Проект школы нового поколения в 1-4 классах

Автор: Григорьева Елена Викторовна, учитель ИЗО и технологии, педагог дополнительного образования МБОУ ООШ № 26 х. Заречного Усть- Лабинского района Краснодарского края

Проект школы нового поколения в 1-4 классах

Предмет «Мастерская Самоделкина и художника Кисточкина»

Краткий анонс

Статья предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих в сельских малокомплектных школах в начальных классах. В данной статье рассказывается о работе в проекте школы нового поколения в 1-4 классе: о проблемах, возникших в начале проекта, о пути их решений и о достигших результатах. Цель статьи состоит в том, чтобы помочь педагогам дополнительного образования помочь выбрать для себя пути решения развития творческих способностей уч-ся.

Цель программы предмета «Мастерская Самоделкина и художника Кисточкина» предусматривала формирование и развитие лидерских качеств ребёнка, как необходимого компонента его творческого, личностного саморазвития средствами декоративно-прикладного искусства и художественного конструирования, используя различные материалы и техники (бумага, природный материал, пластилин, пластмасса, акварель, ткань, солёное тесто, глина).

Задачи программы включали в себя:

- Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.

- Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей детей.

- Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, использование детских поделок для оформления школы, школьных праздников.

- Изготовление поделок вместе с родителями.

- Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

А теперь, давайте представим себе большой, ярко освещённый выставочный зал. Немного походим по нему.

Стоит старое дерево с опавшими листьями, но кое- где листочки ещё еле- еле держаться. Под деревом раскинулся пёстрый ковёр из полевых цветов, опавших листьев, осенних грибов. Где-то в болоте спрятались лягушки на кувшинках… Ну вот мы не успели оглянуться, как с неба падают первые кружевные снежинки, и на небе пролетел Рождественский ангел, который своей волшебной палочкой рассыпал маленькие снежинки на рождественскую ёлку, несся радость в дома, хозяев которых охраняет добрый маленький домовёнок. Под Рождественской ёлкой можно найти подарки для мам и пап…И вот, весна! Вдруг, от тёплых лучиков, расцветает дерево добра. Как оно прекрасно!...

Все эти работы учащиеся 1-4 класса сделали на занятиях своими руками.

Специфика программы основывалась на конструирование, как одного из детской продуктивной деятельности изготовления декораций для школьных праздников. Все занятия имели единую структуру. На занятиях я с детьми использовала игровые ситуации, предлагала творческие задачи.

В процессе работы можно было увидеть, что многие ребята совсем не имеют навыков работы с ножницами, бумагой, клеем. Так как большинство ребят до школы не посещали детских садов (в нашем хуторе их просто нет, а возить в город - не у всех есть возможность), подготовительных занятий к школе. А что же делать? Как же хочется каждому ребёнку быть успешным, что бы любое начатое дело завершилось победой, и любимый взрослый сказал бы: «Какой ты молодец!». И как трудно воплотить свой замысел. Хочется сделать много, а начинаешь - и понимаешь, насколько ограничены твои возможности. Любой взрослый, если он оглянется в своё детство, вспомнит это ощущение беспомощности. Как же помочь ребёнку освоить технику, стать умелым и в то же время – не навязывать шаблоны, а открыть простор для самостоятельного творчества? Дети всегда делятся с родителями всем новым и интересным, произошедшим за день в школе. Дети, которые раньше испытывали затруднения в чём-либо, смотришь, а они уже этому учат других первоклашек, которые тоже участвуют в проекте. Я считаю это прогрессом в овладении навыками в работе с различным материалом. Очень заметно стало чувство коллективизма. Все друг другу помогают. Многое чему они научились, они стараются повторить это дома. И вот смотришь, получилось уже что-то новое. Затем приносят на следующий день и ждут моей оценки. Да, есть дети, которым даётся всё с большим трудом. И на фоне остальных их работы смотрятся не лучшим образом. Ребёнок расстраивается, пропадает желание творить новое. Как успокоить его? Как сделать так, что бы его, не очень получившаяся работа, была значимой, чтобы она завершала целостность композиции. Ведь, когда ребёнок делает что-то сам и у него что-то получается - это здорово, но когда получается прекрасная коллективная работа, возникают другие- не менее важные – эмоции: сопричастности, гордости за друзей, уважение друг к другу. Вырабатываются такие черты характера, как: терпимость, умение подождать, уступить или наоборот отстоять свою позицию. Такой подход к делу даёт большие результаты. Ребята учатся общению со сверстниками, работать группами в процессе выполнения творческих работ, анализировать ход выполнения действий, идут на контакт с педагогом, овладевают навыками работы с инструментами. Учащиеся так же стараются достичь аккуратности в работах, развить интерес к выполняемым изделиям, работать со старшеклассниками, участвовать в организации школьных праздников, ощутить значимость своих работ в оформлении школьного интерьера.

Учащиеся так же овладели основными терминами художественной грамоты. Ребята умеют применить правила техники безопасной работы с инструментами, правильно организовывать своё рабочее место, использовать для работы различные художественные материалы, находить новые нестандартные решения творческих задач, настраиваться и погружаться в работу, эмоционально ощущать цветовую гамму материалов, воспринимать различные виды декоративно-прикладного искусства и понимать особенности их образного языка; анализировать произведения искусства; творчески импровизировать на заданную тему; выполнять работы по представлению и впечатлению, подготовить рабочее место к уроку и убрать его после урока.

Ребята обладают:

• начальными лидерскими качествами;

• навыками трудолюбия и целеустремлённости;

• коммуникативными навыками;

• развитым воображением;

• наблюдательностью;

• фантазией.

Работая над программой для дальнейшей работы, мы составляем план работы со старшеклассниками по организации помощи в выполнении и подготовки материала для выполнения творческих работ младших школьников.

Учащиеся активно участвуют в выставках школы, района, в различных конкурсах, в праздниках, получают грамоты, памятные призы. Почти на всех праздниках мы стараемся продемонстрировать труд ребят, приглашаем родителей и даём им возможность тоже участвовать в праздниках и в их подготовке. Это позволяет дать стимул родителям вникнуть в процесс творческих задач и помочь своему ребёнку в их воплощении.

Работы учащихся в этом проекте:

Декорации к осеннему празднику. «Подводный мир» бумажная пластика

«Зоопарк» бумажная пластика

«Дерево добра» декорации для новогоднего праздника. «Рождественский ангел» украшение для класса

Изготовление кукол из ткани для весеннего праздника

Декорации к новогоднему празднику

Выставка работ к празднику Пасхи

Рекомендуем посмотреть:

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Проектная деятельность в школе

Проект: Наше будущее, 7-9 класс

Педагогический проект в начальной школе. История родного края

Анастасия Леонидовна Тюменцева # 19 декабря 2013 в 09:42 0
Содержательный проект. Очень интересные детские работы, разносторонние и содержат большое количество разных технологий
Наталья Николаевна Матафонова # 28 марта 2014 в 16:36 0
Хорошая статья предназначена не только для педагогов дополнительного образования. Я - учитель начальных классов, с удовольствием прочитала статью, т.к. тоже бывают первоклашки, которые не посещали детские сады. Первые уроки технологии даются им с большим трудом.Елена Викторовна, спасибо.
Рыжевская Ольга Борисовна # 15 августа 2014 в 18:26 0
Талантлив педагог и его учащиеся. Фантазия и терпение и получается продукт.
Людмила Даниловна Альзонова # 4 ноября 2014 в 04:11 0
Это круто!Молодцы дети под чутким руководством талантливого педагога.Спасибо!
Татьяна Васильевна Кононенко # 11 декабря 2014 в 00:40 0
Вы поделились опытом работы и этапами работы над проектом.Сам проект наверное состоит из разделов и тематик.Интересно бы почитать его полностью.