Конкурсы

Ребёнок не хочет учиться. Что делать родителям?

Ребёнок не хочет учиться. Что делать родителям?

Во-первых, постарайтесь разобраться с тем, что вызывает сложности. Примите как постулат: «Понятно — значит легко!». Порой приходится возвращаться к истокам, чтобы найти упущенное звено в понимании предмета.

Во-вторых, не раздражайтесь! Очень сложно сдерживать эмоции, когда твой ребёнок не понимает элементарных вещей. Такое случается, и криками здесь не поможешь. Он «не тупее других», просто он вовремя не разобрался, пропустил, промечтал тему на уроке, а потом маленький снежок превратился в снежный ком и со всего маху скатился с горы. Пожалейте «пострадавшего», объясните, что трудности — это нормально, что с вами тоже такое бывало и вы справились.

В-третьих, разбирайтесь в учебном материале совместно, не стоит требовать от ребёнка самостоятельных решений проблемы, и ни в коем случае: «Ты уже большой, подойди к учительнице, попроси объяснить». Если вы ищите помощи у учителя, обратитесь к нему с подобной просьбой сами. Ребёнку, пока он ещё не по силам объяснить учителю, почему ему нужна помощь, признание в том, что он «не понимает» для него равносильно признанию в том, что он плохой, глупый, недостойный ходить в школу.

В-четвёртых, даже если не получается — вселяйте уверенность. Не жалейте, не сострадайте, всячески выражайте понимание того, насколько это трудно, учиться, но «ведь у многих получилось, и у нас получится».

В-пятых, не сравнивайте своего сына или дочь с ребятами из класса или с детьми своих друзей и знакомых, подобные примеры ничего, кроме отрицательных эмоций не вызывают.

Дополнительно мне бы очень хотелось обратить ваше внимание на правильный выбор школы. Трезво оценивайте возможности ребёнка и, если уж так получилось, что программа ему «не по зубам» — поменяйте учебное заведение. Сейчас переход в другую школу не настолько сложен, всегда можно найти школу с другой программой, в которой ваш ребёнок будет чувствовать себя органично.

Многие дети не хотят учиться, объясняя это тем, что они не понимают, как учиться, не могут усвоить те знания, которые сообщает им учитель.

Обучение — сложный процесс формирования особенной умственной деятельности, направленной на умение не только воспринимать, но и анализировать полученную информацию. Прежде чем приступать к анализу, ребёнку необходимо научиться находить и вычленять из неё важные элементы. Это особый вид умственной деятельности — наблюдение. Отсутствие наблюдательности снижает продуктивность учебной деятельности.

Первоклассники, а зачастую и школьники более старшего возраста, не обладают умением наблюдать, а значит, замечать и выделять существенное в объектах и явлениях окружающего мира, вычленять наиболее важное и интересное в происходящем.

Не стоит ожидать от ребёнка готовой для обучения наблюдательности, она развивается постепенно, и сама собой не появится. Её необходимо развивать.

Например, один из учеников никак не мог составить устный рассказ на тему «Признаки осени». Все его старания заканчивались двумя фразами: «Пришла осень. На улице стало холодно». И дело вовсе не в маленьком словарном запасе или нежелании подумать на тему осени, просто «рассказ не складывался». Тогда учительница договорились с его родителями, что, вместо того чтобы мучиться каждый вечер, заучивая признаки осени, они в ближайший выходной день пойдут с сыном в парк и попробуют детально рассмотреть упавшие листья, голые ветви деревьев, не заговаривая при этом на тему осени. Задача заключалась в том, чтобы увидеть изменения в деталях, не вспоминая, с чем связаны эти изменения.

Через несколько дней весь класс, замерев, слушал историю про то, как осень «предупредила парк о подходе зимы, предложила деревьям и прудам заснуть в ожидании весны, и не тратить лишние силы на борьбу с морозами». Наблюдение и анализ привели к тому, что ученик сумел выскочить из собственного замкнутого круга под названием «Пришла осень».

Очень часто дети не хотят идти в школу, так как не могут найти общий язык с одноклассниками. Что делать?

Младший школьник — это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период интенсивно устанавливаются дружеские контакты. Приобретение навыков социального взаимодействия со сверстниками и умение заводить друзей являются одними из важных задач развития на этом возрастном этапе. И тут неожиданно для родителей оказывается, что как бы замечательно ни был их ребёнок готов к школе, насколько бы быстро ни умел читать и считать, какими бы ровненькими буквами ни прописывал слоги в тетради, если он конфликтен, имеет проблемы в общении, то в школе его ждут большие разочарования. И тогда, рано или поздно, родители услышат: «Я в эту вашу школу больше не пойду!» Возможно ли научить ребёнка правильному общению?

Помните, нам в детстве часто внушали: «Уважение надо заслужить, хорошим человеком надо стать и т. д.». Не могу с этим не согласиться, но мне больше по душе: «Хочешь, чтобы тебя уважали, научись прежде всего уважать себя сам». Первоклассник — личность в начале формирования, маленький социализирующийся человек. Ему необходима помощь, самому разобраться в сложностях человеческих взаимоотношений ему ещё не под силу. И тогда он ищет образец для подражания, того, о ком хорошо отзывается учитель, с кем ему «не очень опасно» стоять рядом, кто хорошо одет, кто всегда готов поделиться конфетой или карандашами.

Хорошая успеваемость и отношение к учёбе в этом возрасте значение имеют, но больше второстепенное. Большое значение имеет также физическая сила.

Первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.

По наблюдению школьных психологов, «непривлекательные» для сверстников одноклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учёба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.

Так как же помочь своему сыну или дочери добиться уважения в коллективе? Ответ, по-моему, очевиден — опрятная внешность, категорический запрет на любые истерические проявления в школе, стремление к получению знаний.

Мне бы хотелось обратить ваше внимание на «готовность поделиться конфетами или карандашами». В этом возрасте «быть нежадным» очень важно. Дети не приемлют ни малейшего проявления жадности по отношению к себе, причём это не мешает им быть самим не очень щедрыми, но, видя жадность в других, иначе как преступление они это не трактуют.

Страницы: 1 2 3

Елена Кустова # 17 июня 2013 в 21:25 +3
У меня в семье четверо детей. Трое из них закончили школу, младшая закончила 8 класс. Младшая 7 лет была круглой отличницей, в 8 классе мы перевели ее в другую школу и почти год ушел на становление в новом коллективе. Но она продолжала получать отличные оценки по всем гуманитарным предметам, и только физика и математика на балл ниже. Все школьные годы она занимается общественной работой, пишет материалы в местные СМИ, учит дополнительно немецкий язык и в этом году едет по обмену в Германию. Пишу не похвальбы ради, а только для того, чтобы пояснить - если ребенок с детства мотивирован на получение знаний, если он с детства знает, что в школу он идет в первую очередь за знаниями, тогда родителям нет особого труда с учебой. Наша задача состояла в том, чтобы обеспечить всем необходимым и создать условия для всестороннего развития. Старшая наша дочь получает вторую профессию, и планирует продолжить учебу. Сын с первого класса поставил себе задачу учиться хорошо, чтобы стать программистом, закончил институт и работает начальником информационного отдела в администрации. Средняя дочь получает второе высшее образование, работает в газете. У всех детей - хороший английский, учебу считают необходимым условием развития.
Что могу посоветовать родителям? Не надейтесь на школу. Моя средняя дочь пошла в школу шести лет, с пяти лет хорошо читала и самостоятельно занималась. Так вот учительница в первом классе сказала: " Возьмем в школу, охотку быстро собьем!" Не сбили, учится до сих пор. Учиться надо и родителям, если хотим, чтобы дети учились. Главное - поставить задачу и учить ребенка добиваться успехов.
Анжелика Анатольевна Соколова # 28 января 2014 в 18:43 +1
Хороший  материал  для  работы  с  родителями. К  сожалению  на  данный  момент меняются  сами люди, приоритеты, меняется сама  жизнь. И, конечно, надо  помочь родителям, которые  сами  еще  большие  дети, полезным  советом. Ваша  статья, как  нельзя  кстати. Спасибо.
Перевалова Наталья Владимировна # 27 июля 2014 в 21:42 0
Хорошо, если родители прислушиваются к советам учителей, используют рекомендации. А ведь сколько мамочек обвиняют нас : Ребёнок не хочет идти в школу, значит учитель плохой! Благодарю за прекрасную статью.
Виктория Владимировна Зотова # 5 декабря 2014 в 02:04 0
Спасибо за содержательную статью. Ребёнок всегда должен знать для чего он получает знания,к чему стремится. А в статье много полезной информации для родителей, которую можно использовать на родительском собрании. Спасибо.
Рита # 15 декабря 2014 в 08:31 0
Добрый день! Учителя и родители. У меня сын , в этом году пошел в школу. Два раза поменяли учителя. Взяли его в школу, он не умел читать , а писать тем более. Все же думала в школе учитель всему научит , а не тут то было , она через два месяца завила, что мой сын отстает в развитии ни чего не знает и бла бла бла...Да он гиперактивный. Да и я сама работаю..по другому ни как -кушать и одеваться тоже надо ...Но тем не менее мы стали заниматься дома сами , выучили алфавит, научились читать по слогам, правда не так как хотелось учителю...но все же...но все же они настаивают чтобы я его перевела в другую школу...Я считаю что это не правильно ...Я очень переживаю изза всего этого...новый коллектив для моего ребенка это очень тяжело...прямо душа разрывается на части ...
Юлия Акимовна Карасева # 16 января 2015 в 22:17 0
Ой, Рита,как я вас понимаю! Сами в таком положении! Программа трудная, дети еще не созрели для школы, вот и проблемы. Сегодня все зависит от родителей. Заставят ребенка учиться-будет, а наплюют, доверясь, учителям-пиши пропало!Статья хорошая, познавательная.
Марина Леонидовна Рахманова # 24 апреля 2015 в 16:56 0
Содержательная статья. Зачастую загруженные работой родители, мало уделяют времени своему ребенку. Им проще сказать, что во всем виноват учитель. Ну а если подойти к этому серьезному этапу в жизни ребенка по другому: участвовать в образовательном процессе, поддерживать авторитет учителя, хвалить даже за малейший успех, думаю ситуация может измениться.
Ольга Валерьевна Полетаева # 16 июня 2015 в 20:34 0
Здравствуйте! Очень полезная и содержательная статья. Действительно родители все больше загружены работой, домом, собой и не хватает времени на ребенка, помочь ему с уроками, уделить ему времени. Главные слова родителей, не всех конечно, мы отдали в школу, вот учите и воспитывайте. А что же им остается, все проблемы скидывать на школу, учителей.
Юлия Валерьевна Косачева # 4 июля 2015 в 21:34 0
Хорошая тема для родительского собрания. Чтобы ребенок хотел и мог учиться, родители должны уже с 3 лет приучать к интеллектуальной деятельности и, отдав в школу, быть рядом, помогать, сотрудничать с учителями.
Елена Георгиевна Самунь # 23 июля 2015 в 19:20 0
Очень хороший материал как для родительского собрания,так и для самостоятельного изучения в случае необходимости, а случаев таких раз много.Здесь столько зависит от родителей,которые видят в своём чаде только отличника (и не меньше!),возлагают утраченные собой возможности опять-таки на него(ребёнка).От учителя ,который грамотно "лавирует" между такими родителями и их детьми.Статья поможет обеим сторонам привить желание идти в школу!
Елена Георгиевна Самунь # 23 июля 2015 в 19:20 0
Очень хороший материал как для родительского собрания,так и для самостоятельного изучения в случае необходимости, а случаев таких раз много.Здесь столько зависит от родителей,которые видят в своём чаде только отличника (и не меньше!),возлагают утраченные собой возможности опять-таки на него(ребёнка).От учителя ,который грамотно "лавирует" между такими родителями и их детьми.Статья поможет обеим сторонам привить желание идти в школу!
Елена Васильевна Сачук # 18 августа 2015 в 22:43 0
очень хороший материал для родительского собрания. Теперь надо не только детей научить учиться, но и родителей помогать детям в этом нелегком процессе. Ведь теперь поменялись взгляды на обучение, изменились учебные программы и родители в растерянности , почему его ребенок не учится в школе так , как учился он раньше.
Елена Николаевна Кашникова # 31 октября 2015 в 20:16 0
Дети, сталкиваясь с трудностями в общении со сверстниками, с учителями,получая неадекватную оценку своим успехам у родителей, не хотят посещать школу.Решить данную проблему порой очень сложно, и эта статья помогает понять, как избежать подобных ошибок.
Раиля Бадртдиновна Батырова # 6 ноября 2015 в 08:59 0
Хороший материал для родительского собрания. Спасибо!
Ирина Михайловна Куликова # 26 января 2016 в 17:06 0
Спасибо. Очень убедительно. Обязательно дам прочесть данный материал своим детям. Трое моих внуков - ученики. Данную проблему знаем не понаслышке.
Леонид # 27 января 2016 в 14:50 0
"Школа перестала быть звеном в процессе воспитания ребёнка, и это надо принять как должное......" Это очень плохо! Если раньше слово учитель звучало гордо, то сейчас.... Особенно в школе. Школьник не студент, он в первую очередь ребенок и впихивание в него учебного материала как на конвеере только ухудшает учебный процесс. И как следствие полная безграмотность наших детей. Потом в ВУЗ за деньги, бесполезная бумажка диплома и полное непонимание что делать в жизни дальше. Школа должна, хочу подчеркнуть, именно должна, участвовать в формировании личности, а не просто методичку отрабатывать.
Елена Валерьевна Галушкина # 2 февраля 2016 в 23:15 0
Столкнулась с этой проблемой совсем недавно.Ребенок с большим удовольствием собирался идти в первый класс,но после первого полугодия это желание пропало.Никак не могу понять с чем это связано:может устает,может не интересно,не знаю.Статья мне понравилась.Стало понятней как пройти этот переломный момент,как помочь ребенку,как его поддержать.
Татьяна Михайловна Кравченко # 30 мая 2016 в 22:45 0
Сейчас родители стремятся пополнить запасы денежных средств, поэтому на детей им остается очень мало время. Переломное время есть всегда и у каждого ребенка, и только родители способны распознать это и попытаться помочь ребенку с этим справиться
Татьяна Александровна Мурзаханова # 30 октября 2016 в 09:08 0
Когда малыш еще совсем маленький, у родителей не возникает даже сомнений, что он станет успешным и умным учеником в школе! Однако с началом школьной жизни у большинства детей появляются сложности с мотивацией учиться...Моя шестилетняя дочь совершенно без энтузиазма занимается со мной дома азам арифметики, чтения и т.д. Я иногда заставляла ее, учились со слезами... Сейчас я этого не делаю, жду когда она сама созреет. Безусловно полезная информация.