Педагогический проект в начальной школе. История родного края

Педагогический проект на тему «История возникновения стекольных заводов нашего края»

Краткая аннотация содержания материала: Моно проект  по учебному курсу «Наш край» для 3 класса (УМК «Школа России), в котором используются коммуникативные, проектные и проблемно-поисковые технологии .

Автор: Учитель начальных классов: Сарафанова Елена Николаевна, МБОУ «Воровская СОШ» Судогорского района Владимирской области

Класс: 3

УМК: Школа России

Учебный курс: «Наш край».

Цель проекта: формирование образовательных компетенций учащихся школы 1 ступени: информационных, проектировочных, коммуникативных – через их включение в технологию проектной деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- воспитание чувства гордости за свою малую родину, своих земляков-стеклоделов;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности в ходе проекта и полученный творческий продукт.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

- развитие умения соединять творческий материал с практической деятельностью;

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи проектной деятельности;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;

- формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции совместной проектной деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- знакомство с историей возникновения стекольных заводов в нашем крае;

- расширение знаний детей о родном посёлке и об истории становления завода имени Воровского;

- знакомство с основными профессиями стеклоделов, названиями выпускаемой продукции;

- воспитание патриотизма, привитие художественного вкуса  детей;

- развитие речи учащихся, их актёрских способностей;

- развитие интереса учащихся  к изучению родного края. 

Матрица проекта

Этапы работы надпроектом
Цели и задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Деятельность
родителей,
библиотекарей.
1. Погружение в проект
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.
Помогает сформулировать:
•  проблему проекта;
«Что мы знаем об истории нашего посёлка?»
  цель: воспитание чувства гордости за свою малую родину и её историю.
 задачи:
1) познакомиться с историей возникновения стекольных заводов в нашем крае;
2) расширять знания детей о нашем посёлке и о развитии завода имени Воровского;
3)познакомиться с основными профессиями стеклоделов, названиями выпускаемой продукции;
4)  развитие  речи учащихся, актёрских способностей.
Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает,
контролирует.
Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
• личностное присвоение проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
Помогают в выборе
тематического
поля, темы; в формулировке проблемы,
 цели и задач
проекта.
Мотивируют детей.
2. Планирова
ние деятельности
Цель – пооперацион-
ная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
Предлагает учащимся:
•  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;
•  распределить роли в группах;
(представляет для учащихся свою презентацию)
•  спланировать деятельность по решению задач проекта;
•  продумать возможные формы презентации результатов проекта;
•  продумать критерии оценки результатов и процесса.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
Осуществляют:  
•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
• разбивку на группы;
•  распределение ролей в группе;
•  планирование работы; 
•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
Консультируют в процессе
 поиска информации.
Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении
плана предстоящей
деятельности.
3. Осуществле-
ние деятельности по решению проблемы
Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– промежуточ-
ные
обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Изучают материалы школьного музея; знакомятся с литературой в фондах библиотек об истории возникновения и развития стекольных заводов в нашем крае; готовят сценарий и реквизит к школьному спектаклю; подготовка к инсценированию сказки Рачкова.
Наблюдают.
Следят за соблюдением
 временных рамок
 этапов деятельности.
Оказывают помощь в сборе информации, оформлении
материалов и портфолио
проектной деятельности.
4. Оформление результатов
Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов.
Наблюдает, советует,
направляет процесс анализа.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.
Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.
Наблюдают,
советуют.
Помогают в обеспечении
 проекта.
Мотивируют
учащихся,
создают чувство
успеха.
 
 
 
 
 
5. Презентация
проекта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оценка и
результат
Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта.
Организует презентацию.
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
•  обобщает и резюмирует полученные результаты;
•  подводит итоги обучения;
•  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
 
Оформление сценария, сохранение презентации, создание фотоальбома.
Готовят презентацию, информационные буклеты,
продолжают оформлять портфолио.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют защиту проекта. Выступают экскурсоводы. Премьера спектакля.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
•  понимание проблемы, цели и задач;
•  умение планировать и осуществлять работу;
•  найденный способ решения проблемы;
 
 
 
 
 
 
Демонстрируют:
•  рефлексию деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.
Консультируют в выборе
формы презентации.
Оказывают помощь
в подготовке презентации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выступают в к
ачестве
эксперта.
 
 
 
 
 
.

Паутинка проекта

Нажмите на картинку, чтобы увеличить изображение

Страницы: 1 2

Татьяна Петрова # 22 февраля 2013 в 13:00 +1
Да, историю своей малой Родины надо обязательно изучать с детьми.
Полезная и интересная информация по изучению родного края с детьми.

Детишки очень стараются. Преподавателю и детям, огромное Спасибо
Мила Кузьмина # 5 сентября 2013 в 23:54 +1
Ценность данного проекта заключается в деятельности родителей! Такие работы сближают всех участников учебного процесса. Сколько гордости у родителей за своих детей, а у детей за родителей! Спасибо за отличную матрицу проекта, так как она наглядно показывает, как работает  сам проект.
Оксана Георгиевна Проскуровская # 18 декабря 2013 в 12:06 0
Проблема изучения родного края имеется практически во всех регионах, так как учебники расчитаны на общее обозрение по теме, а не конкретно твоя область, город и т.д. Спасибо за отличный материал, за чёткость изложения и последовательность.
Елена Вячеславовна Никитина # 8 октября 2014 в 23:29 0
Проектная работа грамотно представлена и оформлена. История родного края изучалась в разных направлениях. Полезной в работе будет и матрица проекта. Спасибо!
Лариса Александровна Глушенкова # 30 октября 2014 в 23:40 0
Спасибо! Я тоже так делала, очень интересно получается.
Дим Рафкатович Мужаверов # 11 ноября 2015 в 13:43 0
Проектная деятельность в школе очень актуальна в наше время. В рамках ФГОС учителя стремятся развивать школьников, легко ориентирующихся в информационном пространстве.Проект помогает ученику раскрыть свои творческие способности!