Ребёнок не хочет учиться. Что делать родителям?

Ребёнок не хочет учиться. Что делать родителям?

Что делать родителям, если ребёнок не хочет идти в школу?

Вопрос: Ребёнок не хочет учиться, боится и не хочет идти в школу. Что делать родителям?

Попробуем вместе с вами найти ответы на эти вопросы.

Школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряжённости, сомнений, неуверенности в собственных силах.

Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к неутешительным результатам: ребёнок становится невнимательным, недисциплинированным, рассеянным, безразличным к выполнению учебных задач, быстро утомляется, отстаёт в учёбе, и просто не хочет идти в школу. Могут ли родители как-то помочь ему избежать этого, преодолеть сложный путь «дошкольник — школьник» без особых потрясений и лишних психологических травм?

Сегодня распространено мнение, что проблема современных детей — это отсутствие основополагающего вектора, цели в жизни, стремление получить всё и сразу. Но так ли это? Может, дело не в том, что они мало знают про то, каким должен быть «настоящий человек», не участвуют в общественной жизни, большую часть своего свободного времени проводят за компьютером или у телевизора?

За последние 20 лет наша страна претерпела такие глубокие и серьёзные изменения, что это не могло не коснуться школы. Совсем недавно реформы пришли и в школу. Главной в воспитании детей стала семья, ответственность за поведение и отношение ребёнка к учебному процессу теперь полностью легла на плечи родителей, и это совершенно естественно — задача учителя дать необходимый объём информации, а наша, родительская, задача — помочь своим детям воспринять новые знания. Школа перестала быть главным звеном в процессе воспитания ребёнка, и это надо принять как должное. Мы остались один на один с проблемами наших детей. Так давайте учиться понимать их, не надеясь на помощь со стороны. Воспитание наших детей — исключительно наша личная ответственность.

Почему дети не хотят учиться?

Первое сентября для дошкольника, переступающего порог школы, это не только новый ранец, большой красивый букет цветов и новые друзья, это ещё и достаточно серьёзное испытание, предлагаемое ему жизнью.

Физические и психологические нагрузки, которые ложатся на первоклассника, едва ли не тяжелее тех, которые испытывают выпускники одиннадцатых классов. Нередко даже у хорошо подготовленных детей, посещавших детский сад и уже имеющих начальные навыки общения, возникают трудности.

Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребёнка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену подвижным детсадовским играм приходят ежедневные учебные занятия. Причём не очень понятные занятия.

Одна первоклассница с гордостью рассказывала о том, как она ходит в школу для того, чтобы стать хорошей ученицей. Она очень внимательно слушает учительницу, не разговаривает с соседом по парте, учит буквы, но только в детском саду ей нравилось больше, потому что там было интереснее, а ещё воспитатели её любили и разрешали бегать.

Первокласснику очень трудно понять, зачем он пришёл в школу, ему надо не только перестроиться из послушного ребёнка в хорошего ученика, но и осознать, что главное — это не умение «не шуметь», «не драться», а получение знаний. Происходит определённая подмена понятий «учиться» и «хорошо себя вести». На первый взгляд, в этом ничего страшного нет — ученик внимательно слушает, не отвлекается на уроках, соответственно, и знания придут. Но это не так. Ребёнок переживает эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требовании учителя, ему непонятна сама задача обучения. Он читает, решает примеры, аккуратно пишет вовсе не потому, что это необходимо для его собственного развития, просто за это его похвалят. А если ему не хочется, чтобы его хвалили, если ему хочется играть со своей любимой куклой или катать машинки? Тогда начинается протест. Обычно он выражается в нежелании идти в школу, в придирках к одежде, слезах без повода. Дети не всегда могут объяснить свои переживания, поэтому и закатывают бессмысленные истерики по поводу платья, в котором они не пойдут в школу, того, что их рано разбудили, и каша на завтрак невкусная.

Одна из учениц на вопрос учительницы: «Наташа, ты почему сегодня такая грустная? Тебя кто-то обидел?», неизменно отвечала: «Мне мама запрещает ходить в школу в кроссовках». Однажды учительница, встретившись с её мамой, приняли совместное решение позволить девочке прийти на уроки в кроссовках (хотя, конечно же, красивое тёмно-синее платье лучше смотрится с туфельками). Но, получив разрешение носить кроссовки, Наташа на следующий же день заявила, что она всегда хотела ходить в школу только в сапогах.

И это вовсе не капризы. Это протест, выраженный доступным ребёнку способом. В такой ситуации, прежде чем запрещать ребёнку носить кроссовки, я посоветовала бы родителям аккуратно расспросить его о том, чем он занимается в школе и как к нему относятся товарищи по классу. Удобнее всего это делать в якобы случайно возникшей беседе, и ни в коем случае не спрашивать «в лоб»: «Что ты делала в школе? А ребята тебя не обижают?»

Даже если и обижают, мало кто в этом признается — это же не детский сад, «школьники не кляузничают родителям». Вашему ребёнку легче промолчать, чем выставить себя в роли ябеды или неудачника. Поэтому подобные беседы лучше всего начинать издалека, случайно вспомнив о ком-то из одноклассников или событии, в котором принимал участие класс. Никогда не торопитесь, имейте терпение и, возможно, узнаете больше, чем намеревались. Поспешите — ребёнок закроется и в следующий раз будет осторожнее вступать в диалог.

Итак, мы выяснили, что школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Как же помочь ему осознать необходимость «труда ради самого себя»? Конечно, можно поговорить с ним о будущем, рассказать о тех, кто плохо учился и не поступил в институт. Это очень полезная информация, особенно для первоклассника, для которого «институт» и «космос» — одинаково далеки, а может космос даже и поближе будет. Любые разговоры на тему счастливого будущего в этом возрасте бессмысленны! Дети живут настоящим. Естественно, они мечтают, но, уверяю вас, вовсе не о том, как они станут врачами или известными математиками, для них будущая карьера — это средство приобретения новой игрушки или возможности сходить в парк на аттракционы. И как тогда объяснить маленькому человеку важность посещения школы, убедить его в необходимости полного и окончательного расставания с «детсадовскими» представлениями о занятиях?

Не забывайте, пожалуйста, что, несмотря на новый статус, ваш ребёнок ещё мал, не стоит рассказывать ему о будущем поступлении в институт или о том, как он станет «дворником». Постарайтесь обойтись простыми примерами и мотивами: «Это так хорошо многое знать! Как же мы поедем летом отдыхать в Египет, когда ты не научился писать название этой страны красиво?» и т. д. Новая социальная ситуация развития требует от ребёнка особой деятельности — учебной.

Когда ребёнок приходит в школу, учебной деятельности как таковой ещё нет, никто не занимается решением сложных математических задач, уроки имеют больше ознакомительный характер, нежели научный, многие из них выстроены в виде дидактических игр. Поэтому можно говорить об учебной деятельности как о способе формирования умения и желания учиться. Это особая специфическая задача младшего школьного возраста. К сожалению, ребёнок осознать этой специфики не может, деятельность, предлагаемая ему в школе, никак не соответствует его личному желанию, ему требуется конкретика, которую он может оценить сам и рассказать о ней родителям. В детском саду ему достаточно чётко объясняли: ведёшь себя хорошо — молодец, убрал кровать после дневного сна — молодец! На прогулке не убежал — совсем молодец! В школе такого нет, тем более в первом классе, когда оценок не ставят, а ты бесконечно выписываешь какие-то палочки в тетради, или рисуешь ёлочки на математике, или слушаешь книгу, которую читает учитель. Как ему, бедному, узнать — молодец он или нет! И тогда он идёт к учителю. И всё бы ничего, если бы он в классе один учился, а то ведь помимо него ещё 29 человек ждут оценки собственных трудовложений.

Один второклассник на вопрос: «Как дела в школе?» отвечал: «Не знаю». И он не обманывал, он искренне не знал, как его дела: его, кажется, не ругают, кажется, не хвалят, а, если и хвалят, то за абсолютно непонятную ему деятельность. А всякая непонятная деятельность приводит к «мозговому затишью».

Особенность обучения в школе — получение научных знаний. Только в школе, где основную часть деятельности составляет получение научных знаний, созданы особенные условия для исключительно интеллектуальной деятельности.

В семье, во дворе во время прогулки, в игре маленький человек обретает житейские понятия, в стенах же школы его задача — усвоение теоретических и практических первых научных знаний и умений. На протяжении всех лет обучения в школе, ребёнка учат учиться, но в начальной школе, когда этот вид учебной деятельности складывается и формируется, эта задача является ведущей.

Но только как объяснить ребёнку, что «рисование морковок» — путь в будущую науку? Многие родители считают, что детям ничего особенно объяснять не надо: «Он должен делать уроки! Он обязан!», есть ещё один замечательный аргумент: «Это теперь твоя работа, ты должен учиться! А если будешь получать плохие оценки, я тебе ничего больше никогда не куплю». А вдруг ребёнок станет плохо учиться, и вовсе не потому что не хочет, а не может, не способен воспринимать материал в заданном темпе или где-то что-то упустил, а догнать самостоятельно не может? Такое тоже часто случается. Очень важно не пропустить тот момент, когда ребёнок перестаёт понимать учебный материал, когда выполнение совершенно элементарного, по вашему мнению, задания для него превращается в проблему. Не обязательно, что это произойдёт в первые дни обучения или даже в первый год, но однажды вы так или иначе столкнётесь с этим. Как же вести себя с ребёнком в подобной ситуации?

Страницы: 1 2 3

Елена Кустова # 17 июня 2013 в 21:25 +3
У меня в семье четверо детей. Трое из них закончили школу, младшая закончила 8 класс. Младшая 7 лет была круглой отличницей, в 8 классе мы перевели ее в другую школу и почти год ушел на становление в новом коллективе. Но она продолжала получать отличные оценки по всем гуманитарным предметам, и только физика и математика на балл ниже. Все школьные годы она занимается общественной работой, пишет материалы в местные СМИ, учит дополнительно немецкий язык и в этом году едет по обмену в Германию. Пишу не похвальбы ради, а только для того, чтобы пояснить - если ребенок с детства мотивирован на получение знаний, если он с детства знает, что в школу он идет в первую очередь за знаниями, тогда родителям нет особого труда с учебой. Наша задача состояла в том, чтобы обеспечить всем необходимым и создать условия для всестороннего развития. Старшая наша дочь получает вторую профессию, и планирует продолжить учебу. Сын с первого класса поставил себе задачу учиться хорошо, чтобы стать программистом, закончил институт и работает начальником информационного отдела в администрации. Средняя дочь получает второе высшее образование, работает в газете. У всех детей - хороший английский, учебу считают необходимым условием развития.
Что могу посоветовать родителям? Не надейтесь на школу. Моя средняя дочь пошла в школу шести лет, с пяти лет хорошо читала и самостоятельно занималась. Так вот учительница в первом классе сказала: " Возьмем в школу, охотку быстро собьем!" Не сбили, учится до сих пор. Учиться надо и родителям, если хотим, чтобы дети учились. Главное - поставить задачу и учить ребенка добиваться успехов.
Анжелика Анатольевна Соколова # 28 января 2014 в 18:43 +1
Хороший  материал  для  работы  с  родителями. К  сожалению  на  данный  момент меняются  сами люди, приоритеты, меняется сама  жизнь. И, конечно, надо  помочь родителям, которые  сами  еще  большие  дети, полезным  советом. Ваша  статья, как  нельзя  кстати. Спасибо.
Перевалова Наталья Владимировна # 27 июля 2014 в 21:42 0
Хорошо, если родители прислушиваются к советам учителей, используют рекомендации. А ведь сколько мамочек обвиняют нас : Ребёнок не хочет идти в школу, значит учитель плохой! Благодарю за прекрасную статью.
Виктория Владимировна Зотова # 5 декабря 2014 в 02:04 0
Спасибо за содержательную статью. Ребёнок всегда должен знать для чего он получает знания,к чему стремится. А в статье много полезной информации для родителей, которую можно использовать на родительском собрании. Спасибо.
Рита # 15 декабря 2014 в 08:31 0
Добрый день! Учителя и родители. У меня сын , в этом году пошел в школу. Два раза поменяли учителя. Взяли его в школу, он не умел читать , а писать тем более. Все же думала в школе учитель всему научит , а не тут то было , она через два месяца завила, что мой сын отстает в развитии ни чего не знает и бла бла бла...Да он гиперактивный. Да и я сама работаю..по другому ни как -кушать и одеваться тоже надо ...Но тем не менее мы стали заниматься дома сами , выучили алфавит, научились читать по слогам, правда не так как хотелось учителю...но все же...но все же они настаивают чтобы я его перевела в другую школу...Я считаю что это не правильно ...Я очень переживаю изза всего этого...новый коллектив для моего ребенка это очень тяжело...прямо душа разрывается на части ...
Юлия Акимовна Карасева # 16 января 2015 в 22:17 0
Ой, Рита,как я вас понимаю! Сами в таком положении! Программа трудная, дети еще не созрели для школы, вот и проблемы. Сегодня все зависит от родителей. Заставят ребенка учиться-будет, а наплюют, доверясь, учителям-пиши пропало!Статья хорошая, познавательная.
Марина Леонидовна Рахманова # 24 апреля 2015 в 16:56 0
Содержательная статья. Зачастую загруженные работой родители, мало уделяют времени своему ребенку. Им проще сказать, что во всем виноват учитель. Ну а если подойти к этому серьезному этапу в жизни ребенка по другому: участвовать в образовательном процессе, поддерживать авторитет учителя, хвалить даже за малейший успех, думаю ситуация может измениться.
Ольга Валерьевна Полетаева # 16 июня 2015 в 20:34 0
Здравствуйте! Очень полезная и содержательная статья. Действительно родители все больше загружены работой, домом, собой и не хватает времени на ребенка, помочь ему с уроками, уделить ему времени. Главные слова родителей, не всех конечно, мы отдали в школу, вот учите и воспитывайте. А что же им остается, все проблемы скидывать на школу, учителей.
Юлия Валерьевна Косачева # 4 июля 2015 в 21:34 0
Хорошая тема для родительского собрания. Чтобы ребенок хотел и мог учиться, родители должны уже с 3 лет приучать к интеллектуальной деятельности и, отдав в школу, быть рядом, помогать, сотрудничать с учителями.
Елена Георгиевна Самунь # 23 июля 2015 в 19:20 0
Очень хороший материал как для родительского собрания,так и для самостоятельного изучения в случае необходимости, а случаев таких раз много.Здесь столько зависит от родителей,которые видят в своём чаде только отличника (и не меньше!),возлагают утраченные собой возможности опять-таки на него(ребёнка).От учителя ,который грамотно "лавирует" между такими родителями и их детьми.Статья поможет обеим сторонам привить желание идти в школу!
Елена Георгиевна Самунь # 23 июля 2015 в 19:20 0
Очень хороший материал как для родительского собрания,так и для самостоятельного изучения в случае необходимости, а случаев таких раз много.Здесь столько зависит от родителей,которые видят в своём чаде только отличника (и не меньше!),возлагают утраченные собой возможности опять-таки на него(ребёнка).От учителя ,который грамотно "лавирует" между такими родителями и их детьми.Статья поможет обеим сторонам привить желание идти в школу!
Елена Васильевна Сачук # 18 августа 2015 в 22:43 0
очень хороший материал для родительского собрания. Теперь надо не только детей научить учиться, но и родителей помогать детям в этом нелегком процессе. Ведь теперь поменялись взгляды на обучение, изменились учебные программы и родители в растерянности , почему его ребенок не учится в школе так , как учился он раньше.
Елена Николаевна Кашникова # 31 октября 2015 в 20:16 0
Дети, сталкиваясь с трудностями в общении со сверстниками, с учителями,получая неадекватную оценку своим успехам у родителей, не хотят посещать школу.Решить данную проблему порой очень сложно, и эта статья помогает понять, как избежать подобных ошибок.
Раиля Бадртдиновна Батырова # 6 ноября 2015 в 08:59 0
Хороший материал для родительского собрания. Спасибо!
Ирина Михайловна Куликова # 26 января 2016 в 17:06 0
Спасибо. Очень убедительно. Обязательно дам прочесть данный материал своим детям. Трое моих внуков - ученики. Данную проблему знаем не понаслышке.
Леонид # 27 января 2016 в 14:50 0
"Школа перестала быть звеном в процессе воспитания ребёнка, и это надо принять как должное......" Это очень плохо! Если раньше слово учитель звучало гордо, то сейчас.... Особенно в школе. Школьник не студент, он в первую очередь ребенок и впихивание в него учебного материала как на конвеере только ухудшает учебный процесс. И как следствие полная безграмотность наших детей. Потом в ВУЗ за деньги, бесполезная бумажка диплома и полное непонимание что делать в жизни дальше. Школа должна, хочу подчеркнуть, именно должна, участвовать в формировании личности, а не просто методичку отрабатывать.
Елена Валерьевна Галушкина # 2 февраля 2016 в 23:15 0
Столкнулась с этой проблемой совсем недавно.Ребенок с большим удовольствием собирался идти в первый класс,но после первого полугодия это желание пропало.Никак не могу понять с чем это связано:может устает,может не интересно,не знаю.Статья мне понравилась.Стало понятней как пройти этот переломный момент,как помочь ребенку,как его поддержать.
Татьяна Михайловна Кравченко # 30 мая 2016 в 22:45 0
Сейчас родители стремятся пополнить запасы денежных средств, поэтому на детей им остается очень мало время. Переломное время есть всегда и у каждого ребенка, и только родители способны распознать это и попытаться помочь ребенку с этим справиться
Татьяна Александровна Мурзаханова # 30 октября 2016 в 09:08 0
Когда малыш еще совсем маленький, у родителей не возникает даже сомнений, что он станет успешным и умным учеником в школе! Однако с началом школьной жизни у большинства детей появляются сложности с мотивацией учиться...Моя шестилетняя дочь совершенно без энтузиазма занимается со мной дома азам арифметики, чтения и т.д. Я иногда заставляла ее, учились со слезами... Сейчас я этого не делаю, жду когда она сама созреет. Безусловно полезная информация.