Методическая разработка урока на тему: «Наш Красноярский край»
Автор: Никитина Тамара Иннокентьевна, учитель начальных классов МКОУ «Стойбинская средняя общеобразовательная школа», Красноярский край, Партизанский район
Данный урок предназначен для учителей начальной школы, работающих по УМК «Школа России». Конспект урока на тему «Наш край Красноярский» - это путешествие по страницам книги родного края. Цель развитие чувства патриотизма и любви к своей «малой родине» у младших школьников.
Мир вокруг нас. Тема урока. «Наш край Красноярский»
Цель урока: вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы «Наш край» через повторение и обобщение.
Задачи урока:
- повторить географическое положение нашего края на карте России, обобщить знания учащихся о растениях и животных края, вспомнить историю образования края;
- развивать логическое мышление, память, внимание, учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование: карта Красноярского края, гербарий, кроссворд, тест, фотографии заповедников, животных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Дорогие ребята, сегодня тема нашего урока «Наш край Красноярский» (Слайд №1)
Отгадайте, пожалуйста, ребус
(Слайд №2)
- Что вы понимаете под словом «Родина», какой смысл вы в него вкладываете?
Вывод: Родина - место, где мы родились, выросли, живём. Это наше село, наш район, наш край, а в широком понимании – это наша страна – Россия. На уроке мы будем говорить о нашем родном Красноярском крае, Партизанском районе, о селе Стойба, где мы живём. Эпиграфом к уроку будут строчки из стихотворения красноярского поэта Анатолия Третьякова
Родимый край! Саянские отроги,
И степь, и тундра…. И во всей красе
Тайга на скалах, где кипят пороги,
Весь в облаках, как в льдинах Енисей.
Какая мощь в тебе, мой край таёжный!
И нет тебя прекрасней и родней,
Как хорошо, что здесь порою можно
С природою побыть наедине
Оценивать своюработу на уроке вы будете сами. На столах у вас лежат маршрутные листы, за каждый правильный ответ вы ставите 1 балл.
III. Обобщение пройденного.
Обобщая тему, мы будем условно листать страницы книги и путешествовать по ней. Итак,
1 страница « Географическая» (Слайд № 3,4. Карта Красноярского края)
- Расскажите о географическом положении края, покажите границы края.
Ответы детей. Наш край занимает огромную территорию от Северного Ледовитого океана на севере до Саянских гор. Он протянулся с севера на юг почти на 3000 км, а с запада на восток на 1250 км в самом широком месте. Большая часть края расположена на Среднесибирском плоскогорье. На юге края границами служат горы Восточного и Западного Саян, Абаканский хребет и Кузнецкое Алатау. Площадь края-2,4 млн. кв. км. В состав края входят Хакасия, Таймыр, Эвенкия.
- Какие реки протекают по территории края?
Дети. По территории края с юга на север протекает самая большая река Восточной Сибири – Енисей. Он образуется слиянием двух рек Бий – Хем и Ка - Хем (Большой и Малый Енисей). Его притоками являются реки: Ангара, которая вытекает из озера Байкал, Средняя и Нижняя Тунгуска. Кроме этих рек по территории края протекают реки Чулым, Кеть, Хатанга. Кроме рек в Красноярском крае есть озёра: озеро Таймыр на Таймырском полуострове, которое промерзает до дна, озеро Лама, Глубокое, Хантайское. На юге, в Минусинской котловине, есть озеро Шира, Учум, Тагарское. На севере наш край омывает Карское море, в которое впадает река Енисей, и море Лаптевых. Наш край разделён на районы. Мы живём в Партизанском районе, районный центр – село Партизанское, в шести километрах от которого расположено наше село Стойба. По территории района протекают реки Манна и наша маленькая река Рыбная.
2 страница «Историческая» (Беседа по вопросам)
- Когда был образован Красноярский край?
(7 декабря 1934 года)
- Как назывался раньше наш край?
(Енисейская губерния, основана в 1642 году)
- Какой первый город был построен в крае?
(Мангазея – Туруханск, 1601 год)
- Какой город является центром края и кто его основатель?
(Красноярск, Андрей Ануфриевич Дубенский, 1628 год)
Скажите, ребята, какие народности жили на территории края до прихода русских?
(Татары, киргизские племена, которые воевали между собой)
- Кто первым проложил дорогу в Сибирь?
(Ермак Тимофеевич)
- Знаменитый сибирский художник Василий Иванович Суриков написал картину «Покорение Сибири Ермаком». Глядя на репродукцию этой картины мы можем себе представить, как это происходило. (Слайд №5)
- Чем же манила к себе Сибирь русских землепроходцев и промышленников?
(Рыбная ловля, охота за ценным пушным зверем, полезные ископаемые, особенно золото)
Итак, давайте подведём итоги нашей работы. Сосчитайте,
сколько вы заработали баллов, кому нужно подтянуться, а кто может быть собой доволен.
IV. Физминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
3 страница « Зоологическая».
Учитель. Ребята, вы сказали, что Красноярский край протянулся с севера на юг на 3000 км. Вспомните, какие природные зоны расположены на территории края?
Дети. Ледяная зона, зона тундры, зона лесов и зона степей. Почти все природные зоны, значит, в крае обитают животные разных природных зон.
Учитель. Разгадайте кроссворд « Животные Красноярского края», определите, в какой зоне они живут, расскажите об одном, дополните ещё названиями животных этой зоны.
Найди названия 11 животных.
Ц
|
Б
|
Е
|
Л
|
К
|
А
|
Н
|
В
|
О
|
Л
|
К
|
Р
|
П
|
М
|
В
|
У
|
Б
|
У
|
Р
|
У
|
Н
|
Д
|
У
|
К
|
Е
|
Ж
|
В
|
А
|
А
|
З
|
А
|
Я
|
Ц
|
Ж
|
Э
|
Л
|
И
|
С
|
А
|
А
|
П
|
Р
|
С
|
О
|
Б
|
О
|
Л
|
Ь
|
Л
|
Д
|
М
|
Ы
|
Ш
|
Ь
|
Р
|
А
|
Л
|
М
|
Е
|
Д
|
В
|
Е
|
Д
|
Ь
|
Т
|
Л
|
О
|
С
|
Ь
|
Л
|
(Слайд № 6, индивидуальная работа с компьютером).
- Вспомните, какие животные занесены в Красную книгу?
4 страница «Ботаническая».
Работа в группах.
Учитель. Ребята, почему наш край называют лесной державой?
- Лес занимает большую часть территории, 150 млн. га, 1/5 часть всех лесов России.
Класс разделен на две группы (на столах у каждой группы гербарий).
Задание: выбрать растения нашего края, найти лишние, определить в какой зоне растут эти растения, привести примеры растений этой зоны.
(Слайд № 7, индивидуальная работа с компьютером).
Задание: выбрать из предложенного списка правильный ответ.
5 страница «Экологическая».
Учитель. Ребята, вы знаете, что экология – это наука о взаимоотношениях человека и природы.
- Давайте вспомним, что сделано в крае для охраны природных богатств?
Ребята рассказывают о том, что в Красноярске создан заповедник «Столбы», который уникален своими причудливыми горными скалами. Создан «Таймырский» заповедник, под охраной которого находятся дикие животные ледяной зоны, обращают внимание на «Саяно-Шушенский» заповедник, который славится красотой природы (слайд № 8,9,10).
Учитель. Наш урок я хочу закончить словами:
Милая Родина! Ты год от года
Должна становиться краше.
Охрана природы – дело народа,
Мое, твое, наше!
V. ИТОГ УРОКА
Дорогие ребята, вот и закончилось наше заочное путешествие по краю, но настоящее путешествие у вас будет продолжаться всю жизнь. Вы увидите синие горы Саяны, красоту и мощь Енисея, наши города. Ведь кто знает, куда занесет вас судьба, кем вы будете по профессии, но мне хочется, чтобы вы выросли настоящими людьми.
Давайте подведем итог нашей работы на уроке. Подсчитайте свои баллы и оцените свою работу.
Рекомендуем посмотреть:
Урок - обобщение по теме «Имя существительное»
Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»
Конспект интегрированного урока математики и природоведения в 4 классе для детей с ОВЗ (I и II вида)
Конспект урока математики 1 класс по теме: Числа
Конспект урока литературного чтения в начальной школе