Автор-составитель: Дьяченко Лиана Викторовна, воспитатель ГКОУ РО Казанская школа-интернат VII вида.
Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора. Произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.
Данная программа предназначена для обучающихся I-IV классов коррекционной школы. Годы обучения в школе - это период человеческой жизни, специально отведенный для усвоения основ научного, эстетического, этического и других видов опыта человечества. А для детей коррекционного образовательного учреждения необходимо использовать расширенный спектр методов для усвоения этих основ. Использование методов игры и искусства, сказкотерапии, творческих заданий, мультипликации и занятий по декоративно-прикладному творчеству при изучении фольклора соответствуют необходимым нормам и требованиям к развитию и воспитанию детей коррекционной начальной школы.
Цель этой программы – нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие. А задача – развивать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку: высокую духовность, доброту, отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие, бережное отношение к природе, терпение, сострадание, мужество, т.е. развивать эмпатию и толерантность. Приобщение детей к русской культуре и ее истории проходит в форме беседы об устном народном творчестве, живописи, музыке или ознакомлении с бытом, обрядами и традициями русского народа.
Конспекты занятий со школьниками составляются на основе произведений русского фольклора. Они помогут воспитателю не в назидательной, а в занимательной форме учить детей любить свой народ, свою родину, с уважением относиться к ее прошлому, любить друг друга и беречь родную природу.
В программе заложен годовой цикл занятий – по 35 для каждой возрастной группы 1-4 классов. Занятия длятся 30-45 мин., проводятся раз в неделю. Они достаточно объемны и предусматривают возможность довести их до конца в свободное время в течение недели. Такой подход избавляет от необходимости торопиться, приучает детей занимать трудом свой досуг. Так поддерживается интерес к сюжету и к самой работе, что делает ее более радостной и созидательной. Плодами такой работы хочется считать не скопированную роспись, не особые успехи в рукоделии, а получение радости от труда, стремление создавать красоту, дарить ее окружающим, умение дружно трудиться, готовность прийти на помощь, ощущение, что усилия каждого – вклад в общее дело во имя добра.
Занятия по программе «Аленушкина избушка» мы проводим в классе в неурочное время.
Для наглядности используем русские костюмы, сделанные своими руками, многочисленные иллюстрации, куклы в разных нарядах, предметы русского декоративно-прикладного искусства, рисунки, компьютерные презентации, аудиозаписи сказок, мультфильмы, сюжетные композиции и многое другое.
Постоянные обитатели избы – «сестрица Аленушка» и «братец Иванушка» – самодельные куклы, сделанные руками воспитателей.
Для создания особой среды в классе находится постоянно действующая выставка детских работ и предметы старины, изготовленные в виде макетов. А также на стенде «Лоскуток истории», содержится словарь древнерусских слов, рубрика для самостоятельного чтения сказок, используемых на занятиях-«Аленушкины сказки». Для ознакомления с русским народным костюмом куклы Аленушка и Иванушка переодеваются в сезонную одежду, соответствующую тому времени.
Задачи воспитания. Нравственное развитие детей осуществляется в неразрывной связи с эстетическими и познавательными задачами.
Воспитывать уважение к окружающим, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и заботой; вызывать сострадание к обиженным; дружелюбие и умение раскаиваться в плохих поступках, мириться. Учить ласковому отношению к животным поможет ознакомление с русскими народными песнями, потешками, прибаутками, пестушками, закличками, сказками, пословицами, хороводами, играми, разными видами театра. А также, проходит знакомство с предметами, названия которых встречаются в народных сказках и прибаутках (печь, коромысло, ухват, кочерга, голичок, корыто и т. п.). На фольклорных занятиях дети узнают о летних крестьянских работах в поле и огороде, о труде кузнеца, о православных праздниках, о некоторых народных обычаях и традициях: гостеприимство, ярмарки, народные гулянья в праздники, зазывание весны, птиц, торжественный выгон скота в мае. Происходит постепенное знакомство с русским костюмом, предметами декоративно-прикладного искусства, народной игрушкой. Таким образом, развивается устная речь ребенка, обогащается его словарь, развивается игровая деятельность, помогающая в обучении самоконтроля своего поведения. Коррекционная работа занятий это развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Правильное звукопроизношение является текущей проблемой для детей коррекционной школы VII вида. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: «Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи!..»; «Чики, чики, чикалочки...»; «Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу».
Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.
Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от «водички», умывающей «личико», до весны — «весны красной, весны ясной» или птиц, несущих из-за моря «ключи весенние»); богатством стихотворных форм, размеров (от четких, точных рифм — «Наша Маша...», «Ладушки...», «Огуречик...» — до белого стиха — «Солнышко катилось ко западу...», «Ты трава ли моя, травушка...»); интонацией (от ласковой лирической — «Потягунюшки, потягунюшки...» — до юмористической «Ты умница, разумница...»).
1 класс «Тепло родного очага».
№ |
Название тем |
часы |
цели |
|
|||
1 |
Давайте знакомиться. Кто в избушке живет?
|
1 |
|
|
|||
2 |
Быт крестьянской семьи. Колыбельные песни.
|
1 |
|
|
|||
3 |
Выйдет котя в огород – всполошится весь народ. |
1 |
|
|
|||
4 |
В гости иду – гостинчик несу. |
1 |
|
|
|||
5 |
Ходит по двору петух. |
1 |
|
|
|||
6 |
Итоговое занятие-развлечение «Домашние животные». |
1 |
|
|
|||
7 |
Крестьянский труд. |
1 |
|
|
|||
8 |
Порядок в доме. |
1 |
|
|
|||
9 |
Для умелой руки все работы легки. |
1 |
|
|
|||
10 |
Что есть в печи – все на стол мечи. Русское гостеприимство. |
1 |
|
|
|||
11 |
Заинька в гостях. |
1 |
|
|
|||
12 |
Дружба – богатство семьи. |
1 |
|
|
|||
13 |
Здравствуй, гостья зима. |
1 |
|
|
|||
14 |
Музыка избы. |
1 |
|
|
|
|
|
15 |
Русский терем. |
1 |
|
|
|
|
|
16 |
Хоровод у елки. |
1 |
|
|
|
|
|
17 |
В гостях у матрешек. |
1 |
|
|
|
|
|
18 |
Рождество встречаем, пляшем и играем. |
1 |
|
|
|
|
|
19 |
Пляски да частушки. |
1 |
|
|
|
|
|
20 |
Водит Ваня хоровод. |
1 |
|
|
|
|
|
21 |
Иванушка на ярмарке. |
1 |
|
|
|
|
|
22 |
Петрушка- ярмарочный персонаж. |
1 |
|
|
|
|
|
23 |
Как по воду ходили |
1 |
|
|
|
|
|
24 |
Аленку купаем, песню напеваем. Ладушки-ладушки. |
1 |
|
|
|
|
|
25 |
Забота не работа. |
1 |
|
|
|
|
|
26 |
Птички-птички, к нам летите. |
1 |
|
|
|
|
|
27 |
Дружбу дружить – радость дарить. |
1 |
|
|
|
|
|
28 |
Солнце припекло – одеяло утекло. |
1 |
|
|
|
|
|
29 |
Дождь и радуга. |
1 |
|
|
|
|
|
30 |
Гуляй, да дела не забывай. |
1 |
|
|
|
|
|
31 |
Пасха красная. |
1 |
|
|
|
|
|
32 |
Месяц май – сколько хочешь, гуляй! |
1 |
|
|
|
|
|
33 |
Крестьянские питомцы. |
1 |
|
|
|
|
|
34 |
Козынька-козочок, острый рожок. |
1 |
|
|
|
|
|
35 |
Как без дудки – вот беда – ходят ноги не туда. |
1 |
|
|
|
|
|
|
всего |
35 |
|
|
|
|
Задачи воспитания. Формировать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть благодарным, смелым, скромным, трудолюбивым, ответственным; стремление радовать всех своим трудом, осуждение и неприятие зла; воспитание умения вести себя не причиняя неприятностей окружающим, а заботясь о них; воспитывать любовь к русской природе, развивать наблюдательность, умение видеть ее красоту во все времена года; дружно и слаженно заниматься общей работой, чувствовать успешность совместного труда; продолжать знакомить детей с русскими обычаями и традициями, углублять знания о православных и народных праздниках; продолжать знакомить детей с русскими художественными промыслами, домашней утварью и ее назначением, традиционной русской кухней; расширять знакомство с произведениями устного народного творчества, развивать художественный вкус детей; продолжать обогащать словарный запас, развивать речь детей; стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от народной песни, игры, пляски, хоровода. Таковы основные направления нравственного воспитания школьников, имеющих трудности к обучению, нуждающихся в коррекционной работе этой возрастной группы в единении с эстетическими и познавательными задачами.
Основные знания, умения и навыки:
- ребенок должен знать и уважать, с учетом его возрастных особенностей, основные социоформирующие отечественные народные традиции, любить Родину, родную землю, родной дом, любить ближних, уважать старших;
- дети должны признать духовно-созидательную роль труда в жизни, научиться уважать труд других людей, сознательно выполнять свои обязанности;
- ощущать свою сопричастность к истокам русской национальной культуры;
- знать и применять на практике общепринятые нормы и правила поведения;
- проявлять доброжелательное отношение к окружающим людям, живой природе, культуре, литературе, искусству;
- овладеть соответствующими возрасту коммуникативными навыками и умениями;
- ребенок должен воспринять красоту родного языка, стремиться избегать слов и выражений, засоряющих родную речь.
Интегрированный характер курса выражается во взаимопроникновении и связи его в учебном процессе с содержанием программы по окружающему миру, литературы, развития речи, музыки, художественного творчества.
Программа способствует формированию в сознании ребенка целостной картины мира, развивает чувство сопричастности с окружающей его природой, людьми, Отечеством.
Формируя целостную личность, программа призвана помогать ребенку в успешном овладении школьными знаниями, пробудив интерес к их получению.
Духовно-нравственная основа программы делает приоритетным её воспитательный характер.
Развитие личности ребенка происходит как на учебных занятиях, так и в трудовой, игровой видах деятельности, на прогулке и во время проведения праздников.
№ |
Название тем |
часы |
цели |
|
|||
1 |
Целебная травушка. |
1 |
|
|
|||
2 |
Доброта к животным. |
1 |
|
|
|||
3 |
Народный юмор. |
1 |
|
|
|||
4 |
Хозяйкины помощники. |
1 |
|
|
|||
5 |
В гостях у матрешек. Чаепитие. |
1 |
|
|
|||
6 |
Народные промыслы. Дымковские и богородитские игрушки. |
1 |
|
|
|||
7 |
Гость на гость – хозяйке радость. |
1 |
|
|
|||
8 |
Поведение в гостях. |
1 |
|
|
|||
9 |
Как загладить вину. |
1 |
|
|
|||
10 |
Как на ярмарку ездили. |
1 |
|
|
|||
11 |
Народные игрушки. |
1 |
|
|
|||
12 |
С песней и работа веселей. Домашние дела. |
1 |
|
|
|||
13 |
Бескорыстная помощь. |
1 |
|
|
|||
14 |
Про зайца. |
1 |
|
|
|
|
|
15 |
Зима-проказница. |
1 |
|
|
|
|
|
16 |
Рождество в деревне. |
1 |
|
|
|
|
|
17 |
Веселый праздник – Рождество. |
1 |
|
|
|
|
|
18 |
Каждой вещи своё место. |
1 |
|
|
|
|
|
19 |
Месим тесто. |
1 |
|
|
|
|
|
20 |
Русская каша. |
1 |
|
|
|
|
|
21 |
Платок – посередочке цветок. |
1 |
|
|
|
|
|
22 |
Не в свои сани не садись. |
1 |
|
|
|
|
|
23 |
Широкая масленица. |
1 |
|
|
|
|
|
24 |
Приди, весна, с радостью. |
1 |
|
|
|
|
|
25 |
Приметы весны. |
1 |
|
|
|
|
|
26 |
Медвежонок проснулся. |
1 |
|
|
|
|
|
27 |
Пой да пляши, медведя буди. |
1 |
|
|
|
|
|
28 |
Хочешь есть калачи – не лежи на печи. |
1 |
|
|
|
|
|
29 |
Тень-тень-потетень. |
1 |
|
|
|
|
|
30 |
Выручаем из беды. |
1 |
|
|
|
|
|
31 |
Пасхальная забава. |
1 |
|
|
|
|
|
32 |
Жар-птица с березой не сравнится. |
1 |
|
|
|
|
|
33 |
Дождик вымочит, а солнышко высушит. |
1 |
|
|
|
|
|
34 |
Сказка своими руками. |
1 |
|
|
|
|
|
35 |
Милости просим, всех мы в сказку переносим! |
1 |
|
|
|
|
|
|
всего |
35 |
|
|
|
|
Мила Кузьмина # 14 сентября 2013 в 19:54 +2 | ||
|
Татьяна Александровна Пригорнева # 5 ноября 2014 в 20:48 +1 | ||
|
Светлана Викторовна Тарасенкова # 9 октября 2015 в 17:26 0 | ||
|
Ольга Евгеньевна Шапаренко # 8 февраля 2016 в 17:25 0 | ||
|