Во-первых, постарайтесь разобраться с тем, что вызывает сложности. Примите как постулат: «Понятно — значит легко!». Порой приходится возвращаться к истокам, чтобы найти упущенное звено в понимании предмета.
Во-вторых, не раздражайтесь! Очень сложно сдерживать эмоции, когда твой ребёнок не понимает элементарных вещей. Такое случается, и криками здесь не поможешь. Он «не тупее других», просто он вовремя не разобрался, пропустил, промечтал тему на уроке, а потом маленький снежок превратился в снежный ком и со всего маху скатился с горы. Пожалейте «пострадавшего», объясните, что трудности — это нормально, что с вами тоже такое бывало и вы справились.
В-третьих, разбирайтесь в учебном материале совместно, не стоит требовать от ребёнка самостоятельных решений проблемы, и ни в коем случае: «Ты уже большой, подойди к учительнице, попроси объяснить». Если вы ищите помощи у учителя, обратитесь к нему с подобной просьбой сами. Ребёнку, пока он ещё не по силам объяснить учителю, почему ему нужна помощь, признание в том, что он «не понимает» для него равносильно признанию в том, что он плохой, глупый, недостойный ходить в школу.
В-четвёртых, даже если не получается — вселяйте уверенность. Не жалейте, не сострадайте, всячески выражайте понимание того, насколько это трудно, учиться, но «ведь у многих получилось, и у нас получится».
В-пятых, не сравнивайте своего сына или дочь с ребятами из класса или с детьми своих друзей и знакомых, подобные примеры ничего, кроме отрицательных эмоций не вызывают.
Дополнительно мне бы очень хотелось обратить ваше внимание на правильный выбор школы. Трезво оценивайте возможности ребёнка и, если уж так получилось, что программа ему «не по зубам» — поменяйте учебное заведение. Сейчас переход в другую школу не настолько сложен, всегда можно найти школу с другой программой, в которой ваш ребёнок будет чувствовать себя органично.
Многие дети не хотят учиться, объясняя это тем, что они не понимают, как учиться, не могут усвоить те знания, которые сообщает им учитель.
Обучение — сложный процесс формирования особенной умственной деятельности, направленной на умение не только воспринимать, но и анализировать полученную информацию. Прежде чем приступать к анализу, ребёнку необходимо научиться находить и вычленять из неё важные элементы. Это особый вид умственной деятельности — наблюдение. Отсутствие наблюдательности снижает продуктивность учебной деятельности.
Первоклассники, а зачастую и школьники более старшего возраста, не обладают умением наблюдать, а значит, замечать и выделять существенное в объектах и явлениях окружающего мира, вычленять наиболее важное и интересное в происходящем.
Не стоит ожидать от ребёнка готовой для обучения наблюдательности, она развивается постепенно, и сама собой не появится. Её необходимо развивать.
Например, один из учеников никак не мог составить устный рассказ на тему «Признаки осени». Все его старания заканчивались двумя фразами: «Пришла осень. На улице стало холодно». И дело вовсе не в маленьком словарном запасе или нежелании подумать на тему осени, просто «рассказ не складывался». Тогда учительница договорились с его родителями, что, вместо того чтобы мучиться каждый вечер, заучивая признаки осени, они в ближайший выходной день пойдут с сыном в парк и попробуют детально рассмотреть упавшие листья, голые ветви деревьев, не заговаривая при этом на тему осени. Задача заключалась в том, чтобы увидеть изменения в деталях, не вспоминая, с чем связаны эти изменения.
Через несколько дней весь класс, замерев, слушал историю про то, как осень «предупредила парк о подходе зимы, предложила деревьям и прудам заснуть в ожидании весны, и не тратить лишние силы на борьбу с морозами». Наблюдение и анализ привели к тому, что ученик сумел выскочить из собственного замкнутого круга под названием «Пришла осень».
Очень часто дети не хотят идти в школу, так как не могут найти общий язык с одноклассниками. Что делать?
Младший школьник — это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период интенсивно устанавливаются дружеские контакты. Приобретение навыков социального взаимодействия со сверстниками и умение заводить друзей являются одними из важных задач развития на этом возрастном этапе. И тут неожиданно для родителей оказывается, что как бы замечательно ни был их ребёнок готов к школе, насколько бы быстро ни умел читать и считать, какими бы ровненькими буквами ни прописывал слоги в тетради, если он конфликтен, имеет проблемы в общении, то в школе его ждут большие разочарования. И тогда, рано или поздно, родители услышат: «Я в эту вашу школу больше не пойду!» Возможно ли научить ребёнка правильному общению?
Помните, нам в детстве часто внушали: «Уважение надо заслужить, хорошим человеком надо стать и т. д.». Не могу с этим не согласиться, но мне больше по душе: «Хочешь, чтобы тебя уважали, научись прежде всего уважать себя сам». Первоклассник — личность в начале формирования, маленький социализирующийся человек. Ему необходима помощь, самому разобраться в сложностях человеческих взаимоотношений ему ещё не под силу. И тогда он ищет образец для подражания, того, о ком хорошо отзывается учитель, с кем ему «не очень опасно» стоять рядом, кто хорошо одет, кто всегда готов поделиться конфетой или карандашами.
Хорошая успеваемость и отношение к учёбе в этом возрасте значение имеют, но больше второстепенное. Большое значение имеет также физическая сила.
Первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.
По наблюдению школьных психологов, «непривлекательные» для сверстников одноклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учёба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.
Так как же помочь своему сыну или дочери добиться уважения в коллективе? Ответ, по-моему, очевиден — опрятная внешность, категорический запрет на любые истерические проявления в школе, стремление к получению знаний.
Мне бы хотелось обратить ваше внимание на «готовность поделиться конфетами или карандашами». В этом возрасте «быть нежадным» очень важно. Дети не приемлют ни малейшего проявления жадности по отношению к себе, причём это не мешает им быть самим не очень щедрыми, но, видя жадность в других, иначе как преступление они это не трактуют.