Конкурсы

Если ребенок не хочет делать уроки? Как убедить ребенка делать домашние задания

Если ребенок не хочет делать уроки? Как убедить ребенка делать домашние задания

Способ №4. Научите ребёнка планировать время

Как научить ребёнка планировать время?

Разработаем алгоритм

Любые перемены в жизни заставляют ребенка приспосабливаться к новым условиям. Поступив в школу, за короткое время он должен адаптироваться в детском коллективе, привыкнуть к учителям, учебной дисциплине, распределению времени и многому другому. В результате ребенок испытывает большое психоэмоциональное напряжение. Снять «тревожность» поможет алгоритм действий: создание режима дня, где будет гармонично распределяться время нагрузки и отдыха. Выбирая кружки и секции, которые будет посещать ваш ребенок, надо учитывать его работоспособность, состояние здоровья, имеющиеся хронические заболевания. Старайтесь на первом этапе не перегружать его множеством внешкольных занятий. Оставьте разумный минимум, который он сможет охватить без потери сил и ущерба для здоровья. А когда его организм окрепнет (обычно это бывает к окончанию второго класса) можно расширить круг дополнительных увлечений.

Формируйте расписание занятий — школьных, дополнительных, домашних. В расписание включите все: время уроков, дополнительных занятий, время отдыха, время прогулок, приготовления ко сну и утреннего просыпания. Приучайте ребенка к четкому распорядку дня с самого начала обучения. Например: «Посмотри в расписание, что у тебя сегодня по плану? Сначала отдых после школы, а потом выполнение домашних заданий». Лучше всего снимет усталость прогулка на свежем воздухе, примерно час-полтора. Смена деятельности послужит хорошей разгрузкой после умственного напряжения. Снять усталость помогут и занятия творчеством. Творческая деятельность создает позитивный настрой, способствует безболезненному возвращению от игры к урокам.

Но переход этот очень сложен для ребенка на первом этапе школьного обучения. Самостоятельно справиться он не может. Поэтому взрослый должен помочь ребенку проследить по часам урочное время. Фраза «Садись делать уроки!» вызывает отторжение. Вероятно, вы помните это из своего детства. Поэтому включите фантазию и, исходя из индивидуальных особенностей вашего ребенка, найдите «нужный» сигнал. Это может быть, например, спокойная мелодия электронного будильника. Не забудьте, что время начала уроков должно быть внесено в расписание.

Правильное построение алгоритма дня, чередование «отдых — нагрузка» благотворно влияет на общую работоспособность ребенка и позволяет избежать переутомления. Надо учесть, что организм ребенка после восьми часов вечера должен готовиться к ночному отдыху. В этот период любая деятельность, тем более связанная с уроками, не может быть полезной и эффективной. Поэтому выполнять домашнее задание надо в так называемое результативное время, когда продуктивность мыслительной деятельности высока, активность мозга имеет достаточный потенциал для решения учебных задач.

Не выходите за временные рамки

Родители озадачены: «Готовим с ребенком домашнее задание, проверяем, а ребенок на следующий день ничего не помнит, рассказать ничего не может». Наблюдения показали, что все эти дети выполняли домашнее задание после девяти часов вечера. Возник вопрос: «Зависит ли успешность обучения, от временных рамок выполнения домашнего задания?» Ответ можно найти у ученых. В результате длительных исследований психофизиологи определили, что наивысшая активность головного мозга ребенка выпадает на утренние часы. Именно поэтому программа школьного обучения рассчитана на утренние часы. Согласно проверенной теории, продуктивность мозга ребенка сохраняется достаточно высокой и в дневное время, часть которого предполагается выделять на выполнение домашнего задания.

Чем старше становится ребенок, тем значительнее возрастает его интеллектуальная работоспособность. Рекомендуемое «результативное» время:

начальная школа — 14.00—16.00 среднее звено — 15.00—17.00 старшие классы — 15.00—18.00

Если обозначенные периоды времени для подготовки уроков по разным причинам не соблюдаются и ребенок лишь к вечеру берется за уроки, а потом сидит до ночи, никакой пользы от этой работы не следует ожидать. Происходит частичное запоминание и усвоение учебного материала. Все, что предполагает нормальный процесс восприятия и переработки информации, дает сбой. Результат таких домашних занятий можно наблюдать на следующий же день в школе, когда ребенок с трудом вспоминает обрывки задания, подготовленного накануне поздним вечером.

Полноценно и качественно запоминается материал только в периоды «активности» процессов головного мозга, и игнорировать их нежелательно. В противном случае даже выполненное домашнее задание не приносит желаемых результатов.

Важно помнить!

В вечернее время суток организм ребенка должен готовиться к отдыху, а не испытывать психическое или физическое напряжение. Даже если часть домашнего задания осталась невыполненной, отодвигать время сна не следует, так как это причинит вред здоровью ребенка и не принесет пользы для учебного процесса.

Универсальные правила для выполнения домашнего задания

• Необходимо правильно организовать рабочее пространство.

Выбирайте мебель для рабочего места в соответствии с ростом ребенка. Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Ноги не должны болтаться в воздухе, поэтому лучше купить стул с регулятором по высоте. Свет на тетрадку и учебник должен падать слева, иначе ребенок будет закрывать свой текст. Если же ваш ребенок левша, то свет должен падать справа. В комнате, где ребенок делает уроки, не должно быть громких, отвлекающих его звуков — радио, телевизор должны быть выключены, единственным исключением может быть тихая, спокойная музыка, которая помогает ребенку расслабиться и сконцентрироваться.

• Садиться за уроки сразу после прихода из школы нельзя.

Час-полтора после школы ребенок должен отдохнуть, а уже затем садиться делать уроки.

• С самого сложного выполнять домашнее задание начинать нельзя.

У любого ребенка на трудное задание уходит очень много времени, ребенок устает, начинает чувствовать себя неуспешным, ничего не знающим и не умеющим, а тогда гораздо проще отмахнуться от домашнего задания, чем мучиться с ним. Поэтому начинать лучше с простого, с самого любимого.

• Работать без перерывов нельзя.

Мы, взрослые, не можем работать без перерывов, естественно, что детям перерывы просто необходимы. Работа над домашним заданием должна проходить такими же «уроками» и «переменками», как это бывает в школе, только длиться такие «уроки» должны 20—30 минут, а «переменки» — минут по 10. В «переменки» ребенку обязательно нужно подвигаться, снять мышечную усталость, выпить сока или съесть яблоко. Чем старше ребенок, тем длиннее становится «урок».

• Не перегружайте ребенка дополнительными заданиями.

Дома с ребенком нужно делать только то, что задано в школе, перегружать ребенка не нужно. Жизнь ребенка не может состоять только из умственной деятельности.

• При общении с ребенком исключите из своей речи резкие высказывания.

Негативные оценочные высказывания не просто расстраивают ребенка, зачастую они способны ухудшить его умственную деятельность. Если родители считают, что они тратят свое «драгоценное» время на помощь ребенку, и постоянно говорят ему об этом, у ребенка развивается комплекс неполноценности, ощущение ненужности, что не способствует качественному выполнению домашнего задания. Поэтому такие фразы, как «Неужели это нельзя было сделать за 5 минут», «Я бы за это время!», необходимо исключить из лексикона.

• Придерживайтесь темпа ребенка.

Не нужно подгонять или торопить ребенка — это создает нервозность, мешает ему работать над домашним заданием. При постоянных призывах не отвлекаться ребенок не способен сконцентрироваться на самом задании, он начинает думать о том, как ему быть внимательнее, что не способствует его мыслительной работе. Возможно, ребенок отвлекается, потому что его нервная система требует времени для восстановления, или он не понимает задания, и тогда это задание нужно объяснить ему на его уровне.

Способ №5. Убеждение+доверие+самоконтроль

Убеждающее воздействие

Ни для кого не секрет, что способ «убеждающего воздействия» для некоторых родителей — это ремень. Но ни страх, ни подавление детских желаний, как показывает практика, не приводит к желаемым результатам. Домашнее задание остается головной болью для таких родителей. Попробуем рассмотреть «убеждение» как способ «мягкого» воздействия на ребенка, ставящее целью скорректировать его взгляды, чтобы повлиять на последующее поведение. Данный способ является самым этичным способом влияния, так как здесь нет грубого насилия или внедрения в подсознание ребенка.

Прямой способ убеждения

Действовать этот способ будет, если не упустить время. Еще до школы ребенок интуитивно чувствует ценность знаний, свыкается с мыслью о необходимости учения, для того чтобы когда-нибудь по-настоящему стать тем, кем он хотел быть в играх (предпринимателем, летчиком, поваром, шофером). Убеждающее воздействие — это спокойный и аргументированный рассказ о «плюсах» школьной жизни, знакомство с новыми требованиями и обязанностями. В этот период требования, предъявляемые к школьному обучению, выполнение домашнего задания воспринимаются ребенком как общественно значимые и неизбежные. Родители в этот период обладают достаточным авторитетом для того, чтобы убедить ребенка в необходимости неукоснительного выполнения домашних заданий. Для получения положительного результата и у родителей, и у ребенка должен выработаться подход к урокам как к важному, серьезному делу и сопровождаться уважительным отношением друг к другу.

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, в которых мама считает допустимым прервать занятия сына или дочери. Вдруг надо срочно принести что-нибудь, сбегать в магазин или вынести мусорное ведро, или пора есть — приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору, сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что таким своим поведением они воспитывают у ребенка отношение к учебе как к маловажному, второстепенному делу. В таких случаях у ребенка создается представление, что выполнение домашнего задания стоит на одном из последних мест среди домашних дел и обязанностей. Правильно поступают те родители, которые с первого дня учебы в школе дают ребенку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по своему усмотрению. Его в любой момент могли позвать с прогулки, отменить начатую игру. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое родители никогда не прерывают! У ребенка формируется стойкое убеждение: уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.

Если вы выбрали этот способ, то помните: требование неукоснительного соблюдения новых правил и норм — это не излишняя строгость к ребенку, а необходимое условие организации его жизни. При шаткости и неопределенности требований ребенок не сможет ощутить своеобразия нового этапа своей жизни, что, в свою очередь, может разрушить его интерес к школе.

При разумном, правильном использовании этого способа быстрее проходит адаптация к школьному обучению, ребенок мотивирован к выполнению домашних заданий.

Косвенный способ убеждения

Косвенный способ убеждения заключается в анализе конкретных жизненных ситуаций, позволяющем убедить ребенка выполнять домашние задания; в обсуждении вместе с ребенком его школьных неудач; в использовании примера авторитетного для ребенка человека, героя книг, фильмов. Примером может быть обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок» или мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве». Но у этого способа есть подводные камни: огромное значение имеет поведение самих родителей. Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Как ведут себя родители, так приучаются вести себя и дети. Помните, что внушается ребенку только то, что несет в себе сильный эмоциональный заряд, то, о чем родители говорят искренне.

Важно помнить!

Убеждение — это сложный способ воздействия, при котором родители обращаются к сознанию и чувствам детей. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво и помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Одна фраза, сказанная к месту, в нужный момент, может оказаться более действенной, чем урок морали. Если вы сможете убедить ребенка в его собственных силах и возможностях, он все реже и реже будет обращаться к вам за помощью.

Доверие

Для создания атмосферы доверия в семье необходимы две важные составляющие. Первая — сдержанное отношение родителей к школьным неуспехам. Это не значит, конечно, что надо перестать интересоваться успеваемостью вообще или занять позицию покровительственного отношения к двойкам. Иногда достаточно просто покачать головой, чтобы продемонстрировать свое отношение, и это произведет большее впечатление, чем открытый скандал или постоянные нотации и насмешки. Вторая — подлинный интерес к внешкольной жизни ребенка.

В атмосфере доверия у младшего школьника постепенно формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. В таких ситуациях, родителям надо быть доброжелательными советчиками, а не строгими судьями. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у вас рассказы ребенка, постарайтесь сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разберитесь в ситуации. Если вы начнете упрекать и обвинять ребенка, не рассчитывайте впредь на его откровенность. В то же время нельзя постоянно фиксировать внимание на переживаниях ребенка, связанных со школой, показывать свою тревогу, чрезмерно его опекать, решая за него все проблемы и лишая самостоятельности.

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашнего задания может приблизиться к золотой середине? Какие действия будут способствовать формированию самостоятельности у детей? Ответить на эти вопросы нам поможет правило: «Если ребенку трудно, и он готов принять помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».

Петя приступил к выполнению домашнего задания по математике. Решил сразу воспользоваться помощью мамы — это удобно, не требует собственных усилий. «Петя, наверное, ты не знаешь с чего начать, поэтому просишь меня помочь?» — спросила мама. Петя ответил: «Да». Мама помогла: четко определила, как ему действовать, но не стала решать за него. У Пети остался один вариант: думать и делать самому. Подобное повторилось еще несколько раз, и у Пети невольно стала вырабатываться привычка брать в руки учебник, разбираться в непонятном для него задании. Впоследствии мама отметила, что сын самостоятельно работает с учебником и прибегает к ее помощи только в самых необходимых случаях.

Важно помнить!

• Если вы заметили у ребенка привычку начинать уроки с вопроса к вам — покажите ему свое твердое намерение выработать у него другую привычку — самостоятельного поиска ответа на вопрос.

• Необходимо контролировать действия ребенка, которые он применяет для поиска решений. Если он прибегает к вашей помощи, то хорошо проанализируйте, действительно ли он сам сделал все и вы — его последняя инстанция. Только если вместо вредной опеки используется разумный, помогающий контроль, у ребенка выработается долгожданная для родителей самостоятельность.

Научите ребенка самоконтролю

Как научить ребёнка самоконтролю?

Рассмотрим, что подразумевается под таким сложным названием, как «самоконтроль». Если ребенок научился сознательно планировать и регулировать свою деятельность (ликуйте, родители!) у ребенка развит самоконтроль. Успешное обучение в школе предполагает развитие двух основных направлений самоконтроля: самоконтроля поведения и самоконтроля учебной деятельности.

Отсутствие или недостаточное развитие самоконтроля поведения превращают школьную жизнь ребенка в настоящий ад — ему сложно соответствовать требованиям режима и переносить нагрузку учебной программы. Самоконтроль поведения должен быть сформирован у ребенка еще до школы. В первом классе он совершенствуется, стабилизируется и обычно ребенок справляется со стрессом адаптации к школьной жизни, приобретает новые навыки общения с одноклассниками, втягивается в новый режим.

Развитие самоконтроля в учебной деятельности проявляется в умении выполнять работу, действовать по определенному образцу, соблюдать последовательность действий, находить в работе допущенные ошибки и самостоятельно исправлять их. Для этого ребенку необходимо идти путем проб и ошибок, а родителям — обсуждать с ним результаты ошибочных действий, не ругая, а делая выводы.

Развитие самоконтроля зависит во многом от реакции родителей на ошибки, допущенные в домашнем задании. Нередки ситуации, когда ребенок, торопливо выполняя домашнее задание, делает много ошибок, злится, все зачеркивает, и, не зная, что делать дальше, ищет помощи у родных. В таких ситуациях надо поддержать ребенка.

Мама успокаивает: «Петя, ты поспешил с решением, не подумал. Не расстраивайся, злиться можно только на самого себя, но это не поможет решению задачи. Успокойся, подумай, и у тебя все получится правильно». Петя справился с задачей. Мама поступила мудро — не огорчала сына, не отругала, а оказала ему поддержку в осмыслении происходящего.

Родители и учителя, иногда не желая того, порождают в детях боязнь ошибочных действий, страх наказания за ошибки. Поэтому у ребенка и затормаживается внутреннее желание действовать самостоятельно, контролировать себя, брать ответственность за выполняемую работу. Когда слишком силен контроль взрослых, личность ребенка «задавлена» и долго будет неспособна к развитию самоконтроля.

Важно помнить!

• Формирование у ребенка самоконтроля во многом зависит от умения родителей своевременно предоставить ему возможность действовать самостоятельно, достигать результата, брать на себя ответственность за достижение цели.

• Самое сложное для родителей во взаимоотношениях с ребенком — признание и развитие его инициативы, передача ответственности в его руки, предоставление ему определенной свободы действий, способствующей развитию самостоятельности и самоконтроля.

• Уделите внимание выработке у ребенка адекватной эмоциональной реакции на допущенные ошибки. Вместо огорчения, злости и агрессии надо вырабатывать умение спокойно принимать ситуацию, ее осмысливать и делать выводы в будущем.

ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНЫХ УСПЕХОВ

Как показывает практика, в начале обучения ребенок хочет выполнять задания. Он очень старается, настроен на успех. На этом этапе можно использовать так называемый эффект первичных успехов. Действительно, дети делают много ошибок и помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения и быстрой утомляемости.

Порой родителям сложно понять, какой элемент или какую букву написал ребенок. Но, если попросить ребенка показать, какая буква получилась у него лучше всего, он укажет почти на все буквы. Для ребенка сам факт написания букв — уже успех, новая ступень в его развитии. В этот момент родителям нужно действовать под девизом «Не навреди!». Роль родителей — подбадривать ребенка, помогать, если ребенок что-то не понял или забыл, деликатно вносить изменения в работу ребенка. Если нужно внести коррективы, воспользуйтесь фразами: «Мне кажется, вот эта цифра у тебя получилась лучше...» или «Как здорово, что ты научился писать букву К! У тебя так красиво получилось! Молодец!» Такие фразы создадут внутреннее желание сделать еще лучше, стараться при написании букв. Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Занятия же рывками не принесут положительного результата. Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Постепенно ребенок научится сравнивать свою работу с образцом, а качество работы возрастет без нервного напряжения. В начале обучения у первоклассника плохо развиты пальчики. Бессмысленное переписывание можно заменить более интересным делом, например, лепкой, конструированием из «безопасных» спичек, вышивкой и т. п.

Слова поддержки желательно говорить по ситуации, не перехваливая ребенка, не приучая к легкой похвале.

• Будьте последовательны!

Первоклассникам домашнего задания не задают, учителя лишь рекомендуют прописывать одну-две строки элементов букв и цифр. Очень ответственные родители заставляют переписывать домашнее задание по 10 раз. Но бывает и так: сегодня взрослый заставит переписать домашнее задание, а завтра даже не проверит, так как окажется занят или просто устанет. В результате ребенок может начать ловчить, учитывая занятость и настроение родителей, а собственного чувства ответственности у него так и не сформируется.

Важно помнить!

Основная задача родителей — способствовать созданию у ребенка настроя на преодоление трудностей, на достижение результата.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОВСЕДНЕВНЫХ СИТУАЦИЙ

Ребенок часто задает вопрос: «Зачем учить математику?» или «Почему я должен делать русский язык?» Использование «повседневных ситуаций» поможет ответить на эти вопросы. Применение этого способа не отнимет много времени. Способ предполагает путем демонстрации неожиданных и интересных проекций математики, русского языка и других дисциплин на повседневную жизнь поддерживать и развивать познавательную активность, позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности.

В первое время ребенок еще не знаком с содержанием конкретных учебных предметов. Познавательный интерес формируется лишь по мере углубления в математику, русский язык и другие предметы. И все-таки, благодаря интересу, для ребенка становятся нужными и важными сведения о таких, в сущности, отвлеченных и абстрактных объектах как последовательность чисел, порядок букв и многое другое.

Применяя этот способ, можно подготовить ребенка к приготовлению домашнего задания. Вы встретили его после занятий. Идете домой. Он рассказывает о школьных приключениях, знаниях, которые получил, читает объявления, вывески. В это время вы можете повторить всю фонетику: выделить гласные и согласные звуки, например, в слове «почта», поговорить о звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуках. Или, к примеру, дома вы разрезали торт, пирог. Теперь, для ребенка одна вторая, две третьих — это не пустой звук, а вполне понятное дробное число. Весь геометрический материал можно продемонстрировать на архитектуре города. Подготовить к решению задач можно с помощью вопросов: «Сколько пар обуви будет стоять в коридоре, когда с работы вернется папа? А когда ты уйдешь гулять?» или «Сколько яблок нужно купить на три дня, если каждый из нас будет съедать в день по одному яблоку?». Освоить практические навыки решения задач нередко помогают ситуации, в которых ребенок оказывается в позиции покупателя. Первый опыт ребенок получает в школьном буфете. «Мама, смотри: я купил в буфете пирожок, ты мне дала одну денежку, а теперь у меня их вон как много!» — радостно рассказывает малыш. Ребенку нравится его новая роль. Постепенно можно задать вопросы: «Сколько тебе надо взять денег, чтобы купить хлеб и молоко? Я тебе дам 50 рублей. Сколько сдачи тебе должны дать?» И не сомневайтесь, рано или поздно все ваши старания принесут свои плоды.

Важно помнить!

Применяя этот способ, вы убиваете не двух, а трех зайцев: лучше узнаете своего ребенка, развиваете его речь, демонстрируете неожиданные и интересные проявления школьных знаний.

Рекомендуем посмотреть:

Ребёнок не хочет учиться. Что делать родителям?

Страницы: 1 2
Ирина Рудакова # 1 августа 2013 в 21:54 +1
Чтобы ребёнок с удовольствием выполнял домашнее задание - задача не только родителей, но и нас, учителей. Стараюсь для своих детей подбирать разнообразные, не однотипные задания,обязательно слежу за объёмом заданий, стараюсь не допускать перегрузки ребят.
Ирина Рудакова
Мила Кузьмина # 15 сентября 2013 в 23:48 +1
Полезная и толковая статья! Согласна с Ириной! Чтобы ученик делал с удовольствием домашние задания, учитель должен "влюбить в свой предмет" Как он это сделает? Это талант и профессионализм учителя!
Ольга # 27 января 2015 в 23:39 0
Да, статья очень интересная!!! Столкнувшись с проблемой нежелания выполнять уроки моим сыном, я перелопатила кучу одноименных заметок. И только написанное выше - помогло мне поэтапно осмыслить все изложенные выше подходы к решению данной проблемы, а самое главное - я задумалась: родители в воспитательном процессе должны поддержать своих детишек, а методами одной только строгости неизбежна обратная реакция - проблема нежелания учиться вообще. Огромное спасибо автору и удачи всем родителям в разрешении этого, практически, неизбежного, но крайне важного вопроса!!!
Наталья # 8 сентября 2015 в 09:28 0
Чрезмерной любовью навредить невозможно. Чрезмерной опекой и спешкой - да. В нашем обществе категорически не хватает тактичного отношения и приветливого взгляда. Начинается всё из семьи.Очень важно взрослому создавать эмоционально положительную атмосферу в процессе обучения или выполнения домашних заданий.
я # 13 октября 2015 в 01:39 0
А я в этой статье нашла привычные штампы и лозунги, оторванные от реальности. Похоже, автор не дружит с элементарной арифметикой и логикой. Ни для кого не секрет, что у младших школьников, в частности на примере моего 3-классника сына, уроки ежедневно заканчиваются самое раннее в 14 часов. Поэтому цитаты из статьи: "Рекомендуемое «результативное» время: начальная школа — 14.00—16.00" и "• Садиться за уроки сразу после прихода из школы нельзя. Час-полтора после школы ребенок должен отдохнуть, а уже затем садиться делать уроки." Явно находятся в противоречии. А принимая во внимание последние новации-усилия политики наробраза, принудительно загрузить всех детишек внеурочной деятельностью, дети началки в школе вынуждены обитать до 16.15 ежедневно только лишь исходя из расписания занятий. Так что на практике измученный ребенок, попав домой в среднем в районе 17 часов, переодевшись и покушав, за домашние уроки садится около 18 часов и по факту занят ими ежедневно часов до 10 ночи, особенно если делать все эти перерывы с перекусить яблочко и т.д. Неудивительно, что такая жизнь вызывает справедливое возмущение и предсказуемый протест ребенка. И неудивительно, что ребенок пытается всеми силами защищаться от такой напасти, включая и самотические расстройства здоровья. А чтобы оставался интерес к жизни и радость познания, ребенок не должен быть запредельно загружен и жить как биоробот - по часам выполняя навязанную взрослыми программу. У него должно быть время помечтать и задуматься о том, что его волнует. У него хоть в какой-то мере должно быть детство с его шалостями и беззаботностью. Я сама себя ненавижу, когда одергиваю ребенка и постоянно принуждаю к бесконечным домашним заданиями, с тревогой глядя на часы. Чтобы у ребенка не было потребности защищаться и протестовать, домашние уроки должны быть посильными без помощи взрослых и именно повторяющими-закрепляющими пройденный в школе материал. А на практике - почитайте форумы и отзывы родителей - нынешняя система образования перекладывает весь груз обучения на семью, оставляя за школой лишь контролирующую функцию. Наша учительница честно признает, что слишком много материала в программе (совершено не учтены реальные физические-психические возрастные возможности детей), поэтому в школе делается 1/4 - остальное все домой. А в школу принесите доклады/проекты/отчеты/рисунки/поделки. В нашем детстве на воскресенье заданий не задавали - сознательно нас разгружали, давая заслуженный полноценный выходной. Мой же ребенок до ночи воскресенья за уроками и при этом остальные члены семьи вынуждены то искать в интернете и распечатывать что-то там, то помогать с поделками по технологии, то выполнять ряд интеллектуальных функций (создание различных концепций), которые непосильны детям этого возраста. Читаешь задания в учебнике и диву даешься, какие умники нагородили огороды, они хоть живых детей-то видели вообще. Последний пример, по окружающему миру нужно сделать проект - придумать идею транспорта, его нарисовать и написать сопроводительный рассказ(программа "Перспектива", если кому интересно). Не всем взрослым под силу такая задача. И так каждый уик-энд, на выходные валят и валят. О какой уж радости познания можно рассуждать. Домоклов меч - вечные безрадостные уроки. И меня всегда впечатляло, как блажат учителя и психологи из какой-то другой реальности. В их идеальном мире они дают советы, видимо, скучающим мамашам, а не замордованным родителям, приползшим без задних ног с каждодневной тяжелой работы. Борьбу за выживание никто не отменял. Трудно представить уравновешенную благожелательную маму большого города, вернувшуюся домой вечером часов в 19-20 в лучшем случае. При этом ей нужно накормить семью, поддерживать элементарно домашнее хозяйство с неизбежными ежедневными необходимостями и самой как-то подготовиться к работе грядущего дня. У нее, конечно, море времени и терпения на ободряющие реплики и добрые советы ребенку. У учителей нет времени и охоты выполнять свою работу, а у средне статистической мамочки прямо-таки горящее желание после основной работы ночью выполнить еще и работу учительницы, свалившей все заботы на семьи своих нерадивых учеников. И по поводу того, что в первом классе не задают дом.заданий - лукавит автор. Задают, еще как. И не мало по меркам возможностей первоклашек.
Наталья # 23 октября 2015 в 13:11 0
Предыдущий коментатор "Я" - не просто в точку попал, а как зеркало отобразил реальную картину бытия первоклашек и их родителей! Совершенно согласна, что нагрузки на первоклашек - колоссальные! С первых дней учебы у детей формируется негативное отношение к школе и учебе в результате "передоза" и "напичкивания" их с утра до ночи уроками и заданиями. А ведь они еще в детстве живут..... Учителя, приходя в школу, лишь отрабатывают учебный план, а не обучают детей необходимому, что в реальности им пригодится в жизни. И так далее до ВУЗов. Система образования утопическая. Поэтому и родилась именно такая шутка про выпускников учебных заведений: "Осторожно, специалист!"
ольга # 16 марта 2016 в 09:30 0
Совершенно согласна с комментарием "я"
Алла # 11 ноября 2016 в 15:48 0
Всё верно!!!
анна # 13 февраля 2017 в 16:35 0
Спасибо комментатору "я", все точно и по делу. Статья и строчки Вашего комментария не стоит.
ольга # 21 февраля 2017 в 03:23 0
Этот комментарий я бы послала в мин. обр.!!! Очень грустно, но это просто крик души, все верно до единого слова...
Кира # 4 июня 2017 в 18:05 0

Присоединяюсь к автору материала! Ещё хочется добавить, что иногда у ребёнка трудности связаны не только с ленью, но и с неравномерностью развития разных навыков. 

Тата# # 29 сентября 2017 в 13:37 0
Согласна с комментатором "Я". Автор статьи предлагает противоречивые способы решения проблемы, не согласованные с реальностью. Нужно искать другие пути. Возможно для начала, перестать загружать детей в школе внеурочной деятельностью. Слишком много информации для детей. Хочется добавить следующее: В разделе "Использование повседневных ситуаций" автор предлагает: вместо общения с ребенком (а это дорогого стоит, когда ребенок делится своими впечатлениями, проблемами, планами с родителями) переводить разговор на школьные предметы, всё общение свести на уроки и обучение. А потом между детьми и родителями вырастает стена непонимания. Каждый живет своей жизнью, не интересуясь внутренним миром другого. Если выбирать между сделанными уроками и общением с ребенком, я выбираю общение. Тем более, когда мамы работают, и приезжают домой в 19-20, а то и позже, свободного времени практически нет. Представьте себя на месте ребенка: вы хотите рассказать родителю о чем-то важном для вас в эту минуту, а в ответ: а давай посчитаем обувь в коридоре... или давай повторим фонетику. Эти советы приемлемы только для неработающих мам, которые посвятили себя целиком и полностью воспитанию и обучению единственного ребенка.
я+ # 25 февраля 2018 в 15:56 0
Совершенно согласна с комментатором я. Перелопатив кучу материала и имея подобную проблему понимаю, что с нынешним подходом минобразования, проблема неразрешима. У маленького человечика, который после школы еще занимается танцами, совсем нет времени для себя. Отсюда идет протест. А кометарий препода по английскому вообще открыл глаза. На вопрос о том, что слишком много домзаданий она ответила: "Не загружайте ребенка внеклассными занятиями". Умора! Значит общеразвивалки уже не нужны. Домашнее задание - это все, что нужно для жизни. Прочь музыку, танцы, искусство!!!
Анастасия # 8 июня 2018 в 15:12 0
У нас была как раз сложная программа, вообще ничего в ней даже взрослые не понимали. Решились на смену системы, собрали подписи и добились этого. Теперь учимся с превеликим интересом по начальной школе 21 века. Это рай, как для детей и родителей, так и для учителей. Задания разноуровневые, интересные проекты, упражнения в игровой форме дают отличную мотивацию детям к получению знаний. Они сами теперь тянутся узнать что-то больше о мире.
Маруся # 4 марта 2021 в 07:17 0
Полностью согласна с Я. Школьные преподаватели превратились в контролёров. Наш преподаватель с первого класса умудрялась так перегрузить детей домашним заданием, которого якобы нет, что мы часами до поздней ночи его делали. Темпы уроков завышены. Не могут дети с одинаковой эффективностью и вниманием просидеть 4-5 уроков не отвлекаясь. Отвлёкся- в тетради не доделаны задания урока. Оценка соответствующая. Каждую оплошность учитель отмечает красным цветом. На просьбы снизить темп уроков не реагирует, часть детей успевает -значит и Ваш пусть успевает. Зачем ей заботиться о моем ребёнке, у нее -30 таких детей и школьная программа. Как результат, я не могу заставить ребенка сесть за уроки. В 3 классе у нас стойкая претензия учителя об отсутствии мотивации у ребенка учиться и поэтому плохие результаты оценивания. Но если круглые сутки учиться, это надоедает. Нужно понимать психическую готовность ребенка и не перегружать. К началу марту месяцу мы закончили учебник по литературе. Кому это было нужно? Дайте детям время для развития и саморазвития вне школы.
Кристина # 8 июля 2022 в 12:56 0
Важно быть близким другом своему ребенку, иначе можно упустить очень многое..Не стоит забывать, что это еще дети и внимание их рассеяно и сами они справиться с этим не могут.. Я стараюсь помочь дочери, даю ей мишек мультивитамины от эвалар. Отличные жевательные мармеладки с натуральным составом. Они улучшают внимание и память, и в целом положительно влияют на иммунитет ребенка. Дочка стала гораздо лучше вести себя в классе, успеваемость подтянулась.
Костя # 24 июля 2022 в 06:44 0

спасибо