Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку, а если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.
Б. Шоу
Цель: участники знают методику организации и проведения учебного проекта.
Участники: учителя ОУ.
Регламент: 1 час.
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы организации деятельности.
Обеспечение: компьютеры, проектор, экран; электронное приложение к учебному пособию «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft); демонстрационная доска.
I. Информационный этап.
Ведущий. Проектная методика - это педагогическая технология нового образования. Сегодня акцент в системе образования делается на личностно ориентированный подход, а значит, актуальны такие позиции, как «формирование компетенций», «развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся», «развитие критического и творческого мышления», «обучение в сотрудничестве», «деятельностный подход в обучении». Метод проектов ориентирован на решение именно этих образовательных задач. Разработать реальный проект и провести его одновременно и сложно, и просто. Сложно потому, что имеющиеся у учителя теоретические знания необходимо вывести на практический уровень, а это получается не вдруг и не сразу. Просто же потому, что имеется технологическое описание действий учителя и учащихся в процессе их совместной работы в проекте. Сегодня мы знакомимся с алгоритмом этих действий.
Участникам семинара предлагается ряд дидактических материалов.
Ведущий. Для того чтобы иметь целостное представление о содержании будущего проекта и его основных этапах, целесообразно рассмотреть лист планирования содержания и этапов учебного проекта (предлагается в электронном виде):
- продумывание учителем темы проекта;
- выбор возрастной группы учащихся;
- формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;
- формулирование дидактических целей проекта;
- формулирование методических задач;
- выбор тем индивидуальных исследований учащихся как основного компонента проекта;
- выдвижение гипотез решения проблем;
- определение творческого названия проекта;
- формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов;
- обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе;
- обсуждение источников информации;
- самостоятельная работа учащихся в группах;
- подготовка учащимися презентаций по отчету о проделанной работе;
- защита полученных результатов и выводов;
- оценивание результатов проекта (внутреннее и внешнее).
II. Практический этап.
Ведущий. Проекты, как мы знаем, могут быть монопредметные и межпредметные. Разделимся на несколько групп, причем в группе могут оказаться учителя, преподающие один и тот же предмет или преподающие разные предметы. В первом случае будет отрабатываться модель монопроекта, во втором - межпредметного проекта.
Задания:
1. Приступая к разработке своего проекта, сформулируйте несколько тем, которые могли бы быть интересными для ваших учащихся. Выберите из них одну для дальнейшей работы. Запишите вашу тему.
Пример: тема интегрированного (право, экономика, английский язык) проекта «Мир, в котором я живу: деньги».
2. Исходя из содержания темы и ее соответствия программным элементам содержания, выберите возрастную группу учащихся, которые будут выполнять проект. Зафиксируйте.
Пример: учащиеся 7-9 классов.
3. Сформулируйте основополагающий вопрос и проблемные вопросы учебной темы. Запишите их.
Информационная справка.
Основополагающий вопрос всегда затрагивает ключевые идеи изучаемой темы. На него нельзя ответить одним предложением: он уходит в глубь учебной дисциплины. Формулирование такого вопроса почти всегда предполагает наличие подвопросов, которые мы будем называть проблемными вопросами темы. Эти вопросы, в свою очередь, являются предметными и тематическими предпосылками к формированию ответов на основной вопрос темы. Вместе с тем они не имеют однозначного правильного ответа, намеренно провоцируют учащихся и создают мотивацию к деятельности.
Пример:
Основной вопрос |
Проблемные вопросы темы |
Деньги - это зло или благо? |
Каково происхождение денег? Нужны ли подростку карманные деньги? Каков статус подростка в сфере трудовых отношений? |
4. Сформулируйте дидактические цели проекта. Запишите. Информационная справка.
Под дидактическими целями понимается цель учителя в учебном процессе, в котором проект представляет собой метод достижения цели.
Пример: в результате участия в проекте учащиеся научатся планировать и реализовывать проектную деятельность, устанавливать связи между знаниями в разных учебных предметах.
5. Сформулируйте методические задачи. Запишите.
Информационная справка.
Под методическими задачами понимаются задачи учащихся, связанные с формированием у них определенных знаний, умений, навыков и компетенций.
Пример: в результате участия в проекте учащиеся научатся проводить социологические исследования по проблемам проекта, ориентироваться в информационном пространстве.
6. Выберите темы индивидуальных исследований учащихся как основного компонента проекта.
Информационная справка.
Темы индивидуальных исследований учащихся подбираются, исходя из темы проекта, его целей и задач. Они должны отражать поставленные проблемные вопросы, т. е. иметь уже в формулировке исследовательскую нагрузку.
Пример темы, вопросов: Действительно ли деньги – это зло? Деньги - это благо? Денежное поощрение подростков: мнение родителей. Как заработать подростку? И др.
7. Рассмотрите гипотезы решения проблемных вопросов вашей темы. Запишите гипотезы, для формулирования которых используйте слова: предположим; допустим; возможно, что; что, если.
8. Определите творческое название проекта и запишите его.
Пример: Деньги - это благо или зло?
9. Определите форму представления результатов.
Информационная справка.
Результаты проекта могут быть представлены в следующих формах: журнал, видеоклип, компьютерная презентация, вебсайт, публикация, информационный бюллетень.
Пример: проект представлен следующими материалами:
- презентацией проекта учителем;
- презентациями исследований учащихся;
-дидактическими материалами поддержки проекта;
-методическими материалами поддержки проекта.
10. Обсудите источники информации. Это могут быть материалы на печатной основе, интернет-ресурсы.
11. Обсудите ход самостоятельной работы учащихся в группах. Составьте план работы, обозначив этапы работы и виды деятельности.
|
Название этапа |
Вид деятельности |
|
|
|
12. Подумайте, как помочь учащимся в подготовке презентаций по отчету о проделанной работе.
13. Защита полученных результатов и выводов проводится по определенным правилам.
Информационная справка.
Время выступления - не более 10 минут. Если проект представляется индивидуально, то не более 5 минут.
Время для обсуждения - до 10 минут. При обсуждении следует назвать три наиболее сильные стороны представленного проекта, два момента, требующих доработки, внести свои предложения по усовершенствованию проекта, сделать итоговый вывод и поставить общий балл за выступление, руководствуясь оценочной таблицей.
Критерии оценивания |
1 (плохо) |
2 (слабо) |
3 (хорошо) |
4 (отлично) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Связь с учебной программой |
|
|
|
|
Содержание проекта |
|
|
|
|
Оригинальность |
|
|
|
|
Мультимедийные средства |
|
|
|
|
Работа в группе |
|
|
|
|
Графический дизайн |
|
|
|
|
Организация применения проекта в школе |
|
|
|
|
Итоговое количество баллов |
III. Подведение итогов.
Ведущий. Семинар является первым шагом в процессе разработки и проведения проектов. В течение времени участники семинара, продолжая работать в группах, будут выполнять последующие шаги продвижения проекта. В конце обозначенного периода времени группы или индивидуальные участники представят проекты к защите.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся
Проектная деятельность на уроках английского языка
Проектная деятельность в школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!