Конкурсы

Семинар практикум для учителей школы. Проектная деятельность

Конспект семинара-практикума для педагогов. Тема: Как разработать и провести учебный компьютерный проект?

Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку, а если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.

Б. Шоу

Цель: участники знают методику организации и проведения учебного проекта.

Участники: учителя ОУ.

Регламент: 1 час.

Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы организации деятельности.

Обеспечение: компьютеры, проектор, экран; электронное приложение к учебному пособию «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft); демонстрационная доска.

Ход семинара

I. Информационный этап.

Ведущий. Проектная методика - это педагогическая технология нового образования. Сегодня акцент в системе образования делается на личностно ориентированный подход, а значит, актуальны такие позиции, как «формирование компетенций», «развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся», «развитие критического и творческого мышления», «обучение в сотрудничестве», «деятельностный подход в обучении». Метод проектов ориентирован на решение именно этих образовательных задач. Разработать реальный проект и провести его одновременно и сложно, и просто. Сложно потому, что имеющиеся у учителя теоретические знания необходимо вывести на практический уровень, а это получается не вдруг и не сразу. Просто же потому, что имеется технологическое описание действий учителя и учащихся в процессе их совместной работы в проекте. Сегодня мы знакомимся с алгоритмом этих действий.

Участникам семинара предлагается ряд дидактических материалов.

Ведущий. Для того чтобы иметь целостное представление о содержании будущего проекта и его основных этапах, целесообразно рассмотреть лист планирования содержания и этапов учебного проекта (предлагается в электронном виде):

- продумывание учителем темы проекта;

- выбор возрастной группы учащихся;

- формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;

- формулирование дидактических целей проекта;

- формулирование методических задач;

- выбор тем индивидуальных исследований учащихся как основного компонента проекта;

- выдвижение гипотез решения проблем;

- определение творческого названия проекта;

- формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов;

- обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе;

- обсуждение источников информации;

- самостоятельная работа учащихся в группах;

- подготовка учащимися презентаций по отчету о проделанной работе;

- защита полученных результатов и выводов;

- оценивание результатов проекта (внутреннее и внешнее).

II. Практический этап.

Ведущий. Проекты, как мы знаем, могут быть монопредметные и межпредметные. Разделимся на несколько групп, причем в группе могут оказаться учителя, преподающие один и тот же предмет или преподающие разные предметы. В первом случае будет отрабатываться модель монопроекта, во втором - межпредметного проекта.

Задания:

1. Приступая к разработке своего проекта, сформулируйте несколько тем, которые могли бы быть интересными для ваших учащихся. Выберите из них одну для дальнейшей работы. Запишите вашу тему.

Пример: тема интегрированного (право, экономика, английский язык) проекта «Мир, в котором я живу: деньги».

2. Исходя из содержания темы и ее соответствия программным элементам содержания, выберите возрастную группу учащихся, которые будут выполнять проект. Зафиксируйте.

Пример: учащиеся 7-9 классов.

3. Сформулируйте основополагающий вопрос и проблемные вопросы учебной темы. Запишите их.

Информационная справка.

Основополагающий вопрос всегда затрагивает ключевые идеи изучаемой темы. На него нельзя ответить одним предложением: он уходит в глубь учебной дисциплины. Формулирование такого вопроса почти всегда предполагает наличие подвопросов, которые мы будем называть проблемными вопросами темы. Эти вопросы, в свою очередь, являются предметными и тематическими предпосылками к формированию ответов на основной вопрос темы. Вместе с тем они не имеют однозначного правильного ответа, намеренно провоцируют учащихся и создают мотивацию к деятельности.

Пример:

Основной вопрос

Проблемные вопросы темы

Деньги - это зло или благо?

Каково происхождение денег? Нужны ли подростку карманные деньги? Каков статус подростка в сфере трудовых отношений?

4. Сформулируйте дидактические цели проекта. Запишите. Информационная справка.

Под дидактическими целями понимается цель учителя в учебном процессе, в котором проект представляет собой метод достижения цели.

Пример: в результате участия в проекте учащиеся научатся планировать и реализовывать проектную деятельность, устанавливать связи между знаниями в разных учебных предметах.

5. Сформулируйте методические задачи. Запишите.

Информационная справка.

Под методическими задачами понимаются задачи учащихся, связанные с формированием у них определенных знаний, умений, навыков и компетенций.

Пример: в результате участия в проекте учащиеся научатся проводить социологические исследования по проблемам проекта, ориентироваться в информационном пространстве.

6. Выберите темы индивидуальных исследований учащихся как основного компонента проекта.

Информационная справка.

Темы индивидуальных исследований учащихся подбираются, исходя из темы проекта, его целей и задач. Они должны отражать поставленные проблемные вопросы, т. е. иметь уже в формулировке исследовательскую нагрузку.

Пример темы, вопросов: Действительно ли деньги – это зло? Деньги - это благо? Денежное поощрение подростков: мнение родителей. Как заработать подростку? И др.

7. Рассмотрите гипотезы решения проблемных вопросов вашей темы. Запишите гипотезы, для формулирования которых используйте слова: предположим; допустим; возможно, что; что, если.

8. Определите творческое название проекта и запишите его.

Пример: Деньги - это благо или зло?

9. Определите форму представления результатов.

Информационная справка.

Результаты проекта могут быть представлены в следующих формах: журнал, видеоклип, компьютерная презентация, вебсайт, публикация, информационный бюллетень.

Пример: проект представлен следующими материалами:

- презентацией проекта учителем;

- презентациями исследований учащихся;

-дидактическими материалами поддержки проекта;

-методическими материалами поддержки проекта.

10. Обсудите источники информации. Это могут быть материалы на печатной основе, интернет-ресурсы.

11. Обсудите ход самостоятельной работы учащихся в группах. Составьте план работы, обозначив этапы работы и виды деятельности.

                         

Название этапа

Вид деятельности

 

 

 

12. Подумайте, как помочь учащимся в подготовке презентаций по отчету о проделанной работе.

13. Защита полученных результатов и выводов проводится по определенным правилам.

Информационная справка.

Время выступления - не более 10 минут. Если проект представляется индивидуально, то не более 5 минут.

Время для обсуждения - до 10 минут. При обсуждении следует назвать три наиболее сильные стороны представленного проекта, два момента, требующих доработки, внести свои предложения по усовершенствованию проекта, сделать итоговый вывод и поставить общий балл за выступление, руководствуясь оценочной таблицей.

Критерии оценивания

1

(плохо)

2

(слабо)

3

(хорошо)

4

(отлично)

1

2

3

4

5

Связь с учебной программой

 

 

 

 

Содержание проекта

 

 

 

 

Оригинальность

 

 

 

 

Мультимедийные средства

 

 

 

 

Работа в группе

 

 

 

 

Графический дизайн

 

 

 

 

Организация применения проекта в школе

 

 

 

 

Итоговое количество баллов

III. Подведение итогов.

Ведущий. Семинар является первым шагом в процессе разработки и проведения проектов. В течение   времени участники семинара, продолжая работать в группах, будут выполнять последующие шаги продвижения проекта. В конце обозначенного периода времени группы или индивидуальные участники представят проекты к защите.

Рекомендуем посмотреть:

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся

Проектная деятельность на уроках английского языка

Проектная деятельность в школе

Проект: Наше будущее, 7-9 класс

Семинар практикум для педагогов школы. Учебное исследование

Нет комментариев. Ваш будет первым!