У Г. Юдина есть замечательная сказка про Жадную Жабу и Шмеля. Начинается она с того, что однажды Жук и Муравей, решив покрасить крышу собственного дома, пошли к Жадной Жабе, потому что у неё «краска есть и взять можно». Каждый раз читая с детьми эту сказку, я жду, что кто-нибудь из них наконец заметит, что краска-то Жадной Жабе принадлежала, и её право — давать или не давать Жуку и Муравью краску. Но нет, детей всегда возмущает жадность Жабы и радует то, что прилетел Шмель и укусил её, наказав тем самым за жадность. Может быть, предложи я эту же сказку семиклассникам, они бы совершенно иначе отреагировали на поведение главных героев.
Так что же такое жадность по представлениям первоклассников, и как сделать её не раздражающей?
Во-первых, не разрешайте брать в школу те предметы, с которыми жалко расставаться.
Во-вторых, объясните, что просить что-нибудь у товарища, даже когда тебе эта вещь «очень нужна и без неё никак» — недостойно.
В-третьих, разрешайте делиться и угощать, но категорически запретите «покупать» себе товарищей.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Самым главным членом и руководителем которой является учитель.
Первая учительница — это человек, играющий важную роль в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к её советам, предлагать свою помощь в организации праздников, участвовать в жизни класса — ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдёт на пользу вашему ребёнку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами!
Не надо пытаться «договориться с учителем или купить его». Он, так же как и вы, заинтересован в хорошем ученике. С детьми, желающими учиться, работать проще и интереснее, и учитель как любой нормальный человек, хочет получать удовольствие от собственного труда.
Обязательно согласуйте требования, чтобы ребёнок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить её особенности и преимущества перед другими способами обучения. К сожалению, родители не всегда стремятся узнать, чем обусловлены те или иные требования. Они либо возмущаются, не имея представления о методике обучения, либо «тихо принимают удары судьбы». И то и другое бессмысленно.
Учителя начальной школы, как правило, охотно делятся информацией с родителями, ведь они заинтересованы видеть в вас в первую очередь помощников.
Если вы чувствуете, что между вашим ребёнком и учителем возникла конфликтная ситуация, не затягивайте — сразу идите в школу, выясняйте, в чём дело. Не опоздайте! Отбить желание учиться намного проще, чем привить стремление к знаниям.
Школа — не армия, и постулат «учитель всегда прав» здесь не работает. Учителя — живые люди, они не идеальны, им так же, как и всем, присущи ошибки, поэтому будьте бдительны и всегда стойте на страже интересов собственного ребёнка.
Внушайте ребёнку следующую простую истину: «Пусть сейчас трудно, зато потом…»
К сожалению, человек так устроен, что быстрее и легче замечает ошибки и недостатки другого, чем его достижения и достоинства. Родителям же, с их гипертрофированной требовательностью к «собственному созданию», намного проще отругать или «поставить на вид», чем заметить маленькую детскую победу и похвалить за неё. Пора меняться! И для этого потребуются определённые усилия. Однако начав регулярно хвалить своего ребёнка, вы очень скоро заметите, насколько качественно меняется его отношение к учению и поведению не только в школе, но и дома. Положительное внимание не только улучшит ваши личные взаимоотношения с сыном или дочерью, но и поднимет его собственную самооценку. Порой, чтобы не уронить себя в собственных глазах, дети способны на такие поступки, о которых прежде и не подозревали.
Не хвалите только за то, что уже свершилось. Не делайте это сухо: «Ну, молодец, только в следующий раз постарайся сделать это ещё лучше».
Мы часто не замечаем, как соотносим наши представления о собственном взрослении с взрослением наших детей, не учитывая, что с годами многое забывается, нам начинает казаться, что «умными, последовательными и хорошими» мы стали чуть ли не с рождения, а ребёнок наш «опаздывает», не дотягивает до планки правильного поведения. А ведь он старается, он делает всё, чтобы стать лучше.
Прекратите требовать и настаивать, научитесь видеть главное. Хвалите за то, в чём ваш ребёнок преуспел, обращайте внимание на успехи, которых он ещё только добивается, как бы малы они ни были, хвалите за стремление научиться чему-либо новому. Делайте это эмоционально, от всей души, а не потому, что так положено!
Рекомендуем посмотреть:
Если ребенок не хочет делать уроки? Как убедить ребенка делать домашние задания