Современные подходы к дошкольному образованию

Современные подходы к дошкольному образованию

Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни.

Ожидаемые результаты — расширение “степеней свободы” развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческие способности.

Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает, «отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый этап становления развитой личности.

Позиция личностно  ориентированной педагогики предполагает, что ребенок рассматривается в совокупности всех своих индивидуальных проявлений, включая возрастные.

7.  Какой видится  личность воспитателя?

Личность может воспитать только личность. Обезличенность фигуры воспитателя, закованного в рамки программы и методических инструкций, отношение к нему как к простому исполнителю своей роли и жесткий контроль за четким исполнением предписанных ему служебных обязанностей обусловили многие недостатки системы дошкольного воспитания.

8.  В чем должна быть настоящая модернизация организации дошкольного образования?

Подготовка воспитателя детского сада имеет право на приоритет в системе высшего педагогического образования: она должна осуществляться при обязательности углубленного изучения слушателями курсов психологии, педагогики, философии, психиатрии, детской психотерапии, дефектологии; необходимо участие воспитателей в деловых играх, тренинговых группах, ознакомление их с основами актерского мастерства.

В перспективе целесообразно ввести дифференцированную подготовку воспитателей, чтобы в каждой группе дошкольников один из них имел высшую квалификацию педагога-психолога, другой - квалификацию воспитателя. Педагог-психолог проводит с детьми основные занятия при свободном выборе программ обучения с правом их творческого преобразования; определяет состояние и уровень развития ребенка при переходе из одной возрастной категории в другую; участвует в проведении диагностики состояния ребенка во внутрисемейных отношениях. В отличие от педагога-психолога воспитатель организует с детьми различные виды игр, прогулки, экскурсии и т. п.

Следует в ближайшие годы развернуть в стране центры психолого-педагогической консультации воспитателей детских садов и родителей, привлекая к этой работе различных специалистов.

Должны быть созданы вариативные, связанные с региональной спецификой, типом дошкольных учреждений руководства по воспитанию и программы обучения детей — динамичные, систематически обновляющиеся, опирающиеся на достижения мировой науки и практики, учитывающие состояние общественной жизни в стране. Необходим постепенный, контролируемый научными исследованиями переход от централизованного программного обеспечения педагогического процесса к использованию гибких руководств и программ на основе учета всех “плюсов” и “минусов” ныне действующей типовой программы.

Решение назревших проблем дошкольных учреждений лежит в сфере демократизации самой системы дошкольного образования. Необходимы Советы дошкольных учреждений и Советы по дошкольному воспитанию, также различного рода фонды дошкольного воспитания.

При Советах народных депутатов могут и должны быть созданы Советы по вопросам дошкольного воспитания. Их функции:

создание общественных фондов финансирования дошкольных учреждений и контроль (на сессиях) за распределением средств на развитие дошкольных учреждений в пределах контролируемого ими региона; оценка эффективности работы воспитателя и администрации детских садов и т. д.

Предусмотреть многообразие и вариативность типов дошкольных учреждений в зависимости от региональных и национально-культурных условий; избавиться от гигантомании при строительстве детских садов. Признать право сотрудников дошкольного учреждения на творческий поиск, на существование широкого разнообразия “авторских” детских садов.

Ввести в состав системы дошкольного воспитания дошкольную психологическую службу.

Дети в нашей стране должны быть счастливы. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребенка.

9. Что означают понятия: личное время ребенка, сделать детство счастливым?

Личное время. В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребенка. Это не только праздники, но и просто время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребенка, чем участвовать в коллективных действиях.

Организация предметной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка. Создание интерьера помещений, производство детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования и спортинвентаря должно базироваться на научных принципах — своеобразной “эргономики детства”. Высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условие построения “развивающей среды”. Обогащение форм жизни ребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства. Альтернативу жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков составляет их приспособленность к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых.

Дети в нашей стране должны быть счастливы. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребенка. Дети в обществе должны не только чувствовать себя счастливыми, но и иметь все основания для этого чувства.

10.  Каким должно быть отношение руководства ДОУ к воспитателю?

Руководство не должно сковывать воспитателей в рамки программы, предоставлять все возможности и условия для развития творческих навыков и способностей, поиску новых идей, открытий и тогда эти идеи, открытия станут открытиями наших детей.

11. Необходимость перехода к вариативному образованию?

Требование уважать личность ребенка, любить детей формулировалось во всех существующих программах воспитания. Однако сам принцип централизованного программного управления воспитанием представляется неперспективным: единая типовая программа, вопреки намерениям авторов, создавала почву для учебно-дисциплинарного подхода к детям. Должны быть созданы вариативные, связанные с региональной спецификой, типом дошкольных учреждений руководства по воспитанию и программы обучения детей — динамичные, систематически обновляющиеся, опирающиеся на достижения мировой науки и практики, учитывающие состояние общественной жизни в стране. Необходим постепенный, контролируемый научными исследованиями переход от централизованного программного обеспечения педагогического процесса к использованию гибких руководств и программ на основе учета всех “плюсов” и “минусов” ныне действующей типовой программы.

Учитывая все вопросы и ответы, хочется задать один самый главный вопрос: «Почему, уже начиная с дошкольного возраста, у детей отнимают самое главное право: право на детство?!»

Рекомендуем посмотреть:

Как научить ребёнка считать

Формирование представлений о времени и пространстве у старших дошкольников

Психологические особенности развития ребёнка от 5 до 7 лет

Развитие мелкой моторики у детей

Эмоции и общение ребенка от 3-7 лет

Страницы: 1 2 3 4
Ольга Михайловна Подгорных # 28 января 2014 в 12:47 +1
очень актуальная статья. во многом я согласна с автором, некогда порой заниматься детьми, то ФГТ  изучали, старались хоть как-то подогнать под  условия обычного детского сада. теперь новая беда - новые ФГОСы. еще хуже первого. такое впечатление,  что все "создатели" нового никогда не посещали детские сады! а так хочется, чтобы вернули нам термин занятия, а не понятное для детей НОД, чтобы мы больше времени уделяли личности ребенка, а не изучали никому не нужные стандарты!
Наталья # 24 февраля 2014 в 08:33 +1
Какая же это беда - ФГОС (в единственном числе, кстати)? ФГОС написан на абсолютно читаемом языке, четко выделены образовательные области - их сейчас 5, обозначены направления деятельности по каждой области. У воспитателя есть возможность проявить творчество, потому что указаны только направления, а содержание необходимо определять образовательной организации (так сейчас называется ДОУ) и самим воспитателям. А занятия вернули!!! Изучайте Стандарт, надо менять страдательную позицию на активную, если остаётесь в образование, то придётся Стандарт реализовать и лучше со знанием дела.
Светлана Владимировна Бузмакова # 17 мая 2014 в 19:39 +1
Очень интересная статья. Я только не понимаю вопрос, который обозначен в конце статьи. «Почему, уже начиная с дошкольного возраста, у детей отнимают самое главное право: право на детство?!» Насколько я понимаю ФГОС направлен на защиту детства. Стандарт надо принять, у нас нет выбора. А вот как построить работу, как реализовать "право на детство" - это выбор педагога.
Ксения Викторовна Бойкова # 2 октября 2014 в 12:01 +1
Спасибо за статью. Очень интересны новые тенденции развития образования. К сожалению ,не всегда они идут на пользу, но мы, педагоги, не должны оставаться в стороне, а должны прикладывать все усилия для оптимизации и повышения качества образования!
Виктория Николаевна Бурмаченко # 26 октября 2014 в 21:32 +1
Очень интересная статья. Педагоги должны изучать и использовать новые методы и тенденции современного образования,но не забывать классические приемы педагогики и образования.
Кристина Юрьевна Пономаренко # 23 марта 2015 в 08:59 +1
Статья достаточно интересная и актуальная для самообразования педагогов и компетенции родителей.На мой взгляд самой главной основой модернизации всего дошкольнго образования должна быть преемственность,так как младшим школьникам достаточно тяжело приходится,они испытывают большие трудности в обучении.
Инна Георгиевна Волик # 11 мая 2015 в 13:04 +1
Очень методичная и интересная статья. Ставится много важных педагогических задач. Мне правда не совсем ясен вопрос в конце статьи. Возможно статья написана до появления ФГОС. Ведь в ФГОС красной нитью проходит идея о самоценности периода детства, что схоже с позицией автора...
Ирина Владимировна Жабина # 25 декабря 2015 в 21:23 +1
Статья, действительно, очень актуальная. Хочется подметить и полезность данного материала для педагогов ДОУ. Возможно использование представленной информации на педсоветах для обсуждения. А ФГОС очень даже понятен и доступен для реализации. Много внимания уделяется проектной, познавательно - исследовательской деятельности и игровой, так как дети - дошкольники в этих видах деятельности делают новые открытия.