Чтобы судить о человеке, по крайней мере, надо войти в тайну его мыслей, его несчастий, его волнений.
Оноре де Бальзак
К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести следующие: родительские чтения, родительские вечера, тематические, групповые и индивидуальные консультации (о некоторых формах работы уже говорилось ранее). Для того чтобы нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в коллективе прижились, их надо проводить системно.
Одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей — индивидуальная консультация. На индивидуальную консультацию родителей можно пригласить по собственной инициативе, изучив результаты обучения в девятом классе, или по рекомендации учителей-предметников. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планировать организацию воспитательной работы с ребенком и классом в целом. Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Классный руководитель предоставляет родителям возможность рассказать о тех проблемах, с которыми они хотели бы познакомить его в неформальной обстановке.
В ходе первоначальной консультации классному руководителю желательно получить ответы на следующие вопросы:
— особенности здоровья ребенка;
— увлечения, интересы;
— предпочтения в семейном общении;
— поведенческие реакции;
— особенности характера;
— мотивация учения;
— учебные предпочтения;
— интересы вне учебной деятельности;
— моральные ценности семьи.
Важно также обсудить вопросы:
1. Какое мнение сложилось у родителей о предыдущем классе и педагоге, у которого ребенок учился?
2. Какое мнение о школе у родителей уже сложилось?
3. Как оценивают родители положение ребенка в его собственной семье?
4. Что ребенку в семье можно делать и чего нельзя?
5. Какая помощь нужна родителям от школы и общественных организаций?
6. Какой они понимают воспитательную систему класса?
7. Какие поручения в классе мог бы выполнять их ребенок?
В ходе индивидуальной консультации педагог должен делать пометки, которые будут ему хорошим подспорьем при составлении плана воспитательной работы, характеристики класса. Каждая индивидуальная консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть устными и письменными. Их можно вручить в ходе первой индивидуальной консультации и предложить обдумать, а свое мнение высказать на первом родительском собрании в классе или на следующей консультации, если родители считают, что последующая консультация им необходима.
Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом!
Пусть эти законы родительской истины помогут вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!
Закон 1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Закон 2. Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
Закон 3. Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.
Закон 4. Не налагайте запретов. В природе ребенка — дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
Закон 5. Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Закон 6. Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Закон 7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие.
Закон 8. Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Закон 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
Закон 10. Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!
Закон 11. Помните, что самое большое родительское счастье — видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!
В индивидуальных консультациях могут участвовать не только педагоги. Если в этом есть необходимость, то в них участвуют психолог, социальный педагог, представитель школьной администрации. Однако надо помнить, что консультация полезна лишь в том случае, если она помогает разрешить проблему, является своеобразным моментом истины в жизни семьи и ребенка.
Если в детском коллективе есть проблемы, которые касаются нескольких семей, то можно провести тематическую консультацию.
Инициатива организации такой консультации может исходить как от учителя, так и от самих родителей. Тематическая консультация требует серьезной подготовки со стороны классного руководителя и тех специалистов, которые будут в ней участвовать. Если родители согласились принять участие в консультации, классный руководитель должен побеседовать со специалистами, приглашенными на нее, познакомить их с теми проблема ми, которые вызывают необходимость проведения такой встречи.
В ходе тематической консультации родители получают рекомендации от специалистов и классного руководителя, знакомятся с литературой по данной проблеме. Родителям можно предложить встретиться по теме консультации еще раз, если в этом будет необходимость.
Темы консультаций для родителей:
— Если ученику учиться неинтересно.
— Родители разводятся.
— Кем быть?
— Ребенок и компании.
— Речевая культура школьника.
— Об умении дружить.
— Если ребенок неуправляем.
— О неуверенности и не только.
— Если подросток пьет.
— Мы не находим взаимопонимания.
— Мой ребенок и наркотики.
— Об ответственности за свои поступки.
— Родители против нашей дружбы и т. д.
Перечень тем для проведения консультаций можно продолжить. Однако нужно помнить, что тематическая консультация будет полезна только в том случае, если родители действительно осознают проблему, из-за которой их пригласили. Если личной заинтересованности родителей нет, то консультация может просто навредить ребенку и привести к печальным последствиям. Классный руководитель не должен увлекаться тематическими консультациями. Если вопросы, которые он хочет вынести на консультацию, касаются большинства родителей класса, то лучше обсуждать их на родительском собрании или использовать иную форму просвещения родителей.
Огромное значение в воспитательном арсенале классного руководителя имеет беседа.
Беседу лучше всего проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей.
Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из ее участников этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или назидать.
Тематика бесед для родителей учащихся 10—11 классов:
— Внеучебные интересы вашего ребенка.
— Если ребенок одарен.
— Характер подростка и его проявления.
— Роль отца в воспитании.
— О культуре взаимоотношений в семье.
— О грубости и хамстве в общении.
— Ваш сын и дочь после уроков.
— Времяпровождение подростков.
— Воспитание юношей и девушек.
— Интересы и предпочтения подростка.
— О сексуальной культуре семьи.
— Телефон в жизни вашего ребенка.
— Об обязательности и ответственности.
— Куда пойти учиться?
— Если возникают разногласия между родителями и взрослеющими детьми.
— Ребенок и компания. Проблемы и еще раз проблемы.
— Как избежать сексуальных проблем взрослеющего ребенка?
— Нужно ли бояться первой влюбленности сына или дочери?
— Как развить работоспособность и преодолеть лень?
— Компьютер в жизни подростка.
— Об уважении к людям.
— Об одиночестве в семье.
Очень полезной и необходимой формой работы с семьей являются родительские чтения.
Родительские чтения дают возможность родителям ознакомиться с педагогической литературой по определенной проблеме, высказать свое к ней отношение, подготовить родителей к восприятию тех или иных изменений, которые происходят в подростковой среде.
Родительские чтения - очень своеобразная форма работы с родителями, которая дает им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.
Родительские чтения можно организовать следующим образом: уже на первом в году собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, в которых можно получить ответ на поставленный родителями вопрос. Родители читают книги и через определенный промежуток времени участвуют в родительских чтениях по книгам, которые прочитали. Особенностью таких мероприятий является то, что, анализируя педагогическую проблему, родители могут высказывать свое собственное понимание вопроса, полемизировать с другими родителями по данному вопросу, отстаивать свои убеждения.
Родительские чтения помогают многим родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания детей в других семьях, по-иному взглянуть на своего ребенка и на свое отношение к нему. В ходе родительских чтений уместно формировать родительскую культуру, кругозор в рамках данной проблемы.
Родительские чтения — это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям. Темы родительских чтений могут быть примерно такими:
10 класс
— Януш Корчак и его теория воспитания детей.
— Законы семейной жизни. По книгам К. Д. Ушинского.
— Феномен «Кода да Винчи» Дэна Брауна.
— Фантастика в читательских предпочтениях подростков.
— Психосексуальное развитие детей. По материалам книги Мишеля Кле «Психология подростка».
11 класс
— В. Сухомлинский о воспитании мальчиков и девочек.
— Как стать героем в глазах собственного ребенка. Обзор периодической печати о воспитании.
— Детские комплексы во взрослой жизни. Записки детского психиатра Ю. Буянова.
— Чтобы ребенок не стал трудным. (По книге детского психолога Т. Л. Шишовой.)
— Вредные привычки и как с ними бороться. (По У. Джемсу.)
— Нравственная культура человека. Где ее истоки? (По книгам А. Меня.)
Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы.
Родительские вечера — форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 1—2 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.
Родительский вечер — это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.
Какими могут быть темы родительских вечеров? Самыми разнообразными. Главное, в ходе вечера родители должны учиться слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Они собираются не для того, чтобы выяснить отношения друг с другом, а для того, чтобы понять друг друга и, самое главное, помочь друг другу, поделившись опытом воспитания своего ребенка с другими родителями.
Темы родительских вечеров могут быть следующие:
— Год рождения моего ребенка. Каким он был, этот первый год?
— Первые книжки ребенка.
— Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
— Друзья моего ребенка.
— Праздники нашей семьи.
— «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
— День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
— Песни, которые пели мы в своем детстве, и песни сегодняшнего детства.
— Наказания и поощрения в нашей семье.
— Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик.
— Фотографии нашего детства.
— Как научиться говорить «спасибо» своему ребенку.
— Предугадывая влюбленность сына или дочери...
— О братьях наших меньших.
— Как научить своего ребенка быть гражданином и патриотом.
— Взаимоотношения поколений в семье. Пример для подражания.
— Если ребенок болеет...
— Как мы учим своего ребенка трудиться.
— Нравственные уроки нашей семьи.
— Трудности и первые уроки взросления.
— Роль папы в семье. Семейные диалоги.
Такие темы позволяют не только высказать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взяв что- то на вооружение в свой воспитательный арсенал. Красиво организованный родительский вечер порой может сделать то, чего не может сделать беседа или хорошо организованная консультация. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим опытом способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается. Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, спокойно посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка.
Родительский вечер — это возможность классного руководителя найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива. Замечательно, если итогом родительского вечера станет выпуск родителями газеты, в которой они обратятся к детям с предложением или просьбой, вызовут своих ребят на какое-то соревнование, объявят интересный конкурс. Например, в одной из школ результатом такого вечера стало объявление в классе конкурса «Умники и умницы», причем конкурс носил семейный характер. В нем были задания для пап, мам, дедушек и бабушек, а также и для самих детей. Победить в конкурсе можно было лишь в том случае, если в нем участвовала вся семья. Результатом конкурса стало внесение семьи- победительницы в книгу классных рекордов. С помощью организации родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.
В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги.
Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.
Огромно значение родительских тренингов для тех родителей, которые только начали приобретать опыт воспитания ребенка- школьника. Интересные и хорошо организованные тренинги порой могут сделать невозможное там, где уже все общественные институты отказались что-либо делать.
В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя долго ждать.
Тренинг проводится с группой, состоящей из 12—15 человек. Родительские тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5—8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы или человеком, который имеет право проводить тренинговую работу.
В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание детства», «фильм о моей семье». Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в глазах ребенка.
Если в воспитании отдельных детей классный руководитель порой встречается с неразрешимыми проблемами, можно предложить поучаствовать в тренинге не только родителям, но и детям. Совместное участие в тренинге даст возможность родителям взглянуть на некоторые обыденные ситуации глазами самого ребенка и открыть для себя мир, в котором он живет. Как правило, тренинг родительской эффективности проводит классный руководитель совместно со школьным психологом. Зачастую встречаешься с такой ситуацией, что школьный психолог, проводя разовые встречи с учащимися и их родителями, не добивается такого эффекта, которого добивается психолог, организуя тренинговые занятия, рассчитанные на определенное время общения. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.
По результату участия в тренинге школьный психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей.
Но если психолога нет, а хочется сделать все возможное по привлечению проблемной семьи к сотрудничеству со школой и классным руководителем?
Для этого нередко используют так называемые часы Откровения, которые может организовать в своем классе сам классный руководитель. Исходя из тех проблем, которые сложились в семье ребенка, он разрабатывает серию упражнений и проводит занятия с родителями и детьми.
Игровой тренинг для учащихся и родителей
Проблема: грубость и агрессивность поведения детей; склочность родителей, агрессивное поведение родителей и детей во время встреч с родительским коллективом и учащимися.
Занятие I
Задание 1. Родителям и детям предлагается совместно придумать свою эмблему участия в игровом тренинге и представить ее всем вместе. Время выполнения задания — 5-6 минут.
Задание 2. Участникам игрового тренинга необходимо придумать себе новое имя на время занятий. Каждый выбирает себе то имя, которое наиболее понравилось. Время выполнения задания — 6-7 минут.
Задание 3. Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Затем тренер предлагает поиграть в игру, в ходе которой он называет начало фразы, а взрослые и дети должны ее продолжить. Например, «в детстве можно...» (драться, играть, весело жить, плакать и т. д.). Если кто-то с аргументом «драться» не согласен, он хлопает в ладоши. Затем точно также необходимо выполнить это задание, но с фразы «в детстве нельзя...» Время выполнения задания — 5-6 минут.
Задание 4. В круг поочередно вызываются взрослые и подростки, которые должны сыграть роль плачущего человека. Тренер считает: «1, 2, 3 — слезами горю помоги!» Тот человек, на которого пал выбор, должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами. Время выполнения задания — 10 минут.
Задание 5. Участникам группы нужно объединиться и в течение короткого времени создать на листе ватмана рисованный рассказ на тему «Жила-была кошка». Время выполнения задания — 5-6 минут.
Ритуал прощания. Дети и взрослые поворачиваются друг к другу лицом и говорят: «Спасибо за то, что ты был все это время рядом», затем пожимают друг другу руки.
Занятие II
Задание 1. Участники тренинга усаживаются по кругу и выполняют задание под названием «Приветик». Каждый из участников должен сказать несколько приятных слов сидящему рядом человеку, закончив его фразой: «Это мой тебе приветик». Время выполнения задания — 3 минуты.
Задание 2. Участникам группы необходимо инсценировать нарисованный рассказ «Жила-была кошка». Время выполнения задания — 10 минут.
Задание 3. Участникам предлагается немного пофантазировать и представить себе, что им предоставляется возможность полететь на Марс. Они могут взять с собой только один одушевленный предмет, один неодушевленный предмет и одну памятную вещь. Время выполнения задания — 10 минут.
Задание 4. Участники работают в парах и разыгрывают пантомиму «Яма». Человек шел по улице и, не заметив яму, свалился в нее. Проходящий мимо другой человек... Участникам нужно изобразить в пантомиме, чем закончилась эта история. Время выполнения задания — 6-7 минут.
Задание 5. «Подарки». Каждый участник группы отмечает день рождения и получает подарки от друзей. Ведущий вызывает именинника в центр игровой комнаты, и все вручают ему импровизированные подарки с добрыми пожеланиями. Время выполнения
Ритуал прощания.
Занятие III
Задание 1. Игра с мячом.
Участники группы должны передавать мяч друг другу, высказывая только слова одобрения, даже если у кого-то что-то не получается. Мяч передается друг другу по кругу над головой, ногами, вывернутыми за спину руками. Время выполнения задания
Задание 2. «Что мне нравится и не нравится».
Участникам группы предлагается продолжить следующие фразы: «Я не люблю, когда...» и «Я люблю, когда...» Время выполнения задания — 5 минут.
Задание 3. «Зеркало».
Участникам предлагается разбиться на пары и попеременно демонстрировать с помощью мимики определенные эмоции и чувства: радость, печаль, злобу, доброту и т. д. Каждый участник должен определить, какая эмоция выражалась. Время выполнения задания — 7—8 минут.
Задание 4. «Праздник в доме».
Участникам необходимо выполнить групповое задание. Они должны нарисовать на листе ватмана новогоднюю елку и совместными усилиями украсить ее к празднику. Желательно, чтобы это задание выполняли дети совместно со своими родителями.
Задание 5. «Перепевки».
Участники разделяются на две команды: подростки и родители. Команда подростков поет «взрослые» песни, а команда родителей — «детские» песни. Участники исполняют песни по очереди до первого поражения. Время выполнения — 7 минут.
Ритуал прощания.
Занятие IV
Задание 1. «Лучик доброты».
Каждый из участников должен нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему. Время выполнения задания — 8 минут.
Задание 2. Игра «Королевство».
Ведущий предлагает провести игру «Королевство». С помощью группы он определяет ведущие должности и роли в королевстве. Затем группа определяет, кто из ее членов какую должность должен занимать в королевстве, и приводит свое обоснование выбора. Время выполнения задания — 10 минут.
Задание 3. Игра «Колдовство».
Игра проводится в парах (по выбору). Один человек играет роль заколдованного принца или принцессы, а другой — должен его расколдовать. Для этого можно использовать слова и жесты (на выбор). Время выполнения задания — 6 минут.
Задание 4. Игра «Паровозик».
Группа становится в шеренгу друг за другом и выбирает машиниста. Машинист дает свисток, и группа отправляется в путь. Машинист становится во главе шеренги. Его главная задача — уверенно управлять группой и не сбиться с пути. Задача группы — помогать паровозику, маневрировать, чтобы никого не потерять в пути. Время выполнения — 10 минут.
Задание 5. «О чем я мечтаю».
Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идет по кругу. Время выполнения задания — 5-6 минут.
Ритуал прощания.
Занятие V
Задание 1. «Радость — грусть».
Членам группы предлагается продолжить следующие фразы: «Мне радостно, когда...», «Мне грустно, когда...». Время выполнения задания — 6—7 минут.
Задание 2. «Подарок на память».
Каждый член группы готовит любому участнику подарок на память. Это может быть рисунок, стихотворение, песня и т. д.
Время выполнения задания — 10 минут.
Задание 3. «Незабудки».
Участники группы садятся друг за другом и пишут друг другу пожелания, водя пальцем по спине. Каждый член группы, не задавая вопросов, должен догадаться, какие слова пишет сидящий за ним человек. Время выполнения задания — 10 минут.
Задание 4. «Портрет на память».
Участники получают большой лист ватмана и рисуют коллективный портрет своей группы. Портрет можно будет повесить в кабинете психологии, предварительно проанализировав результаты совместного рисования детей и родителей. Время выполнения задания — 15 минут.
Задание 5. «Из личного сундучка».
Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни и перечислить их. Время выполнения задания — 6-7 минут.
Ритуал прощания. Члены группы получают маленькие сердечки из бумаги, на которых каждый ставит свою подпись, и каждый пишет самое значимое и важное, по их мнению, слово для каждого человека. Например: «Держись!», «Не робей!», «Будь добрее!» и др.
Если классный руководитель считает главной задачей воспитательной работы в школе сплочение детского коллектива, формирование положительной эмоциональной атмосферы, то тренинговая работа будет тому большим подспорьем.
В групповые тренинги нужно привлекать и трудных детей, и одаренных, а также детей, тяжело переживающих семейные драмы и часто болеющих. Практика показывает, что после тренинга, который проводит классный руководитель и психолог, многие ребята резко меняются в лучшую сторону, у них появляется мотивация учения, интерес к жизни, желание стать лучше.
Большое значение такая работа имеет и для классного руководителя. Он близко узнает учащихся, имеет возможность познакомиться с семейной ситуацией, наблюдая за родителями и детьми в неформальной обстановке.
Каждое тренинговое занятие должно анализироваться, и только после тщательного анализа классный руководитель вносит свои коррективы в план проведения будущих занятий. Если тренинг ведет психолог, то уместно обсудить с ним полученные результаты и определить набор заданий для нового тренинга.
Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Родительские ринги — одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе, а также ребята-старшеклассники.
Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным руководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции.
Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.
Темы родительских рингов в школе могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, следующие:
— Плохие привычки — наследственность или влияние социума?
— Что вы делаете, если имеете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?
— Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
— Что делать, если отец не интересуется воспитанием собственного ребенка?
— Как научить ребенка всегда и везде быть человеком?
— Соблазны и пути их преодоления.
— Нужны ли ребенку праздники?
— Трудности школьного урока. В чем они состоят?
— Дети разных национальностей в одном классе.
— Школьная форма. «За» и «против».
— Вредные привычки. Дети и родители.
— Как бороться с грубостью повзрослевших детей?
— Если дети безответственны.
Работа классного руководителя с родителями учащихся 10-11 класса
Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей. Доклад
Деловые игры в работе с родителями
Сотрудничество классного руководителя с родителями старшеклассников
Нет комментариев. Ваш будет первым!