Конкурсы

Современные подходы к дошкольному образованию

Современные подходы к дошкольному образованию

Воспитание, обучение и развитие дошкольников в современном детском саду

Современные подходы к дошкольному образованию. Плюсы и минусы

Автор: Козлова Наталья Юрьевна, воспитатель МБДОУ ЦРР Д/С №4 «Веснушки» г. Коломна, Московская обл.

Данная работа предназначена для родителей и педагогов дошкольного образования. Основная тема,  проходящая сквозь всю работу – это обучение и воспитание детей согласно современным требованиям, нормам и стандартам, а так же возможность воспитателей в использовании творческого подхода в работе с детьми. Тема очень актуальна на современном этапе образования, так как воспитателей, да и учителей все чаще ограничивают в возможностях полноценной работы с детьми, заваливают ненужной бумажной работой так, что на детей совсем не остается времени. Очень хочется многое для дошкольного воспитания взять из Концепции 80 – х годов. Эти основные проблемы я постаралась проанализировать в своем исследовании, опираясь и сравнивая Концепцию 80-х гг. и современное образование.

Наука и образование не стоят на месте. Стремительно развиваясь и двигаясь вперед со скоростью реактивного самолета, деятели науки все чаще диктуют нам все новые и новые образовательные программы, стандарты, требования. Не успев изучить и применить на практике одну программу, нам уже «впихивают» другую. Только мы изучили новые требования СанПинов, как нас завалили новыми ФГТ. И так изо дня в день, из года в год. Деятели науки, диктуя нам новые правила, требования, стандарты, зачастую забывают о самом главном: о детях и их детстве, которое все больше становится похоже на стремительно крутящееся Чертово Колесо, а детство – это бесценный период, который интересен и уникален сам по себе и отбирать его у ребенка никто не имеет право!

1.  В чем особенность протекания дошкольного периода детства?

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой “заделы” на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному. Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет “недобрано” здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.

На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком — это значит не только быть “таким, как все”, владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Таким образом, детство – это самоценный период, в котором каждый период ценен сам по себе. Детство развивается очень быстро, необходимо успеть проследить за всеми изменениями в поведении ребенка и создать уникальные условия для его развития. Создать такие условия, в которых образовательный процесс не превращался в уроки за партой, а становился неотделимой частью игровой деятельности ребенка.

2.  Можно ли мыслить детство как период подготовки к школе?

«Детство — этап подготовки к будущей жизни». Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как ко времени «подготовки», то отрицается самоценность «проживания» эпохи детства ребенком. Между тем условие непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее лишь с позиции будущего. Только отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства!

«Взрослый — для того, чтобы учить и воспитывать; ребенок — для того, чтобы учиться и слушаться». Взаимодействие взрослых с детьми сводится к сумме: охрана здоровья + воспитание + обучение Детей. Все, что не входит в круг этих слагаемых (например, проявление “личных чувств” и т. п.), становится избыточным.

Потребность детей и взрослых в развитии своих личных, неутилитарных взаимоотношений приносится в жертву учебно-воспитательному процессу. От такой жертвы содержание его необходимым образом дегуманизируется, из него выпадает «человеческий радикал».

Каждый ребенок имеет право на счастье. Детство – это самоценный период, это первый этап становления личности который не мыслится целиком как период подготовки к школе, скорее, это этап подготовки к следующему периоду жизни.

3.  Что означает термин «базовая культура личности» и как он соотносится с термином «всестороннее воспитание и гармоничное развитие личности?»

Сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимания его как первого этапа становления личности требует пересмотра задач педагогической работы с детьми.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.

В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.

Базис личностной культуры — собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему).

Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени. Приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. При этом процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно.

Передача ценностей и средств активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.

Таким образом, «базовая культура личности» - это культура, заложенная в ребенке, которая под воздействием различных условий, способов, методов обеспечивает всестороннее воспитание и гармоничное развитие личности. «Базовая культура личности» и «всестороннее воспитание и гармоничное развитие личности» - это целостный процесс, в котором одно понятие полностью зависит от другого.

Страницы: 1 2 3 4

Ольга Михайловна Подгорных # 28 января 2014 в 12:47 +1
очень актуальная статья. во многом я согласна с автором, некогда порой заниматься детьми, то ФГТ  изучали, старались хоть как-то подогнать под  условия обычного детского сада. теперь новая беда - новые ФГОСы. еще хуже первого. такое впечатление,  что все "создатели" нового никогда не посещали детские сады! а так хочется, чтобы вернули нам термин занятия, а не понятное для детей НОД, чтобы мы больше времени уделяли личности ребенка, а не изучали никому не нужные стандарты!
Наталья # 24 февраля 2014 в 08:33 +1
Какая же это беда - ФГОС (в единственном числе, кстати)? ФГОС написан на абсолютно читаемом языке, четко выделены образовательные области - их сейчас 5, обозначены направления деятельности по каждой области. У воспитателя есть возможность проявить творчество, потому что указаны только направления, а содержание необходимо определять образовательной организации (так сейчас называется ДОУ) и самим воспитателям. А занятия вернули!!! Изучайте Стандарт, надо менять страдательную позицию на активную, если остаётесь в образование, то придётся Стандарт реализовать и лучше со знанием дела.
Светлана Владимировна Бузмакова # 17 мая 2014 в 19:39 +1
Очень интересная статья. Я только не понимаю вопрос, который обозначен в конце статьи. «Почему, уже начиная с дошкольного возраста, у детей отнимают самое главное право: право на детство?!» Насколько я понимаю ФГОС направлен на защиту детства. Стандарт надо принять, у нас нет выбора. А вот как построить работу, как реализовать "право на детство" - это выбор педагога.
Ксения Викторовна Бойкова # 2 октября 2014 в 12:01 +1
Спасибо за статью. Очень интересны новые тенденции развития образования. К сожалению ,не всегда они идут на пользу, но мы, педагоги, не должны оставаться в стороне, а должны прикладывать все усилия для оптимизации и повышения качества образования!
Виктория Николаевна Бурмаченко # 26 октября 2014 в 21:32 +1
Очень интересная статья. Педагоги должны изучать и использовать новые методы и тенденции современного образования,но не забывать классические приемы педагогики и образования.
Кристина Юрьевна Пономаренко # 23 марта 2015 в 08:59 +1
Статья достаточно интересная и актуальная для самообразования педагогов и компетенции родителей.На мой взгляд самой главной основой модернизации всего дошкольнго образования должна быть преемственность,так как младшим школьникам достаточно тяжело приходится,они испытывают большие трудности в обучении.
Инна Георгиевна Волик # 11 мая 2015 в 13:04 +1
Очень методичная и интересная статья. Ставится много важных педагогических задач. Мне правда не совсем ясен вопрос в конце статьи. Возможно статья написана до появления ФГОС. Ведь в ФГОС красной нитью проходит идея о самоценности периода детства, что схоже с позицией автора...
Ирина Владимировна Жабина # 25 декабря 2015 в 21:23 +1
Статья, действительно, очень актуальная. Хочется подметить и полезность данного материала для педагогов ДОУ. Возможно использование представленной информации на педсоветах для обсуждения. А ФГОС очень даже понятен и доступен для реализации. Много внимания уделяется проектной, познавательно - исследовательской деятельности и игровой, так как дети - дошкольники в этих видах деятельности делают новые открытия.