Детское творчество. Методическая разработка
Автор: Бонарт Светлана Семёновна, методист и педагог образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детского творчества города Алейска
Это методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, учителей начальных классов, воспитателей. В методической разработке указаны цели, задачи, применение данного материала в учебном процессе, а также развёрнутый конспект урока.
Методическое пояснение
«Кто в куклы не играл,
тот счастья не видал» –
(народная мудрость)
Главной целью написания данной методической работы было обобщение и систематизация знаний о народной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах.
За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. В последнее время народная кукла, как и народное творчество в целом, становится все более популярной. Сегодня интерес к народной традиционной кукле необычайно велик: проводятся мастер-классы, издаются книги, в Интернете можно найти много информации о способах изготовления кукол. И это неудивительно. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов.
С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Каждая кукла – это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Это особенно актуально в век засилья компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий. Куклы могут быть похожими, но не одинаковыми, при их изготовлении не нужно использовать «жесткие» выкройки, и это дает толчок для развития творчества. Именно поэтому нужно привлекать детей к самостоятельному изготовлению таких кукол. Традиционная народная кукла на протяжении многих-многих лет практически не изменилась в своем выполнении, так как бережно передавалась в семье из поколения в поколение. Это не вызовет трудностей, а, наоборот, даст отличный импульс к развитию фантазии у ребенка. Представьте себе, сколько радости испытает ребенок, когда на его глазах в его маленьких ручках из обычной тряпочки «родится» настоящая игрушка. Вы увидите, с какой нежностью и заботой ребенок будет обращаться со своим «творением», он никогда не бросит ее на пол, у него не возникнет желания «распотрошить» ее затем, чтобы узнать, что там внутри, потому, что он сам ее сотворил. Таким образом, занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
Тряпичные обереги сопровождали человека от рождения и до конца своих дней, они играли огромную роль в жизни человека, их использовали как обереги, для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода. С ними встречали гостей, их дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы «Кто в куклы не играл – тот счастья не видал!». Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа, является прекрасной альтернативой современным пластиковым игрушкам. Сделанная из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем купленная пластмассовая.
Игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку, играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», – гласит поговорка. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства. К куклам относились очень бережно, передавая от матери к дочери, от бабушки к внучке. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы, как дар рода. В каждом роду сохранялись свои особенности, приемы изготовления кукол. Создавая кукол, девочки учились шить, вышивать, кроить, плести кружева, ткать, плести бисерные украшения. В игровой форме маленькие хозяйки постепенно овладевали сложными женскими ремеслами, мамы воспитывали в дочках терпение, усидчивость, аккуратность. С красивой, нарядно одетой куклой девочки выходили «на люди»- праздники, вечерки, посиделки, демонстрируя окружающим уровень своего мастерства, взросления, равноправного вхождения во взрослый мир. В приданом девушки обязательно были и её собственные куклы. Каждая девушка должна была уметь делать этот оберег.
Также кукла играла для женщины роль проводника и служила символом перехода из одного состояния в другое — от девочки к девушке, от девушки к женщине и т.д. Изготовление подобных кукол в наше время у многих вызывает сложности. В современном обществе роли мужчин и женщин искажены и женщина иногда очень надолго «зависает» в одном из состояний, когда фактически ей уже пора играть совсем другую роль. От этого у нее в жизни многое не складывается, что вызывает ощущение неудовлетворенности и негативно сказывается на отношениях в семье и на жизни в целом.
Почему русская народная кукла оказалась жизненно стойкой, несмотря на конкуренцию с современными, продуманными до мелочей куклами? Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. В этих куклах живет память народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.
Современная технологическая эра разрушает психику людей. Ведь известно, что старинная изба с деревянным полом была намного полезнее, чем современный пол с подогревом. И понятен интерес малышей к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать. А еще детям нравится, что она не имеет нарисованных черт лица, а значит, можно нафантазировать всё, что захочешь. Старинная кукла вобрала в себя всё, чего нам так не хватает в ХХІ веке – золото пшеницы и запах сена, нежность мягкой шерсти и домотканого полотна.
Обряд создания куклы – это обряд сохранения жизни, защита от зла. Народная кукла хранит древние образы, пронесенные сквозь тысячелетия.
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
В нашей профессиональной жизни прочно утвердилось понятие "инновации". Русский аналог этому слову - нововведение. Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса. Так, инновационное занятие рассматривается с позиции новых введений в организацию учебного процесса на определенный период времени. Нестандартные занятия – это требования нового времени, вызванные, в частности, нехваткой учебно-методической литературы для их проведения. Классический тип, то есть традиционный тип занятия стал в наше время малоэффективным. Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала учащихся, формирования у них устойчивой мотивации изготовления русской народной куклы и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы, которые позволяют учащимся самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.
Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учащимися, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Эти методы раскрываются в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе интересных фактов, организации творческой работы учащихся.
Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях. Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта.
Мой инновационный опыт представляет собой применение различных педагогических технологий: сотрудничества, игрового обучения, компьютерные технологии.
Я применяю компьютерные технологии при изучении отдельных тем и разделов программы. Они не только помогают мне организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь. Могут быть использованы в качестве иллюстрационного материала, для повторения изученного раннее и для проверки текущего контроля знаний.
Технология обучения в сотрудничестве на занятиях включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся разбиваются на группы. Им дается определенное задание. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидульно -групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, проверяют, указывают на ошибки.
Технология игрового обучения применяется мною, потому что у меня дети младшего школьного возраста. Учитывая психологию детей данного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период является игра, многие занятия я выстраиваю в игровой форме. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия.
Мною разработана методика проведения нетрадиционных занятий в форме сказок, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также развивает детское воображение и эмоциональность, закладывает истоки творчества.
Подводя итоги проведенного занятия, я сделала выводы, что этот материал интересен воспитанникам, родителям, педагогам. У меня появилась идея по формированию комплексного подхода к изучению русских народных традиций. Учитывая пожелания воспитанников, хотелось бы и далее знакомить детей с прекрасными обычаями, традициями старины.
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов, воспитателей. В зависимости от наличия материалов, можно изменить практическую работу (открытка, сувенир), что не снижает ценности теоретической части занятия.
Мне хочется надеяться, что мой инновационный опыт, будет успешно изучен коллегами, обобщен, эффективно внедрен в образовательную практику и станет импульсом для новых творческих и педагогических идей.
Конспект занятия с детьми младшего школьного возраста по теме «Обереговая вепсская кукла»
Тема занятия: «Обереговая вепсская кукла», изучается в разделе «Народная игрушка» программы «Волшебная иголочка».
Продолжительность занятия: 45 минут.
Возраст: 8– 10 лет.
Цель: познакомить с русской народной куклой и научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол – вепсскую куклу.
Задачи: Образовательная: научить изготавливать народную куклу.
Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся.
Воспитательная: прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.
Тип занятия: формирование новых знаний.
Виды деятельности: беседа, самостоятельная практическая работа.
Методы обучения: словесный (беседа, загадки);
- наглядные (фотографии, иллюстрации, образцы поделок, просмотр слайдов);
- практические (изготовление вепсской куклы);
- валеологические (физминутки).
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Технические средства обучения – ПК, мультимедийный проектор.
Межпредметные связи: история, литература.
Материалы и инструменты:
- лоскуты белой и набивной ткани 20x20 см для туловища и костюма;
- нитки для перевязывания;
- тесьма, кружево для украшения;
- вата для набивки;
- ножницы для отрезания ниток.
Подготовительная работа:
- подобрать для педагога русский народный костюм;
- нарисовать вепсскую куклу;
- изготовить образцы народных и современных кукол;
- подобрать интересные факты о русской народной кукле;
- написать новые слова: оберег, обряд, вепсы;
- создать слайдовую презентацию.
Наглядный материал:
- образцы народных и современных кукол;
- иллюстрации, фотографии русского народного костюма;
- словарь терминов;
- инструкционная карта по изготовлению вепсской куклы.
Литература:
1. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;
2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;
3. Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции/ Науч. ред. Н.И.Решетников; сост. И.В.Онучина. – Каргополь, 2004;
4. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.- ООО Белый город, 2010.