Методика Глена Домана. Описание

Методика Глена Домана. Описание

О методике раннего развития детей Глена Домена «Как вырастить гения»

Большинство родителей хотят, чтобы их дети обладали умом и эрудицией, считая их главными составляющими успеха в дальнейшей жизни. В этом может помочь методика Глена Домена.

Глен Домен в 1940 г. окончил Пенсильванский университет. Он был одним из первых, кто начал исследовать развитие интеллекта у детей, основываясь на идее Цицерона о том, что «дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов». В результате многолетней работы в Институте ускоренного развития ребенка Домен обобщил свой опыт в книгах: «Как дать ребенку энциклопедические знания», «Как обучить ребенка математике», «Как научить ребенка читать»... За свои выдающиеся работы Глен Домен был удостоен множества наград в разных странах мира.

Первоначально Глен Домен разрабатывал методику обучения умственно отсталых детей, которая впоследствии была адаптирована для здоровых детей. Ученый считал, что обучение ребенка нужно начинать с первых лет жизни, поскольку мозг растет до 7 лет (пик интенсивности приходится на первые 3 года жизни малыша) и количество нервных клеток у него гораздо больше, чем у взрослого человека, что делает раннее обучение наиболее эффективным. Поэтому система Г. Домена рассчитана на детей от 2 до 4 лет. Глен Домен считал, что в первую очередь нужно научить ребенка читать, совершать математические действия и дать ему запас энциклопедических знаний — это три кита, составляющие хорошее образование.

Основу методики Глена Домена составляют специально созданные карточки с нарисованными на них предметами окружающего мира. В зависимости от возраста ребенка карточки видоизменяются: сначала это были просто изображения предметов, затем рисунки и буквы, с которых начинается изображенный на рисунке предмет, затем рисунок и слово, его обозначающее, и последняя стадия видоизменения карточек — слово без рисунка.

С помощью таких карточек большинство детей, которых обучали этим методом, уже к 3 годам довольно бегло читали.

Такие карточки, вернее, рисунки, числа, знаки на них ученый назвал битами информации. Они соответствуют десяти отраслям человеческих знаний, а именно: биология, история, география, музыка, искусство, математика, физиология человека, прикладные науки, языки, литература. Сами отрасли делятся на категории, состоящие из большого количества элементов. К примеру, отрасль биологии состоит из таких категорий, как птицы, рыбы, деревья. Каждая категория включает в себя множество элементов, которые фиксируются на карточках.

Вначале малышу следует просто показывать большое количество элементов, относящихся к какой-нибудь определенной категории, затем показ повторить, но уже сопровождая подробным объяснением взрослого, небольшими порциями, несколько раз в день, отбрасывая старые, уже усвоенные на новые.

Карточки для обучения чтению должны быть со словами, желательно написанными (чтобы малышу было понятнее) красными буквами. «Буквы, составляющие слово "мяч", являются абстракциями, — писал Домен, — зато сам мяч вполне конкретен. Поэтому легче выучить слово "мяч", чем букву "м"». Для математических карточек вместо абстрактных сухих цифр лучше вводить обозначение точек: * * — 2, *** — 3. На карточках по истории, биологии или географии с одной стороны наносится нужный рисунок, объясняющий понятие, а с обратной стороны — надпись, очень подробно объясняющая понятие-рисунок. Эти карточки представляют собой небольшие квадраты (размером 25x25 см или 12x12 см). Надпись красным цветом тоже не случайность. Красные буквы (точки) контрастно выделяются на белом фоне, что улучшает восприятие еще неразвитым детским зрительным аппаратом.

Глен Домен разработал целую систему подачи информации. Необходимо показывать по десять карточек, относящихся с какой-нибудь конкретной категории (это создает вероятность формирования 3 628 800 комбинаций из полученных знаний, что создает целую системой знаний). Информация должна выдаваться порциями, по несколько раз. Впоследствии она усложняется, дополняется: при обучении чтению от слов нужно переходить к чтению словосочетаний, затем предложений; при обучении математике — от чисел к уравнениям, при ознакомлении с биологией — от изображения животного к району его обитания.

Таким образом информация, выдаваемая ребенку, расширяется, углубляется, пересекается по категориям. Поскольку ученый считал, что скорость чтения почти равна скорости мысли, карточки должны демонстрироваться с определенной скоростью (одна в секунду). Это приводит к стимуляции мозга, его интенсивному развитию и усвоению огромного количества информации малышом, развивает его память и способность к анализу информации. При обучении чтению Домен предлагал произносить целое слово или словосочетание, чтобы малыши не читали его по слогам, а быстро переходили к процессу беглого чтения. Математические карточки позволяют ребенку изучать не абстрактные значки- цифры, а конкретное количество точек, которое понять гораздо проще. Научившись считать до 20, малыш по методике Домена начинает решать примеры, для того чтобы закрепить полученные знания. Причем для облегчения этой задачи были созданы специальные карточки с готовыми примерами (карточки равенства). Для передачи энциклопедических знаний малышу надо подготовить тематические карточки с изображениями растений, животных, известных исторических персоналий.

Глен Домен считал, что интеллектуальное развитие малыша невозможно без хорошей физической формы. С этой целью он создал стройную систему гимнастических упражнений. Ребенок должен с младенчества испытывать посильную физическую нагрузку, так как физическое развитие человека стимулирует и умственное (например, ползание способствует росту нижних отделов головного мозга). Ученый был сторонником свободной двигательной активности младенцев и отвергал пеленания, любые ограничения в ползании. С этой целью он предлагал использовать трек для ползания — специальное приспособление, в которое помещается малыш. Сверху и снизу — потолок. Ребенок, используя врожденные инстинкты, должен выкарабкиваться из узкого коридора, словно из живота мамы. Домен вообще считал, что малыш должен большую часть дня проводить на полу, даже спать по возможности не в колыбельке.

Итак, Глен Домен разработал систему раннего развития, которая работает при соблюдении ряда условий. Во-первых, как считал ученый, обучать малыша можно только тогда, когда процесс нравится ребенку и родителю (педагогу). Занятия необходимо прекращать чуть раньше, чем малышу наскучит. Во-вторых, скука убивает тягу к знаниям, необходимо все время вводить новый материал, давать малышу новую информацию. В-третьих, никогда нельзя сомневаться в малыше, никаких проверок знания, никаких тестирований, никаких контрольных работ.

Что же делать родителям, желающим на практике воспользоваться идеями Глена Домена? Когда и с чего лучше начинать? Как можно раньше. Начиная с 3—6 месяцев младенцы с удовольствием разглядывают карточки Домена, для них это не обучение, а самая настоящая игра. Если у вас нет возможности приобрести готовые комплекты, смастерите карточки сами. Для очень маленьких подойдут изображения фруктов, цветов, животных, предметов быта на карманных календариках (карточки такого размера удобно держать в маленьких ручках). Согласно методике Домена первые занятия не должны превышать 5 мин. в день, с возрастом и увеличением объема информации это время увеличивается. Самый подходящий момент для первых занятий, когда малыш здоров, сыт и недавно выспался. При показе карточек нужно четко объяснять, что нарисовано. Для этого надписи лучше делать на обороте карточки, чтобы не заглядывать на само изображение и не отвлекать внимания малыша. Нужно сохранять темп показа, рекомендованный Г. Доменом (одна карточка — 1 с). После каждого показа карточки в стопке лучше перемешать. Когда малыш только начинает знакомиться с группой карточек, информацию нужно проговаривать полностью. Например: этот овощ — капуста. Затем можно просто говорить — «капуста». Начинать занятия нужно с показа карточек 2 раза в день по несколько секунд. Если вы научитесь предугадывать момент, когда малышу вот-вот наскучит это занятие, то сможете завершить игру вовремя. Это приведет к тому, что малыш сам будет просить о новом сеансе игры-обучения. После того как карточки изучены, нужно добавлять новые, убирая из стопки старые. Неважно, какую информацию вы показываете, учите ли читать по-русски или на иностранном языке, обучаете ли физике или высшей математике, главное — делать это без давления на малыша. Не нужно требовать от ребенка немедленного повторения полученной информации, не стоит тестировать знания. Когда малыш захочет, он сам вам все продемонстрирует.

Как обучать чтению по методике Домена? Показывать карточки со словами. Малыш будет запоминать звучание слова, буквы его написания. Для чтения лучше всего подойдут карточки размером 10x50 см, на белом фоне красным цветом напишите нужное слово, высота букв должна быть не менее 7,5 см. Для первых карточек лучше подобрать понятные, простые слова. Начинать нужно с 5 слов 3 раза в день. Две-три недели можно показывать одни карточки, затем убирать карточки-слова, по одному заменяя на новые. Помните, что вы обучаете малыша не буквам, вы учите слово целиком, поэтому не стоит называть буквы. И еще, начинать обучение чтению лучше после 10 месяцев, тогда вы потратите меньше времени. По этому поводу сам Домен писал следующее: «Начинайте в год, если вы хотите потратить на эти занятия минимум времени и сил. Но если вы ищете сложностей, то начинайте в 8 месяцев. И только если вы считаете себя невероятным умником, тогда можете начинать с 3 месяцев».

До года лучше всего снабдить надписями все предметы, которые окружают малыша в детской. Например, стул — «стул», зеркало — «зеркало», шкаф — «шкаф». И уже с года можно заняться обучению чтению по карточкам. Чтобы не забыть выученных слов, можно создать картотеку изученных карточек. Например, записывать выученные слова на страницах альбома и периодически их пролистывать с малышом. Тот же принцип используется при обучении математике: при устном счете следует оперировать количеством, а не знаками. Для этого малышу регулярно в быстром темпе нужно показывать карточки с точками, обозначающими реальное количество. Нет времени на изготовление математических карточек, малыш не хочет играть с картонными листочками — смело отправляйтесь, например, на кухню, доставайте из холодильника яблоки или морковку и считайте. Можно использовать для математических занятий дверцу холодильника, наберите магнитики с изображением, например, фруктов и прикрепляйте их на дверцу холодильника. Например, сегодня изучаем цифры 1,2,3. Соответственно показываем одно яблоко, два, три (напротив пишутся числа).

Труднее всего на практике осуществить обучение энциклопедическим знаниям. Во-первых, должно быть огромное количество карточек, есть опасность просто утонуть в информации по всем отраслям знаний. Во-вторых, малыш может механически запомнить информацию, но его еще нужно научить анализу этой информации и возможности пользоваться. Нужно найти компромисс — давать малышу ту информацию, которая поможет ему в практической повседневной жизни, встречается в детских сказках, играх. Лучше всего начать показом карточек с изображением фруктов и овощей, домашних и диких животных, деревьев и цветов, с изображениями действий (ребенок сидит, ест, бежит, спит, прыгает, рисует). Подойдут карточки с изображением различных профессий: врача, водителя, шахтера, продавца. Такие картинки можно найти в старых букварях или в учебниках иностранных языков. С помощью таких карточек можно расширять кругозор малыша, увеличивать его словарный запас. Если под рисунками делать надписи, то можно использовать карточки и для обучения чтению.

Главной проблемой может стать разрыв между рисунком и реальным воплощением его в жизни, поэтому, показывая картинки с изображением, например, собаки, покажите собаку на улице, покажите ее щенков, чем она питается. Читая любимую книжку малыша, подготовьте по ней карточки. Например, «Репка». Здесь пересечется несколько категорий — овощи, животные, родственные отношения, понятия возраста и т. д. Для обучения цвету можно сделать карточки из карманных календариков. Одна сторона заклеивается бумагой нужного цвета (например, зеленой, желтой или красной), вторая — белой бумагой и на ней красным фломастером записывается название этого цвета. Начинать нужно с карточек, обозначающих цвета радуги, затем всевозможные оттенки (для этого нужно будет раскрасить карточки вручную, используя акварель или гуашь).

Понятно, что родители сами выбирают, чему учить малыша, они могут скорректировать темп обучения, форму обучения, опираясь на особенности своего собственного ребенка. Любая методика всего лишь схема, родители выбирают именно то, что подходит именно им. У методики Г. Домена есть не только плюсы.

Многие педагоги, ознакомившись с методикой Глена Домена, нашли в ней минусы, которые впоследствии отрицательно могут сказаться на развитии ребенка как личности. Одним из таких минусов является то, что методика Глена Домена не дает ребенку никакой возможности для творчества, никакой загадки для любознательного ума ребенка. Основа этой методики — абсолютно полное повторение ребенком полученной информации с целью ее дальнейшего воспроизведения в жизни. Это очень сильно напоминает зубрежку. Многие считают, что обучение чтению по этой методики очень сложной, трудоемкий процесс, требующий от родителя больших временных или материальных затрат (покупать готовые карточки или вырезать, клеить самому). Некоторые сталкиваются с такой трудностью, как размещение информации на оборотной стороне карточки с изображением. И места мало, и информацию нужно написать понятным ребенку языком. Некоторые педагоги считают, что дети механически запоминают слова, написанные на карточке.

Как только размер или цвет шрифта меняется, ребенок просто не узнает слово и не может его прочитать.

По мнению Глена Домена, детские игры — это пустая трата времени. В этом с ним также не согласились многие педагоги и родители, так как именно в игре ребенок проигрывает многие социальные роли, готовясь к общению, приобретает многие полезные для дальнейшей жизни навыки. Сухие и голые факты в форме предлагаемых Доменом карточек не могут научить ребенка самому главному — адаптации к окружающей действительности.

К тому же с течением времени продолжительность занятий приходится увеличивать, на что родители должны положить все свое свободное, да и не только, время (играть ребенку или гулять просто некогда и не с кем). Ведь согласно методике ребенку каждый день нужно показывать старые карточки и одновременно изготавливать новые. Если на первых порах нужно показывать хотя бы три блока карточек (в каждом по пять карточек), то в дальнейшем количество категорий увеличивается до десяти (а карточек становится пятьдесят), показывать нужно хотя бы 3 раза в день. Как же положение о том, что малыш и родитель должны все делать с удовольствием?

Каждый родитель вправе сам решать, какой методики ему придерживаться в воспитании своего ребенка — вырастить полноценную личность, умеющую обо всем составлять свое мнение, или попытаться сделать из него гения с уровнем IQ = 150, но неспособного отличать хорошее от плохого. Возможно, вы найдете в этой методике что-то полезное и на этой основе создадите свою уникальную систему раннего обучения.

Рекомендуем посмотреть:

Плюсы и минусы методики Масару Ибука

Ранее развитие и обучение ребенка. Методика Макото Шичида

Методика Глена Домана. Противоречия в методике Глена Домана

Нет комментариев. Ваш будет первым!