Психологическое занятие для старшеклассников. Сценарий

Внеурочное занятие для учащихся 10-11 класса на тему «Трудный путь прощения»

Все люди совершают ошибки. Но добродетельный человек признает и исправляет их. Есть только одно преступление: гордость.

Софокл

Цель: подготовить старшеклассников к ситуациям, когда можно и нужно простить человека, проявив сочувствие, сострадание, поняв и приняв «значимость другого».

Задачи:

1. Развивать умение осмысленного восприятия информации; рефлексию, эмпатию.

2. Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение возникших жизненных проблем через принятие себя и позиции другого.

3. Воспитывать фрустрационную толерантность, то есть выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.

4. Помочь учащимся осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения.

Методы: «разогрев» участников, направленная беседа, групповая дискуссия, ролевая игра, терапевтическая метафора, элементы арттерапии (сказкотерапия, музыкотерапия), «заякоренный» знак.

Оборудование: репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», Библия, запись «Лунной сонаты» Л. ван Бетховена и музыкальной композиции ансамбля Beetles «Yesterday», игрушки-сюрпризы «Ангелы».

Ход занятия

Знакомство (стоя в круге). Упражнение на создание чувства доверия.

Необходимо представиться, выразительно произнеся свое имя, подчеркнуть особенность своей личности жестом, позой, мимикой, то есть каким-либо движением. После каждого представления все стараются точно воспроизвести увиденное, чтобы почувствовать и передать состояние каждого из присутствующих.

Вступительное слово психолога (все сидят в кругу, взявшись за руки, чтобы почувствовать атмосферу тепла, добра, единения). Ребята, сегодня у нас очень важная тема, интересная и актуальная для каждого из нас. Я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова, которое мы - я и ваши родители - читали и даже учили наизусть, когда были в вашем возрасте (Зачитывается отрывок из стихотворения «Трусиха».)

Дискуссия по поводу ситуации, описанной в стихотворении

Психолог. Ребята, как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой или нет? Почему?

Учащиеся. Парень струсил. Скорее всего, девушка не захочет больше с ним встречаться, так как ей стыдно за него.

Парню стыдно за свое поведение, и они могут встретиться, но через некоторое время.

Они могут продолжать встречаться, но отношения будут уже не те.

Психолог. Что же чувствует девушка после произошедшего инцидента?

Учащиеся. Обиду, разочарование, пренебрежение, жалость к парню...

Психолог. А что чувствует юноша?

Учащиеся. Вину, стыд за себя, гордость за девушку...

Соведущий. А я считаю, что он не струсил, а побеспокоился о собственной безопасности и безопасности девушки. Его можно назвать даже «защитником» девушки.

Учащиеся. Она - девушка с обостренным чувством справедливости, «защитница» всех и вся... Он же реально оценил силу противника и принял, возможно, самое верное решение.

Соведущий. Я, считаю, что девушка - «бесшабашная натура», которая подставляет и себя, и молодого человека. Ведь она своими фразами провоцирует по отношению к себе и молодому человеку агрессивные и, вполне возможно, преступные действия. Вдруг это показное проявление превосходства?

И все-таки как же будут развиваться их отношения? (Подвести старшеклассников к мысли о том, что следует учиться вставать на точку зрения другого человека, принимать его аргументы, даже если они не всегда совпадают с собственными убеждениями; уметь прощать другого. Желательно разыграть встречу девушки и молодого человека.)

Психолог. Есть ли среди нас тот, кто был когда-нибудь кем-то обижен? Поднимите руки, пожайлуста...(Обычно все поднимают руки.) Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.

Учащиеся (все по очереди в кругу). Гнев, раздражение, обиду, боль, ярость, желание мстить; человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию; сомнения в существовании справедливости, изменение жизни в отрицательную сторону...

Психолог. А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал?.. Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. А какие чувства испытывает человек, обидевший другого, обидчик?

Учащиеся. Гнев, боль межличностных обид, а также самоугнетение виной; жажду примирения; он переоценивает существующую справедливость или себя самого.

Направленная беседа психолога по теме занятия

Психолог. А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, агрессией, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если тебе этот человек - брат или сестра, отец или мама?

Учащиеся. Предстоит налаживать отношения.

Психолог. Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннесса занесли одно удивительное слово из языка североамериканских индейцев - «мамихпапинатапа». Удостоилось оно такой чести за то, что означает целое понятие: «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый первым сделает то, чего хотят оба, но не делают этого в надежде, что это сделает другой».

Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из собственной жизни и ответьте: «Чего же хотят оба?»

Учащиеся. Примирения. Думаем, что оба хотят извиниться за вольно или невольно нанесенные обиды, простить...

Психолог. А всегда ли и любой ли человеческий поступок можно простить?

Учащиеся. Если мы видим, что человек раскаивается, мучается угрызениями совести, считает себя виновным, можно «отпустить» вину, дать возможность почувствовать, что он прощен.

Если ситуация не ущемляет твоего чувства собственного достоинства, но простить сразу не позволяет гордость, все-таки не стоит лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить...

Здесь обсуждается эпиграф к занятию о гордости и гордыне. Приходится обсуждать человеческую способность прощать даже преступления, чтобы, с точки зрения Виилмы Лууле, «простить себя за то, что впустили в душу эту боль».

Звучит «Лунная соната» Л. ван Бетховена.

Психолог. В психотерапии есть такое направление - сказкотерапия, когда душу человека исцеляют сказкой. Я тоже хочу рассказать вам маленькую терапевтическую сказку. Называется она «Прости».

«Однажды там, где нужно было слово, встретились Молчание и Молчание. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Их взгляды выражали одиночество и пустоту, в них было что-то тоскливое.

Вдруг разверзлась бездна между ними, а за спиной встали непроходимые скалы. Ужаснулись Молчание и Молчание. Они увидели конец своей дороги и осознали, что им суждено не вместе жить, а вместе умереть.

Немые губы сжались, а языки мучительно искали Слово. Их силы были на исходе... И потянулись руки навстречу, и Слово родилось: «Прости!».

Психолог. Как вы думаете, в чем суть этой сказки? Кому следует ее рассказать и почему? Какой вывод можно сделать? (Ответы учащихся.)

Психолог. Ребята, тема нашего занятия, как вы поняли, «Трудный путь прощения». Сегодня мы с вами говорим о способности каждого из нас прощать, о порой очень трудном пути прощения. Мой долг - помочь вам осознать жизненную необходимость прощения, почувствовать его светлую радость. Я думаю, что наша встреча будет способствовать тому, что вы и сегодня, и в дальнейшей жизни сможете проявлять великодушие. Только тонко настроенная душа человека способна прощать даже самые сильные обиды!

В словаре С. И. Ожегова слово «простить» означает извинить, не ставить в вину, освободить от какого-либо обязательства. А в словаре В. И. Даля «простить» - делать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательства, миловать.

Специалисты считают, что процесс прощения проходит четыре стадии. (Постепенно помещать на доске отпечатанные листы для наглядности.)

1. Фаза открытия. На ней признается наличие гнева, постоянные мысли об обиде, сравнение себя с обидчиком; осознаются чувства стыда и вины, если таковые имеют место.

2. Фаза принятия решения. Поскольку прежние стратегии поведения не избавляют от обиды, человек готов рассматривать прощение как предпочтительный выбор, готов простить обидчика. Ведь многие были в подобных ситуациях.

3. Фаза действий. Происходит «примеривание» на себя различных ролей, чтобы «влезть в шкуру» обидчика, «поглощение» боли, эмпатия к обидчику, нахождение для себя личностного смысла в прощении.

4. Фаза результата. Уменьшение негативных чувств и рост позитивных. Прощающий осознает несовершенство других, таким образом, ослабляется самоугнетение, улучшается мнение или просто отодвигаются мысли об обидчике, изменяется отношение к нему. Повышается самоуважение, самооценка прощающего.

5. Прощение - свободный выбор личности. Нельзя никого принудить проявить милосердие! Путь исцеления межличностных обид можно представить даже графически: это продвижение от мести через переживание, превозмогание негативных эмоций, мыслей, подведение к положительным эмоциям, мыслям и к прощению.

Психолог. Я предлагаю сейчас обсудить и, проиграв, разрешить примирением конфликтную ситуацию, сложившуюся в одной семье.

Ситуация. Дочь рассказала матери, что ей очень нравится мальчик, живущий в соседнем подъезде, но он не обращает на нее никакого внимания. Мать обещала об этом никому не рассказывать. Сама же поведала об этом отцу, который начал подшучивать над дочерью и осуждать ее выбор. Брат же, поняв, в чем дало, обещал рассказать парню из соседнего подъезда о любви к нему его сестры. После этого девочка назвала мать предательницей, стала огрызаться на реплики отца, поругалась с братом, замкнулась в себе. В семье сложилась угнетающая атмосфера. Давайте подумаем, как разрешить сложившуюся ситуацию? Как начать разговор о прощении? Кто из членов семьи должен первым сделать первый шаг навстречу? (Первым прощает тот, кто более милосерден, великодушен, стоит на более высокой ступени личностного развития.)

Ролевая игра

Звучит композиция ансамбля Beetles «Yesterday».

Психолог. В христианстве прощению отведен даже специальный день - день духовного очищения от грехов вольных или невольных - последний день Масленицы накануне Великого поста. Называется он (учащиеся подсказывают) Прощеное воскресенье. Считалось, что грехи, отпущенные людьми в мире этом, не будут зачтены богом и в ином мире.

Тема прощения проходит красной нитью через Библию, которая является источником нравственных канонов для человечества. К этой теме не раз обращались и великие люди ушедшего тысячелетия. Один из них - голландский художник Рембрандт, для которого библейская «Притча о блудном сыне» послужила сюжетом для написания знаменитой картины. (Показывается репродукция картины.)

Сын, ведя распутный образ жизни, промотал свою долю отцовского состояния. Однако он вернулся к отцу, и отец прощает его. (Зачитывается Притча из Библии. Евангелие от Луки. Гл. 15.)

Данная тема была близка и самому Рембрандту. После смерти любимой жены Саскии собранные им коллекции, картины и имущество пришлось продать с молотка за долги. Видимо, самому Рембрандту было кого и за что прощать.

Эта картина стала «лебединой песней» великого художника. Сегодня она находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Психолог. Итак, что же означает, ребята, в вашем понимании «простить»?

Учащиеся:

- перестать сердиться и винить другого человека;

- не упрекать человека за нанесенную обиду;

- не ждать, пока другой исправит ошибку и первым придет мириться;

- избавить человека от ощущения вины;

- вернуть и себе, и другому чувство уверенности в себе;

- справиться с депрессией и тревожностью;

- не ставить человеку в вину дурную мысль или поступок;

- относиться терпимо к чужим проступкам;

- разорвать порочный круг озлобленности и мести;

- полностью реализовать свои возможности, показав окружающим пример сочувствия, великодушия и мудрости.

Психолог. Что мы чувствуем, когда прощаем себя и другого?

Учащиеся. Удивление, избавление от тяжких мук и обид, счастье, облегчение, радость, желание начать новую жизнь.

Психолог. Ребята, а как дать человеку понять, что ты прощаешь его?

Учащиеся. Если человек осознал свою вину и просит извинить его, надо принять эти извинения. Сделать доброе дело тому, кто нанес тебе обиду или причинил неприятности. Можно написать дружеское письмо тому, кто нуждается в прощении.

Психолог. Какие качества помогут нам сделать это?

Учащиеся. Смелость, сострадание, великодушие, любовь, уважение, чувство ответственности.

Психолог. Прощение - сложный процесс, требующий сил и энергии, дарующий ценное исцеление от обид, вредно воздействующих на физическое и психическое здоровье человека. Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии, избавит нас от несения тяжких мук обид, которые мы порой несем через всю жизнь.

И пусть скептики говорят, что прощение противоположно торжеству справедливости, что оно - проявление слабости, отказ от борьбы за собственную точку зрения, но оно может быть и проявлением стремления к превосходству, снисхождением к окружающим. Некоторые люди считают даже, что просить прощения - значит унизиться перед другим. Но прощение - это внутреннее, личное освобождение каждого от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций.

Оттенки жизни - черное и белое?

Оттенки страсти - черное и красное?

Да, чувства рисовать - попытка смелая,

Но в двух цветах - занятие опасное.

Какою краской расцветить прощение?

В пастель тонов как положить негаданность?

Какого цвета боль приносит мщение?

И почему так золотится радостность?

На риторические вопросы поэтессы Елены Шевченко нам еще предстоит ответить.

В заключение психолог просит всех взяться за руки, почувствовать тепло, исходящее от каждого, и силу друг друга для преодоления излишней гордости как порока, согласно точке зрения Софокла.

Сюрпризный момент

Психолог. Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить фигурку бумажного ангела как символ чистоты и святости. Это не просто игрушка, а знак, который будет напоминать вам слова Норта: «Прощение - не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время когда он, казалось, должен быть лишен права на них».

Спасибо вам, ребята, за активное участие. До свидания!

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие для старшеклассников 11 класса

Развлекательно-познавательная программа «Культурные традиции народов Сибири»

Внеклассное мероприятие 9 – 10 - 11 класс ко Дню здоровья

Внеклассное мероприятие для 10, 11 класса. Тема: Экология

Сюжетно-ролевая игра по экологии для старших классов на тему «Цепи питания»

Галина Владимировна Зайцева # 8 июня 2023 в 16:39 0
В предложенном сценарии четко поставлены цель и задачи. Особенно мне понравилось начало мероприятия, основанное на замечательном стихотворении, отражающем чувства его героев. такое стихотворение дает эффект сопереживания, постановки себя на место героев, включения размышлений по представленным событиям. Поэтому и активно включаются ребята в дискуссию.
Я считаю, что материал весьма востребован, дает возможность использования опыта молодым или начинающим психологам в организации взаимодействия с молодежью в серьезных, вопросах. особенная ценность состоит в том, что автор шаг за шагом подводит молодых людей к правилам общения в сопереживании и понимании. Причем делает это так, чтобы каждый из молодых людей прочувствовал ситуацию и сформировал мнение о необходимости прощения. Думается, что если молодые люди придут к необходимости прощать, то мы получим поколение, способное решать конфликты мирными способами.