Конкурсы

Тесты для детей 5, 6, 7 лет

Психологические тесты для дошкольников

Тест «Несуществующее животное»

Увлечение ребенка рисованием можно использовать в «корыстных» целях. Проведите известный всем психологический рисуночный тест «Несуществующее животное».

Дайте ребенку простой карандаш, лист бумаги размером А4 и задание — нарисовать удивительное живое существо, которого еще никто никогда не встречал. Кстати, попробуйте нарисовать свое животное, и вы узнаете много интересного о себе.

РАСШИФРОВКА ТЕСТА. После того как ребенок представит вам свой шедевр, обсудите образ животного: как его зовут (несуществующее имя), какой у него характер, повадки, где оно живет, чем питается, особенности строения. Также уточните, есть ли у этого зверя семья и друзья, какого он пола, что любит больше всего на свете, а чего ужасно боится. Ребенок на подсознательном уровне рисует себя, свои отношения с людьми, страхи и проблемы. Идентификация ребенка с рисунком поможет вам узнать о его душевном состоянии, самооценке, темпераменте и адаптации к социуму.

Расположение рисунка на листе. Об адекватной самооценке говорит расположение рисунка в центральной части листа. Чем выше расположено изображение, тем больше у ребенка запросов и, возможно, недовольства окружением — неосознанная претензия «я стою большего». Ему важно, чтобы его признали, заметили, похвалили. Соответственно, чем ниже расположен рисунок на листе, тем ниже уровень самооценки. Неуверенность в себе, страх перед негативным опытом заставляют такого ребенка сидеть тише воды, ниже травы. Если рисунок сдвинут вправо, это говорит об излишнем контроле своих действий. Правая сторона указывает также на то, что «художник» является экстравертом, ему интересны люди и отношения. Правый верхний угол указывает на явные или скрытые лидерские качества, склонность к конфликтам. Сдвиг рисунка влево отражает замкнутость, застенчивость, концентрацию на своих внутренних переживаниях, то есть характер интроверта.

Линии. Слабые, штриховые линии говорят не только о неуверенности и сомнении, но и чувствительности, быстрой утомляемости ребенка. Возможно, что такому малышу не хватает жизненной энергии. Нужно пересмотреть его режим дня, питания, увеличить или наоборот уменьшить физические нагрузки.

Жирные, заштрихованные, несколько раз обведенные линии указывают на внутреннее напряжение, агрессию, высокую степень тревожности. Психологи рекомендуют обращать внимание на детали рисунка, которые выделяются своей четкой прорисовкой. Они указывают, где спрятана причина проблемы. Если же ваш ребенок занимается художественным творчеством в студии, возможно, он всего лишь пользуется определенной техникой, и это не имеет прямого отношения к его внутреннему состоянию. На этот момент следует обратить внимание.

Имя животного. Название животного несет важную информацию, это ключ к раскрытию и пониманию характера ребенка. Названия животных можно разделить на такие категории:

❀ Длинные названия, в которых сливаются сразу несколько слов или словосочетаний («злопастный и зубастый Брандашмыг»). Это свидетельствует о неуемной детской фантазии, которая является способом самозащиты и ухода от мира.

❀ Повторяющиеся элементы в словах («мур-мур», «бум-бум») говорят о страхе брать на себя ответственность.

❀ Ироничные названия отражают ироничное отношение к действительности («шушапничек», «шуршало», «бу- бяш»),

❀ Рациональные названия, новые словообразования, которые получаются путем урезания и присоединения смысловых частей («крокозябл», «поющая рыба»).

❀ Научные, книжные названия («зайцезабр», «топтыгиус») подчеркивают желание продемонстрировать свой ум, знания.

❀ Звуки, не несущие смысла («ш-ш-ш», «го») говорят о поверхностном отношении к миру.

Голова. Нужно учитывать то, что вместо головы мог быть нарисованы другие элементы, которые условно все- таки считаются таковой. Голова — одна из самых важных деталей рисунка. Ее размер отражает отношение ребенка, точнее его оценку своих умственных способностей и интеллекта других людей. Если голова нарисована в анфас, это говорит о высокой степени эгоцентризма (он присущ практически всем детям), спонтанности действий. Если голова повернута вправо, «художнику» свойственны такие черты, как решительность, упорство, смелость. Если голова повернута влево, это свидетельствует о неуверенности, склонности к фантазированию, уходу от реальности.

Глаза. Крупные, четко прорисованные глаза расскажут о детских страхах. Не зря говорят: «У страха глаза велики». Ресницы на глазах обычно рисуют те «художники», которые хотят приукрасить себя, произвести впечатление на окружающих.

Рот. Большой открытый рот (без губ) говорит о настороженности и страхах. Зубы являются выражением агрессии. Наличие языка указывает на потребность ребенка в общении, возможно, его излишнюю болтливость. Если рот отсутствует или нарисован в виде маленькой черточки (точки), это может свидетельствовать о запрете на выражение своих эмоций, их подавленность.

Уши. Эта деталь говорит о том, насколько ребенок мнителен по отношению к чужому мнению, как он переносит критику. Чем больше уши, тем большее влияние на него имеет чужая оценка. Отсутствие ушей может указывать на «глухоту» как закрытость, форму самозащиты.

Детали. Если фигуру животного дополняют какие-то детали (крылья, перья, панцирь, чешуя), необходимо уточнить у ребенка, зачем ему нужны эти элементы. Если для того, чтобы осуществлять какие-то действия (летать, защищаться, переносить тяжести, спасаться от холода и т. п.), значит, ребенок способен реализовывать свои замыслы. Если эти атрибуты нужны для красоты, значит, и в жизни «художник» стремится себя украсить, то есть хочет быть хорошим в глазах других людей. Рога, колючки символизируют агрессию, а грива, шерсть, кудряшки — чувствительность.

Фигура. Мягкие, обтекаемые, круглые очертания фигуры говорят о миролюбивом характере ребенка. Если фигура угловатая, если на ней есть различные выступы, колючки, шипы, это говорит о том, что ребенок склонен к самозащите. Причем, важно отследить, куда направлены выступы. Если они смотрят вверх, ребенка подавляют взрослые (родители, родственники, воспитатели). Если выступы направлены вниз, ребенка волнует то, как его воспринимают сверстники. Если выступы направлены в стороны, возможно, ребенок все время находится в состоянии «боевой готовности» и намерен отразить любые нападения извне.

Лапы. Это существенная деталь рисунка, которая говорит о степени рациональности, «заземленности» ребенка. Если лапы мощные, крупные, хорошо стоят, у ребенка рациональный, здравый подход к жизни, он уверен в своих силах. Если лапы тонкие, маленькие, повисают в воздухе, это знак того, что «художнику» не хватает практической хватки, он мечтатель, парящий в облаках. Обратите внимание на то, как соединяются лапы с туловищем. Если соединение четкое, это говорит о внутреннем контроле, ответственности. Если соединение небрежное, ребенок склонен к необдуманным действиям.

Хвост. Эта деталь символизирует самооценку человека. Если хвост направлен вправо, ребенок склонен к решительным действиям, ему важно, получить опыт, что-то делать, выполнять, чем-то увлекаться, Если хвост смотрит влево, ребенок больше склонен к размышлениям, умозаключениям без действия. Если хвост направлен вверх, это говорит об адекватной самооценке: «художник» реально оценивает свои мысли и поведение, он всегда активен, полон идей, знает способы их воплощения. Опущенный вниз хвост говорит сам за себя. Достаточно взглянуть на собаку, поджавшую хвост, чтобы прочитать ее внутреннее состояние. Существо с опущенным хвостом всегда о чем-то беспокоится, чем-то недовольно, склонно к рефлексии и все время сомневается.

Самое известное несуществующее животное

«Винни-Пух и Пятачок преследуют Слонопотама буквально по пятам, роют на него ловушки, но нигде ни разу не говорится, кто он такой. Птица? Рыба? Еж с хвостом ужа? Неизвестно. Возможно, он похож на плюшевого медведя, которому на голову надели горшок. Но это, опять же, домыслы...»

(Из «Энциклопедии несуществующих вымышленных животных»).

Страницы: 1 2

Маргарита Елистратова # 5 апреля 2013 в 19:34 +1
Я бы еще добавила методику рисунок "Кактус", на выявление агрессии в этом возрасте
Светлана Викторовна # 5 апреля 2013 в 21:12 0
Маргарита, можете описать данную методику в комментариях к этой статье.
С уважением
Елена Кустова # 6 августа 2013 в 09:10 +1
Когда мои детки были в средней и старшей группе, мы с ними тоже рисовали сказочную птицу, сказочное животное, из нами придуманной сказки. Дети с большим удовольствием рисовали. А мы уж с родителями потом рассматривали и анализировали. Было очень интересно узнать о ребенке что - то совершенно неведомое родителям.
Евгения Алексеевна Медведева # 24 декабря 2013 в 18:21 +1
Проводили на практике тест про несуществующее животное, и пришли к выводу что у 9 человек из 10 обязательно присутствуют какие-то проблемы, выраженные страхи, депрессии и тому подобное. А самой основной проблемой было то, что дети не могли долгое время придумать себе животное. На самом деле теперь жалею, что тест сначала на себе не провела, и наверно много бы чего интересного узнала про себя!) Спасибо автору! Очень полезной информацией поделились)
Таисия # 21 января 2014 в 16:30 +1
Интересно.
Мария Владимировна Морозова # 5 апреля 2014 в 19:48 0
Несуществующее животное еще отлично "рисует" коллектив. "Если бы каждый из вас мог стать частью тела или органом, то чем бы стали вы? Какими свойствами обладало такое животное?". Группа "объединяется" в многорукого многоглазого сказочного монстрика, у которого, например, отсутствует мозг. Разумеется, в сказке и это животное жизнеспособно, но для психолога показательно, что думать дети не готовы, а хотят, например, летать (становятся крыльями) или кричать (становятся ртом).
Татьяна Николаевна Сумарокова # 19 мая 2014 в 12:59 0
Здравствуйте. Предложенные тесты действительно часто используются в дошкольном учреждении. Отлично, что Вы распространяете эти методики, это важно для начинающих специалистов.
Наталья Евгеньевна Хохлова # 31 октября 2014 в 18:49 0
Тест "Несуществующее животное" часто используется в работе в дошкольных учреждениях как с детьми так и с педагогами. Много интересного можно узнать после интерпретации результатов теста.
Юлия Дмитриевна Вагина # 7 февраля 2015 в 17:57 0
Взяла на заметку!!! Спасибо!!!
Мария Леонидовна Перевозникова # 21 сентября 2015 в 14:53 0
Я часто применяю проективные методики в своей работе с детьми. Но стараюсь использовать их несколько - "Рисунок семьи", " Человек под дождем" и "Рисунок человека", что дает мне более ясную картину эмоционального развития ребенка и выдвинуть гипотезу взаимоотношений в семье.
Наталья Александровна Сорина # 3 января 2016 в 09:58 0
Интересная и многообразная подборка!
А я еще использую Каракули,детям очень нравиться
Елена Ивановна Добровольская # 29 января 2016 в 14:21 0
Я люблю и часто применяю в работе рисуночные и другие проективные методики, хотя и работаю в школе. Мне кажется, что с помощью рисунка можно многое узнать о ребенке, об его эмоциональном мире! С тестом "В гостях у сказки" познакомилась впервые. Спасибо автору за интересную подборку!
Елена Владимировна Гусева # 12 января 2017 в 12:54 0
Проективные тесты на самом деле прекрасная вещь, незаменимы, когда ребенок не хочет или не может выразить что-то. Часто применяю их даже для подростков, информативно. А вот подобные сказки еще не встречала, потрясающие! Не сложно, не затратно, а, главное, сколько нужных вещей о ребенке можно узнать. Обязательно попробую в ближайшее время. Спасибо!
Ксения Александровна Демченко # 8 апреля 2018 в 23:45 0
Наверно нет специалиста, который не использует проективные методики. Но используя их всегда следует помнить, что это лишь первичная информация.
Юлия Сергеевна Щепина # 14 ноября 2021 в 21:52 0
Проективные методики незаменимы в работе с дошкольниками. Согласна с Ксенией Александровной Демченко, что это первичная информация о ребенке и его семье.