Развитие временного детского коллектива

Развитие временного детского коллектива

4. ПЕРИОД МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Все члены отряда после конфликтного периода, договорившись, сознательно проявляют волю, добиваясь успеха в осознанной коллективной деятельности.

Доминирующая потребность этого периода у детей — преодолеть существующее в отряде разобщение. Соответственно и состояние можно охарактеризовать как морально-волевое напряжение.

Временно актуальность межличностного общения отступает на второй план, уступая место общению в деятельности. В неофициальной структуре намечается открытие общения замкнутых групп.

Основная функция вожатого — объединительная.

Задачи вожатого в этот период:

• укрепить стремление к единству;

• помочь организационно и творчески проявляемым усилиям в общей деятельности, содействуя всеми силами успеху деятельности;

• укреплять позиции организационных и творческих лидеров, проявляющих себя в коллективной деятельности.

Деятельность должна быть обязательно коллективная, творческая, личностно и общественно значимая, подчеркивающая единство отряда в глазах каждого из его членов, а также на фоне более крупного сообщества (отрядов в лагере).

Действие после кризиса не терпит паузы. Начинать коллективно-творческую деятельность нужно сразу. Крайне необходимо создание и дальнейшее укрепление эмоционально стабильной обстановки в отряде.

Не возвращайтесь к конфликтам. Не допускайте на подведении итогов никаких отчетов, тем более никаких «разносов» и выяснения виновных. Лучше всего организовать маленькие творческие вечера со свечами или неформальные встречи с чаепитием, музыкой.

Показатели успешной деятельности:

• желание к дальнейшим творческим делам;

• изменение уровня общения в отряде (нет кличек, насмешки превращены в мягкий юмор);

• проявление творческих лидеров, констатируется уменьшение количества или исчезновение отверженных.

5. ПЕРИОД ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА

Успешная деятельность по объединению отряда побуждает к дальнейшему творческому общению. Члены коллектива стремятся к достижению успеха в совместной деятельности, имеющей общественный смысл, в которую вовлекаются все группы. Психологическое состояние коллектива характеризуется удовлетворенностью коллективным творчеством.

Доминирующая потребность этого периода характеризуется желанием успеха в творчестве, поиском своего места в общем творческом процессе.

Структура переформировывается из советов дела в творческие группы. Видны первые признаки ориентированности официальной и неофициальной структуры.

Основная функция вожатого — творческая.

Задачи вожатого в этот период:

• содействовать успеху творческого поиска;

• поддерживать организационно творческих лидеров и содействовать их утверждению;

• добиваться осознания всеми качественного роста коллектива на основе успеха в творческой деятельности;

• учить анализу и самоанализу, способствовать сплочению единомышленников.

Деятельность — разнообразная коллективно-творческая, побуждающая к творческому поиску и самоопределению коллектива через успех. Творческое сотрудничество — период наибольшего развития инициативы и самодеятельности. Происходит переоценка ценностей — значимым становится то, что способствует общему успеху и приносит пользу окружающим.

Показатели успешной деятельности:

• в лидеры выходят творческие ребята, проявляется творческий почерк отряда;

• отряд может наделить себя общим определением: самый поющий, самый спортивный, самый знающий, самый трудолюбивый и т. д., подходя к первой общей нравственной ступени: самый дружный;

• стремление к оценке своего отряда и себя с позиции нравственных ценностей, осознанно и добровольно принятых всеми в коллективе.

6. ПЕРИОД ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

К гуманистическим отношениям в отряде можно прийти только через идейное единство, т.е. осознание и утверждение идеи, которую разделяют все. Это высший тип коллективных отношений, в которых каждый замечен и нужен, каждый необходим и любим всеми.

Внутри коллектива, достигшего высокого уровня развития, возникают такие психологические явления, когда переживания одного ребенка вызывают у остальных не просто сочувствие, а активные альтруистические действия, стремление оказать бескорыстную помощь и содействие.

Доминирующая потребность — подтвердить свои лучшие качества, утвердиться в добрых поступках.

Содержание межличностного общения — забота друг о друге, готовность помочь, взаимовыручка, стремление к непрерывному общению.

Структура — официальная и неофициальная — сориентирована. В этот период происходит снижение количества «звезд» и отсутствие «отверженных» в отряде.

Основная функция вожатого — добрый, умный, старший друг. Позиция вожатого — активный участник импровизаций, непрерывного праздника общения, тактичный подсказчик. Он умеет видеть рост каждого, анализирует созданные общие ценности в отношениях и прогнозирует возможности внедрения их в жизнь каждого ребенка. Оставаясь другом, он выступает как хранитель «присвоенных» ценностей и «исповедник», духовный лидер в итоговый период и впоследствии.

Задачи вожатого в этот период:

• содействовать укреплению и развитию гуманистических отношений и самоутверждению каждого в этих отношениях;

• стремиться к созданию обстановки непрерывного праздника общения.

В ходе отрядной деятельности каждому должны предоставляться возможность самовыражения в соответствии с гуманистическими отношениями, широкое поле общения и возможность совершить поступок, в какой-то степени неожиданный для себя.

Создайте условия для обозначения и осмысления высокой идеи, когда коллектив отряда для отдельного ребенка на долгое время после смены останется побудительным символом к развитию и саморазвитию. Это могут быть прощальные письма, вечер обмена адресами, написание добрых пожеланий в альбом, памятные подарки.

Показатели деятельности и успешно проведенной смены:

• радость, высокая оценка и самооценка настоящей ситуации и возможностей в будущем;

• все дети осознают себя способными к дружбе, взаимопониманию, добру, стремящимися понять мир, себя в нем;

• готовы развивать себя и улучшать окружающую жизнь; быть стойкими и не терять человеческого достоинства при различных обстоятельствах; понимающими, что такое совесть, честь, ответственность за себя и других.

Сам процесс развития коллектива не является линейным: отдельные его периоды могут быть свернутыми, неявно представленными в событиях общеотрядной жизни. Поэтому не стоит схему развития коллектива пытаться «натягивать» на схему развития смены. Нельзя устанавливать четкие границы периодов развития коллектива.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на знакомство. Игры для детского лагеря

Правила пребывания детей в оздоровительном лагере

Организационный период в детском лагере

План мероприятий для детского лагеря

Закрытие смены. Сценарий закрытия лагерной смены

Страницы: 1 2
Вожатая) # 26 августа 2014 в 12:08 0
Благодарю, очень полезная статья, как раз то, что мне было нужно!
Олеся Игоревна Глинская # 11 января 2018 в 19:27 0
Спасибо! Интересная и актуальная статья! как раз для меня. Работаю в реабилитационном центре для детей и подростков, а также вожатой летом. Сталкиваюсь с реалиями временного детского коллектива постоянно. Здесь, конечно же, нужен особый подход и опыт в работе!