Ребёнок не хочет учиться. Что делать родителям?

Ребёнок не хочет учиться. Что делать родителям?

У Г. Юдина есть замечательная сказка про Жадную Жабу и Шмеля. Начинается она с того, что однажды Жук и Муравей, решив покрасить крышу собственного дома, пошли к Жадной Жабе, потому что у неё «краска есть и взять можно». Каждый раз читая с детьми эту сказку, я жду, что кто-нибудь из них наконец заметит, что краска-то Жадной Жабе принадлежала, и её право — давать или не давать Жуку и Муравью краску. Но нет, детей всегда возмущает жадность Жабы и радует то, что прилетел Шмель и укусил её, наказав тем самым за жадность. Может быть, предложи я эту же сказку семиклассникам, они бы совершенно иначе отреагировали на поведение главных героев.

Так что же такое жадность по представлениям первоклассников, и как сделать её не раздражающей?

Во-первых, не разрешайте брать в школу те предметы, с которыми жалко расставаться.

Во-вторых, объясните, что просить что-нибудь у товарища, даже когда тебе эта вещь «очень нужна и без неё никак» — недостойно.

В-третьих, разрешайте делиться и угощать, но категорически запретите «покупать» себе товарищей.

Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Самым главным членом и руководителем которой является учитель.

Первая учительница — это человек, играющий важную роль в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к её советам, предлагать свою помощь в организации праздников, участвовать в жизни класса — ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдёт на пользу вашему ребёнку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами!

Не надо пытаться «договориться с учителем или купить его». Он, так же как и вы, заинтересован в хорошем ученике. С детьми, желающими учиться, работать проще и интереснее, и учитель как любой нормальный человек, хочет получать удовольствие от собственного труда.

Обязательно согласуйте требования, чтобы ребёнок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить её особенности и преимущества перед другими способами обучения. К сожалению, родители не всегда стремятся узнать, чем обусловлены те или иные требования. Они либо возмущаются, не имея представления о методике обучения, либо «тихо принимают удары судьбы». И то и другое бессмысленно.

Учителя начальной школы, как правило, охотно делятся информацией с родителями, ведь они заинтересованы видеть в вас в первую очередь помощников.

Если вы чувствуете, что между вашим ребёнком и учителем возникла конфликтная ситуация, не затягивайте — сразу идите в школу, выясняйте, в чём дело. Не опоздайте! Отбить желание учиться намного проще, чем привить стремление к знаниям.

Школа — не армия, и постулат «учитель всегда прав» здесь не работает. Учителя — живые люди, они не идеальны, им так же, как и всем, присущи ошибки, поэтому будьте бдительны и всегда стойте на страже интересов собственного ребёнка.

Внушайте ребёнку следующую простую истину: «Пусть сейчас трудно, зато потом…»

К сожалению, человек так устроен, что быстрее и легче замечает ошибки и недостатки другого, чем его достижения и достоинства. Родителям же, с их гипертрофированной требовательностью к «собственному созданию», намного проще отругать или «поставить на вид», чем заметить маленькую детскую победу и похвалить за неё. Пора меняться! И для этого потребуются определённые усилия. Однако начав регулярно хвалить своего ребёнка, вы очень скоро заметите, насколько качественно меняется его отношение к учению и поведению не только в школе, но и дома. Положительное внимание не только улучшит ваши личные взаимоотношения с сыном или дочерью, но и поднимет его собственную самооценку. Порой, чтобы не уронить себя в собственных глазах, дети способны на такие поступки, о которых прежде и не подозревали.

Не хвалите только за то, что уже свершилось. Не делайте это сухо: «Ну, молодец, только в следующий раз постарайся сделать это ещё лучше».

Мы часто не замечаем, как соотносим наши представления о собственном взрослении с взрослением наших детей, не учитывая, что с годами многое забывается, нам начинает казаться, что «умными, последовательными и хорошими» мы стали чуть ли не с рождения, а ребёнок наш «опаздывает», не дотягивает до планки правильного поведения. А ведь он старается, он делает всё, чтобы стать лучше.

Прекратите требовать и настаивать, научитесь видеть главное. Хвалите за то, в чём ваш ребёнок преуспел, обращайте внимание на успехи, которых он ещё только добивается, как бы малы они ни были, хвалите за стремление научиться чему-либо новому. Делайте это эмоционально, от всей души, а не потому, что так положено!

Рекомендуем посмотреть:

Если ребенок не хочет делать уроки? Как убедить ребенка делать домашние задания

Страницы: 1 2 3
Елена Кустова # 17 июня 2013 в 21:25 +3
У меня в семье четверо детей. Трое из них закончили школу, младшая закончила 8 класс. Младшая 7 лет была круглой отличницей, в 8 классе мы перевели ее в другую школу и почти год ушел на становление в новом коллективе. Но она продолжала получать отличные оценки по всем гуманитарным предметам, и только физика и математика на балл ниже. Все школьные годы она занимается общественной работой, пишет материалы в местные СМИ, учит дополнительно немецкий язык и в этом году едет по обмену в Германию. Пишу не похвальбы ради, а только для того, чтобы пояснить - если ребенок с детства мотивирован на получение знаний, если он с детства знает, что в школу он идет в первую очередь за знаниями, тогда родителям нет особого труда с учебой. Наша задача состояла в том, чтобы обеспечить всем необходимым и создать условия для всестороннего развития. Старшая наша дочь получает вторую профессию, и планирует продолжить учебу. Сын с первого класса поставил себе задачу учиться хорошо, чтобы стать программистом, закончил институт и работает начальником информационного отдела в администрации. Средняя дочь получает второе высшее образование, работает в газете. У всех детей - хороший английский, учебу считают необходимым условием развития.
Что могу посоветовать родителям? Не надейтесь на школу. Моя средняя дочь пошла в школу шести лет, с пяти лет хорошо читала и самостоятельно занималась. Так вот учительница в первом классе сказала: " Возьмем в школу, охотку быстро собьем!" Не сбили, учится до сих пор. Учиться надо и родителям, если хотим, чтобы дети учились. Главное - поставить задачу и учить ребенка добиваться успехов.
Анжелика Анатольевна Соколова # 28 января 2014 в 18:43 +1
Хороший  материал  для  работы  с  родителями. К  сожалению  на  данный  момент меняются  сами люди, приоритеты, меняется сама  жизнь. И, конечно, надо  помочь родителям, которые  сами  еще  большие  дети, полезным  советом. Ваша  статья, как  нельзя  кстати. Спасибо.
Перевалова Наталья Владимировна # 27 июля 2014 в 21:42 0
Хорошо, если родители прислушиваются к советам учителей, используют рекомендации. А ведь сколько мамочек обвиняют нас : Ребёнок не хочет идти в школу, значит учитель плохой! Благодарю за прекрасную статью.
Виктория Владимировна Зотова # 5 декабря 2014 в 02:04 0
Спасибо за содержательную статью. Ребёнок всегда должен знать для чего он получает знания,к чему стремится. А в статье много полезной информации для родителей, которую можно использовать на родительском собрании. Спасибо.
Рита # 15 декабря 2014 в 08:31 0
Добрый день! Учителя и родители. У меня сын , в этом году пошел в школу. Два раза поменяли учителя. Взяли его в школу, он не умел читать , а писать тем более. Все же думала в школе учитель всему научит , а не тут то было , она через два месяца завила, что мой сын отстает в развитии ни чего не знает и бла бла бла...Да он гиперактивный. Да и я сама работаю..по другому ни как -кушать и одеваться тоже надо ...Но тем не менее мы стали заниматься дома сами , выучили алфавит, научились читать по слогам, правда не так как хотелось учителю...но все же...но все же они настаивают чтобы я его перевела в другую школу...Я считаю что это не правильно ...Я очень переживаю изза всего этого...новый коллектив для моего ребенка это очень тяжело...прямо душа разрывается на части ...
Юлия Акимовна Карасева # 16 января 2015 в 22:17 0
Ой, Рита,как я вас понимаю! Сами в таком положении! Программа трудная, дети еще не созрели для школы, вот и проблемы. Сегодня все зависит от родителей. Заставят ребенка учиться-будет, а наплюют, доверясь, учителям-пиши пропало!Статья хорошая, познавательная.
Марина Леонидовна Рахманова # 24 апреля 2015 в 16:56 0
Содержательная статья. Зачастую загруженные работой родители, мало уделяют времени своему ребенку. Им проще сказать, что во всем виноват учитель. Ну а если подойти к этому серьезному этапу в жизни ребенка по другому: участвовать в образовательном процессе, поддерживать авторитет учителя, хвалить даже за малейший успех, думаю ситуация может измениться.
Ольга Валерьевна Полетаева # 16 июня 2015 в 20:34 0
Здравствуйте! Очень полезная и содержательная статья. Действительно родители все больше загружены работой, домом, собой и не хватает времени на ребенка, помочь ему с уроками, уделить ему времени. Главные слова родителей, не всех конечно, мы отдали в школу, вот учите и воспитывайте. А что же им остается, все проблемы скидывать на школу, учителей.
Юлия Валерьевна Косачева # 4 июля 2015 в 21:34 0
Хорошая тема для родительского собрания. Чтобы ребенок хотел и мог учиться, родители должны уже с 3 лет приучать к интеллектуальной деятельности и, отдав в школу, быть рядом, помогать, сотрудничать с учителями.
Елена Георгиевна Самунь # 23 июля 2015 в 19:20 0
Очень хороший материал как для родительского собрания,так и для самостоятельного изучения в случае необходимости, а случаев таких раз много.Здесь столько зависит от родителей,которые видят в своём чаде только отличника (и не меньше!),возлагают утраченные собой возможности опять-таки на него(ребёнка).От учителя ,который грамотно "лавирует" между такими родителями и их детьми.Статья поможет обеим сторонам привить желание идти в школу!
Елена Георгиевна Самунь # 23 июля 2015 в 19:20 0
Очень хороший материал как для родительского собрания,так и для самостоятельного изучения в случае необходимости, а случаев таких раз много.Здесь столько зависит от родителей,которые видят в своём чаде только отличника (и не меньше!),возлагают утраченные собой возможности опять-таки на него(ребёнка).От учителя ,который грамотно "лавирует" между такими родителями и их детьми.Статья поможет обеим сторонам привить желание идти в школу!
Елена Васильевна Сачук # 18 августа 2015 в 22:43 0
очень хороший материал для родительского собрания. Теперь надо не только детей научить учиться, но и родителей помогать детям в этом нелегком процессе. Ведь теперь поменялись взгляды на обучение, изменились учебные программы и родители в растерянности , почему его ребенок не учится в школе так , как учился он раньше.
Елена Николаевна Кашникова # 31 октября 2015 в 20:16 0
Дети, сталкиваясь с трудностями в общении со сверстниками, с учителями,получая неадекватную оценку своим успехам у родителей, не хотят посещать школу.Решить данную проблему порой очень сложно, и эта статья помогает понять, как избежать подобных ошибок.
Раиля Бадртдиновна Батырова # 6 ноября 2015 в 08:59 0
Хороший материал для родительского собрания. Спасибо!
Ирина Михайловна Куликова # 26 января 2016 в 17:06 0
Спасибо. Очень убедительно. Обязательно дам прочесть данный материал своим детям. Трое моих внуков - ученики. Данную проблему знаем не понаслышке.
Леонид # 27 января 2016 в 14:50 0
"Школа перестала быть звеном в процессе воспитания ребёнка, и это надо принять как должное......" Это очень плохо! Если раньше слово учитель звучало гордо, то сейчас.... Особенно в школе. Школьник не студент, он в первую очередь ребенок и впихивание в него учебного материала как на конвеере только ухудшает учебный процесс. И как следствие полная безграмотность наших детей. Потом в ВУЗ за деньги, бесполезная бумажка диплома и полное непонимание что делать в жизни дальше. Школа должна, хочу подчеркнуть, именно должна, участвовать в формировании личности, а не просто методичку отрабатывать.
Елена Валерьевна Галушкина # 2 февраля 2016 в 23:15 0
Столкнулась с этой проблемой совсем недавно.Ребенок с большим удовольствием собирался идти в первый класс,но после первого полугодия это желание пропало.Никак не могу понять с чем это связано:может устает,может не интересно,не знаю.Статья мне понравилась.Стало понятней как пройти этот переломный момент,как помочь ребенку,как его поддержать.
Татьяна Михайловна Кравченко # 30 мая 2016 в 22:45 0
Сейчас родители стремятся пополнить запасы денежных средств, поэтому на детей им остается очень мало время. Переломное время есть всегда и у каждого ребенка, и только родители способны распознать это и попытаться помочь ребенку с этим справиться
Татьяна Александровна Мурзаханова # 30 октября 2016 в 09:08 0
Когда малыш еще совсем маленький, у родителей не возникает даже сомнений, что он станет успешным и умным учеником в школе! Однако с началом школьной жизни у большинства детей появляются сложности с мотивацией учиться...Моя шестилетняя дочь совершенно без энтузиазма занимается со мной дома азам арифметики, чтения и т.д. Я иногда заставляла ее, учились со слезами... Сейчас я этого не делаю, жду когда она сама созреет. Безусловно полезная информация.