доска, стекло, металлическая пластина и т.д..

Я считаю, что дошкольникам можно предложить два возможных варианта выполнения рисунка приемом монотипии:

· Первый приём – складывание листа бумаги пополам. Рисунок (его половина, или часть) рисуется на ½ листе бумаги у линии сгиба. При складывании листа пополам мы получаем почти такой же отпечаток и на другой его части. Делать такие рисунки можно и на тонированной заранее бумаге, и просто на белом листе.

Нарисуем солнечный закат:

Возьмем тонированный заранее лист бумаги:

Рисуем на нем верхнюю половину солнца

Можно добавить в красную краску оранжевый, желтый цвет

Сложить лист пополам

Потом можно аккуратно подправить, дорисовать детали и закат готов!

Вот некоторые варианты:

 «Ваза с цветами». Такая простая и неповторимая бабочка. Монотипия «У реки»

· Второй приём – рисование на пластмассовой доске. Желательно, чтобы размер доски соответствовал размеру листа, на который вы собираетесь отпечатать рисунок. На этой доске рисуем гуашевыми (или любыми другими) красками задуманный сюжет. Можно процарапывать узор, ели вы, например, решили выполнить работу красками темного цвета. Вы можете использовать краску, как одного цвета, так и нескольких цветов; оставлять отпечаток и на белом листе бумаги и на цветном.

Нарисуем «Звездную ночь»

Красками темного (черного, зеленого, синего) цвета закрашиваем всю поверхность доски для лепки

Ватной палочкой процарапываем рисунок

Добавляем краской желтого цвета звезды и луну

Теперь листом бумаги покрываем доску, проглаживаем и аккуратно снимаем

Вот оттиски сделанные таким приемом:

Мнотипия «Ночь»

Монотипия «Натюрморт»

Это техника известна давно, но её результат никогда не может быть предсказуем. Этим и интересна она до сих пор. Удачи вам!

Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»

Рекомендуем посмотреть:

Занятие по ИЗО в старшей группе

Нетрадиционная техника рисование в детском саду. Паспарту

Рисование воском в детском саду

Рисование ватными палочками в детском саду

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ

Вахрушева Елена # 30 июня 2013 в 18:01 +5
Уважаемая Галина Васильевна! Заинтересовало малознакомое слово "монотипия", но когда посмотрела ваш мастер-класс, просто не могла сдержать восхищения. При помощи такой вроде бы не сложной техники получаются настоящие картины, способные соперничать с шедеврами импрессионизма! Я работаю учителем младших классов. Думаю, такие приемы обязательно понравятся моим ребятам. Ведь от некоторых работ глаз не оторвать! Спасибо!
Галина Васильевна Ляшко # 30 июня 2013 в 19:06 +2
Елена, я то же  думаю, что такая техника интересна всем и детям в любом возрасте, и взрослым. спасибо за отзыв. удачи вам в творчестве.
Елена сергань # 5 августа 2013 в 14:46 +2
так просто,легко, а главное красиво и интересно для детей разного возраста.
Духина Ирина # 8 августа 2013 в 14:06 +2
Галина Васильевна, техника забытая, но очень интересная. спасибо, что напомнили.
Елена Рыжкова # 22 августа 2013 в 17:08 +2
Очень оригинальные картины получаются, интересные.Обязательно буду использовать эту технику рисования в своей работе.Спасибо.
Галина Васильевна Ляшко # 29 августа 2013 в 20:59 0
удачи
Наталья Геннадьевна # 29 августа 2013 в 12:00 0
ХОРОШИЕ РАБОТЫ! САМА ЛЮБЛЮ ЭТУ ТЕХНИКУ!УДАЧИ В КОНКУРСЕ!
Галина Васильевна Ляшко # 29 августа 2013 в 20:48 0
спасибо:)
Татьяна Анатольевна Белашова # 1 сентября 2013 в 11:19 +4
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.Монополия вообще очень интересная техника и ребятам очень нравится,просто большой полёт фантазии
Оксана Владимировна Столь # 1 сентября 2013 в 14:55 +1
Спасибо,Галина Васильевна,что показали работы, выполненные в нетрадиционной технике  "монотопия".Мне тоже нравится работать с детьми в этой технике. Монотопия -  простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.)
Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставлять и  в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали.
Татьяна Петровна Лунегова # 21 января 2014 в 19:24 +1
еще один прием нетрадиционного рисования))) но он для меня еще пока не совсем близок))) но у вас получаются хорошие работы, интересные)))хотя надо тоже воспользоваться... монотипия развивает воображение, а это очень надо современному ребенку)))
Галина Васильевна Ляшко # 22 января 2014 в 21:30 0
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА, ПОПРОБУЙТЕ ЭТУ ТЕХНИКУ И, НАДЕЮСЬ ОНА ВАС УВЛЕЧЕТ СВОЕЙ ВОЗМОЖНОСТЬЮ СМЕШИВАТЬ КРАСКИ И ПРОЯВЛЯТЬ СВОЮ ФАНТАЗИЮ...
светлана ващилина # 23 марта 2014 в 00:34 +1
Монотипия самый доступный приём для детей. Пробуждает фантазию, воображение, развивает умение среди цветных пятен находить образы. Существует очень много приёмов рисования в этой технике. Галина Васильевна, очень интересные картины. Спасибо за интересный мастер-класс.
Галина Васильевна Ляшко # 24 марта 2014 в 18:52 0
Светлана, спасибо вам за отзыв.
Ольга Александровна Ильмукова # 15 октября 2014 в 19:01 +1
Великолепный закат, который может сделать ребёнок второй младшей группы. Спасибо. Обязательно нарисую такой же со своими детками.
ирина осипова # 25 апреля 2015 в 07:41 +1
Добрый день. Данный вид рисования широко используется в детских садах, он интересен для детей своей варьиативностью. Всегда интересно маленьким художникам создавать что-то новое.
Юлия Геннадьевна Розина # 9 июля 2015 в 23:18 +1
Спасибо за мастер-класс, я работаю воспитателем в ДОУ и в своей работе часто использую нетрадиционные техники, этот техника будет и интересна доступна детям в ДОУ. Обязательно использую на занятиях эту технику. Творческих успехов вам!
Ольга # 10 ноября 2016 в 10:07 0
в данный временной отрезок называть подобные техники нетрадиционными уже нельзя, потому как они широко используются уже более 20 лет)))
Светлана Викторовна # 4 января 2017 в 00:23 0
Здравствуйте, Ольга
Эта техника называется нетрадиционной, не потому что она новая, а потому что этот метод рисования отличается от классического (традиционного) варианта рисования.
Между словами "нетрадиционный" и "новый" знак равенства поставить нельзя.
Поэтому, этот метод рисования и через 40 лет будет называться "нетрадиционным"
Алина Владимировна Андреева # 7 марта 2017 в 21:37 +1
Интересная техника. Получаются красивые неповторимые рисунки. Ребята сами удивляются, у всех получается по-разному.