Научно-методическая статья. Участия подростков в детских общественных объединениях
Автор: Бугаёва Наталья Ивановна, педагог-психолог МБОУ БСОШ №20 с. Богородицкое, Песчанокопский район, Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам научно-методическую статью для педагогов-психологов, классных руководителей, заместителей директора по УВР, организаторов ОДД, старших вожатых ДО. Данный материал может быть использован при подготовке к педагогическим советам, МО, родительским собраниям.
Психолого-педагогические особенности участия подростков в детских общественных объединениях
Процесс развития личности подростка тесно связан с возрастными особенностями подросткового возраста, которые оказывают значительное влияние на формирование личности.
Теоретические обоснования психолого - педагогических особенностей подростков были рассмотрены следующими учёнными: Л.С. Выготским, Л.И. Уманским, А.Н. Лутошкиным, И.С. Коном, А.Г Кирпичником, Л.И. Божович, Р.В. Овчаровой, Л.В Байбородовой, А.В. Волоховым, М.И. Рожковым.
Отрочество – этап онтогенеза, находящийся между детством и юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет. Понятие отрочества объединяет младший подростковый и старший подростковый возраст.
Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.
Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, другие в чём-то отстают от остальных, а чём-то опережают их и т.п.
Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчётливо проявляется в том, что для подростка существенна, не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.
Важный фактор психического развития в подростковом возрасте – общение со сверстниками, которое выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников.
Отрочество — время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, появляется способность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их. Формирующееся мышление неразрывно связано с рефлексией — способностью делать предметом мысли саму мысль — и служит необходимой основой для развития у подростка самоосознания.
В подростковом возрасте сильнее становятся индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности, что связано с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач. Это позволяет рассматривать возраст 11-14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.
Центральное личностное новообразование этого периода - становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, своё сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется прежде всего повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими — взрослыми и сверстниками — ищет критерии для такого сравнения. Благодаря этому у него постепенно вырабатываются некоторые собственные критерии оценки себя, и он переходит от взгляда «извне» на взгляд «изнутри». Ориентация на оценку окружающих сменяется ориентацией на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно в подростковом возрасте сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции ребёнка. Новый уровень самосознания, формирующийся под влиянием ведущих потребностей возраста, а именно самоутверждения и общения со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.
Для понимания подросткового возраста, выбора правильного направления и форм работы необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов.
Подростковый возраст - это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток руководствуется в своём поведении. Именно в этом возрасте закладываются основы нравственного сознания. В зависимости от того, какой жизненный опыт приобретает подросток, какую деятельность он осуществляет, являясь членом детского общественного объединения, и будет складываться его личность, проходить положительная социализация. Главными здесь являются три взаимосвязанные сферы: деятельность, общение, самосознание. Все они определяются процессом постоянного расширения и усложнения социальных связей с внешним миром, в результате которого подросток и развивается как личность, приобретая социальные установки, и удовлетворяет и развивает свои потребности и интересы. Только как субъект социализации ребёнок становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности.
По складу личности подросток – общественник. Ребят привлекает коллективный способ жизни и деятельности, они тянутся к совместной общественно-полезной деятельности, активному участию в жизни коллектива. В любом мероприятии они предпочитают быть деятелями, а не созерцателями, проявить активность, самостоятельность, инициативу.
Формирование личности подростка – процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания. Поэтому, строя работу с подростками, чрезвычайно важно понимать, на какие образцы и ценности они ориентируются, что считают важным и значимым. Следовательно, развитие организаторских качеств и способностей подростков в детских общественных объединениях является приоритетным направлением работы.
Раскроем определение понятия «организатор».
Организатор - человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за её результаты.
Л. И. Уманский считал, что структура личности, способной к организаторской деятельности, складывается из трёх необходимых компонентов: общих особенностей, специфических свойств и индивидуальных различий.
Общие особенности включают черты личности, которые объединяются направленностью (целеустремленность, убежденность, принципиальность, честность, чувство ответственности и долга, дисциплинированность, общественный характер интересов и мотивов деятельности и др.) и подготовленностью личности (ЗУНы, опыт в области как целевой, так и организаторской деятельности), а также общие качества (общительность, общий уровень развития, практичность ума, наблюдательность, работоспособность, личная активность, инициативность, настойчивость, самостоятельность, самообладание.
Специфические свойства личности, или организаторские способности, включают: психологическую изобретательность, практически-психологическую направленность ума, психологический такт, общественную энергичность, требовательность, критичность, склонность к организаторской деятельности.
Психологическая изобретательность-способность личности наиболее полно и глубоко отражать психологию организуемой группы в процессе решения ею общегрупповой задачи.
Практически-психологическая направленность ума - владение навыками практической психологии, готовность применить данные о психологических феноменах к практике решения организаторских задач.
Психологический такт – способность соблюдать во взаимоотношениях с организуемыми чувство меры, адекватное их и своим психологическим особенностям.
Общественная энергичность – способность организатора заражать и заряжать своей энергией организуемых, создавать у них стенические чувство и волевое усилие.
Требовательность организатора к организуемым понимается, как способность осуществлять требование в соответствии с организаторской ситуацией и оптимальной силой воздействия.
Критичность организатора по отношению к организуемым есть способность обнаруживать и выражать значимые для организаторской деятельности отклонения от условий, диктуемых групповой задачей, и установленных норм.
Склонность к организаторской деятельности – свойство личности, которое можно рассматривать как психологическую готовность и потребность в организаторской деятельности, с одной стороны, и самочувствие в процессе её выполнения – с другой.
Индивидуальные различия проявляются в деловом, возрастном и динамическом диапазоне реализации организаторских способностей. Способность к организации многих видов деятельности характеризует организатора с общими способностями (широкий деловой диапазон); направленность на один вид деятельности – видовые организаторские способности (видовой диапазон);узкоспециализированная направленность у организаторов со специальными способностями (узкий или специальный диапазон).
Возрастной диапазон организаторских способностей обнаруживается в зависимости от возрастной избирательности. Первый тип такой зависимости – способен организовать сверстников, но не способен организовать младших – назван возрастной ограниченностью организаторских способностей; второй – способен организовать только младших – педагогической избирательностью; третий – отсутствием возрастной избирательности – возрастной неограниченностью.
Динамический диапазон организаторских способностей воплощается в индивидуальном стиле организатора, который обусловлен более всего динамикой его психики, которая ассоциируется с типами темперамента – холерическим, сангвиническим, флегматическим и меланхолическим.
Л. И. Уманским было установлено, что организаторские способности могут проявляться как на раннем, так и на более позднем возрастном этапе.(63, с.92)
Развитие организаторских качеств подростков нельзя отделять от развития их организаторских знаний и умений. Организаторские знания и умения взаимосвязаны, но имеют разные теоретические обоснования.
Организаторские знания – это сумма сведений, познаний в области организаторской работы, понимание целей, задач деятельности, знание особенностей личности и коллектива, правил организаторской работы.
Организаторские умения – это способность человека быстро и эффективно применять имеющие организаторские знания на практике, действовать с учётом имеющегося опыта и сложившейся ситуации.
Организаторские знания и умения – это ценный багаж, который накапливается подростком в процессе общественной работы, в ходе которой от него требуется в постоянно изменяющейся обстановке выбирать верное решение и оперативно проводить его в жизнь. Без таких качеств характера как практичность, целеустремленность, находчивость, смелость, твёрдость ему не обойтись. А задача педагогов – организаторов детских общественных объединений формировать и развивать у них эти качества. По мнению А.Н. Лутошкина хорошая организаторская работа в детских организациях зависит:
- от знания людей, с которыми работаешь;
- от знания законов развития коллектива;
- от качеств личности самого организатора;
- знания особенностей организаторской работы;
- знания дела, которое организуешь;
- умения практически организовать.
Важнейшее значение в познании психолого-педагогических особенностей подростков имеет изучение их организаторской деятельности в детских общественных объединениях.
Дадим определение понятия организаторской деятельности.
Организаторская деятельность – деятельность человека, «осуществляющего мобилизацию», координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно действующей группы людей.
Организаторская деятельность носит исполнительский характер, её цель-обеспечение эффективной целевой деятельности (трудовой, учебной, спортивной и др.).
Продуктивность организаторской деятельности выражается, в количественно – качественном результате целевой деятельности, её непосредственная результативность имеет конкретное проявление. Это степень сплочённости детского объединения, его организованность и работоспособность, отношения взаимопомощи и взаимопонимания между участниками, сформированность благоприятного психологического климата и т.д.
Организаторская деятельность, по мнению Л.И.Уманского и А. Н. Лутошкина характеризуется определённой структурой, представляется как последовательность основных этапов её осуществления: усвоение задачи и первичное планирование; подбор младших организаторов, помощников; учёт личных качеств и способностей исполнителей с задачей; определение средств и условий; планирование; распределение заданий, внутренняя и внешняя координация; учёт и контроль; анализ эффективности; определение ударных участков и завершение работ.
Таким образом, специфика работы с подростками в детских общественных объединениях заключается в том, чтобы помочь детям обрести практические навыки общественной работы, определить основные направления содержания деятельности детской организации, учить их самостоятельно планировать работу, распределять обязанности между собой, нести ответственность за выполнение тех или иных дел.
Рекомендуем посмотреть:
Проблемы воспитания подростков. Проблемы подросткового возраста. Здоровье подростка