Первый спас – Медовый. Интересная и полезная информация о медовом спасе для детей и взрослых.
Праздник называют Первым Спасом, так как затем следует Второй (19/6 августа) и Третий (29 / 16 августа) Спасы.
Первый Спас на воде стоят,
Второй Спас — яблоки едят,
Третий Спас хлеб припасают (холсты продают).
Первому Спасу придается в народной жизни большое значение в метеорологическом и хозяйственном отношении.
С Первым Спасом связывается заметное похолодание, особенно воды в реках и озерах, все чаще выпадают холодные росы, начинается отлет птиц.
Спас — всему час.
С Первого Спаса — холодные росы.
Отцветают розы, падают холодные росы.
На Первый Спас олень копыто обмочил.
Олень в воду вошел — купаться более нельзя (новгород.).
Пришел Спас — бери рукавицы про запас: там уж пойдут холода (вят.).
У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье.
Дождь на спас — мало пожаров будет.
На Первый Спас отлетают ласточки и стрижи. Как говорят в народе, ласточки отлетают в три Спаса, то есть 14 / 1, 19 / 6 и 29 / 16 августа.
Ласточка весну начинает, осень накликает.
Первый Спас — один из главных осенних праздников земледельческой Руси, «испокон века привыкшей с этого дня начинать, благословясь, первый посев озимого хлеба, всегда составлявшего главное наше богатство» [Владимир. ГВ, 1898, №32]. Действительно, в большинстве районов уборка хлеба уже закончена или завершается. Крестьяне чинят, поправляют овины, очищают гумна — готовят их к принятию нового урожая.
От Первого от Спаса накопит и мужик запаса.
«На Спасов день всё уже придет, всё выжнем, как хорошо лето: и рожь, и жито — всё к Спасову дню должно прийти. Хорошо лето, так хлеб в одну семь приходит (т.е. за семь недель.— А. П.). Две семи хлеб на полях не стоит: либо убьет его, либо дойдет, и его надо убирать» (пинеж.) [Симина, 103].
Почти повсеместно с Первого Спаса начинался (а на юге России продолжался) ранний посев озимой ржи. «В Смоленской губернии накануне Первого Спаса варят яйца, по числу находящихся во дворе мужчин; за обедом каждый разбивает яйцо, и у кого оно окажется полнее, тот и должен засевать рожь, чтобы урожай был „полным"» [Ермолов, 1; 405].
Утром, в день выхода в поле семенную рожь привозят в церковь для освящения и окропляют ее святой водой.
На Первый Спас паши под озимь, сей рожь.
Спасов день покажет, чья лошадка обскачет (т. е. кто раньше других уберется в поле).
До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас — засевать.
Когда хлеб сеешь в погоду, больше родится приплоду.
В сырую погоду и в дождь не должно сеять ржи; как обмочило оглобли, так и поезжай домой (воронеж.).
Если во время созревания малины первые ягоды бывают крупные, то рожь следует сеять раньше; при мелких же ягодах средний или поздний посев ржи лучше (воронеж.).
На Первый Спас местами устраивали сиротские и вдовьи помочи, на которые собирались после обедни и работали до обеда.
Первый Спас называют мокрым, потому что, по установлению Церкви, в этот день совершались крестные ходы на воду, молебны и водосвятия на реках, озерах, освящались колодцы. По данным А. С. Ермолова, до Первого Спаса, как после Крещения Господня, «по три дня белье не прут» (т. е. не стирают и не полощут в водоемах), чтобы не грязнить освящаемую при водосвятии воду [Ермолов, 1; 404]. Купание в освященной воде считалось полезным для людей (от лихорадки, от сглаза и пр.) и скота (особенно лошадей). Интересно, что место, где совершалось водосвятие, могли называть Иорданью, по аналогии с Крещенской прорубью. Говорили даже, что «на Спас в Ердани купаться — незамоленные грехи простятся». Лошадей, как и весь скот, обычно в этот день купали в последний раз. Если после Первого Спаса выкупать лошадь,— объясняли крестьяне,— то она не переживет предстоящей зимней стужи, у нее «кровь застынет».
В народном календаре жителей Заонежья этот день почитался в основном как Маккавеев день и полупраздник. Однако и здесь «служба на Маккавея сопровождалась водосвятием и купанием в озере, в ердани (видимо, сооружении типа своеобразной купальни.— А.Н.), сбитой из досок в форме креста. Купание это, по поверьям, заменяло собой зимнее купание в день Крещения» [Логинов, 21, 22].
Местами на Первый Спас отмечались проводы лета, что тоже включало в себя (когда-то магические) действия у воды. По данным из Владимирской губернии, молодежь собиралась за околицей, на выгоне или в лугах за речкой, сооружала из новой соломы куклу, которую наряжала в сарафан и кокошник. С песнями такую куклу несли к воде и топили ее там или разрывали на клочки и пускали их по ветру.
Еще одно распространенное название Первого Спаса — медовый.
По народной примете, с этого дня пчела перестает носить душистый взяток с цветов. Пасечники заламывают (подрезывают) в ульях соты. Считается, что если этого не сделать, то чужие пчелы повытаскивают из ульев весь мед. В день Первого Спаса пчеловоды приносят в церковь мед для освящения и благословения, после чего разговляются свежим медом, едят пироги с пшенной кашей и медом. По давнему обычаю, пчеловоды угощают медом всех, у кого нет собственных ульев.
На Первый Спас макай в мед ножи.
На Первый Спас и нищий медку попробует.
Когда доставали из ульев первый мед, дети пели хозяину-пасечнику:
Дай, Господи, хозяину многие лета,
Долгие лета — многие годы,
А и долго ему жить, Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчел водить.
Божьих пчел водить, ярый воск топить,
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на прирощенье,
Малым детушкам на угощенье.
В разных местах с Первым Спасом связаны и другие занятия, обычаи, представления. Например, кое-где именно с этого дня разрешалось есть овощи.
С Первого Спаса защипывают (пробуют) горох.
О празднике Ураза-байрам детям
Нет комментариев. Ваш будет первым!