Использование дидактических игры для формирования социальной активности детей дошкольного возраста

Формирование социальное активности дошкольников ори использовании дидактических игр. Преемственность в работе детского сада и школы

В дошкольной педагогике под социальной активностью понимается такая ее совокупность, которая выражается в разнообразной деятельности ребенка:

умственной — в потребности в приобретении новых знаний; умении рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач (находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, умозаключения); проявлении смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности;

двигательной — в стремлении к выполнению игровых действий (поиск предметов, соревнование в беге, прыжках, имитация трудовых действий), целенаправленных действий с дидактическим материалом;

трудовой — в интересе к труду взрослых, механизмам и машинам; потребности и готовности трудиться; желании выполнять в игре роли разных профессий; помощи в труде старшим;

эстетической — в понимании и оценке красоты предметов и явлений;

нравственной — в проявлении любви к родному краю; доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии, сопереживании, сострадании, бескорыстной помощи; бережном отношении к предметам, игровому материалу; потребности следовать правилам поведения;

коммуникативной — в желании обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

В дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия.

Дидактическую игру условно можно разделить на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры.

Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Например, воспитатель обращается к детям: «Вова, хочешь поиграть в эту игру?»; «Ребята, хотите поиграть в новую игру?»; «Дети, вспомните, в какую игру мы вчера играли. Правильно, она называется «Магазин спортивных товаров». Давайте сегодня опять поиграем в нее». Воспитание желания играть со сверстниками — важный момент в формировании социальной активности. Так развивается общение, на основе которого формируются многие качества: товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество и др.

На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры.

В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке.

Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником. С таким ребенком другие дети охотно вступают в игру. Например, на вопрос педагога: «Почему ты любишь играть с Витей?» — ребята часто отвечают: «Потому что он хорошо играет»; «Потому что с ним интересно»; «Потому что он умеет играть».

Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач,

Объективная, но обязательно доброжелательная оценка педагога является необходимым условием эффективности дидактических игр.

Иногда воспитатель, чтобы не обидеть никого из детей, например, так оценивает игру: «Сегодня все играли хорошо, дружно. Молодцы!» Подобная оценка сводит на нет эффективность игры, принижает значение инициативы, трудолюбия, целеустремленности активных детей, уравнивает их с недисциплинированными и пассивными.

При неоднократном проведении игры дети более творчески подходят к выполнению поставленных задач, умеют оценить свое поведение и поведение товарищей. Роль воспитателя заключается в том, чтобы вовремя заметить проявление этих качеств у детей, оценить и развивать их дальше.

Актуальной проблемой в настоящее время является нахождение оптимальных связей преемственности в работе детского сада и школы, так как возрастные особенности дошкольников и учеников первых классов школы имеют большое сходство. В работе по формированию личности в детском саду и школе важно устанавливать преемственность не только по содержанию обучения и воспитания, но и по формам, методам и приемам обучения. Широкое использование игрового метода, в частности различных видов дидактических игр, в обучении и воспитании как в детском саду, так и в начальных классах школы, по сравнению с другими методами (например, словесными, наглядными), имеет ряд преимуществ. Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

Наблюдая за играми детей, их поведением в процессе игры, педагог может выявить их индивидуальные особенности, наметить наиболее эффективные пути воздействия на личность ребенка. Например, если воспитатель в процессе наблюдения за игрой выявил, что у ребенка отсутствует выдержка при выполнении правил игры, он использует игры, которые поставят ребенка в такие условия, когда он должен будет сам контролировать выполнение правил другими детьми.

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.

Важное значение имеет содержание дидактических игр. Как в детском саду, так и в школе имеются большие возможности в разработке, создании новых, варьировании старых игр. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.

Дидактические игры можно использовать как в процессе организованного обучения на уроке, на занятиях, так и вне их — на участке или во дворе школы.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра «Найди пару» для детей 3-4 лет

Методика организации дидактических игр в разных возрастных группах ДОУ

Структура дидактических игр для дошкольников

Дидактическая игра «Собери гусеницу» для детей 5-6-7 лет

Виды игр и их классификация в педагогике

Шаблина Наталья Владимировна # 14 ноября 2018 в 11:23 +2
Тема полезная, актуальная. Материал представлен в хорошо структурированном виде. Было бы здорово, если для примера были прописаны несколько дидактических игр.
Ирина Вячеславовна Филиппова # 15 февраля 2019 в 11:27 +1
Информация очень актуальна. Единственное хочется посоветовать еще опубликовать практический материал