Занятие по профориентации для 10-11 класса. Требования современного рынка труда

Занятие по психологии для старших классов. Тема: Надо. Требования современного рынка труда.

Для совершения правильного выбора в любой жизненной ситуации в первую очередь необходимо собрать как можно больше информации, которая может помочь в принятии решения. Выбор профессии и планирование жизненного пути - не исключение. И тому, кто выбирает, и тому, кто помогает совершать этот выбор, необходима информация о личности выбирающего - его интересах, склонностях, способностях, жизненных ценностях, которые важны для него. Но, кроме знаний о своей личности, нужно еще владеть информацией об окружающей действительности, в ситуации профессионального выбора - о рынке труда. В рыночном хозяйстве, где рабочая сила является товаром, движение работников - собственников своей рабочей силы - относительно рабочих мест опосредуется рынком труда. На рынке труда осуществляется купля- продажа рабочей силы на конкретных рабочих местах.

В психологическом контексте человека, совершающего выбор, или людей, помогающих ему в этом, могут заинтересовать те личные качества, которые необходимы для успешного, эффективного поведения на рынке труда, для выбора верной стратегии.

Кроме того, рынок труда на современном этане предъявляет достаточно высокие требования к специалистам. В качестве основных черт современного рынка труда можно выделить следующие:

- необходимость постоянного обучения. Практически для всех профессиональных сфер сегодня характерно стремительное развитие, появление новых технологий, новых профессий. В связи с этим процесс обучения приобретает характер постоянной незавершенности, открытости. Несколько десятилетий назад профессия выбиралась «один раз и на всю жизнь». Единственная запись в трудовой книжке считалась предметом гордости. Сейчас ситуация изменилась. Специалистам постоянно требуется повышение квалификации, а в некоторых случаях - и смена профессии.

- «постарение» кадров. Во многих профессиональных сферах (в наибольшей степени в промышленности) наблюдается значительный возрастной разрыв среди сотрудников. Очень мало сотрудников среднего возраста. Квалифицированные специалисты с большим опытом работы приближаются к пенсионному возрасту. Молодым специалистам, в свою очередь, как правило, недостает профессионального опыта. Поэтому нужно стремиться к как можно более раннему получению профессионального опыта и быть готовым к тому, что работа, удовлетворяющая всем требованиям, найдется не сразу после окончания профессионального учебного заведения.

- увеличение требований к профессионализму сотрудников. Современный специалист - профессиональный, активный и самостоятельный. Сейчас все больше шансов получить хорошую работу благодаря своим профессиональным и личным качествам, а не только с помощью знакомства или протекции. Правда, и требования к этим самым качествам, соответственно, выше.

- становление гибких форм занятости (распространение частичной и временной занятости, более частое приспособление работника к меняющимся требованиям производства). Это обстоятельство особенно благоприятно для молодежи, так как предоставляет возможность ранней профессионализации, совмещения работы с обучением.

- противоречивость и неоднозначность. Например, среди требований к соискателям на вакансии одинаково распространены

требования к возрасту (который не должен превышать определенный уровень) и к опыту работы (должен быть не очень маленьким).

Данные особенности позволяют предположить, что у каждого человека есть в большей или меньшей степени выраженные предпосылки к успешному и продуктивному взаимодействию с окружающей действительностью - в данном случае с рынком труда. Это могут быть свойства личности, слабо поддающиеся изменению (например, темперамеитальные характеристики, свойства нервной системы) или те, которые можно целенаправленно развивать и формировать.

Вопросы для обсуждения:

• Составьте перечень тех навыков, умений, личностных качеств, которые у вас есть уже сейчас и которые могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности.

• Составьте следующий список: перечень того, что вам нужно приобрести (в личностном, психологическом, профессиональном смысле) для будущей успешной профессиональной деятельности.

Рекомендуем посмотреть:

Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация

Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии

Занятие по психологии для 10-11 класса. Тема: Способности

Классный час в 6-7 классе. Кто любит труд, того люди чтут

Классный час для старшеклассников «Трудовое законодательство для несовершеннолетних», 9-11 класс

Мария Александровна Рыбакова # 19 января 2018 в 12:05 0
Хороший материал, но для наглядности я рекомендовала бы представить еще примеры "отживших свое" профессий и тех, которые нам пророчат социологи. А может, даже попросила бы детей самих попробовать набросать такой список. Это должно оживить урок и сделать его более прикладным.
Наталья Николаевна Лазько # 15 февраля 2018 в 13:12 0
Полезный материал. Можно также предъявить в виде схемы/таблицы для более наглядного представления. Далее дать на слайде возможный перечень личных качеств, из которых дети могут выбрать то, что подходит каждому. Это сэкономит время занятия и сделает его более продуктивным. Если рассматривать занятие в системе, то на предварительном этапе можно провести диагностику на определение доминирующих личных качеств и профессиональных склонностей.
Любовь Панфилова # 30 июля 2018 в 08:22 0
Самое ценное - конец статьи, т.е. "Вопросы для обсуждения". Это бы пошире да поподробнее. На подобном сайте в каждой статье ищу именно находки профессионалов, конкретные приемчики. Вот, например, подобные вещи мы делали, заполняя карту профессии: искали профессионально важные психологические качества, нужные для представителя профессии, или прикидывали, какие личностные качества и свойства подростка могли бы использоваться в конкретных профессиях.
Гавриловчук Елена Алексеевна # 1 августа 2018 в 18:54 0
Интересная тема. Рекомендую дополнить психологическим тестом, либо "проектную методику". Желаю удачи. с ув
Светлана Геннадьевна Жигалова # 6 сентября 2018 в 10:34 0
Спасибо, интересно, на мой взгляд не хватает проективной методики и я бы добавила видео ролик и вакансиях на рынке труда.