Все члены отряда после конфликтного периода, договорившись, сознательно проявляют волю, добиваясь успеха в осознанной коллективной деятельности.
Доминирующая потребность этого периода у детей — преодолеть существующее в отряде разобщение. Соответственно и состояние можно охарактеризовать как морально-волевое напряжение.
Временно актуальность межличностного общения отступает на второй план, уступая место общению в деятельности. В неофициальной структуре намечается открытие общения замкнутых групп.
Основная функция вожатого — объединительная.
Задачи вожатого в этот период:
• укрепить стремление к единству;
• помочь организационно и творчески проявляемым усилиям в общей деятельности, содействуя всеми силами успеху деятельности;
• укреплять позиции организационных и творческих лидеров, проявляющих себя в коллективной деятельности.
Деятельность должна быть обязательно коллективная, творческая, личностно и общественно значимая, подчеркивающая единство отряда в глазах каждого из его членов, а также на фоне более крупного сообщества (отрядов в лагере).
Действие после кризиса не терпит паузы. Начинать коллективно-творческую деятельность нужно сразу. Крайне необходимо создание и дальнейшее укрепление эмоционально стабильной обстановки в отряде.
Не возвращайтесь к конфликтам. Не допускайте на подведении итогов никаких отчетов, тем более никаких «разносов» и выяснения виновных. Лучше всего организовать маленькие творческие вечера со свечами или неформальные встречи с чаепитием, музыкой.
Показатели успешной деятельности:
• желание к дальнейшим творческим делам;
• изменение уровня общения в отряде (нет кличек, насмешки превращены в мягкий юмор);
• проявление творческих лидеров, констатируется уменьшение количества или исчезновение отверженных.
Успешная деятельность по объединению отряда побуждает к дальнейшему творческому общению. Члены коллектива стремятся к достижению успеха в совместной деятельности, имеющей общественный смысл, в которую вовлекаются все группы. Психологическое состояние коллектива характеризуется удовлетворенностью коллективным творчеством.
Доминирующая потребность этого периода характеризуется желанием успеха в творчестве, поиском своего места в общем творческом процессе.
Структура переформировывается из советов дела в творческие группы. Видны первые признаки ориентированности официальной и неофициальной структуры.
Основная функция вожатого — творческая.
Задачи вожатого в этот период:
• содействовать успеху творческого поиска;
• поддерживать организационно творческих лидеров и содействовать их утверждению;
• добиваться осознания всеми качественного роста коллектива на основе успеха в творческой деятельности;
• учить анализу и самоанализу, способствовать сплочению единомышленников.
Деятельность — разнообразная коллективно-творческая, побуждающая к творческому поиску и самоопределению коллектива через успех. Творческое сотрудничество — период наибольшего развития инициативы и самодеятельности. Происходит переоценка ценностей — значимым становится то, что способствует общему успеху и приносит пользу окружающим.
Показатели успешной деятельности:
• в лидеры выходят творческие ребята, проявляется творческий почерк отряда;
• отряд может наделить себя общим определением: самый поющий, самый спортивный, самый знающий, самый трудолюбивый и т. д., подходя к первой общей нравственной ступени: самый дружный;
• стремление к оценке своего отряда и себя с позиции нравственных ценностей, осознанно и добровольно принятых всеми в коллективе.
К гуманистическим отношениям в отряде можно прийти только через идейное единство, т.е. осознание и утверждение идеи, которую разделяют все. Это высший тип коллективных отношений, в которых каждый замечен и нужен, каждый необходим и любим всеми.
Внутри коллектива, достигшего высокого уровня развития, возникают такие психологические явления, когда переживания одного ребенка вызывают у остальных не просто сочувствие, а активные альтруистические действия, стремление оказать бескорыстную помощь и содействие.
Доминирующая потребность — подтвердить свои лучшие качества, утвердиться в добрых поступках.
Содержание межличностного общения — забота друг о друге, готовность помочь, взаимовыручка, стремление к непрерывному общению.
Структура — официальная и неофициальная — сориентирована. В этот период происходит снижение количества «звезд» и отсутствие «отверженных» в отряде.
Основная функция вожатого — добрый, умный, старший друг. Позиция вожатого — активный участник импровизаций, непрерывного праздника общения, тактичный подсказчик. Он умеет видеть рост каждого, анализирует созданные общие ценности в отношениях и прогнозирует возможности внедрения их в жизнь каждого ребенка. Оставаясь другом, он выступает как хранитель «присвоенных» ценностей и «исповедник», духовный лидер в итоговый период и впоследствии.
Задачи вожатого в этот период:
• содействовать укреплению и развитию гуманистических отношений и самоутверждению каждого в этих отношениях;
• стремиться к созданию обстановки непрерывного праздника общения.
В ходе отрядной деятельности каждому должны предоставляться возможность самовыражения в соответствии с гуманистическими отношениями, широкое поле общения и возможность совершить поступок, в какой-то степени неожиданный для себя.
Создайте условия для обозначения и осмысления высокой идеи, когда коллектив отряда для отдельного ребенка на долгое время после смены останется побудительным символом к развитию и саморазвитию. Это могут быть прощальные письма, вечер обмена адресами, написание добрых пожеланий в альбом, памятные подарки.
Показатели деятельности и успешно проведенной смены:
• радость, высокая оценка и самооценка настоящей ситуации и возможностей в будущем;
• все дети осознают себя способными к дружбе, взаимопониманию, добру, стремящимися понять мир, себя в нем;
• готовы развивать себя и улучшать окружающую жизнь; быть стойкими и не терять человеческого достоинства при различных обстоятельствах; понимающими, что такое совесть, честь, ответственность за себя и других.
Сам процесс развития коллектива не является линейным: отдельные его периоды могут быть свернутыми, неявно представленными в событиях общеотрядной жизни. Поэтому не стоит схему развития коллектива пытаться «натягивать» на схему развития смены. Нельзя устанавливать четкие границы периодов развития коллектива.
План мероприятий для детского лагеря
Правила пребывания детей в оздоровительном лагере
Организационный период в детском лагере
Вожатая) # 26 августа 2014 в 12:08 0 |
Благодарю, очень полезная статья, как раз то, что мне было нужно! |
Олеся Игоревна Глинская # 11 января 2018 в 19:27 0 |