Методика организации дидактических игр в разных возрастных группах ДОУ

Методика организации дидактических игр в детском саду

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

Рассмотрим подробнее некоторые приемы и методы руководства дидактическими играми.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, вначале берут на себя роли болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения — на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.

Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует воспитатель и от детей: «Скажи коротко, но чтобы тебя все поняли». Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.

Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше назовет предметов и др.), то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.

В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т. е. любую вещь, которая в конце отыгрывается. Разыгрывание фантов — интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра в разыгрывание фантов вызывает общее веселье, создает у ребят бодрое настроение. Игра не терпит принуждения, скуки.

Покажем для примера организацию воспитателем игры «От зернышка до булочки».

Для того чтобы дети могли играть в эту игру, необходимо дать им знания о том, кто и как выращивает хлеб. Для этого воспитатель рассказывает о труде хлеборобов, читает художественную литературу, рассматривает иллюстрации, беседует о пословицах и поговорках о хлебе. Например, почему так говорят: «Хлеб — всему голова», «Будет хлеб, будет и песня». Вместе с детьми подбирает иллюстрации о хлебном поле весной, летом, осенью; о машинах, которые работают в поле в разное время года, которые помогают людям выпекать хлеб. Затем готовят три большие карточки, на которых изображено поле летом, осенью, весной (их наклеивают на картон) одинакового размера. На меньшие по размеру картонные карточки наклеивают изображения машин, механизмов, используемых хлеборобами в их труде: борона, сеялка и др.; хлебопекарные печи, специальные машины: «Мука», «Хлеб» и др. Эти карточки также одинакового размера и в равном количестве для каждого сезона года.

После того как наглядные пособия для игры подготовлены, воспитатель предлагает детям начать игру. Но до ее начала напоминает участникам о труде хлеборобов, читает им стихотворение например, В. Степанова:

Почему у пирога зарумянились бока

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода —

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

И черны, как из печи,

Провожают их грачи.

Чтобы всходы были крепче,

Не напала злая тля,

И удобрит, и подлечит

Летчик с воздуха поля.

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Время жаркое — страда —

Праздник мирного труда.

 

Убран хлеб — и тихо стало.

Мелят мельницы зерно.

Поле-полюшко устало

И под снегом спит оно.

Над селом дымки плывут:

Пироги в домах пекут!

Почему у пирога

Зарумянились бока?

Потому что поле летом

Было солнышком согрето.

Потому что

Днем весенним,

Летним днем,

Осенним днем

Согреваем землю все мы

И любовью,

И трудом!

Воспитатель вместе с детьми вспоминает рассказы, такие, как «Моя мама пахнет хлебом», «Жатва», «Кто в поле главный».

— А теперь, дети, поиграем в новую игру, — говорит воспитатель и объясняет правила.— Здесь лежат три карты. Надо выбрать трех бригадиров. Выбираем их считалочкой. Каждый бригадир возьмет одну карту по выбору, назовет изображенное на ней время года. Тот, у кого изображено поле весной, будет бригадиром бригады «Зернышко», у кого летнее поле, будет бригадиром бригады «Колосок». А если на карте нарисовано хлебное поле осенью, то как будет называться бригада?

— «Булочка», — догадываются ребята.

Бригадир выбирает в свою бригаду еще одного играющего. По сигналу водящего (хлопок в ладоши) все бригады должны привести на поле машины, нужные для работы в то время года, которое изображено на картинке.

Воспитатель уточняет, все ли дети поняли правила игры. Подчеркивает, что чья бригада первой закроет клетки возле своего поля, та и выигрывает, она получает картинку (на картинке нарисованы зернышко, колосок, булочка).

После того как считалочкой выбрали бригадиров и членов бригад, они садятся за стол, на котором лежат большие карты и маленькие картинки. Роль ведущего вначале берет на себя воспитатель. Он подает сигнал начинать игру. Дети отбирают нужные карточки и закрывают ими пустые клетки. В ходе игры воспитатель выступает и в роли арбитра.

— Бригада «Колосок» первой привела свои машины на поле. Она получает свою картинку, — говорит воспитатель.

Затем происходит замена бригадиров и бригад, и игра повторяется.

В порядке усложнения в игру можно ввести новые картинки с изображением механизмов, орудий труда, машин. Воспитатель называет новые правила: при решении задач укладываться в определенное время, т. е. дается сигнал не только для начала игры, но и для ее окончания.

В процессе игры уточняются названия машин, активизируется словарь, развивается речь детей. Но особое внимание педагог уделяет воспитанию нравственных качеств: уважение к хлеборобам, ко всем, кто производит хлеб, бережное к нему отношение.

Анализируя игру, воспитатель обязательно подчеркивает, что дети выполняли добросовестно правила игры, дружно играли, радовались победе не только своей бригады, но и других; отмечает тех детей, которые раньше не участвовали в подобных играх, а здесь были активными членами бригады, старались быстро и правильно выполнить задание.

В итоге воспитатель спрашивает:

— Понравилась вам эта игра, ребята? Что больше всего понравилось в игре? Кто из вас лучше справился с заданием и почему?

Воспитатель напоминает детям о том, что все активно принимали участие в изготовлении атрибутов для игры, поэтому она была еще интереснее; все надо сохранить для других игр — сложить в пакет маленькие картинки вместе с большими картами, положить в коробку и хранить в определенном месте.

Рекомендуем посмотреть:

Структура дидактических игр для дошкольников

Использование дидактических игры для формирования социальной активности детей дошкольного возраста

Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста

Дидактическая игра «Собери гусеницу» для детей 5-6-7 лет

Виды игр и их классификация в педагогике

Марина Петровна Корюкина # 20 августа 2018 в 04:00 0
К дидактической игре надо готовится серьезно,иначе никакого результата воспитатель не добьется. Детей не обманешь.Они чувствуют настрой взрослого на игру.Если воспитателю интересно играть с ребенком,то и ребенок отзывается на игру. И результат будет на лицо.
Шаблина Наталья Владимировна # 14 ноября 2018 в 11:34 0
Действительно, игра - не такое простое занятие, как кажется на первый взгляд. От предварительной подготовки, грамотной организации и понимания цели игры будет зависеть и возможность достижения желаемой цели.