Занятие по профориентации для 11 класса. Ошибки в выборе профессии

Занятие по психологии для старшеклассников. Тема: Ошибки в выборе профессии

Что случилось однажды, может никогда больше не случиться, но то, что случилось два раза, непременно случится и в третий.

П. Коэльо

Типичные ошибки и затруднения, возникающие при выборе профессии:

• Отношение к выбору профессии как к окончательному и пожизненному, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование. Данные ошибочные представления формируются в основном под воздействием родителей (иногда - учителей). Очень часто от них можно услышать примерно следующее: «Я ему (ей) сказала: главное - получи высшее образование, потому что без него сейчас никуда. А потом - делай что хочешь!». Такая позиция может привести к тому, что девушка или юноша получат первое попавшееся образование, которое им потом может никогда не пригодиться. Безусловно, высшее образование очень важно, но иногда по тем или иным причинам нет возможности или необходимости сразу после школы поступать в вуз. В этом случае есть и другие варианты построения карьеры:

школа —> учреждение начального профессионального образования или профессиональные курсы —> среднее специальное учебное заведение (колледж, техникум) —> вуз.

При такой схеме есть возможность в течение относительно короткого времени получить определенную специальность и более точно определиться с выбором вуза. В зависимости от конкретной ситуации некоторые компоненты схемы (за исключением обучения в школе) могут «выпадать».

• Предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными («Ну что это за профессия - актер?!»).

• Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.

• Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.

• Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии. В последнее время весьма популярной (особенно среди девушек) является профессия психолога. Свой выбор они объясняют, как правило, тем, что «любят общаться с людьми и давать разные советы друзьям». При этом упускается из виду, что работа психолога - не только приятная (кстати, не всегда приятная!) беседа, но и сложный, кропотливый анализ явлений, ситуаций, большой объем «бумажной», документальной работы.

• Низкая информированность о мире профессий, о востребованности и перспективах той или иной профессии. Иногда очень сложно выбрать, когда не знаешь, из чего выбирать. В настоящее время появляется много новых специальностей, а иногда за модным названием прячется что-то давно известное. К тому же не известно, смогут ли юноша или девушка, получившие специальность, в дальнейшем найти работу. Так, сейчас одним из популярнейших факультетов в разных вузах является юридический. Однако рабочих мест по этой специальности гораздо меньше, чем желающих быть юристами. Поэтому, выбирая специальность, подумайте, насколько легко будет потом трудоустроиться.

• Влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является мнение окружающих о профессии, то, насколько она является «модной». Опасность таится в незнании особенностей той или иной профессии. На деле она может оказаться не такой привлекательной и интересной. Так, старшеклассник говорит: «Я уже выбрал профессию. Хочу быть менеджером». На вопрос консультанта: «А чем ты будешь заниматься на своем рабочем месте?» не очень уверенно отвечает: «Ну... У меня будет свой офис, отдельный кабинет, люди в подчинении...». О содержании работы, как видите - ни слова. О том, что менеджеры бывают разные - по персоналу, по продажам и т. д., юноша тоже слышал впервые.

• Несамостоятельность выбора профессии. Может случиться так, что мы, взрослые, руководствуясь благими намерениями, можем оказать выпускнику «медвежью услугу», переложив на себя всю ответственность за их выбор. Иногда нам кажется, что мы сделаем этот выбор лучше - у нас больше знаний, жизненного опыта. На консультацию пришла девушка-одиннадцатикласспица. Точнее, ее привела бабушка со словами: «Мы хотим поступать на экономику. Скажите, какой институт лучше выбрать». При разговоре с девушкой выяснилось, что экономика привлекает бабушку, а не ее. Сама она хорошо рисует и хотела бы получить профессию в сфере искусства. Более того, она уже позаботилась о месте работы, планируя совмещать работу с обучением. Нетрудно предположить, насколько девушка была бы «довольна» своей работой, если бы ей пришлось работать в сфере экономики, прямо противоположной ее интересам.

• Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Бывает, что какой-то предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако следует внимательно проанализировать свой интерес. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или, например, девушка очень любит литературу и собирается в педагогический вуз по этой специальности, упуская из виду тот факт, что не умеет и не любит общаться с детьми. В таких случаях можно рассмотреть другие специальности, связанные с интересующим предметом.

• Устаревшие представления о характере труда в некоторых сферах производства (например, материального).

• Неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, уровне подготовки). Речь идет о случаях, когда старшеклассник находится в растерянности - не зная, с какой стороны подступиться к выбору, на что обратить внимание. В этих случаях можно обратиться к специалисту-психологу, который проведет квалифицированную консультацию, тестирование и поможет определить, к какой профессиональной деятельности больше склонны юноша или девушка.

• Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

• Незнание основных мероприятии и порядка решения задач при выборе профессии.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 6-7 классе. Кто любит труд, того люди чтут

Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация

Занятие по психологии для 10-11 класса. Тема: Способности

Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии

Классный час для старшеклассников «Трудовое законодательство для несовершеннолетних», 9-11 класс

Елена Владимировна Гусева # 12 января 2017 в 13:49 0
Непонятна форма проведения этого занятия. Как информацию, которую можно представить для обсуждения старшеклассникам, можно использовать, как самостоятельное занятие, не думаю. Надо представить это в виде дискуссии, либо можно порассуждать на эту тему и подумать, как исправить эти ошибки или что сделать, чтобы их не допустить. Требуется доработка, мне кажется.
Екатерина Анатольевна Бобкова # 8 августа 2017 в 13:13 0
Теоретическая информация выражена хорошо. Важна форма подачи. Реализуете? Будет очень крутой урок.
Мария Александровна Рыбакова # 19 января 2018 в 12:01 0
Согласна, материал очень хороший, но не очень понятно, как Вы хотели бы реализовать этот урок. Если у Вас будет время чуть конкретизировать и подредактировать материал, была бы очень признательна.
Наталья Дмитриевна Кузьмина # 4 июня 2018 в 14:33 0
Спасибо за материал!Профориентационная работа должна проводиться еще с начальной школы. Можно использовать как дополнительный материал к своим разработкам.
Гавриловчук Елена Алексеевна # 1 августа 2018 в 20:03 0
спасибо за информацию. Согласна с комментариями, что материал необходимо доработать. Добавить проектную методику, либо игровые ситуации; завершить обсуждением. Работа по профориентации очень важна. И рассказывать об ошибках необходимо. Желаю удачи. с ув.