Автор: Столь Оксана Владимировна, воспитатель МАДОУ №203 «детский сад комбинированного вида», г. Кемерово
Способы совершенствования воображения у детей старшего дошкольного возраста
Энштейн: «Воображение важнее, чем знание!»
Воображение является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом. С одной стороны воображение зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, а с другой стороны, оно способствует их развитию, создавая основу для образных представлений. Начало развития воображения связывают с окончанием периода раннего детства. Воображение возникает и развивается в процессе деятельности (игровой, учебной, трудовой, продуктивной) – это с одной стороны, а с другой стороны – оно является важным фактором деятельности в плане ее активизации. Давыдов утверждал, что воображение составляет основу творчества, делающего субъекта способным к созданию нового в различных сферах деятельности.
1. Наиболее успешно становление воображение происходит в игре, особенно сюжетно – ролевой игре:
у предметов- условные функции,
у действий – символическое значение,
задана воображаемая ситуация,
существуют образы ролей.
2. Прекрасно воображение совершенствуется во время продуктивной деятельности: лепки, рисовании, аппликации, ручном труде.
Когда ребенок начинает «сочинять», «воображать, сочетая реальное с воображаемым»
Воображение необходимо развивать постепенно с нарастанием сложности и объема заданий, с учетом возраста и индивидуальных особенностей.
Упражнения:
1. Закончи предложение по началу.
2. Составь рассказ по серии сюжетных картинок.
3. Нарисуй сказку (читается сказка и показывается иллюстрация к ней). Рисуем музыку.
4. Дорисуй картину.
5. Ребенку показывают абстрактный предмет. Вопрос «на что похоже?»
6. В подготовительной группе можно использовать сеансы фантазирования (под звучащую музыку)
7. Сеансы иллюстрирования:
Представьте, ощутите, почувствуйте содержание загадки (про яблоко)
- Что это? Закройте глаза и вы увидите каждый свое яблоко.
- Какое оно? По размеру? Цвету? Какое на ощупь? Какое на вкус? Нарисуйте его.
Рекомендуем посмотреть:
Игры на развитие воображения детей 3, 4, 5 лет
Игры для развития воображения от 4 до 10 лет
Развитие воображения детей 3, 4, 5 лет
Игры для развития воображения детей 6 лет