Чтобы изобрести колесо, надо перегнуть палку.
Э. Квейд
Цель: участники имеют представление об учебном исследовании как форме организации познавательной деятельности учащихся.
Участники: учителя ОУ.
Регламент: 1 час.
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы организации деятельности.
Обеспечение: информационные материалы по теме семинара; демонстрационная доска; компьютер с подключением к сети Интернет; проектор, экран.
I. Информационный этап.
Ведущий. Изменения в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, а также пересмотра ценностных ориентиров, целевых установок и педагогических средств. Не принижая значение традиционной классно-урочной системы, которой со времен Я. Коменского и по сей день нет достойной полновесной альтернативы, все же отметим потенциал таких инновационных способов и форм ведения образовательной деятельности, как проект и учебное исследование. В настоящее время в своей образовательной практике педагоги нередко используют их как средства развития творческой инициации, формирования компетенций учащихся, их умений самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разных по составу и профилю группах. В образовательной среде любого уровня (школа, город, регион и т. д.) с целью пропаганды и активизации проектно-исследовательской деятельности проводятся конкурсы, фестивали, конференции. Вместе с тем наблюдения показывают, что имеют место быть случаи определенного непонимания педагогами-руководителями проектных и исследовательских работ учащихся, что есть проект и что есть исследование. Рассмотрение этих двух понятий и станет предметом нашего обсуждения сегодня.
Напишите ответы на следующие вопросы на ваших индивидуальных рабочих листах:
1) Что такое проект?
2) Что такое исследование?
3) Какие принципиальные отличия вы можете назвать, сравнивая проект и исследование?
4) Что такое учебное исследование?
5) Что такое научное исследование?
Насколько легко и быстро вы отвечали на вопросы?
(Участники возможно или наверняка скажут, что имели затруднения в некоторых формулировках.)
Ведущий. Насколько правильно вы ответили на все вопросы? Для того чтобы определить корреляцию ваших ответов, их необходимо сравнить с единственно правильными ответами, поиск которых мы начинаем.
Разделимся на три группы. Каждая группа будет выполнять данное ей задание в соответствии с инструкцией и предоставленными информационно-методическими материалами, причем первая группа будет выяснять все, что касается проектной деятельности, вторая группа - все, что касается исследовательской деятельности. Третья группа, пользуясь Интернет-ресурсами, подготовит информацию по таким аспектам, как типичные ошибки при выполнении исследовательской работы, поэтапные действия по формированию исследовательских умений учащихся. Время для работы в группах - 40 минут.
Инструкция для группы № 1 по выполнению задания:
1. Найдите ответы на следующие вопросы:
- Что такое исследовательская деятельность учащихся?
- Чем отличается учебное исследование от научного исследования?
- Каков ход и этапы работы учащихся в процессе исследовательской деятельности?
- Какие существуют формы представления исследовательских работ? Дайте характеристику этих форм.
- Как правильно оформить исследовательскую работу?
- Каковы особенности исследования как особой формы деятельности на разных этапах образования?
- Чему следует учить учащихся в процессе проведения исследования?
2. Систематизируйте полученную информацию.
3. Подготовьте текст выступления по теме «Учебное исследование» (до 10 минут).
4. Используйте возможности компьютерной презентации как средства наглядности.
5. Подумайте, что и как вы подготовите для каждого участника семинара в качестве личного материала по теме.
Совет: для того чтобы выполнить задание в отведенное регламентом время, можно воспользоваться приемом «мозаика», распределив все задания между членами группы.
Инструкция для группы № 2 по выполнению задания:
1. Найдите ответы на следующие вопросы:
- Что такое проектная деятельность учащихся?
- Каковы основные этапы работы над проектом?
- Как соотносятся проект и исследование?
- Каковы формы представления проекта?
- Как организовать разработку и проведение учебного проекта?
2. Систематизируйте полученную информацию.
3. Подготовьте текст выступления по теме «Учебный проект» (до 10 минут).
4. Используйте возможности компьютерной презентации как средства наглядности.
5. Подумайте, что и как вы подготовите для каждого участника семинара в качестве личного материала по теме.
Совет: для того чтобы выполнить задание в отведенное регламентом время, можно воспользоваться приемом «мозаика», распределив все задания между членами группы.
Инструкция для группы № 3 по выполнению задания:
1. Пользуясь интернет-ресурсами по проблемам проектной и исследовательской деятельности, найдите информацию по следующим аспектам темы:
- типичные ошибки при выполнении исследовательской работы;
- развитие исследовательских умений, в частности, как учить учащихся задавать вопросы, каковы поэтапные действия по формированию исследовательских умений учащихся;
- презентация результатов исследования в форме стендового доклада;
- о проектно-исследовательской игре учащихся;
- обзор исследовательских работ учащихся;
- журнал «Исследовательская деятельность школьников».
2. Систематизируйте полученную информацию.
3. Подготовьте текст выступления (до 10 минут).
4. Используйте возможности компьютерной презентации как средства наглядности.
5. Подумайте, что и как вы подготовите для каждого участника семинара в качестве личного материала по теме.
Совет: для того чтобы выполнить задание в отведенное регламентом время, можно воспользоваться приемом «мозаика», распределив все задания между членами группы.
Каждая группа в соответствии с рекомендованной формой представления результатов информирует участников семинара о проделанной работе. Представители групп дают ответы на поставленные в инструкции вопросы.
Ведущий. Вернемся к вашим ответам на поставленные в начале семинара вопросы. Сравните ваши ответы с полученной информацией. На обратной стороне ваших листов напишите еще раз ответы на эти вопросы.
Ключ для ведущего:
а) Что такое проект? Совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности.
б) Что такое исследование? Деятельность, связанная с решением творческой или исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.
в) Какие принципиальные отличия вы можете назвать, сравнивая проект и исследование? Задумывая проект, мы должны четко представлять себе проектный замысел, т. е. ту идею и тот результат, который мы планируем изначально и ради которого мы проводим проект. Главным результатом исследования является неизвестный заранее интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования.
г) Что такое учебное исследование? Это исследование, целью которого является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Главное - приобретенный личностями опыт.
д) Что такое научное исследование? Это получение объективно нового результата, нового знания.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся
Проект: Наше будущее, 7-9 класс
Проектная деятельность в школе
Семинар практикум для учителей школы. Проектная деятельность
Нет комментариев. Ваш будет первым!