Если ребенок не хочет делать уроки? Как убедить ребенка делать домашние задания

Если ребенок не хочет делать уроки? Как убедить ребенка делать домашние задания

Любую проблему можно решить только тогда, когда знаешь причины ее возникновения. Нередко процесс выполнения домашнего задания приводит к конфликту «отцов и детей». Причина часто связана с возрастными изменениями в развитии ребенка. За повседневными заботами родители не замечают, как меняются дети. Мамы и папы недоумевают: «Что случилось с нашим малышом? С поступлением в школу ребенок очень изменился. Он начал кривляться, паясничать...».

Рассмотрим особенности возрастного развития ребенка 6—9 лет

Психологи провели исследования, изучили изменения в характере и поведении детей младшего школьного возраста и дали название этому возрастному периоду — «кризис 7 лет». Но не надо пугаться. По мнению психологов, это уже третий кризис, который переживает ребенок. Кризис — это не то, что может произойти с «неправильно» воспитанными детьми. Это то, что должно случиться с каждым ребенком при переходе на новую ступень своего развития. Что же происходит с ним в этот жизненный период?

Ребенок 6—7 лет стремится всячески продемонстрировать, что он уже стал взрослым, что он многое знает и понимает. Он хочет постоянно участвовать в разговорах взрослых, высказывать свое мнение и даже навязывать его окружающим. Дети этого возраста любят надевать взрослую одежду, часто примеряют мамины туфли или папину шляпу, девочки, когда поблизости нет мамы, пытаются использовать ее косметику. Как правило, все это вызывает недовольство родителей, они постоянно одергивают малыша, призывая его «вести себя прилично». Таким образом, родители вольно или невольно подавляют потребность ребенка ощущать себя взрослым и уважать самого себя. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой». Появляется настойчивость, упрямство, желание действовать самостоятельно. Знакомая ситуация: ребенок хочет помочь, начинает мыть посуду. «Ты не умеешь, не трогай, разобьешь!» — кричит мама. Или бывает так: ребенок первый раз моет посуду, очень старается, но посуда вымыта не очень чисто. Мама вырывает у него тарелку и начинает мыть сама, приговаривая: «Дай, я сама лучше сделаю...» Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, выражать свое мнение, ребенок начинает кривляться, капризничать, привлекая к себе внимание взрослых доступными ему способами. Это происходит потому, что взрослые в своем внутреннем восприятии малыша, как правило, отстают от его реального развития, т. е. он кажется им менее приспособленным к жизни, чем есть на самом деле. Бессознательно родители стремятся всячески оградить его от трудностей и превратностей жизни. Между восприятием ребенком самого себя и восприятием его родителями образуется довольно значительный разрыв. Это одна из причин детской «лени», нежелания преодолевать трудности, добиваться всего своими собственными усилиями.

Результат для родителей неутешителен: зная возможности своего ребенка, они с грустью начинают замечать его пассивность, снижение интереса к знаниям. Ребенок начинает игнорировать все новое, снижается его познавательная активность, блокируется защита преодоления неуверенности в себе. В этом возрасте дети уже анализируют свои поступки.

Что же в этом случае делать? Как помочь ребенку выполнять домашние задания?

Способ №1. Помогите ребёнку стать самостоятельным

Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, ребенок рассуждает так: «Ничего не знаю, ничего не умею и спрос с меня маленький!» Это очень удобная позиция. Пропадает желание что-то делать самостоятельно, стремиться к чему-либо, преодолевать на этом пути встречающиеся трудности.

Как следствие — в начале школьной жизни ребенок не может или не хочет выполнять задания без посторонней помощи, просит родителей сидеть рядом и контролировать его, часто обращается за помощью в начале задания, когда еще даже не пытался его осмыслить. Это означает, что ребенок имеет сильную зависимость от взрослых, их контроля и постоянной помощи. Чувствует неспособность и нежелание самому сделать попытку достать из портфеля учебники и тетради, найти запись домашнего задания в дневнике, самому прочитать внимательно задание и подумать над его выполнением.

Чтобы предотвратить у ребенка нежелательные поведенческие проявления кризиса данного возраста, важно:

• помогать ребенку проявлять свои способности везде и во всем;

• оказывать помощь только тогда, когда вы уверены, что ребенку эта задача не под силу;

• проверять, чтобы любое начатое им дело было доведено до конца;

• доверять ему все домашние дела, даже если качество их выполнения вас не совсем устраивает;

• не забывать хвалить ребенка за хорошо выполненную работу — это позволит ему почувствовать себя уверенно;

• формировать у ребенка ощущение успешности и желание двигаться к цели — говорите ему чаще: «Ты это сможешь», «У тебя обязательно получится», «Если подумаешь и постараешься, обязательно решишь эту задачу», «Ты умный и способный, надо только постараться, приложить усилия».

Способ №2. Не навредите любовью

Неизвестно, кто испытывает больший стресс при поступлении ребенка в школу — он сам или его родители. Заботливые родители все делают осознанно: долго выбирают школу, учителя, школьные принадлежности и т. д. Очень хорошо! Вот здесь надо бы остановиться. Но нет! Родители «идут дальше» — собирают портфель, усаживают ребенка за уроки, решают вместо него задачи, читают ему вслух заданный для самостоятельного чтения рассказ. Все эти действия направлены на благо ребенка, родительские чувства абсолютно искренни. Каждому приятно, когда его хлопоты облегчают ребенку жизнь. В результате дети оправдываются перед учителем: «Мама не положила», «Папа не сделал».

Чрезмерная опека, забота и любовь тормозят развитие самоконтроля, самостоятельности мышления, желание думать и прилагать усилия к решению учебных задач, а самое главное — при этом не формируется чувство ответственности за выполнение уроков. Ребенку проще переложить ответственность на плечи родителей, которые с радостью делят ее с ним, во всяком случае, в начальных классах. А в последующем это закрепляется в качестве привычки, и ребенок ловко манипулирует поведением родителей, получая регулярную помощь в подготовке уроков и во всех других делах совершенно безобидными способами. Во многих семьях слышим: «Только не плачь, сейчас все сделаем».

Чтобы избежать подобных неприятностей, «направьте любовь в мирное русло», начните с малого: дайте ребенку поручение, при выполнении которого он хорошо осознавал свою роль и отвечал за выполнение порученных ему обязанностей. Обязанностью ребенка может быть уборка в комнате, уход за растениями, мытье посуды и т. д. Среди домашних дел окажется много таких, которые ему уже под силу.

Наберитесь терпения, помогите ребенку советом на первых порах. Если качество исполнения поручения не удовлетворяет вас, не старайтесь сразу переделать, дайте ему возможность самому почувствовать ответственность за выполнение поручения. Укажите на это без занудства, негативных эмоций и лишних слов. Применяйте нейтральные высказывания: «Ты, наверно, поторопился...», «Возможно, ты не заметил...», «Попробуй вот так...». И обязательно похвалите ребенка.

Ваша похвала будет воспринята как приятное вознаграждение за неинтересную, но необходимую работу. Он поймет свою значимость в семье, что может быть помощником и справится с любым поручением взрослых! Поддержка и похвала вдохновляют на новые свершения, стимулируют к действию, помогают раскрыться ребенку, повышают его самооценку.

В таком взаимодействии и определяется чувство меры в оказании помощи — делать не за ребенка, а вместе с ним, только направляя в нужное русло его собственные усилия!

Выполнение домашнего задания вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребенка в восторг. Но у него уже есть опыт выполнения домашних поручений. Этот опыт поможет уберечь ребенка и родителей от негативного отношения к этому занятию.

Чтобы выполнение домашнего задания не вызывало отторжения у ребенка, важно запомнить:

• любые способы оказания помощи должны идти на пользу ребенку, должны формировать новые учебные навыки, развивать возможности, а не приучать к бездействию и пассивному созерцанию родительского труда;

• разумно ограничивайте вашу помощь ребенку. Наблюдайте, как ребенок пытается справиться сам, и только направляйте его мысли и действия, не внедряясь в сам процесс;

• «включайте» трудовую активность ребенка;

• развивайте у него адекватную самооценку.

Способ №3. Развивайте интерес к обучению

Развитие интереса к обучению — сложный многогранный процесс. С одной стороны, дети по природе своей любопытны, с другой — не секрет, что многие из них пассивны при обучении в школе, проявляют небольшой интерес к школьным предметам. Попробуем разобраться почему. Какова роль родителей в развитии интереса ребенка к учебе?

В дошкольном возрасте ребенок задает много вопросов. За день родители слышат многократно: «что?», «как?», «почему?», «зачем?». В связи с этим большинство родителей почему-то считают, что их ребенок будет отличником. «Мой Петя очень умный и сообразительный мальчик, я думаю, что он будет учиться лучше всех в классе!» — радостно заявляют они. Когда оказывается, что ребенок не справляется со школьными требованиями, многие родители чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую голову обрушивается град упреков: «неусидчивый», «не стараешься», «растяпа». Но ведь не только родители, но и сам ребенок предполагал, что будет хорошо учиться. Ребенок тяжело переживает, если не оправдывает ожидания родителей. Желание учиться, узнавать что-то новое пропадает с первых же дней обучения, появляется тревожность.

Это одна из причин, удерживающая ребенка в игровых фантазиях, не позволяющая взрослеть, прочно закрепляющая страх перед преодолением трудностей и познанием нового. Надо помнить, что отношение родителей к дочери или сыну ни в коей мере не должно изменяться в связи с их школьными успехами или неудачами. Более того, родители должны пытаться подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он по-прежнему, несмотря ни на что, остается любимым. Некоторые родители отмечают: ребенок не желает кропотливо усваивать предметные знания — любит заниматься только тем, что ему интересно. К величайшему разочарованию родителей, это происходит достаточно резко, демонстративно, а к учебной деятельности ребенок усердия не проявляет.

Как же так происходит? Куда подевалось желание учиться и познавать новое? Ведь хотел идти в школу, а когда пошел — увы. Ребенок говорит: «Учиться — это совсем не интересно, скучно! Надо сидеть, постоянно делать что-то, а мне играть хочется!» Он сознает, что безмятежно играть, как раньше, ему больше не дадут — ни в школе, ни дома. Родители ежедневно повторяют: «Ты сделал уроки? Садись за уроки!» Все это кажется ребенку постоянным кошмаром. И он начинает мечтать о беззаботном дошкольном времяпрепровождении, вспоминает все, что было — мир игр и увлекательных приключений! По мнению психологов, именно у младших школьников закладывается интерес к познанию нового. От уровня познавательной активности зависят результаты в учебе, желание выполнять домашние задания. Где же тот механизм, который включает интерес к усвоению учебных знаний? Здесь родителям надо набраться терпения и ждать, так как познавательная активность у детей в этом возрасте формируется медленными темпами и только в том случае, если усвоение ребенком учебной программы не вызывает больших сложностей. Познавательная деятельность ребенка очень медленно вытесняет игровую. Поэтому чаще всего мы видим не очень радостную картину: дети продолжают активно играть вместо прилежных занятий школьными предметами! В школьный портфель вместе с учебниками не забывают положить любимые игрушки.

Для развития познавательного интереса детей:

• внесите разнообразие в их жизнь. Вместе с детьми посещайте музеи, художественные выставки, театральные представления, просто гуляйте по городу. Все это оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов младшего школьника: значительно расширяются объем и концентрация внимания, ребенок овладевает простыми, но необходимыми для него приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования;

• научите ребенка находить необходимую информацию. Ребенок задал вопрос. Не жалейте времени, не уходите от ответа. На первых порах найдите ответ вместе с ребенком в энциклопедии, справочной литературе. Приобщайте его к энциклопедическим знаниям. Так вы создадите условия для развития у ребенка познавательных интересов, он будет стремиться к размышлению и поиску, появится чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В дальнейшем он справится без вашей помощи. Постепенно у ребенка происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность ребенка, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Важно помнить!

• Развитие познавательного интереса у младшего школьника сначала происходит через посредство взрослых — родителей, учителей. В будущем ребенок сам начинает проявлять интерес к тому или иному предмету. То, что заложено взрослыми, постепенно дает ростки в сознании ребенка.

• Не надо забывать, что развитие учебного интереса — процесс многосторонний, он тесно взаимосвязан с личностью педагога, его умением заинтересовать детей, творчески подойти к изложению материала. Поэтому надо реально смотреть на данную проблему, понимая, что дело не только в ребенке.

Страницы: 1 2

Ирина Рудакова # 1 августа 2013 в 21:54 +1
Чтобы ребёнок с удовольствием выполнял домашнее задание - задача не только родителей, но и нас, учителей. Стараюсь для своих детей подбирать разнообразные, не однотипные задания,обязательно слежу за объёмом заданий, стараюсь не допускать перегрузки ребят.
Ирина Рудакова
Мила Кузьмина # 15 сентября 2013 в 23:48 +1
Полезная и толковая статья! Согласна с Ириной! Чтобы ученик делал с удовольствием домашние задания, учитель должен "влюбить в свой предмет" Как он это сделает? Это талант и профессионализм учителя!
Ольга # 27 января 2015 в 23:39 0
Да, статья очень интересная!!! Столкнувшись с проблемой нежелания выполнять уроки моим сыном, я перелопатила кучу одноименных заметок. И только написанное выше - помогло мне поэтапно осмыслить все изложенные выше подходы к решению данной проблемы, а самое главное - я задумалась: родители в воспитательном процессе должны поддержать своих детишек, а методами одной только строгости неизбежна обратная реакция - проблема нежелания учиться вообще. Огромное спасибо автору и удачи всем родителям в разрешении этого, практически, неизбежного, но крайне важного вопроса!!!
Наталья # 8 сентября 2015 в 09:28 0
Чрезмерной любовью навредить невозможно. Чрезмерной опекой и спешкой - да. В нашем обществе категорически не хватает тактичного отношения и приветливого взгляда. Начинается всё из семьи.Очень важно взрослому создавать эмоционально положительную атмосферу в процессе обучения или выполнения домашних заданий.
я # 13 октября 2015 в 01:39 0
А я в этой статье нашла привычные штампы и лозунги, оторванные от реальности. Похоже, автор не дружит с элементарной арифметикой и логикой. Ни для кого не секрет, что у младших школьников, в частности на примере моего 3-классника сына, уроки ежедневно заканчиваются самое раннее в 14 часов. Поэтому цитаты из статьи: "Рекомендуемое «результативное» время: начальная школа — 14.00—16.00" и "• Садиться за уроки сразу после прихода из школы нельзя. Час-полтора после школы ребенок должен отдохнуть, а уже затем садиться делать уроки." Явно находятся в противоречии. А принимая во внимание последние новации-усилия политики наробраза, принудительно загрузить всех детишек внеурочной деятельностью, дети началки в школе вынуждены обитать до 16.15 ежедневно только лишь исходя из расписания занятий. Так что на практике измученный ребенок, попав домой в среднем в районе 17 часов, переодевшись и покушав, за домашние уроки садится около 18 часов и по факту занят ими ежедневно часов до 10 ночи, особенно если делать все эти перерывы с перекусить яблочко и т.д. Неудивительно, что такая жизнь вызывает справедливое возмущение и предсказуемый протест ребенка. И неудивительно, что ребенок пытается всеми силами защищаться от такой напасти, включая и самотические расстройства здоровья. А чтобы оставался интерес к жизни и радость познания, ребенок не должен быть запредельно загружен и жить как биоробот - по часам выполняя навязанную взрослыми программу. У него должно быть время помечтать и задуматься о том, что его волнует. У него хоть в какой-то мере должно быть детство с его шалостями и беззаботностью. Я сама себя ненавижу, когда одергиваю ребенка и постоянно принуждаю к бесконечным домашним заданиями, с тревогой глядя на часы. Чтобы у ребенка не было потребности защищаться и протестовать, домашние уроки должны быть посильными без помощи взрослых и именно повторяющими-закрепляющими пройденный в школе материал. А на практике - почитайте форумы и отзывы родителей - нынешняя система образования перекладывает весь груз обучения на семью, оставляя за школой лишь контролирующую функцию. Наша учительница честно признает, что слишком много материала в программе (совершено не учтены реальные физические-психические возрастные возможности детей), поэтому в школе делается 1/4 - остальное все домой. А в школу принесите доклады/проекты/отчеты/рисунки/поделки. В нашем детстве на воскресенье заданий не задавали - сознательно нас разгружали, давая заслуженный полноценный выходной. Мой же ребенок до ночи воскресенья за уроками и при этом остальные члены семьи вынуждены то искать в интернете и распечатывать что-то там, то помогать с поделками по технологии, то выполнять ряд интеллектуальных функций (создание различных концепций), которые непосильны детям этого возраста. Читаешь задания в учебнике и диву даешься, какие умники нагородили огороды, они хоть живых детей-то видели вообще. Последний пример, по окружающему миру нужно сделать проект - придумать идею транспорта, его нарисовать и написать сопроводительный рассказ(программа "Перспектива", если кому интересно). Не всем взрослым под силу такая задача. И так каждый уик-энд, на выходные валят и валят. О какой уж радости познания можно рассуждать. Домоклов меч - вечные безрадостные уроки. И меня всегда впечатляло, как блажат учителя и психологи из какой-то другой реальности. В их идеальном мире они дают советы, видимо, скучающим мамашам, а не замордованным родителям, приползшим без задних ног с каждодневной тяжелой работы. Борьбу за выживание никто не отменял. Трудно представить уравновешенную благожелательную маму большого города, вернувшуюся домой вечером часов в 19-20 в лучшем случае. При этом ей нужно накормить семью, поддерживать элементарно домашнее хозяйство с неизбежными ежедневными необходимостями и самой как-то подготовиться к работе грядущего дня. У нее, конечно, море времени и терпения на ободряющие реплики и добрые советы ребенку. У учителей нет времени и охоты выполнять свою работу, а у средне статистической мамочки прямо-таки горящее желание после основной работы ночью выполнить еще и работу учительницы, свалившей все заботы на семьи своих нерадивых учеников. И по поводу того, что в первом классе не задают дом.заданий - лукавит автор. Задают, еще как. И не мало по меркам возможностей первоклашек.
Наталья # 23 октября 2015 в 13:11 0
Предыдущий коментатор "Я" - не просто в точку попал, а как зеркало отобразил реальную картину бытия первоклашек и их родителей! Совершенно согласна, что нагрузки на первоклашек - колоссальные! С первых дней учебы у детей формируется негативное отношение к школе и учебе в результате "передоза" и "напичкивания" их с утра до ночи уроками и заданиями. А ведь они еще в детстве живут..... Учителя, приходя в школу, лишь отрабатывают учебный план, а не обучают детей необходимому, что в реальности им пригодится в жизни. И так далее до ВУЗов. Система образования утопическая. Поэтому и родилась именно такая шутка про выпускников учебных заведений: "Осторожно, специалист!"
ольга # 16 марта 2016 в 09:30 0
Совершенно согласна с комментарием "я"
Алла # 11 ноября 2016 в 15:48 0
Всё верно!!!
анна # 13 февраля 2017 в 16:35 0
Спасибо комментатору "я", все точно и по делу. Статья и строчки Вашего комментария не стоит.
ольга # 21 февраля 2017 в 03:23 0
Этот комментарий я бы послала в мин. обр.!!! Очень грустно, но это просто крик души, все верно до единого слова...
Кира # 4 июня 2017 в 18:05 0

Присоединяюсь к автору материала! Ещё хочется добавить, что иногда у ребёнка трудности связаны не только с ленью, но и с неравномерностью развития разных навыков. 

Тата# # 29 сентября 2017 в 13:37 0
Согласна с комментатором "Я". Автор статьи предлагает противоречивые способы решения проблемы, не согласованные с реальностью. Нужно искать другие пути. Возможно для начала, перестать загружать детей в школе внеурочной деятельностью. Слишком много информации для детей. Хочется добавить следующее: В разделе "Использование повседневных ситуаций" автор предлагает: вместо общения с ребенком (а это дорогого стоит, когда ребенок делится своими впечатлениями, проблемами, планами с родителями) переводить разговор на школьные предметы, всё общение свести на уроки и обучение. А потом между детьми и родителями вырастает стена непонимания. Каждый живет своей жизнью, не интересуясь внутренним миром другого. Если выбирать между сделанными уроками и общением с ребенком, я выбираю общение. Тем более, когда мамы работают, и приезжают домой в 19-20, а то и позже, свободного времени практически нет. Представьте себя на месте ребенка: вы хотите рассказать родителю о чем-то важном для вас в эту минуту, а в ответ: а давай посчитаем обувь в коридоре... или давай повторим фонетику. Эти советы приемлемы только для неработающих мам, которые посвятили себя целиком и полностью воспитанию и обучению единственного ребенка.
я+ # 25 февраля 2018 в 15:56 0
Совершенно согласна с комментатором я. Перелопатив кучу материала и имея подобную проблему понимаю, что с нынешним подходом минобразования, проблема неразрешима. У маленького человечика, который после школы еще занимается танцами, совсем нет времени для себя. Отсюда идет протест. А кометарий препода по английскому вообще открыл глаза. На вопрос о том, что слишком много домзаданий она ответила: "Не загружайте ребенка внеклассными занятиями". Умора! Значит общеразвивалки уже не нужны. Домашнее задание - это все, что нужно для жизни. Прочь музыку, танцы, искусство!!!
Анастасия # 8 июня 2018 в 15:12 0
У нас была как раз сложная программа, вообще ничего в ней даже взрослые не понимали. Решились на смену системы, собрали подписи и добились этого. Теперь учимся с превеликим интересом по начальной школе 21 века. Это рай, как для детей и родителей, так и для учителей. Задания разноуровневые, интересные проекты, упражнения в игровой форме дают отличную мотивацию детям к получению знаний. Они сами теперь тянутся узнать что-то больше о мире.
Маруся # 4 марта 2021 в 07:17 0
Полностью согласна с Я. Школьные преподаватели превратились в контролёров. Наш преподаватель с первого класса умудрялась так перегрузить детей домашним заданием, которого якобы нет, что мы часами до поздней ночи его делали. Темпы уроков завышены. Не могут дети с одинаковой эффективностью и вниманием просидеть 4-5 уроков не отвлекаясь. Отвлёкся- в тетради не доделаны задания урока. Оценка соответствующая. Каждую оплошность учитель отмечает красным цветом. На просьбы снизить темп уроков не реагирует, часть детей успевает -значит и Ваш пусть успевает. Зачем ей заботиться о моем ребёнке, у нее -30 таких детей и школьная программа. Как результат, я не могу заставить ребенка сесть за уроки. В 3 классе у нас стойкая претензия учителя об отсутствии мотивации у ребенка учиться и поэтому плохие результаты оценивания. Но если круглые сутки учиться, это надоедает. Нужно понимать психическую готовность ребенка и не перегружать. К началу марту месяцу мы закончили учебник по литературе. Кому это было нужно? Дайте детям время для развития и саморазвития вне школы.
Кристина # 8 июля 2022 в 12:56 0
Важно быть близким другом своему ребенку, иначе можно упустить очень многое..Не стоит забывать, что это еще дети и внимание их рассеяно и сами они справиться с этим не могут.. Я стараюсь помочь дочери, даю ей мишек мультивитамины от эвалар. Отличные жевательные мармеладки с натуральным составом. Они улучшают внимание и память, и в целом положительно влияют на иммунитет ребенка. Дочка стала гораздо лучше вести себя в классе, успеваемость подтянулась.
Костя # 24 июля 2022 в 06:44 0

спасибо