Конкурсы

Занятие по психологии для 10-11 класса. Тема: Способности

Занятие по профориентации. Я могу. Способности. Профессиональная пригодность

Лучше все же делать то, что ты делать мастер.

Песня из к/ф «Про Красную Шапочку»

Следующий шаг после определения круга собственных интересов - определение своих возможностей, ответ на вопрос: «Что я могу? Что у меня получается?». Это ответ на вопрос о наличии способностей.

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, ведущие к успешному овладению определенной деятельностью (деятельностями), но не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, которые у него уже есть. (Б. М. Теплов)

В психологии выделяют общие и специальные способности. С помощью общих способностей человек может достичь успеха в самом широком смысле, в самых различных видах деятельности. К общим способностям можно отнести умственные, речевые, мнемические (память) и т. д. В отличие от общих, специальные способности определяют успехи человека в отдельных, конкретных видах деятельности (например, музыкальные, математические, спортивные, организаторские, технические способности).

Каждый человек имеет потенциальные возможности для развития способностей. Они становятся реальными, когда возникает необходимость развивать те или иные способности. Таким образом, способности не есть нечто застывшее, неподвижное, они могут развиваться. В связи с этим выделяют уровни развития способностей:

Наличие способностей к определенному виду деятельности является первым компонентом профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность - соответствие физических и психических показателей человека (его здоровья, способностей, личностных качеств) требованиям конкретной профессии.

Второй компонент профессиональной пригодности - собственно личностные особенности человека: направленность личности, особенности эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера, коммуникативные качества. К этому же компоненту относится необходимый уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и т. д. Для каждой профессии существуют профессионально важные качества (ПВК). Так, водителю необходимы высокая концентрация внимания, помехоустойчивость, продавцу - коммуникабельность, эмоциональная устойчивость.

Третий (по порядку, но не по значимости) компонент профессиональной пригодности - отсутствие медицинских противопоказаний. Особенно высоки требования к физической подготовке в профессиях, требующих высокого уровня выносливости, - летчик, космонавт, милиционер, спортсмен. А у работников типографии, например, недопустимы аллергии и заболевания опорно-двигательного аппарата.

Если отсутствует какой-либо компонент профессиональной пригодности к выбранной профессии, есть два пути - либо корректировать свой выбор, либо развивать или компенсировать (если это возможно) недостающие качества. Известно, например, что Бетховен писал музыку, уже потеряв слух, а изначально физически слабый, малорослый А. В. Суворов стал великим полководцем. Правда, для того, чтобы идти по второму пути, необходимы недюжинные волевые качества, настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе.

Вопросы для обсуждения:

- Какие профессионально важные качества необходимы в работе ветеринара, менеджера, программиста, бухгалтера, дизайнера, журналиста, автослесаря?

- Какие качества необходимы вам для овладения профессиями, которые вы подобрали себе по результатам теста? Что у вас уже есть? Что необходимо развивать?

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 6-7 классе. Кто любит труд, того люди чтут

Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии

Занятие по профориентации для 10-11 класса. Требования современного рынка труда

Классный час для старшеклассников «Трудовое законодательство для несовершеннолетних», 9-11 класс

Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация

Мария Анатольевна Блинова # 27 октября 2016 в 18:18 0
Очень важно понимать то что тебе нравиться,удаётся и развивать лучшие свои стороны,стремясь к цели постепенно.
Оксана Владимировна Креймер # 13 февраля 2017 в 12:25 0
Опять все правильно, но мне вновь не хватает диалога, дискуссии, живого разговора с детьми.. Получается, что они весь урок только слушают? Не вовлекаются в предложенные обстоятельства?
Ирина Владимировна Чередина # 13 марта 2017 в 19:43 0
Как мне видится, это занятие должно быть связано еще, как минимум с двумя другим. Здесь:Занятие по профориентации. Я могу. Способности. Профессиональная пригодность. После этого занятия, допустим, дети уяснили или осмыслили, что они могут, какие способности у них имеются в наличии. Затем они должны проанализировать - чего они хотят и для чего им это надо.
Надежда Леонидовна Калашникова # 29 июня 2018 в 15:28 0
Интересное занятие для учащихся старшей школы,какие потенциальные возможности для развития способностей имеет человек. как можно развить способности к определенному виду деятельности.
Любовь Анатольевна Панфилова # 9 августа 2018 в 11:13 0
Снова сталкиваюсь с тем, что профессия "такая-то" воспринимается как однозначный набор стандартных функционалов. Но ведь та же профессия "Педагог" может быть настолько разнообразно реализована! Педагог-учитель в общеобразовательной школе (старшие классы), в младшей школе, в дошкольном учреждении, реализующий домашнее воспитание (няня, гувернер, репетитор), коуч, соцпедагог, педагог допобразования, педагог-организатор, профессор в университете и всевозможные воспитатели (начиная от детского дома и заканчивая учреждениями пенитенциарной системы)- всё это ПЕДАГОГИ! Но насколько различна их деятельность! Мне в этом занятии именно этого и недоставало.
Елена Анатольевна Смирнова # 28 мая 2019 в 15:06 0
Профпригодность, один из основных аспектов в выборе профессии. Здесь должны соответствовать психологические и физические способности, при выборе профессии старшеклассникам необходимо об этом говорить, и помочь в выборе.
Спасибо за познавательный материал.