Методическая разработка занятия по теме: Обереговая вепсская кукла

Ход занятия

I. Организационный этап: (2мин)

Приветствие:  

В светлу горницу войду,

Взглядом все тут обойду.

Сразу видно – эта хата

Мастерицами богата!

Здравствуйте, красавицы!

Мне здесь очень нравится!

– Я рада приветствовать вас у себя на занятии.  За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте  возьмемся   за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.

Спасибо за прекрасные улыбки. Прошу всех занять свои рабочие места. (Дети берутся за руки, улыбаются, занимают свои рабочие места).

Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»:

– Ребята, а хотите сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в прошлое.  Нет ничего проще! Нужно только произнести таинственные слова: «Раз, два, три -  прошлое  приди»! И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что, отправляемся?! Тогда все вместе повторим слова. Все запомнили?  «Раз, два, три -  прошлое приди»! (Ответы детей. Дети повторяют слова «Раз, два, три - прошлое приди!»))

– И я рада приветствовать вас в далекой стране прошлого! А знаете ли вы, ребята, какое любимое развлечение было у девушек и девочек в те времена – песни петь, да хороводы водить. Давайте вспомним сказку «Снегурочка»: «Пошли подружки в лес, стали Снегурку с собою звать: - Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. … Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют.

– А теперь отгадайте о  какой игрушке говорится в загадке?

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

(Ответы детей: «Кукла»)

Сообщение темы и цели:

 –  Правильно!

 О народных куклах сейчас вам расскажу.

А если вам понравится, - как сделать подскажу.

К вам пришла я не одна,

Со мной помощница моя –

Куколка – красавица, красная девица.

Куколка – красавица, чудо мастерица!

- Красивая кукла у нас?

(Демонстрируется образец тряпичной куклы. Ответы детей)

Читая разные сказки, можно узнать новое об обрядах  русского народа. Оказывается, что во многих русских сказках встречаются куклы, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев, например:

- четыре куклы,  посаженных Василисой Премудрой по всем четырем углам, которые отвечают голосами героев, пока те совершают побег в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»;

-подарок умирающей матери Василисе в сказке «Василиса Прекрасная», девушка должна беречь ее, никому не показывать, а если понадобится помощь, накормить и спросить совета.

II. Основная часть:  (6 мин)

– Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Кукла не рождается сама: создает ее человек.

– Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа.

На Руси куколки делали из подручного материала: дерева, ткани, ниток, соломы, кости. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления. (Показать разные куклы: авторские, магазинные, народные).

–  Ребята, а какая разница между этими куклами?  (Ответы детей: «Отличаются по наряду,  по материалу, по способу изготовления.»)

–  Русские народные куклы видите в каких красивых сарафанах? И на мне такой же красивый русский народный костюм!

Сшила сарафан себе всем на удивленье!

До чего же он хорош! Просто загляденье!

– По своему назначению куклы делятся на три большие группы: игровые, обрядовые, обереговые.

–  Как вы думаете, для  чего предназначались игровые куклы? (Ответы детей: «Для игры.»)

–  Когда использовали  эти куклы?  (Ответы детей: «Во время праздников»)

–  А вам знакомо слово «обряд»?

 Давайте с вами заглянем в словарь Ожегова и узнаем, что же обозначает слово обряд. «Обряд — традиции  человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, праздниками…»

–  Обратите внимание, какие разные обрядовые куколки представлены на слайде.

Одной из героинь сказки «Матушкина куколка»  тоже является обрядовая кукла.  Умирая, мама – купчиха говорит своей дочке прощальные слова:

«Слушай,  Марьюшка! Запомни и исполни мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением  оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при  себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она – и скажет тебе, чем помочь несчастью».

Это не простая кукла, в ней есть душа. Куклам в древности приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение. Трудно сказать, какая куколка была подарена матушкой дочери. Но поразмыслить можно.

– Еще одно новое слово «оберег». Обратимся опять к словарю.

«Оберег — предмет, обладающий способностью оберегать его владельца от разных бедствий.» 

– Посмотрите на слайд, вы можете здесь увидеть различные обереговые куклы, которые несли в себе обереговую силу.  Некоторые куколки изготавливались не только для себя или для своих близких, но и "для выкупа".  Купить такие куклы было нельзя, так как существовало поверье, что она силу потеряет, а вот выкупить - запросто. Главное - выбрать душой из массы куколок именно ту, которая ваша! Только тогда эта кукла будет оберегом для вас. Ну а на место, где лежала эта куколка, клали выкуп - деньги, товар, пищу.

–  Ребята, а чем эти куклы схожи? (Ответы детей: «Они все без лица.»)

– У кукол нет лица. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.

Вот как показана в русской сказке «Терешечка» молитва родителей о потомстве, продолжении рода: «У старика со старухой не было детей. Век прожили, а детей не нажили. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать. Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терёшечка - настоящая ягодка.»

–  Конечно же, я рассказала далеко не все о куклах - оберегах. И предлагаю вам самим к следующему занятию    найти дополнительную интересную информацию о них.

Но наша куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделаем подружек ей.

Кукле будет веселей!

 – Посмотрите на экран. Какую куклу мы сегодня будем делать?

(Ответы детей: «Вепсскую»)

–Да, я вам хочу показать, как можно изготовить вепсскую куклу.

– Обратите внимание на очередное новое слово «вепсы». Из словаря мы узнаем, что

«Вепсы – люди северной  народности.» 

–Давайте вместе повторим это слово. Для того,  чтобы  изготовить такую куклу, не нужно быть большим «кукольным мастером». Главное - иметь желание и немного времени.  Эти старинные вепсские куклы - обереги изготовлялись из подручных материалов, лоскутков ткани, из старой одежды без использования иголки очень быстро и с душой. Может поэтому они такие настоящие и красивые. Нет  у этой куклы красивого лица, да и одежда простенькая, а сколько в ней характера, здоровья. Глядеть на неё одно удовольствие!
Куклу использовали как оберег, как символ женского здоровья и плодовитости, символ благополучия и достатка, а её большая грудь - символ сытого, здорового ребенка.

Исследование:

– Сейчас внимательно рассмотрите образцы кукол и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся?  Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы.

(Ответы детей: «Ткань, нитки, вата, ножницы.»)

Подготовка к практической части:

 Итак, для изготовления этой куклы вам понадобится:

- один квадрат белой ткани размером 20х20 (для головы и рук)

- три  квадрата красной ткани размером 15х15 (для сарафана)

- квадрат ткани для платка

- лоскут 4х7 см – для передника,

- нитки белого цвета – для связывания деталей

- шерстяные нитки двух цветов – для пояса
- вата для объема головы и грудей

Техника безопасности:

Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности. Посмотрите на экран и вспомните правила безопасной работы с ножницами. 

III. Практическая часть (30 мин)

– А сейчас можно приступить к практической работе.

 (В качестве технологической карты по изготовлению вепсской куклы используются электронные слайды. Во время работы тихо звучит народная музыка.)

–  Ребята,  сейчас мы с вами изготовим верхнюю часть туловища куклы.  Для этого возьмите вату и скатайте  из неё шарик, это у нас будет голова. Положите шарик на середину белого квадрата и затяните его ниткой, тем самым формируя голову.

Точно также из ватных шариков  меньшего размера делаем верхнюю часть сарафана.

(Идет практическая часть занятия.)

А теперь немного отдохнем.  Приглашаю всех на физкультминутку. Встали, стулья задвинули. Смотрим на экран. Повторяем движения.

Проводится   физминутка  (2 мин).

(Дети выполняют движения под музыку.)

– А теперь потрем ладошки!  Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.

– Сейчас  куклу нужно собрать. Посмотрите на то, что лежит перед вами. Верхнюю часть туловища мы уже изготовили.    Поднимите и покажите мне два маленьких шарика.  Это части сарафана.  К верхней части туловища прикладываем части сарафана и  крестом перевязываем их.  (Дети выполняют работу поэтапно.)

– Кукла почти готова, осталось ее нарядить.

Для этого из приготовленной  ткани завязываем платок и фартук. Завязываем пояс (обматываем вокруг талии два раза), затем делаем узелок на поясе под левой грудью.

Вепсская кукла готова!

IV. Заключительная часть (5 мин)

Самоанализ:

– Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

Какая кукла на ваш взгляд самая красивая и аккуратная?

(Самоанализ)

Повторение нового материала:

Давайте сейчас повторим:

– Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)

– Какую обереговую куклу вы изготовили? (Вепсскую)

– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

– Чему научились? (Ответы детей)

– Где вам это может пригодиться? 

(Дети делятся впечатлениями.)

Рефлексия:

– Ребята, обратите внимание на эту куклу (кукла нарисована на картоне).

– Кого она вам напоминает?

Давайте все вместе украсим её наряд. Перед вами лежат цветочки: красный и синий. Если вам понравилось занятие,  прикрепите на сарафан красный цветочек, если нет – то синий

Уборка рабочего места:

Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок,

Мусор быстро уберём

И все вещи соберём!

 – Сейчас я прошу вас убрать свое рабочее место.  (Уборка рабочих мест.)

 

Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами мне, красавицы

Пришла пора прощаться!

 

Мелькают дни, летят года,

Века сменяются веками.

Но люди не забудут никогда,

Что сами рукотворно создавали!

– Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами. До свидания!

Страницы: 1 2
Надежда Осипцова # 11 февраля 2013 в 17:19 +1
Интересный, а главное самобытный материал
Светлана Бонарт # 11 февраля 2013 в 17:31 +2
Спасибо, Надежда. Надеюсь, joke что кому-нибудь пригодится.
Надежда Осипцова # 11 февраля 2013 в 18:54 +1
Светлана, это Вам Спасибо за такой интересный и полезный материал
Лариса # 2 марта 2013 в 13:24 +1
Замечательная разработка, Светлана!!!
Елена # 3 октября 2013 в 12:18 +1
Пишу диплом "Формирование представлений о народнрм костюме у младших школьников с нарушением зрения". Ищу методику преподавания народного костюма детям. Ваша разработка очень интересна и актуальна для меня. Спасибо Вам за Ваше творчество!
Марина # 14 марта 2014 в 08:49 0
Спасибо за разработку, очень интересно и доступно. Успехов в работе, талантливых восспитанников!
Елена # 3 мая 2014 в 22:51 +1
очень понравилось! спасибо
Светлана Валентиновна Котенева # 17 мая 2014 в 19:57 0
Спасибо за интересный материал! С большой выдумкой построено занятие, с душой, с добротой рассказано о традиционной русской кукле - чувствуется искренность, заинтересованность и профессионализм. Творческих Вам успехов!
Марина Фёдоровна Анненко # 23 октября 2014 в 08:46 0
Хороший материал, полезный для педагогов, которые делают в своей работе упор на приобщение детей к традиционной народной культуре.
Мария Красницкая # 13 декабря 2014 в 00:02 0
Спасибо огромное за материал! Вы-волшебница :).
Наталья Владимировна Насонова # 18 февраля 2015 в 15:21 0
Материал в статье познавательный и интересный. Тема обсуждаемая в статье актуальна, каждый подбирает свою методику ведения урока, все зависит от личных качеств и аудитории с которой предстоит работать. Часто на уроке приходится импровизировать, зная методику это удается без проблем. Многие моменты взяла на заметку, спасибо за обмен опытом.
Ирина Евгеньевна Ерогина # 18 марта 2015 в 14:55 0
Очень хороший материал. Рассказ о русской кукле, как увлекательное путешествие, уносит нас в прошлое... Спасибо за материал! Взяла на заметку!
Анна Александровна Решетина # 4 августа 2015 в 02:52 0
Вепсская культура всегда увлекает, "дерево", "кукла" - целое таинство. Спасибо за хорошо подобранный материал.
Александра Павловна Коняева # 19 сентября 2015 в 11:54 0
интересный материал приобщения детей к народной игрушке и народной культуре , голосую за вас!
Татьяна Аркадьевна Трофименко # 24 октября 2015 в 16:28 0
У вас очень поучительный материал.Хорошо что что вы чтите и помните народные традиции. Возьму на заметку вашу методическую разработку.!
Елена Анатольевна Камаева # 7 марта 2016 в 20:39 0
Добрый вечер! Мне было очень интересно познакомиться с народными традициями, с таким вариантом изготовления обереговой игрушки. Спасибо!
Светлана Эдуардовна Николаенко # 9 апреля 2016 в 13:24 0
Уважаемая коллега, доброго здравия! Как порой нам не хватает своего, родного, такого незатейлевого. Окунулась в историю, замечательно, что вы этим занимаетесь. Дети и взрослые очень любят мастерить своими руками. Возьму на вооружение ваш материал для своих НОД в направлении Музыка. Ждём новых исторических раскопок.
Юрий Викторович Силин # 23 июля 2016 в 01:52 0
Важность дидактических функций средств обучения делает актуальной проблему комплексного обеспечения ими процесса обучения.
Отсюда возникает необходимость разработки и создания совокупности средств обучения к каждой учебной программе предмета, к каждой теме и учебному занятию. В связи с этим остро встаёт вопрос о нехватке дидактических средств на уроках
Ольга Сергеевна Окунькова # 18 августа 2016 в 22:51 0
Очень интересный и познавательный материал. Региональный компонент необходимо включать в уроки. Воспользуюсь вашей разработкой урока.
Любовь Владимировна Калачева # 21 мая 2017 в 23:42 0
Узнала много интересного.Никогда не слышала о такой кукле.Но она похожа на другие народные обереговые куклы.
Дети очень радуются,когда на их глазах получается такой шедевр.
Елена Юрьевна Агеева # 23 ноября 2017 в 22:41 0
такие куклы очень интересны как детям, так и взрослым, они очень помогают.
Нина Васильевна Соболева # 7 февраля 2020 в 02:12 0
Добрый день! Познакомилась с Вашей разработкой. Хорошо подобран материал. У меня тоже есть занятия посвящённые куклам, но последнее время мы их вяжем крючком. Но кое какие сведения о кукле из Вашего материала использую в разработке следующих занятий... Спасибо!