В Российской педагогической энциклопедии внеклассная работа определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся и тесно связана с таким понятием, как внеурочные учебные занятия, под которыми понимают различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников (выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений, кружки, факультативные занятия, спортивные секции, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством), призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной, образовательной деятельности по своему выбору.
Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В методической литературе существует много определений внеклассной работы. Большинство авторов считают, что внеклассная работа - образовательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являющийся неотъемлемой составной частью воспитательного процесса.
Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Но эта организация проводится таким образом, что творчество и инициатива учащихся должны всегда выходить на первый план. Внеклассная работа по предмету играет огромную роль для современной школы. Эта работа вносит вклад в такие качества личности, как инициативность, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию. Внеклассная работа - это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой - неотъемлемая часть отечественной системы образования. По этой причине одной из центральных проблем методики внеклассной работы всегда являлась проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий как частный случай фундаментальной педагогической проблемы целостности образовательного процесса.
Существует множество определений целей внеклассной работы для различных предметов. Однако расширение и углубление знаний по предмету является общей целью, существенной для внеклассной работы по всем предметам.
Также можно отметить, что внеклассная работа ставит перед собой очень важную цель - это формирование и развитие творческой личности учащегося. Однако среди перечисленных целей внеклассной работы четко просматривается, что в рамках некоторых из представленных школьных предметов существуют характерные только для данного предмета цели. Цели внеклассной работы по предмету требуют решения ряда задач, к которым относят следующие: формирование познавательного интереса к предмету; связывание школьного предмета с жизнью; углубление и расширение содержания изучаемого предмета; развитие способностей учащихся; осуществление индивидуального подхода; профессиональная организация внеклассной работы по предмету; совершенствование умений и навыков использования источников информации. Однако Н. М. Верзилин отмечает, что конечные цели и задачи внеклассной работы по предмету могут быть конкретизированы и изменены учителем в соответствии со спецификой и возможностями предмета.
Внеклассная работа является обязательной составной частью образовательного процесса, осуществляемого школой, учителем. Необходимо помнить, что это работа не только с учащимися, уже проявляющими повышенный интерес к изучению физики и техники, но главным образом работа по привитию интереса к предмету, к учению вообще и по развитию способностей у большинства учащихся.
В методической литературе определяются следующие цели внеклассных занятий с учащимися по физике:
1) развитие творческих способностей, самообразовательных навыков и умений (творчески работать с учебной и научно-популярной литературой, с информацией в Интернете); 2) расширение и углубление знаний, умений учащихся; 3) формирование диалектико-материалистического мировоззрения, глубокого и устойчивого интереса, физического мышления; 4) воспитание у школьников умения сочетать индивидуальную работу с коллективной; 5) приобщение учащихся к научно-исследовательской работе по физике; 6) создание актива школьников, оказывающего помощь учителю в оборудовании физического кабинета, в занятиях с отстающими, в выпуске стенной печати и др.
В основе организации внеклассной работы по физике в современной школе, как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности, оптимальное сочетание между теорией и практикой, учет возрастных особенностей учащихся, их интересов, уровня предшествующих знаний и умений, сочетание добровольности в выборе содержания и обязательности при выполнении запланированной работы, включение элементов исследовательской работы, занимательность. Наряду с ними имеются специфические методические принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения внеклассной работы по физике. Охарактеризуем некоторые из них.
Принцип связи внеклассной работы с уроками физики.
Принцип систематичности в подаче материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по физике. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Взаимосвязь внеклассных и классных занятий обеспечивает систематичность в усвоении материала.
Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Согласно этому принципу содержание внеклассной работы должно составлять в первую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать. Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников.
Принцип занимательности, который является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования занимательных материалов - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем широкого привлечения средств наглядности - картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, это увлеченность выполняемой работой.
Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы. Интерес к внеклассной работе поддерживается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения материала. Чем разнообразнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней.
Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по физике, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.
Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе должно быть добровольным, а не принудительным. Но чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься физикой во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно.
Принцип массовости. С учетом того, что участие во внеклассной работе по физике благотворно сказывается на развитии творческих способностей, желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше учащихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия во внеклассной работе и разъяснять пользу последней в практическом овладении физикой.
Таковы основные методические принципы организации внеклассной работы по физике, соблюдение которых является обязательным условием, определяющим успех этой работы.
Организация внеклассной работы по физике
Виды внеклассных занятий по физике классифицируются по разным основаниям:
1) По содержанию и целям (задачам):
- занятия, протекающие в рамках учебной программы;
- занятия, выходящие за пределы программы.
2) По охвату учащихся:
- массовые (эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом): вечера физики и техники, недели, декады физики, устные журналы, физический лекторий, конкурсы, физический КВН, конференции; выставки и др.;
- групповые (систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся): кружки (физико-технические, моделирования и конструирования, решения задач повышенной трудности), секции научного общества учащихся, учебные экскурсии, занятия с отстающими или пропустившими занятия, выпуск стенгазет и др.;
- индивидуальные: занятия с отдельными учениками по конструированию, по решению олимпиадных задач, по подготовке сообщений, докладов, выступлений;
3) По времени проведения занятий: систематические, эпизодические.
4) По месту внеклассной работы: школьные, домашние, внешкольные; дистанционные (дома технического творчества, проведение экскурсий на предприятия, занятия в образовательных дистанционных центрах и др.)
5) По степени добровольности или обязательности участия учеников.
6) По возрасту учащихся: для младших, средних, старших классов.
7) По направленности интересов учащихся: технические, исследовательские, профессионально-ориентированные и др.
Рассмотрим общую схему подготовки и проведения внеклассных занятий
Большое значение при организации внеклассной работы имеет ее планирование: составление планов работы кружка, программы физического вечера и плана его подготовки. Такой план следует составлять в соответствии с желаниями и наклонностями учащихся и с учетом общешкольного годового плана. Наиболее простым и наглядным может быть следующее планирование внеклассных мероприятий:
Также может быть удобно и следующее планирование внеклассной работы по физике:
Дата, время проведения мероприятия |
Тема мероприятия |
Форма организации |
Оборудование |
Место проведения |
Ответственные, исполнители |
Результативность |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рекомендуется вести журнал посещаемости кружка, журнал заданий ученикам, в которых указываются содержание задания (что поручено), сроки исполнения, оценка и замечания.
Правильное сочетание урочных занятий с внеклассной работой способствует формированию познавательных интересов учащихся, позволяет активизировать весь учебный процесс, придавая ему творческий характер, теснее связывая с жизненной практикой, пробуждая у учащихся потребность пополнять свои знания путем самообразования.
Эта связь является дополнительным резервом повышения качества знаний учащихся и воспитания у них инициативы, самостоятельности, чувства коллективизма и товарищества.
История развития внеурочной работы по физике и технике, изменение ее содержания и форм свидетельствует о том, что этот вид школьной и внешкольной деятельности всегда отражал основные тенденции развития общества, уровень развития науки, техники и производства. Он был направлен на выполнение актуальных задач образования и воспитания подрастающего поколения.
Особенности содержания и организации внеклассной работы на современном этапе следующие:
1. Привлечение научной, научно-педагогической общественности (преподавателей вузов, студентов, аспирантов, научных сотрудников) к работе с учащимися (школьные и межшкольные научные общества учащихся, лектории, научно-технические конференции учащихся, турниры юных физиков, заочные физико-математические школы, конкурсы и др.).
2. Развертывание внеклассной работы по новым отраслям науки, техники (кружки по электронике, автоматике, кибернетике, вычислительной технике, голографии и др.).
3. Усиление мировоззренческого, воспитательного аспекта работы с учащимися (рассмотрение физических, экологических проблем, изучение вопросов истории физики и др.).
4. Отражение наметившейся тенденции к интеграции учебных предметов в школе и во внеклассной работе (создание межпредметных кружков, проведение межпредметных конференций и др.).
5. Поиск новых форм, приемов организации внеклассной работы, способствующих привитию интереса к предмету, формированию и развитию активности и творческих способностей учащихся (конкурсы, турниры веселых и находчивых, диспуты, игры, недели, декады физики и техники, клубы юных физиков и др.).
С какого класса начинать кружковую работу? Как строить внеклассные занятия по физике? Как организовать внеклассную работу по физике таким образом, чтобы было интересно и учащимся и педагогу?
Не секрет, что каждый учитель желает заниматься, готовить к каким бы то ни было конференциям, олимпиадам, проводить творческие мероприятия только с заинтересованными физикой, одаренными учащимися. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Чтобы творческая работа в школе (а внеклассная - это только творческая работа) была интересной и увлекательной, необходимо проводить целенаправленный и систематический поиск таких детей.
В современной психологии существует множество методик по выявлению одаренных детей. Чтобы не потеряться в этом большинстве, не запутаться во всем их многообразии, учителю- практику необходимо определить для себя наиболее «качественные», которые не отдалят его от конечного результата, а, наоборот, помогут в «поиске талантов». Наиболее простыми и точными являются диагностика одаренности Рензулли и методика определения одаренности по Гилфорду. Так, последняя методика позволяет выявить учащихся с конвергентным мышлением - линейное, логическое мышление (это дети олимпиадного движения) и с дивергентным мышлением - творческое мышление (это дети научно-исследовательских обществ).
Используя данные методики, можно начинать «поиск» уже в 3, 4 классах. Этих ребят необходимо привлекать к участию в мероприятиях, физических вечерах, конференциях и т. д. С ними нужно проводить такую работу, чтобы, придя первый раз на урок физики, они уже знали, что их ждет. И в случае, если другой учитель предложит участвовать в олимпиаде по другому предмету, ученик с гордостью мог бы ответить: «Я занимаюсь физикой!»
Одной из основных форм внеклассной работы является предметный кружок. В работе кружков наиболее полно проявляются три главных направления внеклассной работы: образовательное, конструктивно-техническое и учебно-исследовательское.
Структура кружковой работы следующая:
Содержание занятий кружка общеобразовательного типа направлено обычно на углубление и расширение знаний и умений, получаемых на уроке. Планы работы кружков такого типа могут быть как тесно связаны с программой учебной работы, так и более автономными.
Занятия кружка могут быть объединены общей темой, например: «Физики мира», «О большом и малом», «Физика XXI века», «История физики и техники», «Физика вокруг нас» и др.
На факультативных занятиях по физике, на занятиях кружков можно рассматривать наиболее важные и интересные вопросы из программы факультативов, например: «Методы физико-технических исследований и измерений», «Оптика», «Основы космонавтики», «Физико-техническое моделирование» и др. - и использовать соответствующие пособия.
На занятиях кружка практикуется выполнение заданий по изготовлению приборов. Они могут носить дифференцированный характер, а иногда выполняются группами учеников. В конце года проводится выставка самодельных приборов, подводятся итоги, награждаются ученики.
В старших классах наиболее дееспособными оказываются кружки, в которых творчество школьников базируется на теории учебного предмета. Кружки, работающие по таким программам, как правило, сохраняются в полном составе.
Руководитель школьного физико-технического кружка, выбирая увлекательную тему и разрабатывая ее, должен так строить работу, чтобы учащиеся, сталкиваясь с цепочкой трудностей - проблем - и решая их (теоретически и практически), осуществляли творческую деятельность.
При организации кружка необходимо заинтересовать учащихся; показать им, что эта работа не является дублированием классных занятий; четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы.
Программы для кружков составлены преимущественно в двух вариантах - на 35 и 70 часов в год. Занятия проводятся 1 или 2 раза в неделю по 45 минут (для старшеклассников целесообразно организовывать еженедельные двухчасовые занятия). Число членов каждого кружка не должно быть больше 12-15 человек. Работа организуется в творческих группах по 2-3 человека.
На занятиях значительная часть времени посвящается индивидуальной работе с учащимися, меньшая часть - докладам, выступлениям, отчетам кружковцев. В промежутках между занятиями учитель проводит индивидуальные консультации.
Одно из ведущих мест во внеклассной работе занимают физические и физико-технические вечера: занимательной физики, вопросов и ответов, тематические КВН, встречи с учеными, комплексные и др.
Темой вечера могут послужить:
- памятные даты и знаменательные события в науке и технике («День радио», «Вечер, посвященный Дню космонавтики» и др.);
- крупные достижения науки и техники («Лазеры», «Низкие температуры в науке и технике» и др.);
- жизнь и деятельность великих отечественных и зарубежных ученых («М. В. Ломоносов - наш первый университет», «Жизнь и деятельность И. Ньютона» и др.);
- отдельные темы или разделы школьной программы («Трение», «Закон сохранения и превращения энергии», «В мире электрических зарядов и полей», «Электрические и магнитные поля на службе человека» и др.);
- вопросы, раскрывающие роль физики в жизни человека и развитии техники («Физика вокруг нас», «Физика и медицина», «Физика и музыка», «Роль физики в развитии транспорта», «Атмосферное давление и жизнь на Земле» и др.).
Для каждого вечера необходимо найти своеобразную и увлекательную форму, используя прослушивание сообщений, кинофрагментов, видеофильмов, встречи с интересными людьми и т. д. Чтобы присутствующие на вечере не оставались пассивными слушателями, рекомендуется:
- проводить вечера в форме различных состязаний и соревнований;
- строить сообщения в виде беседы, диалога со слушателями;
- демонстрируемые опыты предлагать объяснить присутствующим;
- проводить конкурсы, викторины;
- подводить итоги различных творческих заданий, предлагавшихся на вечере или во время подготовки к нему.
Важным средством воспитания у учащихся интереса к физике является школьная печать: стенгазеты, бюллетени,
Широкое распространение получили школьные олимпиады по физике, турниры юных физиков - конкурсы по решению задач. Олимпиадные задачи - это задачи повышенной сложности, нестандартные по условиям и методам их решения. На олимпиадах предлагаются как теоретические, так и экспериментальные задания.
Школьные олимпиады юных физиков проводятся в несколько туров: очный, заочный, заключительный. По окончании учебного года или полугодия важно провести общешкольный вечер, на котором следует подвести итоги олимпиады и наградить победителей - команды и отдельных учеников. К вечеру желательно выпустить специальный бюллетень, организовать выставку ученических олимпиадных работ.
Проводится в школе также комплексное внеклассное мероприятие «Неделя физики». Программа составляется на каждый день недели и включает в себя тематические радиопередачи, лекции, экскурсии, олимпиады, конкурсы, выставки и заканчивается итоговым физическим вечером.
Сценарий церемонии награждения победителей недели естественно-математических наук
Сценарий внеклассного мероприятия по математике и физике для 9-10-11 классов
Викторина по физике с ответами для 8-9 классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!