А сейчас кто-то у нас будет маленьким мышонком! Но сначала мама прочитает стишок:
Пять маленьких мышат отправились гулять (держите руки перед собой),
Побегать, попищать, покушать поискать (сделайте вид, что кладете еду в рот).
Откуда ни возьмись — огромный рыжий кот (скрючьте пальцы, как когти) —
И четверо мышат пустились наутек!
Читайте стишок, сокращая количество мышат. Когда останется один мышонок, после слов «огромный рыжий кот» остановитесь на секунду, а потом очень быстро проговорите:
Мышонок убежал — теперь ему урок!
Расскажите стишок еще раз, а малыш пусть повторяет за вами движения.
❀ Игра развивает мелкую моторику, а следовательно, и речь ребенка.
Малыши любят, когда им читают книжки. И если какая-то сказка или какой-то стишок им особенно понравятся, они просят читать их до бесконечности. Мамам это, в конце концов, очень надоедает.
Ваш малыш поступает так же? Требует одну и ту же сказку, и все тут? Что ж, попросите кроху пересказать эту сказку своими словами. Или читайте сами, но предоставляйте ему возможность самому вставлять отдельные слова. Ведь он давно уже выучил эту сказку наизусть!
Как правило, к любимым сказкам относятся самые простые, которые малыш в состоянии запомнить.
❀ Чтение книг развивает память, мышление, внимание и усидчивость.
Вы путешествуете на поезде? Возьмите с собой лото. У многих детей это любимая игра, они готовы играть в нее до бесконечности! Прежде чем начать, просмотрите вместе с малышом картинки на карточках. Спрашивайте его: «Что здесь нарисовано? Кто это?» Умница, как много он уже знает! А вот тут замялся, задумался. Подскажите ему.
Потом рассмотрите картинки, нарисованные на игровом поле. Попросите малыша найти соответствующие карточки и положить их на поле. Пусть он называет каждое изображение.
После того как все поле заполнится, снимите карточки и попросите ребенка снова разложить их по местам — теперь уже самостоятельно.
Постепенно он запомнит расположение картинок и научится произносить все названия.
❀ Игра развивает познавательные навыки, мелкую моторику, память, речь и мышление.
Это еще одна игра в лото. Наверняка у вас найдутся парные карточки с изображением животных, птиц, фруктов, овощей и так далее. Сейчас мы поиграем по- другому.
Выложите четыре пары картинок, чтобы малыш хорошенько их рассмотрел. Пусть он скажет, что на них нарисовано, и запомнит, где находятся одинаковые.
Запомнил? Тогда переверните картинки изображением вниз. А теперь откройте одну из них и попросите малыша найти ей пару.
Неужели нашел? Умница! Отдайте ему в качестве приза эту картинку. Играем дальше. Найди, малыш, парочку! Нет, это не та картинка. Снова переверните обе картинки рисунком вниз. А вот теперь нашел, молодец!
Открывайте карточки до тех пор, пока все пары не буду найдены. С каждым разом ребенок будет все быстрее находить парные карточки. А вы усложняйте задачу — увеличивайте их количество.
❀ Игра развивает зрительную память, внимание, усидчивость.
Что-то мы давно не тренировали наши ручки! Похлопаем в ладошки? Конечно, малыш всегда рад похлопать в ладошки. А вы напевайте ему песенку-потешку:
— Ладушки, ладушки (хлопайте в ладоши)!
Где были?
— У бабушки.
Спали на подушке (руки положите под щеку),
Ели колобушки (хлопайте ладошками по коленям).
А теперь потренируйте пальчики малыша:
Сорока-белобока (совершайте круговые движения пальцем по ладошке малыша)
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала (обеими руками позовите к себе гостей).
Гости не бывали (разведите руки в стороны, изображая сожаление),
Кашки не едали.
Всю кашку деткам отдала:
Этому — на ложке (сложите правую ладонь ковшиком и протяните руку вперед),
Этому — на поварешке (сложите обе ладони ковшиком),
Этому— на ухвате (держите ладони вертикально),
Этому — на лопате (прижмите ладони друг к другу и протяните их вперед).
❀ Пальчиковые и жестовые игры очень полезны для развития речи, мышления ребенка, координации движений и мелкой моторики.
Вместе с ребенком инсценируйте потешку:
Утро настало (ладони скрестите, пальцы растопырьте) —
Солнышко встало:
— Эй, братец Федя (правую руку сожмите в кулак, оставив свободным только большой палец, и поставьте ее на ладонь левой руки),
Разбуди соседей (вращайте по кругу большим пальцем правой руки)!
Вставай, Большак (большой и указательный пальцы правой руки делают щелчок по большому пальцу левой руки)!
Вставай, Указка (большой и указательный пальцы правой руки делают щелчок по указательному пальцу левой руки)!
Вставай, Середка (большой и указательный пальцы правой руки делают щелчок по среднему пальцу левой руки)!
Вставай, Сиротка (большой и указательный пальцы правой руки делают щелчок по безымянному пальцу левой руки)!
И крошка Митрошка (большой и указательный пальцы правой руки делают щелчок по большому пальцу левой руки)!
Привет, Ладошка (щелчок в центр ладони)!
Все потянулись (руки поднимите вверх, пальцы вытяните, а затем быстро ими пошевелите) —
И проснулись!
❀ Игра развивает подвижность пальчиков малыша, в игровой форме осуществляется самомассаж пальцев рук, стимулирует ребенка к речевой активности.
Положите в небольшой мешочек несколько хорошо знакомых ребенку предметов — расческу, шнурок, карандаш.
Завяжите малышу глаза и попросите его вытащить из мешочка один предмет. Пусть он попробует узнать этот предмет на ощупь. Угадал? Прекрасно! Значит, полагается приз!
Когда ребенок узнает все предметы, находящиеся в мешочке, замените их другими.
❀ Игра развивает тактильные ощущения, воображение, память, сообразительность.
Пришло время научить малыша сравнивать различные предметы и живых существ. Для начала пусть он научится сравнивать их по размеру. Назовите какие-нибудь предмет или животное, а малыш скажет, что или кто из них больше.
Итак, начнем: муравей — коробок, слон — дом, мышка — кошка, карандаш —самовар и т. д.
Точно так же назовите пары предметов или животных, а малыш скажет, что или кто из них меньше.
❀ Игра развивает интеллект, сообразительность, способность к аналитическому мышлению.
Вы взяли с собой куклы-бибабо? Прекрасно! Если у вас еще нет таких кукол, обязательно купите (куклы бибабо — это игрушки, которые надеваются на руку, как перчатки). В дороге вы с малышом можете разыграть с ними театральное представление! Расскажите ребенку сказку, героями которой могли бы быть ваши куклы. На основе этой сказки вы с крохой и покажете театральное представление.
Пусть малыш выберет себе игрушку, а вы помогите ему надеть ее на руку. Вторую игрушку наденьте себе на руку и сразу войдите в роль: «Я — лиса. А ты кто?»
Малыш слегка растерялся — не знает, что отвечать? Подскажите ему: «А ты — Колобок. Спой мне песенку!» Поговорите с маленьким артистом, введите его в спектакль. Скоро он освоится и будет активно в нем участвовать.
❀ Игра развивает фантазию, стимулирует речевое развитие и артистизм.
Рисовать можно по-разному! Пальцем на запотевшем окне или по сахарному песку, насыпанному тонким слоем на подносе. Вариантов — много, и все они нисколько не исключают рисования красками, карандашами, мелками и фломастерами на листе бумаги.
Прежде всего покажите малышу, как проводить вертикальные линии снизу вверх и горизонтальные — слева направо. Пусть малыш нарисует дорожку. Когда кроха научится проводить прямые линии, усложните задачу.
Освойте с ним вместе рисование красками методом «тычка»: кисточкой или палочкой с прикрепленным на ее конце кусочком поролона. Получится снег или дождь — как малышу захочется.
❀ Рисование развивает воображение, чувство цвета и композиции.
Детям очень нравится не только рисовать, но и раскрашивать картинки в книжках-раскрасках. Конечно, если вы путешествуете в машине, занятие рисованием придется отложить. Зато в поезде малыш с удовольствием этим займется. Возьмите с собой в дорогу раскраску, карандаши и фломастеры.
Покажите, как это делается, — закрасьте один рисунок. А малыша просите подавать вам карандаши определенного цвета. Говорите примерно следующее: «Так, а сейчас мне нужно закрасить травку. Какого цвета травка? Правильно, зеленого. Значит, дай мне зеленый карандаш. А теперь я закрашу клубничку. Какого она цвета? Да, красного. Дай мне, пожалуйста, красный карандаш. Вот молодец! Смотри, какую мы с тобой сделали красивую картинку!»
Следующий рисунок раскрасит малыш. А вы все так же обсуждайте с ним — какого цвета огурец и листья на деревьях, какого цвета солнце, какого — яблоко и т. д. Похвалите своего маленького художника — он так старался!
❀ Игра развивает изобразительные навыки, умение соблюдать границы рисунка, совершенствует мелкую моторику рук и память.
Давай-ка, малыш, поиграем! Нет, игрушки нам не понадобятся.
Читайте малышу стишок и показывайте то, о чем говорите. А малыш пусть повторяет за вами названия частей тела и выполняет те же движения.
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои (руки за спиной)?
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять (покажите руки)!
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои
(закройте уши ладонями)?
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять
(покажите уши)!
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои
(закройте глаза ладонями)?
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять
(уберите ладони от глаз)!
А теперь вы только читайте стишок, а показывать ручки, ушки и глазки будет малыш.
❀ Игра развивает координацию движений.
Возьмите картинку, на которой изображено что- то хорошо знакомое ребенку — стол, яблоко, кошка, собака, ежик и так далее. Разрежьте картинку пополам, покажите малышу одну половинку и попросите угадать, что здесь нарисовано. Картинку можно не разрезать, а просто закрыть часть рисунка белой бумагой.
Если малыш правильно назовет рисунок, похвалите его, удивитесь: «Ах, молодец! Как это ты угадал?» Покажите ему следующую картинку.
Когда картинки будут малышу хорошо знакомы, вы сможете показывать не половину, а треть или четверть изображения. А потом дадите крохе несколько частей одной картинки — пусть попробует составить.
❀ Игра развивает зрительную память и сообразительность.
А сейчас мы устроим танцы! Где наши мягкие игрушки? Предположим, вы взяли с собой зайца и мишку. Пусть малыш выберет, кем из них он будет играть. Договорились: он — мишкой, вы — зайцем.
Зайчик умеет плясать веселый танец и хочет научить танцевать мишку: «Мишка, давай потанцуем!» Он показывает движения, а мишка в руках у малыша их повторяет.
Напевайте песенку:
Мы танцуем весело,
Поднимаем ножки,
Поднимаем ручки,
Крутим головой!
Делаем наклоны,
Хлопаем в ладоши,
Мы такие ловкие,
Куколка, с тобой!
Вместо слова «куколка» вы можете говорить «мишенька», «заинька» и т. д.
Есть одна хорошая развивающая игра, для которой вам понадобятся два одинаковых набора красочных открыток. Разрежьте открытки из одного набора пополам. Положите перед малышом целую открытку и 3-4 половинки от разных открыток.
Покажите малышу половинку открытки и попросите найти подходящую к ней. Трудно? Тогда начните вместе прикладывать эту половинку к другим разрезанным картинкам. Нет, эта не подходит... И эта не подходит... А эта подошла — вот какая получилась картинка!
Понравилась малышу игра? Получается? Значит, усложните задачу — предложите ему уже не 3-4, а 8 половинок. А еще сложнее будет, если вы разрежете картинки не на две, а на три или четыре части. Но только при условии, что кроха справился с предыдущим заданием.
❀ Игра развивает мышление, внимание и познавательные способности.
Где же наши пальчики? Вот для них прекрасная игра:
Подставляй ладошку (возьмите детскую ручку и поверните ладошкой вверх),
Расскажу про кошку (погладьте ладошку).
Будем пальчики считать (малыш шевелит пальчиками)?
Будем пальчики считать (малыш сжимает пальчики в кулак и разжимает)!
Раз, два, три, четыре, пять (поочередно загибайте ему пальчики)!
Вот — кулак (ладошки сжаты в кулачок),
А вот — ладошка (малыш разжимает ладошку).
На ладошку села кошка («пробегите» своими пальцами по детской ладошке)!
И крадется потихоньку («пробегите» пальцами по его руке до плеча),
И крадется потихоньку (спрячьте свою руку малышу под мышку)...
Видно, мышка там живет!
❀ Игра развивает мелкую моторику рук, воображение и артистизм.
А вот сразу несколько хороших устных игр, которые не дадут вам скучать в дороге. Вы начинаете, малыш — продолжает. А можно — наоборот.
Солнышко светит, сияет...
Машина едет, гудит...
Снег идет, тает...
Кошка бегает, спит...
Назовите два предмета или два живых существа. Пусть малыш назовет, какое общее действие они совершают:
И лягушка, и зайчик... (прыгают).
И птица, и муха ... (летают).
И снег, и лед ... (тают).
А теперь нужно перечислить предметы, выполняющие одно действие:
Светит солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще ...
Едет машина, поезд, велосипед, а еще ...
Тает мороженое, лед, а еще ...
Вопросов и ответов для этих игр можно придумать сколько угодно.
❀ Игры расширяют кругозор и развивают интеллект, сообразительность, память.
Давайте научим малыша правильно выговаривать звуки. Может, потом и к логопеду не придется ходить?
Читайте стихотворение и произносите выделенные слова вместе с малышом.
На лугу паслась корова: «Му-у-у, му-у-у!»
Полосатый шмель летел: «З-з-з, з-з-з!»
Летний ветерок подул: «ф-ф-ф, ф-ф-ф!»
Колокольчик зазвенел: «Динь-динь-динь!»
Стрекотал в траве кузнечик: «Тр-р-р, тц-с-с!»
Еж колючий пробегал: «Пх-пх-пх!»
Птичка маленькая пела: «Тиль-ль,тиль-ль!»
И сердитый жук жужжал: «Ж-ж-ж, ж-ж-ж!»
Пусть малыш сначала послушает, а потом попытается повторять. Если сразу не получается, не приставайте к нему! Все придет со временем.
❀ Игра развивает артикуляционный аппарат.
Давай, малыш, потренируем пальчики! Пусть они научатся двигаться и вместе, и по отдельности.
А мама почитает стишок:
Это — домик (ладошки приставлены друг к другу),
Это — крыша (ладошки сцеплены, пальцы переплетены),
А труба — еще повыше (поочередно поднимайте вверх мизинчики и безымянные пальцы то на одной руке, то на другой, то на обеих одновременно).
А вот еще одна игра. Поставьте все пальчики одной руки на ладонь другой:
Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка, четыре зайка (пересчитывая, приподнимайте пальчики поочередно).
Будет лапками стучать (пальчики стучат по ладони вместе или вразнобой).
Постучали, постучали и устали,
Сели отдыхать.
И малыш пусть отдохнет, он тоже устал!
❀ Игры развивают мелкую моторику и тренируют мышечную силу рук.
А сейчас малыш будет сажать «репку». Да, с помощью своих маленьких пальчиков. А мама будет помогать и читать стишок:
Репку мы сажали (пальцами как будто роете лунку на детской ладошке),
Репку поливали (перебирая пальцами, имитируйте, как льется вода из лейки),
Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики)
Хороша и крепка (ладонь оставьте открытой, пальцы согните, как крючочки; «крючочками» своих пальцев беритесь за «крючочки» малыша и тяните — каждый в свою сторону)!
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух (расцепите руки)!
Теперь надо дать ручкам отдохнуть — поиграем в игру на расслабление пальчиков:
Наши пальчики проснулись (из слабо сжатого кулачка постепенно распрямляем пальцы),
Потянулись, потянулись...
И встряхнулись (встряхиваем пальцы)...
По ладошке побежали (по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот),
Побежали, побежали,
Поскакали, поскакали (изобразите прыжки по ладошке),
И устали. Сели отдыхать (потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени).
❀ Игры развивают мелкую моторику и укрепляют мышечную силу рук.
Серый, злой, зубастый...
А сейчас малыш будет угадывать, какого зверька загадала мама. Назовите несколько прилагательных, характеризующих животное, которое вы задумали. А малыш должен угадать.
Сначала давайте общие описания — вдруг малыш сразу поймет, о ком идет речь? Если же он не догадывается, постепенно уточняйте признаки:
Серый, злой, зубастый, голодный ... (волк).
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий ... (заяц).
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий ... (ежик).
Длинная, безногая, ядовитая ... (змея).
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая ... (лиса).
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый ... (медведь).
Хвалите малыша, как только он назовет правильное слово. Какой он сообразительный!
❀ Игра развивает интеллект, способность к анализу, сообразительность и воображение.
Дети очень быстро запоминают стихи. Убедитесь в этом сами! Почитайте малышу стишок — раз или два. А потом прочитайте снова, пропуская последние слова каждой фразы. Прекрасно подойдет стихотворение А. Барто:
Наша Таня громко...!
Уронила в речку...!
Тише, Танечка ...!
Не утонет в речке...
Малыш уже подсказывает вам? Усложните задачу— пропустите два последних слова. Потом вы будете произносить только первое слово, а малыш — всю строчку. Ну и закончится тем, что он сам прочитает вам стишок от начала до конца.
Вы с пользой потратите время в дороге и разучите с малышом много новых стихов. Он будет с удовольствием читать их — и вам, и всем, кто его об этом попросит.
❀ Игра развивает память и речь малыша.
Это очень забавная и увлекательная игра. Предупредите малыша, что сейчас ему придется быть очень внимательным.
Называйте какую-нибудь часть тела и дотрагивайтесь до нее. И малыш тоже — с вами одновременно.
Произнесите: «Ухо!» и дотроньтесь до него. Малыш должен повторить ваши действия. Похвалите его — он все правильно сделал!
А через какое-то время попробуйте запутать малыша. Скажите: «Нос!», а дотроньтесь до уха. В первый раз малыш, скорее всего, собьется. Зато потом он будет очень внимателен. Кстати, ребенок любого возраста справится и с ролью ведущего.
❀ Игра развивает координацию движений и внимательность.
У всего на свете есть свое место. Малышу будет интересно об этом узнать. И даже поиграть в такую игру — что где находится.
Назовите слово «дом» и спросите малыша: «Что в нем находится?» А он назовет любой предмет, который находится в доме, например, шкаф. Ответил? Отлично! Значит, играем дальше.
Называйте первое слово, а малыш — второе:
автобус — шофер;
корабль — матросы;
больница — врач;
шкаф — платье;
холодильник — молоко;
кастрюля — суп;
дупло — белка;
улей — пчелы.
А теперь сыграйте наоборот. Пусть малыш ответит, где могут находиться предметы, которые вы называете.
❀ Игра развивает интеллект, сообразительность и находчивость.
Как объяснить малышу смысл слов «сначала» и «потом»? Только с помощью наглядных примеров. Комментируйте свои действия: «Сначала мы книжку откроем, а потом будем читать» или «Сначала мы чай в кружку нальем, а потом будем пить». Ну что, малыш все понял? Тогда пусть продолжит начатые вами фразы:
Сначала хлеб пекут, потом ... (едят).
Сначала человек ложится спать, потом ... (встает).
Сначала самолет взлетает, потом ... (садится).
Чем младше ребенок, тем проще должен быть смысл фраз.
Попробуйте произнести «неправильные» фразы, в которых нарушены последовательность действий или смысл. Пусть малыш поймает вас на ошибке!
Через какое-то время вы сможете поменяться ролями: малыш будет начинать фразы, а вы — продолжать.
❀ Игра развивает интеллект, логичность мышления.
Эта игра знакомит ребенка со свойствами окружающих нас предметов. Все они такие разные! Мягкие и твердые, большие и маленькие, острые и круглые... Как бы в этом разобраться?
Расскажите малышу: «Мягким может быть хлеб, или подушка, или ... Что еще?» Пусть малыш продолжит начатую вами фразу. Если ему никак не придумать, подскажите.
Затем переходите к другому признаку: «Твердым может быть шоколад, или кубик, или ... Что еще?» Малыш вспомнил? Замечательно!
Когда он ответит, задайте следующий вопрос: «Может ли мячик быть одновременно желтым и зеленым? А мягким и жестким? А большим и маленьким?»
Спрашивайте ребенка: «Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое? Что бывает длинное?» И так далее... Вопросам нет конца — и ответам тоже!
❀ Игра развивает мышление, внимательность, речь.
Малыши так любят задавать вопросы! Теперь настала ваша очередь — вы будете спрашивать, а малыш отвечать.
Спросите его:
Что будет, если я встану ногами в лужу?
Что будет, если в ванну с водой упадет мячик?
Что будет, если добавить в воду краску?
А теперь пусть малыш задает вам вопросы. Они у него всегда наготове!
❀ Игра развивает интеллект.
Почти все малыши любят играть с лентами, нитками и веревочками. И между прочим, это не только увлекательное занятие, но и полезное. Прикрепите три ленточки или веревочки к стоящему впереди сиденью или стенке так, чтобы верхние концы были соединены, а нижние оставались свободными. Покажите малышу, как заплетаются косички на кукле: «Вот какая у нас Ляля стала красивая!» А теперь пусть он потренируется на приготовленном вами тренажере.
Если у малыша пока не получается плести настоящие косички, пусть он смотрит, как это делаете вы, а сам потом расплетает. Это тоже интересно!
❀ Игра помогает овладеть такими действиями, как наматывание-разматывание, плетение. Они очень важны для развития согласованности и точности движений рук.
Пришло время сделать зарядку... Нет, не для ручек и ножек, а для язычка, чтобы малыш лучше выговаривал слова!
Прочитайте ребенку стишок, сопровождая слова действиями. А кроха пусть сначала просто смотрит, а потом попробует повторить.
Итак, начали:
Погулять язык собрался (откройте рот):
Он умылся (кончиком языка быстро проведите по верхним зубам),
Причесался (несколько раз проведите языком между верхними и нижними зубами, высуньте вперед и спрячьте обратно),
На прохожих оглянулся (проведите языкам по губам),
Вправо, влево повернулся (поверните язык в указанные стороны),
Вниз упал, наверх полез (опустите язык, а потом поднимите),
Раз — ив ротике исчез (спрячьте язык во рту)!
Только учтите, что малыш воспринимает ваши действия зеркально, поэтому, произнося «влево», поверните язык вправо, и наоборот.
❀ Зарядка для языка хорошо тренирует артикуляционный аппарат.
Вы начинаете фразу, а малыш должен ее продолжить:
Воду можно пить, ею можно умываться, а еще ...
Залезать можно на кровать, на лестницу, а еще ...
Пить можно чай, молоко, сок, а еще...
Мячик можно кидать, а еще ...
Теперь постройте фразы по-другому:
На кровати лежат, а на стуле ...
Гвоздь забивают, а шуруп ...
Рубашку шьют, а шарф ...
Котлеты жарят, а суп ...
Песок в ведро насыпают, а воду...
Попробуйте поменяться ролями: малыш начинает, а вы продолжаете.
❀ Игра развивает интеллект и сообразительность, расширяет кругозор.
Собираясь в путешествие, вы, конечно, взяли с собой и дорожную сумку. Может быть, вы едете в гости и везете подарки? Давай, малыш, посмотрим!
Говорите: «Мы едем в гости, и в своем чемодане везем ... (например, бусы)».
Теперь пусть малыш повторит всю фразу, а к ней добавит еще одно слово. Например: «Мы едем в гости, и в своем чемодане везем бусы и конфеты». Дальше вы повторяете то же самое и добавляете еще одну вещь. Так постепенно ваше предложение станет длинным-длинным.
❀ Игра развивает речь, память и воображение.
А вот еще одна хорошая устная игра. Если малыш уже неплохо говорит, он будет с радостью отвечать вам. А если ему пока еще отвечать трудно, озвучивайте ответ сами.
Сначала расскажите малышу:
Как зовут детенышей собачки? — Щенки!
Как зовут детенышей кошечки? — Котята!
Как зовут детенышей коровы? — Телята!
Как зовут детенышей курочки? — Цыплята!
Как зовут детенышей овечки? — Ягнята!
Как зовут детенышей утки? — Утята!
А теперь пришло время задавать вопросы. Может, малыш на них ответит? Кстати, потом вы сможете сыграть наоборот: вы будете называть детенышей, а малыш отвечать, кто их мама.
❀ Игра развивает память и речь.
Как быстрее научить малыша считать? Конечно, с помощью игры.
Можно, например, пересчитывать пальчики на руках, напевая песенки-потешки или читая веселые стишки:
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать:
Пять на ручке на одной,
Пять на ручке на другой.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
— Пиф-паф!
— Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой!
Принесли его домой —
Оказался он живой!
А еще малыши очень любят подсчитывать конфетки в разноцветных фантиках. Попросите малыша: «Ну- ка, отсчитай одну красную конфетку и две зеленые!» А призом, конечно, будет конфетка!
❀ Игра развивает мышление, речь, сообразительность и память.
Игра в путаницу наверняка покажется малышу очень забавной. Предложите ему угадать, правильно ли вы говорите. Если нет — пусть он вас поправит.
Попробуйте сказать ребенку перепутанные фразы со смешным значением: «Пол стоит на столе», «Диван лежит на папе», «Потолок висит на лампочках» и так далее.
Конечно, малыш сразу же заметит ошибку. Посмотрите, как весело он хохочет!
А раз он все понял, пусть скажет вам правильный вариант.
После нескольких таких перепутанных фраз скажите одну правильную: «Мишка сидит на полу». Интересно, как малыш отреагирует?
А теперь поменяйтесь ролями. Пусть малыш составляет перепутанные фразы, а вы будете из этих слов составлять правильные предложения. Постепенно усложняйте игру, делая менее явные ошибки. Например: «На улице очень жарко, поэтому мы наденем пальто, шапку и валенки».
❀ Игра развивает речь, мышление, внимательность и сообразительность.
Попросите ребенка положить на колени или на стол ладонь ведущей (у правшей — правой, у левшей — левой) руки и скажите малышу, чтобы он был внимательным, так как вы сейчас попытаетесь поймать его ладошку. Предупредите, что ему надо успеть быстро убрать (отдернуть) ладонь до того, как вы накроете ее своей рукой.
Поиграйте, а затем предложите малышу поменяться ролями — пусть на этот раз ребенок попытается поймать вашу руку. (Иногда подыгрывайте малышу.)
В следующий раз проведите ту же игру, но уже не с ведущей рукой.
❀ Игра развивает подвижность рук ребенка, скорость реакции.
Инсценируйте вместе с ребенком потешку:
Дятел-вятел (помахивайте кистями рук, как крыльями)
Сел на сук.
Тук-тук-тук (одновременно стучите большими пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучите указательными пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучите средними пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучите безымянными пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучите мизинцами обеих рук по столу)!
Долбит сук.
Ритм движений должен совпадать с ритмом произносимых звукоподражаний.
❀ Игра развивает подвижность пальцев рук малыша, в игровой форме осуществляется самомассаж пальцев рук. Кроме того игра стимулирует ребенка повторять звукоподражание «тук-тук-тук».
Вместе с ребенком инсценируйте потешку:
У нашей бабушки (руки сожмите в кулаки)
Десять внучат (разожмите кулаки и покажите десять пальцев):
Две Акульки сопят в люльке (шевелите мизинцами),
Две Аринки спят на перинке (шевелите безымянными пальцами),
Две Аленки глядят из пеленки (шевелите средними пальцами),
Два Ивана на лавках сидят (шевелите указательными пальцами),
Два Степана учиться хотят (шевелите большими пальцами).
Десять внуков (покажите десять пальцев) —
А бабушка одна (прижмите ладони к груди).
Сначала можете помогать ребенку, беря его пальчики и покачивая их из стороны в сторону.
❀ Игра развивает подвижность пальчиков малыша, в игровой форме осуществляется самомассаж пальцев рук.
Вместе с ребенком инсценируйте потешку:
Дож-дик, дож-дик, по-ли-вай (на каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучите по столу)!
Будет хлеба каравай (указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке),
Будут булки (указательным пальцем правой руки загните указательный палец на левой руке),
Будут сушки (указательным пальцем правой руки загните средний палец на левой руке),
Будут пряники (указательным пальцем правой руки загните безымянный палец на левой руке),
Ватрушки (указательным пальцем правой руки загнуть мизинец на левой руке)!
❀ Игра совершенствует общие движения, развивает подвижность пальчиков малыша, в игровой форме осуществляется самомассаж пальцев рук.
Вместе с ребенком с помощью рук проиллюстрируйте потешку:
Пошли пальчики гулять (руки сожмите в кулаки и выставьте из них большие пальцы, которые синхронно двигаются по столу прыжками),
А вторые — догонять (из кулаков выставьте указательные пальцы, которые также скачут по столу).
Третьи пальчики — бегом (по столу в быстром темпе скачут средние пальцы),
А четвертые — пешком (по столу, не спеша, двигаются безымянные пальцы).
Пятый пальчик поскакал (скачут мизинцы, а затем расслабленные ладони падают на стол) —
И в конце пути упал!
❀ Игра развивает подвижность пальчиков малыша, стимулирует ребенка к речевой активности, в игровой форме осуществляется самомассаж пальцев рук.
Игры с картинками для детей 2-3 лет
Дидактическая игра «Уложим куклу спать» в младшей группе
Развивающие игры для детей от 1,5 до 2 лет дома
Нет комментариев. Ваш будет первым!