Методика Глена Домана вызывает противоречивые чувства. Бас может насторожить, что ребенок не участвует в самом процессе обучения. Он лишь воспринимает информацию, а его творческие и исследовательские возможности не развиваются, ведь в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, «отвлекаться на посторонние вопросы» — не положено. А ведь если не получается диалога, не получается и совместного творчества.
Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но ваш живой мальчик или девочка отличается от компьютера тем, что им нужно не только получить некий объем информации, не только загружать голову, словно компьютер, «битами информации», как называет их сам Доман, а и проявлять свои творческие способности.
Кроме того, если при обучении использовать только карточки, то есть картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, извлекать из него необходимую информацию. Чтобы у вашего малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов. Причем они не всегда должны сопровождаться картинками, тогда мозг малыша научится самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту.
При столь интенсивных занятиях, как рекомендует Глен Доман, ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками, проводить же подобные занятия в детских садах невозможно — эта система ориентирована исключительно на обучение в семье.
С другой стороны, в свое время Глен Доман выдвинул лозунг: «Маленькие дети хотят не играть, а учиться. Игры и игрушки выдумали взрослые, чтобы отвязаться от любознательных чад». А ведь именно в игре ребенок познает мир. Для активной созидающей личности необходима интуиция, вдохновение, разжечь которые в человеке может лишь спонтанная ролевая творческая игра.
Методика Глена Домана требует от вас, родителей, в первую очередь от матери, высокой самодисциплины, ведь в течение дня мать должна проводить 50—60 сверхкоротких уроков по нескольким предметам и еще постоянно работать над созданием учебного материала.
Изучая методику умственного и физического развития Глена Домана, вам, родителям, необходимо брать и использовать то, что подходит именно вашему малышу. Для этого вам надо постоянно прислушиваться к своему ребенку и заниматься тем, что доставит удовольствие вам обоим, то есть адаптировать систему Домана для своих детей. А из нее действительно можно многое позаимствовать. Нужно лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.
✏ Дети, воспитанные по системе Глена Домана, выполняют невероятные гимнастические упражнения в самом раннем возрасте, умеют читать с 2—4 лет, отменно общаются на нескольких иностранных языках, превосходно осваивают математику, играют на музыкальных инструментах — иными словами, показывают способности, присущие только гениям. И это происходит потому, что методика Домана — радостная, светлая, рассчитанная только на желание самого маленького ребенка двигаться и познавать все вокруг.
✏ Существует уже несколько десятков нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману! Во многих видах спорта лидирующее положение занимают спортсмены, взявшие в руки ракетку или мяч, вышедшие на лед или начавшие плавать не позже двух лет, благодаря методике выдающегося ученого, Педагога Глена Домана.
Рекомендуем посмотреть:
Методика Глена Домана. Описание
Волшебная Вальдорфская система воспитания и развития детей
Плюсы и минусы методики Масару Ибука
Воспитание и развитие ребенка. Воспитание одаренного ребенка. Методика воспитания Масару Ибука
Ранее развитие и обучение ребенка. Методика Макото Шичида