Как развивать воображение ребёнка?
Научные исследования показали, что 70 % одаренных личностей не проявляют себя при прохождении стандартных тестов на интеллект. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы быть творческим. Если ваш малыш не может (и не хочет!) учиться читать, зато соорудил для вас примитивную полочку на кухне, пусть вас радуют, а не огорчают такие факты. Учите малыша решать разнообразные задачи новыми, нестандартными способами, поощряйте его оригинальность.
Что бы ни говорили о развитой детской фантазии, она не может состязаться с воображением взрослого человека. Воображение — одна из составляющих мыслительных процессов. А детское мышление проходит свои этапы и стадии формирования, оно еще не созрело. Поэтому воображение ребенка нужно развивать так же, как мышцы, как бы это примитивно ни звучало.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ.
Что дает человеку воображение? Новые творческие идеи! Творчество немыслимо без воображения. Однако дети этого возраста многое делают по схеме, образцу. Вы замечали, что многие дети не любят, чтобы изменяли слова в любимой сказке, переставляли игрушки, клали одежду в другое место?
Такие требования не связаны с капризами. Они отражают психическую жизнь ребенка, где все должно быть обозначено, знакомо. Все новое их настораживает, им нужно время, чтобы проверить новый объект или событие на безопасность.
Многие вещи в их жизни доходят до автоматизма.
Задача взрослых — расширять границы мира ребенка, постепенно наполняя его новыми фактами, деталями и качествами. Дети — консерваторы, но они — лучшие ученики, которые легко перенимают опыт взрослых (как положительный, так и отрицательный).
Психологи дают следующие рекомендации, касающиеся развития воображения детей.
❀ Учите детей отличать реальность от вымысла. Если ребенок все время пребывает в мире сказки и не умеет застегнуть пуговицы, со временем это может привести его к оторванности от реальной жизни.
❀ Воображение растет с общим психическим, интеллектуальным развитием ребенка. Поэтому важно давать малышу как можно больше разнообразной информации о мире.
❀ Не просто рассказывайте ребенку о предметах и явлениях, вкладывая в его голову «теорию». Пусть он на практике, путем экспериментов (конечно, безопасных для здоровья) узнает о свойствах предметов. «Опыт — сын ошибок трудных». Пушкин, как всегда, прав.
❀ Не путайте анимизм детского мышления (когда дети представляют мир одухотворенным, живым) с воображением. Анимизм иссякнет примерно к десяти годам, а воображение — инструмент, которым мы можем пользоваться на протяжении всей жизни.
❀ Всегда идите от простого к сложному. Это касается выбора игрушек, игр, художественных произведений, приобретения различных навыков.
❀ Пусть ваш кроха вкусит радость творчества, пусть он почувствует себя изобретателем, художником, скульптором, танцором или садовником. Закрепляйте положительные результаты творческих поисков, отмечайте успехи, хвалите за нестандартные находки.
ТВОРЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ. В традиционном представлении многих людей творчество — это занятия музыкой, живописью, скульптурой, сочинительством и т. п. Однако творчество выходит за рамки этих узких понятий. В принципе, вся жизнь является творческим процессом, и мы выбираем сценарии игры.
Творчество всегда нестандартно, оригинально, гибко. Нужно обладать смелостью, чтобы жить творчески. Ведь в творчестве есть свои «муки» и риски, не только радости и лавры признания. Творчество всегда несет новизну, спонтанность и неизвестность, поэтому дети не слишком спешат применять творческий подход к жизни. Однако есть один бесценный способ, который выводит детей в творческое состояние сознания, — это игра. Не важно, во что и чем играть, главное — играть и перевоплощаться.
Поддерживайте игры ребенка, помогайте их проводить и организовывать, подбрасывайте свежие идеи. Чтобы поддерживать огонь, нужно подбрасывать в него дрова. Игры как раз и являются «топливом», неиссякаемым источником для развития воображения.
Кружки и студии
В 3—4 года ваш кроха уже может посещать различные творческие кружки, художественные, танцевальные и музыкальные студии. Вы можете пробовать себя в нескольких направлениях, только не во всех сразу. Важно также начинать заниматься творчеством «для себя», для собственного удовольствия, а не ради успехов. Бывает и так, что малыш отказывается петь, рисовать, танцевать, лепить из пластилина. Это не значит, что он «неспособный» и далек от изящных искусств. Возможно, изящество он находит в сооружении песочных замков или в игре «дочки-матери».
Рекомендуем посмотреть:
Игры для развития воображения детей 6 лет
Игры для развития воображения от 4 до 10 лет
Способы развития воображения у старших дошкольников
Игры на развитие воображения детей 3, 4, 5 лет