Сотрудничество классного руководителя с родителями старшеклассников

Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся 10-11 классов

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

Л. Н. Толстой

Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

Очень часто можно слышать от родителей: «В начальной школе нашим классом учитель занимался, а теперь классному руководителю нет до наших детей никакого дела». Безусловно, в начальной школе классный руководитель уделяет больше внимания учащимся, но ведь в его задачу входит не только создание классного коллектива, но и коллектива родителей, способных помочь в дальнейшем новому классному руководителю сохранить и приумножить традиции коллектива, заложенные в начальной школе.

Кто-то из классных руководителей может сказать, что в 10-11 классах родительские собрания мало, что могут изменить в воспитании учащихся. Не могу с этим согласиться. Родительские собрания в 10—11 классе имеют огромное психологическое и педагогическое значение.

В первую очередь это связано с высоким уровнем тревожности родителей старшеклассников. Ни для кого не секрет, что сегодняшнее образование старшеклассников имеет большое количество направлений, профилей, курсов, а проблемы, связанные с ЕГЭ и тестированием, заставляют родителей старшеклассников не только приходить в школу, но и вынуждают их интересоваться, чем живет школа, какие возможности получает их ребенок. Конечно, на все эти вопросы должен ответить классный руководитель старшеклассников.

Помимо образовательных проблем родителей сегодняшних старшеклассников волнуют и проблемы, происходящие в обществе, которые, несомненно, накладывают отпечаток на поведение учащихся. Именно от того, как школа помогает семье решать эти вопросы, зависит адаптация старшеклассника в социуме.

Поэтому главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики.

Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой справиться не в состоянии. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей-предметников.

Следует отметить, что психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер. Например, с родителями старшеклассников необходимо поднимать не только учебные вопросы, но и проблемы взрослых: служба в армии, проблемы ранних и гражданских браков, терпимость по отношению к другим людям, национальные взаимоотношения, участие в сектах и организациях, чья деятельность идет в разрез с государственной политикой. Об этом и о многом другом необходимо говорить с родителями заранее, чтобы они спокойно могли воспринимать возникшие в будущем трудности.

Для того чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, классный руководитель должен не только предлагать темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.

Приглашая специалистов для просвещения родителей, классный руководитель должен помнить, что от компетентности, эрудиции, коммуникабельности этих людей зависит степень доверия родителей классному руководителю.

Демонстрация видеоматериалов, слайдов, а также различного рода статистический материал сделают просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии наглядным, убедительным и достоверным.

Если психолого-педагогическое просвещение родителей в классном коллективе организовано плохо, классному руководителю нельзя рассчитывать на то, что родители будут посещать родительские собрания и обращаться за советом и помощью.

Надо отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендациями и консультациями по интересующим их вопросам. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Психолого-педагогическое просвещение необходимо еще и для того, чтобы родителям можно было увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы.

Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей старшеклассников (10-11 классы):

— Физиология и психология старшеклассника.

— Куда пойти учиться? Анализ образовательных возможностей выпускников школ.

— ЕГЭ: за и против.

— Основные документы школы об образовании.

— Режим дня старшеклассника при подготовке к экзаменам.

— Механизмы подготовки к ЦТ.

— Особенности организации образовательного процесса в современной школе: проблемы и решения.

— Профильное обучение, его организация и перспективы.

— Особенности организации самостоятельной работы старшеклассников в курсе изучения предметов естественно-математического цикла.

— Особенности организации самостоятельной работы старшеклассников в курсе изучения предметов гуманитарного цикла.

— Все о дополнительном образовании.

— Требования к оценке учебных достижений старшеклассников. Родителям на заметку.

— Какой он, современный школьный экзамен?

— Что нужно знать и уметь старшекласснику, чтобы победить в предметных олимпиадах? Встреча с учащимися-победителя- ми предметных олимпиад.

— Роль учебной книги в образовании старшеклассника.

— Организация рабочего дня старшеклассника: проблемы и решения.

— Как помочь старшекласснику сохранить здоровье? Советы специалистов.

— О перегрузках и не только.

— Как сохранить интерес к учению старшеклассников?

— Выбор профессии — нелегкое дело?

— Способности и их роль в выборе будущей профессии.

— Возможности получения образования после школы.

Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

За этими словами стоит очень многое. Ни для кого не секрет, что иногда родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Почему такое происходит? Кто в этом виноват? Это происходит потому, что школьная администрация, педагогический коллектив смирились с существованием семей своих учеников и учебного заведения в «параллельных мирах». Отсутствие культуры организации взаимодействия в системе «семья — школа» приводит иногда к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным ситуациям между ними. Как сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот момент, когда их чадо покинет стены нелюбимой школы? Для этого в каждой школе должна быть разработана стратегия формирования у родителей и учащихся культуры принадлежности к образовательно-воспитательному пространству учебного заведения. Какие аспекты работы с родителями должны быть включены в эту стратегию, и насколько серьезно они должны контролироваться со стороны администрации школы?

Такая работа должна проводиться на протяжении всего процесса обучения ребенка в школе. В работе с родителями старшеклассников классный руководитель должен обратить внимание на те аспекты, которые позволят разъяснить родителям многие проблемы, связанные с воспитанием старшеклассников. К большому сожалению, многие родители на старшей ступени обучения считают, что их дети выросли и им незачем идти в школу. Но именно в этом кроется самая большая родительская ошибка: не встречаясь с педагогами, с классным руководителем, оценивая учебные достижения своего ребенка только с его слов, считая, что он достаточно объективен в отношении своих учебных достижений, родители многое узнают слишком поздно. Это касается не только учебных достижений, но и взаимоотношений со сверстниками, поведения вне школы.

Поэтому, организуя работу с учащимися в 10—11 классе, классный руководитель не должен считать, что родители должны быть в школе только по необходимости, так как его ученики уже достаточно взрослые. Однако в 10—11 классах классному руководителю необходимо обратить внимание родителей на то, что совсем скоро их дети уйдут из школьных стен, им придется самостоятельно принимать многие решения, за которые им самим придется нести ответственность. Именно вопросы правовой и нравственной культуры, должны стать темой родительских собраний в 10—11 классах. Не менее важно готовить такие мероприятия, которые позволят родителям убедиться в том, что их дети умеют рассуждать, принимать решения, что они умны и самостоятельны.

С этой целью необходимо проводить совместные родительские собрания, встречи поколений, открытые уроки нестандартного характера. Тогда учащиеся и их родители будут учиться тратить время общения не на конфликтные ситуации, а на проверку умения быть терпимыми и любящими, решать любые спорные вопросы, уважая при этом своего выросшего ребенка, внимательно и справедливо оценивая его доводы.

Родители должны иметь возможность увидеть своего ребенка в среде сверстников, чтобы понять, насколько они были правы в выборе системы мер по его воспитанию.

Тематика родительских собраний в этом направлении может быть следующей:

— Права и обязанности, ответственность в обществе старшеклассников.

— Как избежать проблем старшеклассников в общении с законом?

— О молодежных организациях, сектах и не только.

— Нравственная культура семьи. В чем она заключается?

— Друзья моего ребенка. Что я о них знаю?

— Речевая культура семьи. Ее слагаемые.

— Компьютер — друг или враг? Культура освоения информационного пространства школьником.

— Культурные традиции и обычаи семьи.

— О веротерпимости и уважении в вопросах веры.

— Как уберечь своего ребенка от насилия других и предупредить его стремление проявлять насилие по отношению к людям.

— Традиции интернационального и национального воспитания ребенка в семье.

— О досуге старшеклассников.

— Как уберечь ребенка от наркотиков и научить говорить «нет».

— Трудный подросток. Какой он?

— Современная литература: за и против.

— О культуре чувств.

— Секс и молодежь.

— Культура отношений мужчины и женщины. В чем она заключается?

— Если ваш ребенок ждет ребенка...

— Запретные темы. Нужно ли оставлять их запретными в общении со старшеклассником?

— О взаимоотношениях поколений в семье.

— О цинизме и лжи.

— О свободе и ответственности.

— Деньги и их роль в жизни подростка.

— Права и обязанности старшеклассника в семье. Как воспитать настоящего мужчину и настоящую женщину?

— Портрет выпускника современной школы — социальный заказ общества.

В некоторых школах идут гораздо дальше в создании единого образовательного пространства: родители имеют возможность получить план проведения самых важных мероприятий в школе на год, где указаны все общешкольные родительские собрания, консультации, указаны дни открытых дверей, творческие отчеты классных коллективов и т. д. Это дает возможность более ответственно подходить к организации процесса обучения и воспитания учащихся как педагогам, так и их родителям, а классный руководитель имеет возможность подходить к организации работы с родителями на качественно новом уровне.

Для того чтобы позже не разочароваться в родителях своих учеников, классный руководитель должен знакомить родителей с перспективами развития коллектива, демонстрировать его достижения, приглашать родителей для обсуждения трудных тем и наболевших проблем.

Родительский коллектив класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом воспитательной работы, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время.

В планировании воспитательной работы классный руководитель большое внимание уделяет участию самих родителей во всех внеклассных мероприятиях. Родители старшеклассников должны быть вместе со своими детьми в театрах и музеях, на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах.

К примеру, вместо обязательного и не совсем яркого классного часа к празднику восьмого марта можно предложить мамам и ребятам провести этот вечер на театральной премьере. Еще лучше, если спектакль посвящен взаимоотношениям взрослых и детей, что позволит родителям по-иному взглянуть на себя и своего ребенка, открыть друг в друге ранее не увиденное, услышать ранее не услышанное.

Большое значение в работе со старшеклассниками и их родителями имеет демонстрация достижений учащихся. Родителям всегда приятно узнать о том, что его ребенка ценят и уважают в школе, поощряют его учебные достижения и творческие способности.

К примеру, родители учащихся должны участвовать в праздниках чествования победителей олимпиад и творческих конкурсов, научно-исследовательских конференций. Большое значение имеет возможность родителей познакомиться с творчеством одаренных детей. При этом вовсе не обязательно, чтобы это был ученик данного класса. Например, в параллели 10 классов есть ученик, который является лауреатом музыкальных или иных конкурсов. Вполне уместно пригласить его для того, чтобы он не только выступил с концертом, но и рассказал, как он сумел добиться успехов, какую роль в его успехах сыграли его родители. Такой подход к организации работы с родителями позволяет избежать рутинности, однообразия, а иногда одна такая встреча может повлиять на родителей учащихся больше, чем все родительские собрания, проводимые в классе ранее.

Формы проведения собраний родителей старшеклассников

Формы проведения работы с родителями старшеклассников могут быть самыми разнообразными, однако главными направлениями работы с родителями являются следующие направления:

1. Разъяснение учебных возможностей учащихся на старшей ступени обучения в учебном учреждении.

2. Формирование культуры взаимодействия родителей и детей в семье.

3. Знакомство родителей учащихся с негативными явлениями в молодежной среде.

4. Подготовка родителей учащихся к пониманию проблем взросления их детей и формированию адекватности их ожиданий.

Классный руководитель может использовать следующие формы организации работы с родителями:

— Ежегодные праздники рождения класса и коллектива родителей.

— Встречи с администрацией учебного заведения и службами школы.

— Традиционные встречи родителей «Праздники, которые всегда вместе с нами».

— Круглые столы по проблемам нравственного воспитания учащихся, выбора жизненного пути.

— Родительские конференции по проблемам правовой культуры.

— Презентации достижений семей в рамках программы «Одаренные дети — одаренные семьи».

— Выездные заседания родительских комитетов в проблемных ситуациях, связанных с обучением и воспитанием старшеклассников.

— Совместные экскурсии в техникумы и вузы с целью знакомства с содержанием системы обучения студентов.

— Походы и экскурсии выходного дня.

— Лекции по проблемам воспитания старшеклассников.

— Совместное посещение выставок, театров и кинофильмов.

— Дни творчества класса.

— Выпуск совместных газет.

Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика. Некоторые педагоги могут возразить, аргументируя это тем, что в школе работают психологи, — им и заниматься диагностикой. Однако речь идет не о психологической диагностике в чистом виде, а о психолого-педагогической диагностике, которая должна носить индивидуальный характер и быть оперативной. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в коллективе учащихся, наладить работу с коллективом родителей.

Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть предварительной, оперативной, итоговой.

Она может использоваться в зависимости от тех ситуаций, которые требуют ее применения.

Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребенку.

Диагностика в работе с классом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.

Диагностика в работе классного руководителя — это достаточно опасное орудие и использовать его в своей деятельности педагог может только тогда, когда он абсолютно уверен в том, что все полученные материалы помогут ребенку и его семье стать ближе друг другу.

Использование педагогом психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь психолого-педагогической диагностикой, классный руководитель должен задавать себе следующие вопросы: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:

— родительских собраний;

— тематических и индивидуальных консультаций;

— внеклассных мероприятий;

— организации поездок и экскурсий;

— при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;

— при анализе работы с классом.

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся.

Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года: по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо» (хотя и этому надо учить), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми присутствующими.

Это даст возможность дальнейшего совершенствования работы с семьей и учащимися. Хорошо организованная итоговая диагностика работы школы в целом и воспитательной системы школы в частности позволяет оперативно решать вопросы качественного продвижения коллектива в своем развитии, планировать те мероприятия, результативность которых не вызывает сомнений.

Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьями учащихся является коррекционная работа.

Диагностическая работа классного руководителя в отрыве от коррекционной работы с семьями учащихся не только не имеет смысла, но просто является вредной и может искалечить души детей и взрослых, привести к агрессии и конфликтам. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки в решении следующих проблемных ситуаций семейного воспитания:

— проблемы выбора профильного образования и его результатов;

— сексуальное воспитание старшеклассников;

— нестабильность положения ребенка в семье;

— потеря родителей или близких людей;

— развод родителей;

— влияние компании на ребенка.

Коррекционная помощь и поддержка со стороны педагога очень необходимы семье, если ребенок выходит из повиновения родителям и попадает не просто в компанию, а в секту, которая становится для него более значимой, чем собственная семья.

Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания).

Чтобы такая работа была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей. А это возможно лишь в том случае, если классный руководитель будет серьезно и настойчиво готовить родителей к осознанию значимости проблем, существующих в обществе, и прогнозированию в воспитании собственных детей.

Индивидуальная коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на работу с семьей, в которой растут одаренные дети. Ни для кого не секрет, что иногда положение такого ребенка в обычном классе бывает очень трудным.

Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребенка с одной стороны, а с другой стороны — сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе.

В коррекции классного руководителя в не меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи. Классный руководитель должен знать, что собой представляют семьи его учеников, и сразу же дать понять родителям, Не обеспечивающим надлежащего внимания собственным детям, что спокойной и безмятежной жизни у них не будет.

На мой взгляд, в индивидуальной коррекционной работе нуждаются и семьи, где ребенка воспитывает один из супругов или бабушка с дедушкой.

Такие семьи нуждаются в повышенном внимании со стороны школьной администрации и социально-психологической службы. Зачастую в таких семьях стараются лишний раз не обращаться за помощью, а когда это происходит, проблема решается очень непросто. Как правило, такие семьи нуждаются в оперативной помощи различных специалистов и служб: юристов, врачей, психологов, правоохранительных органов.

Рекомендуем посмотреть:

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями старшеклассников в школе

Работа с родителями в начальной школе. Из опыта работы

Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей. Доклад

Работа классного руководителя с родителями учащихся 10-11 класса

Деловые игры в работе с родителями

Нет комментариев. Ваш будет первым!