Всем известно, что собственный день рождения у детей едва ли не самый любимый праздник, к тому же единственный личный праздник. Основная жизнь ребенка проходит в школе: здесь его сверстники, они его лучше понимают, вместе с ним переживают все радости и горести, и, конечно, имениннику хочется, чтобы его день рождения отпраздновали и его школьные друзья. Редко какие родители разрешат пригласить на торжество весь класс, а в школе он сам может стать хозяином своего праздника. Конечно, отмечать день рождения каждого в классе невозможно, но нетрудно объединить одних именинников, родившихся зимой (декабрь — январь — февраль), других — весной (март — апрель - май), третьих - летом (июнь — июль — август), четвертых — осенью (сентябрь — октябрь — ноябрь).
Правда, не совсем удобно получится с детьми, родившимися летом. Но их общий день рождения можно отпраздновать в начале сентября.
Таким образом, четыре раза в год в классе будут свои праздники, и ни один из именинников не останется обиженным.
Помещение класса надо привести в порядок, повесить красивые гирлянды, выпустить праздничную стенгазету с пожеланиями именинникам, интересными фотографиями, дружескими шаржами.
Украсят класс воздушные шары. Они сами по себе праздничны, а если на них фломастерами нарисовать смешные рожицы - придадут празднику дополнительное веселье.
И, конечно, цветы. Даже если день рождения будет зимой или ранней весной. Если захотеть сохранить цветы, срезанные на даче заранее, надо подрезать их стебли в воде,
завернуть в мокрую газету, а сверху — в сухую, и положить в низ холодильника, где обычно хранятся овощи. Когда придет время, «замороженным» цветам надо дать согреться, снова подрезать стебли и поставить в воду.
Можно и зимой подарить именинникам прекрасные весенние цветЫ. За три месяца до праздника крупные луковицы тюльпанов, гиацинтов, крокусов, нарциссов нужно посадить в цветочные горшки с хорошей землей (смесью перегноя, дерновой земли и речного песка): нарциссы — по две луковицы, крокусы - по четыре, остальные цветы - по одной.
Горшки с луковицами, предварительно полив, надо поставить в холодное темное место; когда появятся первые бледные листочки, нужно перенести горшки в теплое освещенное место и поливать. Ко дню рождения цветы расцветут. Разумеется, учитель не может, бросив все дела, заниматься цветоводством, но, поручив эту работу двум-трем девочкам, можно решить проблемы с подарком и дать им возможность проявить настойчивость и терпение.
Программа праздника необязательно должна четко формулироваться заранее. Из большого листа ватмана или картона сделать цветок (цветик-семицветик, лепестков, конечно, может быть больше), на котором могут быть обозначены все развлечения (конкурсы, викторины, игры, которые можно провести в школе): какой лепесток первым оторвут именинники, с того и начинать.
Возможно, в этом помогут любимые литературные герои. На одном лепестке волшебник предлагает отгадать загадки, на другом — Буратино обещает сценку из кукольного театра, на третьем - кот Леопольд зовет посмотреть мультфильм, на четвертом — Карлсон приглашает подкрепиться и т. д.
Можно воспользоваться готовым сценарием, где гармонично переплетаются слова поздравлений, концертные номера, игры и конкурсы. Если нет желания привязываться к четко выстроенному сценарию, просто проведите игры и конкурсы, загадайте загадки, спойте песни и потанцуйте. Главное, чтобы атмосфера праздника не только наполняла класс, но и принесла радость самим именинникам и их гостям.
Класс украшен цветами, воздушными шарами, гирляндами.
Звучит веселая музыка.
Диктор. Внимание! Внимание! Говорит радиоцентр Планеты именинника. Сегодня детский праздник всех тех, кто родился в летние месяцы! Мы ждем их в гости.
Ведущий. Приглашаем выйти всех именинников.
Звучит колокольчик, приглашая всех именинников в центр класса.
Ведущий.
Отчего у нас веселье?
Праздник тут какой сейчас?
Дети.
День рожденья! День рожденья!
День рождения у нас!
Ведущий. Сегодня мы отправляемся в полет, а помогут нам в этом Громозека и девочка Алиса. Они будут нашими штурманами. Они — ведущие детского праздника.
Громозека. Здравствуйте, милые ребята!
Алиса. Привет от всех героев нашего мультфильма!
Громозека. А также от других героев мультипликационных историй.
Алиса. Громозека, а давай предложим ребятам познакомиться с нами.
Громозека. А как мы это сделаем? Ведь ребят очень много.
Алиса. Ты видел, как весело и быстро бежит ручеек?
Громозека. Понял! Понял! Мы будем играть в игру «Ручеек» и называть имена друг другу!
Алиса. Правильно! Так мы сможем познакомиться с именинниками. Ведь-название нашего детского праздника — «Планета именинника», от слова имя, и мы должны знать, как кого зовут.
Мышонок. А чтобы «ручейку знакомства» было веселее течь, давайте вспомним песенку из мультипликационного фильма «Про крошку Енота».
Громозека. Очень быстрый и дружный получился у нас «ручеек»!
Алиса. И теперь мы знаем, как зовут наших именинников.
Громозека. Это очень хорошо. Ребята, а вы знаете, что означают ваши имена? Кто знает?
Алиса. А я буду помогать тем, кто не знает. Вот сейчас... (Достает из рюкзака книгу.)
Громозека. Извольте полюбопытствовать? Успенский.
Алиса. Ребята, сейчас, сейчас... Вот нужная страничка. (Читает значения имен.)
Громозека. Хорошее настроение у ребят. Солнце радуется вместе с ними, дарит им тепло своих лучей.
Алиса. А теперь давай немножко поиграем.
В ложке картошка.
В одном конце комнаты стоят два стула, на каждом — по чашке с картошкой. На другом конце комнаты — тоже два стула, но на них — пустые чашки. Соревнуются два человека. Надо с помощью ложки, куда помещается одна картофелина, перенести всю картошку из одной чашки в другую. Кто быстрее? Если детей много, можно разбить их на две команды и устроить эстафету.
Алиса. Ой, смотри, пока мы знакомились и играли, долетели до станции «Сказок». Там такой забавный экскурсовод. И еще он совершает чудеса!
Громозека. А зачем тебе чудеса?
Алиса. Ой, какой же ты смешной! Ведь сегодня день рождения, а в такие дни хочется только чудес!
Громозека. Согласен! Ребята, давайте ждать чуда!
Алиса. Мы не будем его ждать. А просто сделаем остановку и познакомимся с волшебником.
Чудо не может прийти само, нужно, чтобы его кто-нибудь совершил или придумал. Вот я сейчас... Здесь у меня книга со сказками. Я сейчас ее открою, и мы увидим — Оле-Лукойе. Это удивительный старичок с волшебным зонтиком.
Громозека. Мне хотелось бы, чтобы у нас на детском празднике были только те, кому достанется разноцветный зонтик.
Звучит музыка, появляется Оле-Лукойе.
Оле-Лукойе. Здравствуйте! Скажите, почему вас здесь так много? Я привык видеть этих ребят в их спальнях, сладко посапывающими.
Алиса. Здравствуйте, Оле-Лукойе! Извините, что мы вас побеспокоили.
Оле-Лукойе. Я, кажется, начинаю понимать: раз меня позвали, то ждут помощи.
Громозека. Вот именно!
Алиса. Уважаемый Оле-Лукойе, до наступления вечера, времени сна, еще далеко, а мы хотели бы сделать всем ребятам, и особенно именинникам, приятное!
Оле-Лукойе. Что же, будь по-вашему, только просьба: если вы кого-нибудь узнаете, вместе со мной позовите сюда.
Алиса. Ребята, поможем Оле-Лукойе?
Оле-Лукойе. Открываю свой разноцветный зонтик.
Звучит мелодия песни «Прекрасное далеко».
Оле-Лукойе. Вот и посланники неба спустились к нам по Млечному пути. Смотрите, первыми спускаются Близнецы из созвездия Близнецов.
1-й Близнец. Звездный привет!
2-й Близнец. Привет! Мы освещаем путь тем, кто родился в июне.
1-й Близнец. В июне рождаются самые подвижные.
2-й Близнец. Подвижные? Сейчас проверим!
1-й Близнец. Земляне, пусть те из вас, кто родился в июне, станут рядом со мной.
2-й Близнец. А рядом со мной те, кто хочет посостязаться с Близнецами.
1-й Близнец. Сейчас прозвучит звездная мелодия...
2-й Близнец. Мелодия прозвучит, а дальше?
1-й Близнец. А дальше каждый из вас будет показывать по одному танцевальному или другому движению.
2-й Близнец. Движение будут повторять те, кто решил состязаться с Близнецами.
1-й Близнец. Итак, звучит музыка, начинаем!
2-й Близнец. Внимание! Повторяем движение. Звучит мелодия. Состязание на внимание и координацию движения.
1-й Близнец. Мне кажется, что Близнецы были все-таки более подвижными...
2-й Близнец. Зато остальные были более внимательными...
1-й Близнец. Внимательными будем и мы.
Игра «Шарик».
Ведущий подбрасывает воздушный шар. Пока он летит, можно шевелиться, коснулся пола — все должны застыть и не улыбаться. Кто не выполнил — выбывает из игры.
2-й Близнец. В память о пребывании на вашем детском празднике мы дарим именинникам медали с изображением созвездия Близнецов.
Оле-Лукойе. Близнецы удалились на небосклон, а я опять раскрываю свой зонтик.
На экране кадры из мультипликационного фильма «Осторожно, Щука».
Оле-Лукойе. Вы поняли, кто идет к нам в гости? Это Рак из созвездия Рака. Вот и он сам.
Рак. Какие радостные улыбки! Здесь, наверное, собрались друзья?! Здравствуйте!
Оле-Лукойе. Здравствуйте, Рак! Ребята, не удивляйтесь, пожалуйста, что Рак начал свое приветствие со слов о дружбе. Дело в том, что все, кто родился под знаком Рака, в июле, самые верные и надежные друзья!
Громозека. Кто-кто, а я знаю цену дружбе!
Алиса. И я!
Рак. А дружны ли вы, ребята? Это мы можем проверить. Ну а песни петь вы любите, мальчики и девочки? Вспомним песни, в которых есть слово дружба или поется о дружбе.
Громозека. А мы будем помогать, хорошо?
Алиса. Чур мои помощники — те, кто слева.
Громозека. Хорошо, а я помогу тем, кто справа.
Оле-Лукойе. А я просто послушаю. Присяду вот здесь и закрою на время зонтик.
Проводится песенный конкурс.
Рак. Достаточно, достаточно. Вы меня убедили, что все очень дружны, и поете слаженно, задорно!
Оле-Лукойе. Мой друг, вам пора в звездный путь.
Рак. Что ж, звездное время неумолимо. Всем, рожденным в июле, я дарю на память звездный талисман. А вам, друзья, оставляю песню о дружбе.
Звучит песня о дружбе в исполнении вокальной группы.
Оле-Лукойе. Остался последний летний месяц - август. Открываю зонтик. Кого же он к нам позовет?
Демонстрируются кадры из мультипликационного фильма «Каникулы Бонифация».
Оле-Лукойе. По-моему, вы должны догадаться, кто сейчас появится.
Бонифаций. Р-р-р-р. Долгим был к вам мой путь! Давно не бывал я в дороге! Ой! Сколько вас! Как на острове, где живет моя бабушка.
Оле-Лукойе. Я могу сказать вам, ребята, что все, кто родился в августе, очень целеустремленные люди и еще они очень любят дарить подарки.
Бонифаций. Это правда, иначе я бы не смог работать в цирке. Я и вам принес сюда подарки, тем, у кого день рождения летом. Дети, а вы помните, как я ловил золотую рыбку? Вот и вам сейчас придется ловить «золотых рыбок». В моем дорожном саквояже подарки, но они спрятаны, а снаружи только «рыбки». Выбирайте любую из них и вылавливайте себе подарки. Пожалуйста!
Именинники выбирают себе подарки.
Оле-Лукойе. Удивительно, как Бонифаций все ловко придумал. Недаром он выступает в цирке!..
Громозека. Мне тоже понравились бы такие подарки!
Алиса. Самое интересное, что они все разные.
Бонифаций. Рад, очень рад, что доставил вам удовольствие. А теперь я приглашаю вас всех на игру.
«Третий лишний».
Бесспорный лидер подвижных игр на празднике. В центр ставятся стулья, на один меньше, чем число участников. Дети под музыку ходят или бегают вокруг стульев. Внезапно музыка прекращается — надо успеть занять стул. Кому не хватило — выходит из игры. Один стул убирается, и все продолжается.
Если детей очень много, в начале игры можно на пол положить листы газеты, но, когда остается 3—4 человека, лучше поставить стулья.
Бонифаций. Пришло время прощаться. До свидания! Ваш Бонифаций!
Оле-Лукойе. И мне тоже пора. Надеюсь, ненадолго мы расстаемся. До свидания! Перед сном мысленно позовите меня: «Оле-Лукойе», и я к вам приду, если будете послушны и вежливы. (Закрывает зонтик, уходит под мелодию, под которую пришел на праздник.)
Громозека. Алиса, а мы, кажется, уже прилетели на Планету именинника. И нам с тобой надо спешить, а то твой папа, наверно, тебя заждался. Ведь впереди еще много путешествий. День наш, кажется, был чудесным!
Алиса. Удивительный, настоящий день рождения с гостями, играми, песнями.
Громозека. А сейчас вас ожидает праздничное угощение, которое приготовили для вас взрослые!
Алиса. Всем вам сладенького, вкусненького.
Праздничный пир! Все приглашаются к столу.
Громозека. Всего вам доброго, до новых встреч.
Нет комментариев. Ваш будет первым!