Все члены отряда после конфликтного периода, договорившись, сознательно проявляют волю, добиваясь успеха в осознанной коллективной деятельности.
Доминирующая потребность этого периода у детей — преодолеть существующее в отряде разобщение. Соответственно и состояние можно охарактеризовать как морально-волевое напряжение.
Временно актуальность межличностного общения отступает на второй план, уступая место общению в деятельности. В неофициальной структуре намечается открытие общения замкнутых групп.
Основная функция вожатого — объединительная.
Задачи вожатого в этот период:
• укрепить стремление к единству;
• помочь организационно и творчески проявляемым усилиям в общей деятельности, содействуя всеми силами успеху деятельности;
• укреплять позиции организационных и творческих лидеров, проявляющих себя в коллективной деятельности.
Деятельность должна быть обязательно коллективная, творческая, личностно и общественно значимая, подчеркивающая единство отряда в глазах каждого из его членов, а также на фоне более крупного сообщества (отрядов в лагере).
Действие после кризиса не терпит паузы. Начинать коллективно-творческую деятельность нужно сразу. Крайне необходимо создание и дальнейшее укрепление эмоционально стабильной обстановки в отряде.
Не возвращайтесь к конфликтам. Не допускайте на подведении итогов никаких отчетов, тем более никаких «разносов» и выяснения виновных. Лучше всего организовать маленькие творческие вечера со свечами или неформальные встречи с чаепитием, музыкой.
Показатели успешной деятельности:
• желание к дальнейшим творческим делам;
• изменение уровня общения в отряде (нет кличек, насмешки превращены в мягкий юмор);
• проявление творческих лидеров, констатируется уменьшение количества или исчезновение отверженных.
Успешная деятельность по объединению отряда побуждает к дальнейшему творческому общению. Члены коллектива стремятся к достижению успеха в совместной деятельности, имеющей общественный смысл, в которую вовлекаются все группы. Психологическое состояние коллектива характеризуется удовлетворенностью коллективным творчеством.
Доминирующая потребность этого периода характеризуется желанием успеха в творчестве, поиском своего места в общем творческом процессе.
Структура переформировывается из советов дела в творческие группы. Видны первые признаки ориентированности официальной и неофициальной структуры.
Основная функция вожатого — творческая.
Задачи вожатого в этот период:
• содействовать успеху творческого поиска;
• поддерживать организационно творческих лидеров и содействовать их утверждению;
• добиваться осознания всеми качественного роста коллектива на основе успеха в творческой деятельности;
• учить анализу и самоанализу, способствовать сплочению единомышленников.
Деятельность — разнообразная коллективно-творческая, побуждающая к творческому поиску и самоопределению коллектива через успех. Творческое сотрудничество — период наибольшего развития инициативы и самодеятельности. Происходит переоценка ценностей — значимым становится то, что способствует общему успеху и приносит пользу окружающим.
Показатели успешной деятельности:
• в лидеры выходят творческие ребята, проявляется творческий почерк отряда;
• отряд может наделить себя общим определением: самый поющий, самый спортивный, самый знающий, самый трудолюбивый и т. д., подходя к первой общей нравственной ступени: самый дружный;
• стремление к оценке своего отряда и себя с позиции нравственных ценностей, осознанно и добровольно принятых всеми в коллективе.
К гуманистическим отношениям в отряде можно прийти только через идейное единство, т.е. осознание и утверждение идеи, которую разделяют все. Это высший тип коллективных отношений, в которых каждый замечен и нужен, каждый необходим и любим всеми.
Внутри коллектива, достигшего высокого уровня развития, возникают такие психологические явления, когда переживания одного ребенка вызывают у остальных не просто сочувствие, а активные альтруистические действия, стремление оказать бескорыстную помощь и содействие.
Доминирующая потребность — подтвердить свои лучшие качества, утвердиться в добрых поступках.
Содержание межличностного общения — забота друг о друге, готовность помочь, взаимовыручка, стремление к непрерывному общению.
Структура — официальная и неофициальная — сориентирована. В этот период происходит снижение количества «звезд» и отсутствие «отверженных» в отряде.
Основная функция вожатого — добрый, умный, старший друг. Позиция вожатого — активный участник импровизаций, непрерывного праздника общения, тактичный подсказчик. Он умеет видеть рост каждого, анализирует созданные общие ценности в отношениях и прогнозирует возможности внедрения их в жизнь каждого ребенка. Оставаясь другом, он выступает как хранитель «присвоенных» ценностей и «исповедник», духовный лидер в итоговый период и впоследствии.
Задачи вожатого в этот период:
• содействовать укреплению и развитию гуманистических отношений и самоутверждению каждого в этих отношениях;
• стремиться к созданию обстановки непрерывного праздника общения.
В ходе отрядной деятельности каждому должны предоставляться возможность самовыражения в соответствии с гуманистическими отношениями, широкое поле общения и возможность совершить поступок, в какой-то степени неожиданный для себя.
Создайте условия для обозначения и осмысления высокой идеи, когда коллектив отряда для отдельного ребенка на долгое время после смены останется побудительным символом к развитию и саморазвитию. Это могут быть прощальные письма, вечер обмена адресами, написание добрых пожеланий в альбом, памятные подарки.
Показатели деятельности и успешно проведенной смены:
• радость, высокая оценка и самооценка настоящей ситуации и возможностей в будущем;
• все дети осознают себя способными к дружбе, взаимопониманию, добру, стремящимися понять мир, себя в нем;
• готовы развивать себя и улучшать окружающую жизнь; быть стойкими и не терять человеческого достоинства при различных обстоятельствах; понимающими, что такое совесть, честь, ответственность за себя и других.
Сам процесс развития коллектива не является линейным: отдельные его периоды могут быть свернутыми, неявно представленными в событиях общеотрядной жизни. Поэтому не стоит схему развития коллектива пытаться «натягивать» на схему развития смены. Нельзя устанавливать четкие границы периодов развития коллектива.
Игры на знакомство. Игры для детского лагеря
Правила пребывания детей в оздоровительном лагере
Организационный период в детском лагере
Вожатая) # 26 августа 2014 в 12:08 0 |
Благодарю, очень полезная статья, как раз то, что мне было нужно! |
Олеся Игоревна Глинская # 11 января 2018 в 19:27 0 |