Конкурсы

Педагогический проект в начальной школе. История родного края

Приложения

1. Инсценирование сказки Рачкова П.А. «Хрустальный букет».

Обработанный текст:    Автор: Сарафанова Е.Н.

Приключилось это давно, лет 200 назад, а может и больше, на земле Владимирской, на берегу тихой речки Гусь.Старые люди сказывают, в ту давнюю пору богатый купец Аким Мальцов открыл там хрустальный завод. Сейчас уж никто не припомнит: при нём ли это случилось или при его наследниках. А случилось вот что.

Работал на том заводе хрустальных дел мастер Разумей. Делал он хрустальные вазы, рюмки, бокалы. Хозяин продавал их богатым людям. Беднякам-то не до хрусталя было. Вазы он делал на загляденье! Его работы показывали в Москве, в Петербурге, в Париже.

И была у Разумея дочка Белянушка. Славная девочка, но болезненная. Чем болела Белянушка? Никто не знал. 

Бабушка Лукерья Саввишна, как умела лечила, Белянушку: поила липовым цветом, парила ноги в настое трав – не помогало. Её надо бы показать доктору, но докторов тогда было мало, и лечили они только богатых.

По соседству с Разумеем жил его выученик Демьян. У него были братишка Тимоша и сестрёнка Фрося. Оба крепкого здоровья и очень сердечные ребятишки. Тимоша, ЧТОБЫ ПОТЕШИТЬ БОЛЬНУЮ ПОДРУЖКУ, поймал на конопляное семя снегиря, а Фрося сшила Белянушке куклу. Но Белянушка немножко порадовалась краснозобой птичке и выпустила её. Куклу тоже отложила в сторону. Она даже ходить не могла, всё лежала на топчане у печки.

2) Бабушка:

- Чем же тебя потешить, горькая ты моя?

3) Белянушка: - Мне бы цветочков.

- Цветочков?

- Да, колокольчиков лиловых, ромашек белых, васильков голубых. Поглядела бы я на них- мне и стало бы легче.

- Оно, может, и правда, помогла бы ей красота луговых цветов, да где их взять-то в такую пору? Какие теперь цветы, отвечает бабушка, - зима на дворе, январские морозы трещат.

Автор: Где же взять цветов? В те годы только у очень богатых помещиков были теплицы, где цветы росли и зимой. Обогревались теплицы дровами. Дров, конечно много надо, да что это барину- мужики крепостные напилят и привезут, сколько надо. Съездить бы куда,

Попросить для Белянушки, да разве дадут?

Автор: Рассказала Лукерья Саввишна про Белянушкино желание Разумею.

Бабушка: Душа замирает, как она просит цветов! Сердце бы своё превратила в букет и поднесла ей. На, любуйся, милая ты моя! Принёс бы кто в дом цветы и Белянушка наша пошла бы на поправку! Выздоровела бы, ей богу выздоровела бы!

Разумей: - Ты, Белянушка, с цветами погоди уж, когда придёт весна-красна.

Белянушка: А долго до весны?

Разумей: Теперь уж не долго. Январь, считай уж кончается. За ним – февраль – кривые дороги, большие сугробы, а там уж и март – весёлые капели. В марте солнышко с зимой начнут спорить: солнышко повернёт на лето, а зима будет на мороз воротить.

Белянушка: А кто победит? Лето?

Разумей: Знамо, лето. Оно сперва пришлёт свою дочку весну-красну с теплом и цветами.

Белянушка: Ох, больно долго ждать то.

Разумей: Потерпи, дочка, может и пораньше что получится. Есть у меня одна думка.

Бабушка: Придумай, что-нибудь, Разумеюшко. Чай, не зря тебя так зовут. Ты всегда горазд на выдумки, а тут твоя кровиночка помереть может.

Автор: Прилетела к ним частая гостья сорока.

Разумей: А-а, сорока-белобока! Погреться прилетела, или за красивыми стёклышками?

Сорока:  За красивыми, за красивыми!

Разумей: Что, если из хрусталя попробовать сделать ромашки и колокольцы? Как ты, думаешь, Демьян, получится?

Демьян: Получится, у тебя Разумей Васильевич, всё получится!

Сорока: Из хрусталя, из хрусталя!

Автор: Она принесла Разумею камушек.

Сорока: Этот камень, если его расплавить, имеет большую силу.

Автор: Белянушка стала считать дни, когда отец принесёт цветы. И всё волновалась, как бы мороз не загубил цветы. Просила папаню, чтоб завернул хорошенько, как домой понесёт.

Разумей: Тем цветам, какие я тебе принесу, никакой мороз не страшен. Жди. Теперь уж не долго.

Автор: А Разумею в это время хозяин заказал вазу. Чтоб управиться с вазой к сроку, назначенному хозяину, и найти часок-другой на букет для Белянушки, приходилось занимать время у ночи: работать по 2-3 часа сверх 12, как тогда было заведено у хозяев.

И всё-таки Разумей ухитрился сделать цветы из хрусталя. Букет получился отменный.

Демьян: Цветы даже лучше живых,(и постучал по ним стеклянной палочкой.)

- Во! Слышишь? Разве луговые колокольцы так звенят?

Автор: В тот самый час хозяин с приказчиком ходили по заводу и зашли к Разумею.

Демьян: Прячь букет! (Разумей спрятал)

Автор: Хозяин посмотрел, как идут дела у мастера, похвалил разумея за узор на вазе.

Хозяин: Не опоздай, дорога ложка к обеду! А то мне не с чем будет ехать в Петербург!

Приказчик: Я тебе говорил, что хозяин в Петербург едет? Пять раз говорил!

Разумей: Постараюсь сделать: грани надо ещё шлифовать, полировать, а снежинки и другие узоры травить кислотой.

Демьян: Этой вазой разумей заморским мастерам нос утрёт.

Автор: Хозяин, стоя у жаркой печи, с непривычки вспотел, достал платок, стал пот утирать. Потому с ответом Демьяну помедлил, а приказчик подумал, что хозяин не согласен с Демьяном, и высунулся:

Приказчик: Ты, Демьян так говоришь потому, что не видал работ заморских мастеров.

Хозяин: А я видал, и скажу тебе: наш Разумей заморским мастерам не уступит.

Демьян: Вот те крест – не уступит!

Автор: Тут приказчик начал крутить туда-сюда своим длинным носом, и тут заметил спрятанный Разумеем хрустальный букет.

Приказчик: Хозяин, мастер Разумей посторонним делом занимался. Вот почему ваза не готова.

Разумей: Дочка Белянушка у меня болеет. Всё цветов просит. А где их возьмёшь в эту пору?

Автор: Хозяин залюбовался букетом. От печи на цветы падал свет, и они сверкали, словно живые.

Хозяин: Славная вещица! А ваза чтоб к сроку  была готова.

Автор: Повернулся к приказчику, наказал, чтобы проследил, и будто он ничего не слышал о больной девочке, передал букет со словами:

Хозяин: Эту вещицу отнеси ко мне домой, пусть Оринка порадуется.

Демьян: Оставь цветок!

Приказчик: Ты что, не слышал приказ хозяина?

Автор: Напрасно разумей с Демьяном говорили ему о больной девочке.

Приказчик: Это есть чепуха! Материал – хозяина, печь, инструмент, значит и букет – хозяйский. (уходит)

Демьян: Послушай, Разумей! Ты делай новый букет, а я за тебя вазу доделаю. Ты не сомневайся. Я постараюсь.

Разумей: Выручай, Демьянушка. Верю в тебя. ( передаёт вазу Демьяну)

Автор: Разумей выдул новый хрустальный цветок. – Ах, какая в нём сила! Демьян принёс вазу.

Разумей: Ну-ка, Демьянушка, покажи, как ученик довёл до ума работу учителя? ( рассматривает вазу) – Ты, Демьян, пойдёшь дальше меня. Старые люди так говаривали: мастер славен не только тем, что сделано его руками, но паче того учениками своими.

Автор: Демьян рассматривает новый хрустальный цветок.

Демьян: О, диво дивное. Чудо чудное! И как это тебе удаётся, Разумей? Я, наверное, никогда не смогу делать такие вещи…

Разумей: Придёт время, сделаешь. Скорее, скорее домой, заждалась Белянушка.

Автор: Разумей поднёс букет Белянушке. Она тронула его рукой, и все увидели, как лицо её, до той минуты серое и землистое, вдруг стало розоветь.

Она встала с своего топчана.

 

Фрося и Тимоша хотели было подхватить её под руки, но Белянушка отстранила их и пошла по избе, сперва робко, потом смелее. Тимоша и Фрося от радости начали плясать. ( Дети образуют хоровод с бабушкой и Разумеем, Демьяном)

Вот какая сила была в том хрустальном букете, сделанном замечательными мастерами!

2. Материал для выступления экскурсоводов музея

1) В Мещёре, среди лесов, речек и озёр, стоит город Гусь-Хрустальный. Основал его орловский купец Аким Мальцов. В 1756 г. Скупил у помещика Симонова леса и земли в мещёре и отправился выбирать место для будущей фабрики. Остановился у речки Гусь.

- Здесь буду ставить завод. В бумагах писать прикажу:

«город Гусь-Хрустальный».

Первые стекольные заводы Владимирской губернии возникли в начале II половины ХVIII столетия.

Гусевский завод Акима Мальцова – 1756 г.

Золотковский завод Фомы Мальцова – 1772 г.

Воковский завод его же – 1782 г.

В нашем посёлке тоже есть стекольный завод, в далёком прошлом он имел название Воковский. Он построен в 1782 г. Его основателем является секунд-майор Фома Мальцов. На его заводе производилось белое стекло, разнообразная хрустальная посуда, украшенная высокохудожественной гравировкой. Художественный хрусталь Мальцовых поставлялся в Петербург, к императорскому двору, а также в Москву для продажи до 4000 рублёв, на Макарьевскую ярмарку до 2000 рублёв. 

В это время на заводе была 1 контора для письменных дел, 1 каменная гута – цех для делания стекла и хрусталя, 1 рисовня для стекла, шлифовня для хрусталя, для поклажи хрусталя и стёкол – 7 амбаров, 1 гончарня, в которой делаются горшки для сварки хрусталя и стёкол; работают 71 человек мастеровых и 55 рабочих.

2) В 1810 г. Воковский завод был куплен Петром Александровичем Небольсиным, который до этого был городничим г.Покрова, затем он ушёл в отставку и поселился в сельце Озяблицах Меленковской округи, решил заняться стекольным производством, считая это дело прибыльным. В годы правления Небольсиных выработано 866 220 штук посуды на сумму 36 914 рублей. Число рабочих – 100 ч., 2 печи, шлифовня, в которой 20 колёс, приводимых в движение двумя конными приводами.

 В 1871 г. Воковский завод купили у Небольсиных судогодские купцы, почётные граждане братья Фёдор и Иван Федоровские. Они усовершенствовали завод: поставили стеклоплавильные печи французского типа, печь «для лампового товару» (показ керосиновой лампы), увеличили количество шлифовальных станков, расширили ассортимент выпускаемой продукции, рынок сбыта (Петербург, Самара, Казань, Нижний Новгород, Турция, Персия) ____ показать кальяны. В 1897 г. На заводе работает 314 ч. (мужчин – 219 ч., женщин – 32, малолетних – 63 ч. В этом году произведено графинов 25 000 шт., стаканов: 814 740 шт., блюдцев: 170 200 шт., рюмок: 520 200 шт., мелочи разной - 189 000 пудов. Во времена Федоровских растут постройки заводских зданий, строится дом владельцев завода, склады для товаров, избы для квартир рабочих, пруды.

3) Раньше наш посёлок назывался Воковским, а с 1923 г. он стал носить имя известного советского дипломата Вацлава Вацлавовича Воровского. Во время Великой Отечественной войны в гуте трудились старики, женщины и дети. Они выпускали стеклянную посуду для госпиталей. В послевоенное время завод выпускал изделия из накладного стекла, изделия, декорированные золотом. (показ) 

На современном производстве был увеличен выпуск хрустальных изделий, ассортимент сортовой посуды: кувшины, штофы, графины, стаканы, рюмки, бокалы, фужеры, вазы для цветов, сувениры из стеклопластики. Творчество стеклодувов тесно связано с народным искусством. Растительные мотивы, изображение зверей и птиц, излюбленные в народном творчестве, распространяются и на стекло. (Рассмотреть на изделиях)

В глубине дремучих лесов, в заводском посёлке, с утра и до позднего вечера не умолкал пронзительный звон – гута работала. Гутой называлось помещение, где находились печи, в которых варили стекло. У печей, дышащих раскалённым стеклом, работали полуголые, обожжённые мастеровые. На ногах у них – колодки. (Показ, объяснить, почему.) 

Огонь – «родитель» стекла, потому что начинается стекло  со стекловаренной печи. И берут своё начало все его хрупкие формы от обыкновенного песка (кварцевого), соды, сурика. Смесь этих веществ называется шихтой, 70 % которой это чистый белый песок. В прошлом стекловаренные печи были горшковые.  Только не надо представлять горшковую печь в виде русской печи с набором горшков. Стекловаренные «горшочки» - это горшки из огнеупорной глины вместимостью от 100 до 1500 килограммов.

На нашем заводе работало 2 печи: одна для варки хрусталя, другая для варки простого стекла. Старые горшковые печи были заменены  ванными печами, что позволило заводу работать круглосуточно, в 4 смены. В результате увеличился объём выпускаемой продукции. Чтобы получить хрусталь, брали особо чистый белый песок, добавляли соды, извести, а ещё свинцовую окись, которая придавала стеклу прозрачность и твёрдость. Чистый хрусталь – необыкновенно певуч. Стоит только подуть на тонкий хрустальный бокал, он тихонько зазвенит мелодичным «малиновым» звоном. Варить хрусталь – нелёгкое дело. Составление смеси требует исключительной точности. В заводе есть составной цех, в котором готовят шихту – смесь, которую засыпают в печь для варки. Стекловар обязан знать режим печи, чтобы сплав получился вязким. Старые мастера, передавая свои секреты стекловаров, предупреждали, что варить стекло – дело нешуточное. Особенно. Если это – хрусталь. Стекло не любит суеты, не любит спешки, как и всякое творчество. Стекловара иногда сравнивают с поваром. Но он – и химик. Чтобы определить цвет будущей вазы будущей вазы, бокала, нужно хорошо знать науку химию. Например, уран придавал стеклу нежно-зелёную окраску, медь и марганец – красную и розовую, кобальт – синюю.

4) Расплавленное стекло – это ещё материал для изделий. Нужно большое искусство, чтобы превратить его в готовые вещи. Выдувание стеклянных изделий похоже на выдувание мыльного пузыря. Мастер-стеклодув, набрав на кончик длинной железной трубки ( показ её) шарик расплавленного стекла, выдувает из него пузырь, называемой « баночкой», а потом придаёт ей нужную форму. Поэтому мастера-выдувальщика чаще всего называют волшебником: на глазах у всех происходит действительно волшебство – рождается произведение искусства на конце стеклодувной трубки. Настоящий мастер создаёт и сегодня редкую вещь при помощи губ, рук и лёгких, вкладывает  в эту вещь свою душу.

Перенося свою каплю стекла, одной рукой мастер вращает трубку, а другой нажимает резиновую грушу. И вот в воздухе « растёт» ваза на кончике трубки. Чтобы придать вазе нужную форму, мастер пользуется, как и в давние времена, простыми инструментами. На деревянном станочке выдувальщика есть форма из чугуна, деревянный ковш (показ), ножницы. Здесь мастер работает, как скульптор, отсекает лишнее. Стеклодувы чаще всего начинают обучаться мастерству с ранних лет, нередко наследуя профессию от старших в семье.

5) Обработкой стекла занимаются шлифовщики, которых у нас называют алмазчиками, гравера, полировщики. Алмазчики на шлифовальном станке с помощью диска из синтетического алмаза выполняют рисунок, напоминающий бриллиантовую огранку. На посуде появляются рисунки-грани, которые затем полируют. И изделия заблестят, засверкают хрустальной гранью, как сказано в стихотворении В. Полторацкого. Гравёр или гравировщик – это мастер, который вырезает рисунок или надпись на стекле с помощью мелких инструментов, как вручную, так и на станке. (При обсуждении показать алмазную грань-рисунок, алмазный диск и гравировку на стекле).

Контрольный лист рефлексии в начальных классах

Литература:

1) Материалы школьного краеведческого музея имени Анатольева Вячеслава Дмитриевича МБОУ «Воровская СОШ»

2) Хрестоматия по литературному чтению «Тропинка». Произведения писателей и поэтов Владимирского края для детей младшего школьного возраста. Составители  Почукаева В.В., Харчевникова Е.Л. «Владимир 2000 г.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока-путешествия по страницам родного края для начальной школы

Проектная деятельность в школе

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Проект школы нового поколения в 1-4 классах

Проект: Наше будущее, 7-9 класс

Страницы: 1 2
Татьяна Петрова # 22 февраля 2013 в 13:00 +1
Да, историю своей малой Родины надо обязательно изучать с детьми.
Полезная и интересная информация по изучению родного края с детьми.

Детишки очень стараются. Преподавателю и детям, огромное Спасибо
Мила Кузьмина # 5 сентября 2013 в 23:54 +1
Ценность данного проекта заключается в деятельности родителей! Такие работы сближают всех участников учебного процесса. Сколько гордости у родителей за своих детей, а у детей за родителей! Спасибо за отличную матрицу проекта, так как она наглядно показывает, как работает  сам проект.
Оксана Георгиевна Проскуровская # 18 декабря 2013 в 12:06 0
Проблема изучения родного края имеется практически во всех регионах, так как учебники расчитаны на общее обозрение по теме, а не конкретно твоя область, город и т.д. Спасибо за отличный материал, за чёткость изложения и последовательность.
Елена Вячеславовна Никитина # 8 октября 2014 в 23:29 0
Проектная работа грамотно представлена и оформлена. История родного края изучалась в разных направлениях. Полезной в работе будет и матрица проекта. Спасибо!
Лариса Александровна Глушенкова # 30 октября 2014 в 23:40 0
Спасибо! Я тоже так делала, очень интересно получается.
Дим Рафкатович Мужаверов # 11 ноября 2015 в 13:43 0
Проектная деятельность в школе очень актуальна в наше время. В рамках ФГОС учителя стремятся развивать школьников, легко ориентирующихся в информационном пространстве.Проект помогает ученику раскрыть свои творческие способности!