Ритуал засыпания
Вечернее время может быть волшебным для вас и вашего ребенка, если вы придумаете специальный ритуал. Ритуал задает хорошее настроение на каждую ночь, заменят ребенку как расписание и способствует тому, чтобы ребенок сам хотел спать. Начните ритуал примерно за час до сна. Например, принимайте ванну минут 20, и половину этого времени играйте с ребенком, читайте разные истории еще минут 20, 5 минут поговорите о событиях дня, несколько минут для молитвы, медитации, раздумий или воспоминаний.
Светлые мысли
Это расслабляющая, снимающая стресс игра, которая может быть использована как часть ритуала перед сном или же во время дня, чтобы помочь себе и ребенку расслабиться, развеяться. Лягте и закройте глаза. Поговорите с ребенком. Придумайте несуществующее место и опишите его. Возможно, вы лежите под деревом, или на пляже, или посередине мягкой, воздушной подушки. Глубоко вдохните и представьте, что вы вдыхаете свежесть и тишину. А выдохните что-нибудь грустное, что случилось во время дня. Если у ребенка есть какая-то проблема, то скажите ее вслух, когда будете выдыхать. Когда будете вдыхать, думайте о хороших, светлых моментах, скажите что-нибудь веселое, то, что вы любите вместе делать, упомяните любимую еду или вызовите приятные воспоминания. Продолжайте так дышать по крайней мере минут 5. Пусть и ребенок будет принимать участие в разговоре.
Маленькие земные сокровища
Необходимые материалы:
• Коробка из-под яиц.
• Клей.
• Фотография ребенка и других членов семьи.
Пойдите на прогулку с ребенком. Во время прогулки рассказывайте о чудесах природы, как большие деревья вырастают из маленьких семечек, как появляются горы, и как цветы растут. Соберите некоторые из этих «сокровищ» и, когда придете домой, приклейте на коробку из-под яиц. Поищите в журналах фотографии детей и взрослых, животных. Приклейте фотографии вашего ребенка, членов семьи и животных на коробку и поговорите о том, что все живые существа — это часть природы.
Семейные узы
Необходимые материалы:
• Фотографии из журналов с семейными парами.
• Семейные фотографии.
• Фотографии бабушек, дедушек и детей.
Цель этой игры — провести время с ребенком и рассказать, как важна семья. Используйте фотографии, чтобы объяснить, почему семья любит и помогает друг другу и как дети важны для семьи. Показывайте картинки и фотографии ребенку и приветствуйте вопросы и комментарии. Обсудите возможность новых детей, братиков и сестричек, а также бабушек, дедушек, семей одиночек и другие важные темы. Объясните, что в семье каждый уникален и необязательно родится и быть как две капли воды похожим на родителей. Выслушайте мнение ребенка и направьте его на ваше семью.
Должность няньки
Мамы и папы должны заботиться о ребенке, если он заболел. Но почему бы не научить детей самих друг за другом ухаживать? Когда член вашей семьи болен, придумайте расписание «няньки». По этому расписанию, каждый член семьи должен будет уделять определенное количество времени больному, приносить воду, что-нибудь почитать, поговорить, принести достаточное количество одеял, помогать встать. Расскажите ребенку, как это приятно когда о тебе заботятся. Когда ребенок будет болен, он будет ожидать такого же ухода. Дети всех возрастов любят быть полезными, и часто они хотят помочь, но не знают как, а это поможет им проявить участие.
Кукольный театр
Необходимые материалы:
• Старые журналы.
• Лишние семейные фотографии.
• Картон.
• Тонкая палка, или бамбук.
• Клей для дерева.
Найдите фотографии людей, которые важны для семьи: членов семьи, сиделок, учителей, друзей или свои фотографии. Вырежьте фото нужного человека и приклейте на картон. Дайте высохнуть. Приклейте фотографию на верх палки. Расскажите об этих людях. Рассказ может быть выдуманным или реальным, но главное, чтобы ребенок тоже принял в этом участие.
Заработанное уважение
Дети верят в то, что о них говорят. Запишите видео для вашего ребенка с самыми позитивными фразами и мнениями о нем. Во время записывания смотрите на одну из самых любимых фотографий вашего ребенка. Записывайте с любовью, энтузиазмом, говорите такие вещи, как: «Мне действительно очень нравится, когда ты... ценю когда ты... меня всегда будет радовать... это прекрасно что ты... я рада что ты... ты особенная потому что...». Слушает ли это ребенок перед сном или в трудные минуты, — записанные уверения будут улучшать его настроение. Это действительно правда, что мы это то, что о нас думают.
Перепады настроения
Сядьте напротив ребенка и объясните, что вы собираетесь показать разные гримасы, которые означают разное настроение. Сделайте лицо — счастливое, грустное, волнующееся, удивленное, сумасшедшее, уставшее, стесняющееся или скучное. Теперь пусть ребенок показывает чувства, а вы угадывайте. И так по очереди. Это хороший способ помочь ребенку разбираться в эмоциях.
Расписание дел
Необходимые материалы:
• Бумага.
• Маркеры.
Замечали ли вы объявления, развешанные по городу, с предложениями о работе? Это подсказка, как заставить членов семьи помочь вам по дому, без упрашивания. Напишите на бумаге, в чем вам нужна помощь. Подрежьте описание тех дел, которые надо сделать, как в объявлениях, чтобы дети могли оторвать и принести вам. Вы можете написать, что нужно выкинуть мусор, и напишите, сколько вы заплатите за 10 минут работы, и т.д. Если ребенок хочет поработать, он приносит объявление.
Отпечатки пальцев
Необходимые материалы:
• Чернила (те, которые смываются водой и мылом).
• Белая бумага.
• Лупа.
Пусть ваш ребенок оставит свои отпечатки пальцев на бумаге, используя чернила. Начните с большого пальца, раскатывая его влево и вправо, чтобы отпечаток был четким. И так все пальцы. Помойте руки. Пусть эту процедуру сделают все члены семьи, только не забывайте подписывать, чьи отпечатки. Изучите отпечатки с помощью лупы и обсудите особенные черты каждого члена семьи. Поговорите о том, насколько самобытен каждый из вас, и как хорошо, что мы все такие разные, с уникальными талантами и чертами.
Мечты, мечты...
Мечтание — это один из самых сильных двигателей человека в жизни. Возьмите кипу старых газет, и пусть каждый член семьи вырежет картинки, олицетворяющие их мечту. Это может быть желание проехаться на лошади, полетать на аэроплане или иметь собственную арфу. Можно наклеить картинки-мечты на цветную бумагу или сделать калейдоскоп. Не забудьте написать дату заполнения и свое имя. Храните этот листок в специальном месте и предлагайте и другим добавить свою мечту. Дайте свободу фантазии. Иногда смотрите на табличку, чтобы проверить, какая мечта сбылась.
Отдыхаем с семьей
Необходимые материалы:
• Прочный контейнер.
• Семейные воспоминания.
• Свежая ежедневная газета.
• Фотографии семьи.
Положите в контейнер коллекцию семейных вещей, так, чтобы там оказались вещи каждого члена семьи. Пусть ребенок сам выберет вещь, которую он считает важной, ценной. Все это сложите в контейнер, затем положите газету и фотографию каждого члена семьи. Закройте контейнер и наклейте записку, когда контейнер надо открыть: через год, 3, 5 или 19 лет. И положите контейнер в надежное место.
Семейные соревнования
Весело играть, когда собирается вся семья. Ниже приведены несколько смешных соревнований, в которых можно поучаствовать.
• Конкурс на устойчивость. Каждый участник становится на одну ногу, держа веревку в руке. На счет «три», каждый участник пытается повалить противника, потянув за веревку. Проигравший тот, кто первый поставит две ноги на пол.
• Самая длинная яблочная кожура. Каждому участнику нужно дать по яблоку и нож. Каждый должен почистить яблоко. Когда все закончат, измерьте у кого самая длинная непрерывная кожура, а затем сделайте яблочный пирог на десерт.
• Крутим монету. Пусть каждый потренируется в кручении монет, затем посмотрите, у кого дольше будет крутиться. Используйте секундомер, или пусть кто-то считает, сколько времени у кого прокрутится монета (тот, кто будет считать, пусть считает быстрее во время игры маленьких детей, чтобы соревнование было справедливым).
• Смешилка. Постарайтесь рассмешить соперника разными шутками и гримасами, а тот, кто первый засмеется, проиграет.
Подумайте над новыми соревнованиями, которые можно добавить к этому списку.
Я помню игру
Мы все уникальные, и все помним разные вещи по- разному. Мы можем быть в одном месте, в одно время, но у каждого будут разные воспоминания одного и того же события. Пусть каждый член семьи снимет на пленку недавние события, на которых присутствовала вся семья. Кто-то начнет рассказывать об этих событиях детально. Затем пусть следующий расскажет свою версию. Разве не весело услышать, как могут отличаться рассказы разных людей об одном событии? Удостоверьтесь, что все поняли шутку. В этой игре есть только одно правило — все правы.
Самое важное, что надо сделать
Возьмите карточки и напишите следующие ситуации на них:
• Я забыл взять еду.
• Я потерял ключ от дома.
• Забился туалет.
• Я пришел домой, и никого нету.
• Я упал и порезался.
• Мне нужно поехать куда-нибудь, и незнакомый человек предлагает подбросить.
• Друг сделал что-то плохое, а я узнал про это.
• Я разбил любимую мамину вазу, когда мамы не было дома.
• Я должен другу деньги, но мне нечем отдавать.
• У нас семейный праздник, а я хочу погулять с другом.
• Сестра или брат одалживают свитер, и он порвался.
• Соседский дом горит, и прибывает пожарная машина.
• Я услышал, что мама сказала по телефону что-то неприятное для меня.
Можете также придумать свои предложения.
Чтобы играть в эту игру, положите все карточки надписями вниз на середину стола. Первый игрок берет карточку и читает, что там написано. Все игроки должны выбрать правильное решение для каждой ситуации. Человек с карточкой отвечает сам, а затем спрашивает всех остальных игроков. Когда все высказались, суммируя все мнения, раздающий говорит самое правильное решение. Также раздающий должен выслушать предположения о самом безответственном решении. Раздающий меняется, когда заканчиваются карточки.
Найди ответ
Составьте примерно от 5 до 10 вопросов, чтобы дать каждому ребенку, который будет присутствовать на большом обеде семьи, с родственниками, друзьями или же соседями. Скажите, что они будут играть в игру «Найди ответ на вопрос», который вы уже дали им. Они смогут найти ответ, спросив взрослых.
Вопросы могут быть, например:
• Кто был первым учителем мамы?
• В какую школу ходил папа?
• Как звали первого парня бабушки?
Составьте веселые вопросы, на которые дети не будут знать ответа. Тот ребенок, который найдет все ответы первым, выиграет. Если дети маленькие, то пусть они будут в паре со взрослыми детьми, которым они смогут говорить, какой вопрос надо задать, а те будут записывать ответ.
Создаем обои
Необходимые материалы:
• Бумага для рисования не больше 13x16 см.
• Карандаши или маркеры.
• Ножницы.
• Веревка.
Эта игра поможет вам украсить комнату вашего ребенка. Попросите ребенка нарисовать людей, места, предметы и желания, которые важны для него. Он также может нарисовать себя или любимый уголок в саду. Повесьте рисунок на стену в комнате, где это будет лучше всего смотреться. Добавляйте новые рисунки на стену. Если остальные члены семьи захотят принять в этом участие, выберите комнату в доме, где все смогут вывешивать свои картины.
Все люди хорошие
В этой игре вы сможете поговорить с ребенком о том, что все люди хорошие внутри. Спросите у ребенка, как можно быть добрым к людям и как уважать хорошее отношение людей. Важно воспитать в ребенке терпение и уважение. Поиграйте в такую игру, представьте жизнь другого человека, того, кто одинок или болен. Если будет возможность, наблюдайте за людьми на улице, отмечая различия людей. Поговорите о доброте внутри человека, о тех веселых вещах, что может делать человек, и как ребенок сможет узнавать это хорошее.
Добрая тетрадка
Каждый вечер, перед ужином или перед сном, пусть каждый напишет до б предложений о прошедшем дне и о том хорошем, что с ним случилось. Если ребенок не умеет еще писать, пусть он попросит записывать с его слов в его тетрадку взрослого. Смысл сконцентрироваться на позитивных чувствах, которые приносит нам каждый день. В основном плохие и печальные события запоминаются и обсуждаются, в то время как обычная улыбка, веселая игра, обед с новым другом или хорошая шутка остаются незамеченными. И затем делитесь впечатлениями.
Смешная игра с предложениями
Если ваша семья грустит, вот выход для вас. Сначала на карточках напишите 10 предложений, например:
♦ Смотрите, кошка залезла через окно.
♦ Мне надо поехать в деревню.
♦ Вы можете поверить в то, что сделал Саша.
♦ Сегодня Конец света.
Затем решите, где будете выступать, например, можно пойти в зоопарк или на ипподром, в парк или же на день рождения. Возьмите карточки и положите их вниз названиями на пол, где будете выступать. Начните играть, а когда кто-то захочет, то может взять карточку и прочитать, что там написано. Предложения всегда оказываются смешными, так как они совершенно не связаны с происходящим. Придумайте побольше предложений и играйте!
Воспоминания по открыткам
Куда бы вы ни отправились в ближайшие дни, вы сможете найти открытку с картинкой каждого места, которое вы посетите. Пусть это станет семейной традицией — покупать везде открытки на память. Когда будете их приобретать, пусть кто-нибудь сзади пишет небольшую заметку. Напишите дату, запомнившиеся события, имена и возраст всех путешествующих. Шлите открытки себе домой и храните их затем в специальной коробке. И в любое время вы сможете поиграть в игру «Достань открытку». Какую бы открытку вы ни вытащили, расскажите историю об этом путешествии.
Утренний пикник
Необходимые материалы:
• Маленькие коробки из-под крупы.
• Свежие фрукты.
• Еда и напитки для пикника.
• Коробки (например, из-под обуви).
Этим можно заняться на выходных, собравшись рано утром, чтобы удивить других членов семьи. Приготовьте завтрак в коробке для всей семьи за день до этого. Следующим днем встаньте пораньше и спрячьте еду на улице. Оставьте нитку, идущую от стола к спрятанной еде. Пока семья ищет еду, подготовьте стол, чтобы вместе позавтракать.
Обвини другого
Эта игра для всей семьи, в которую всем будет весело играть. Нарисуйте осла и повесьте на стену. Каждый берет отдельный ослиный хвост, который означает вину за что-то. Одному завязывают глаза, и три раза крутят его на месте, и затем он старается прицепить обвинение на осла. Если ребенок не знает, какая может быть вина, напомните ему, например: «Я не делал этого, а он... это вина моего учителя, что она сказала не ту страницу... ты никогда не говорил мне этого делать... если бы ты пришел вовремя, я бы выиграл, он проиграл... он съел...» и т.д. С помощью этой игры можно в действительности понять, насколько большую роль играет в мире вина. Сыграв в эту игру хотя бы раз, в дальнейшем, если вы услышите, что кто-то в вашей семье обвиняет кого-то, просто скажите «йи-ха».
Автопортрет
Пусть старший ребенок в семье приклеит свою фотографию к картону и украсит его на свой вкус. На картоне напишите «Старший брат» или «Старшая сестра». Пусть автор картины сам решит, где именно в комнате малыша повесить ее, чтобы она постоянно была у него на виду. Братья и сестры могут ощущать себя менее значимыми в силу того, что им уделяется меньше времени и внимания, особенно если раньше у вас в семье был только один ребенок. Чтобы самоуважение детей не пострадало, привлекайте его к решению вопросов, связанных с малышом, и постоянно говорите им, какие они хорошие и замечательные, какие они отличные помощники. Не менее важно почаще обнимать их!
Детский фотоальбом
Каждый раз, когда печатаете фотографии, обязательно заказывайте по две копии с каждого негатива. Старшим братьям и сестрам тоже хочется иметь фотоальбомы, заполненные исключительно ИХ снимками, поэтому не надо снимать только малыша. Пусть каждый раз после проявления пленки дети выберут те снимки, которые они хотели бы видеть в своем альбоме. Так у них тоже появляется занятие на то время, пока вы будете вставлять фотографии в семейный альбом.
Рассказ о герое
Неожиданно, без подготовки расскажите историю о братике или сестричке малыша, во время перерыва или перед сном. Укрепляйте их чувство собственного достоинства, упомяните в рассказе все то хорошее, что они делают для вас, для малыша, в школе или во время игры. Сделайте из своего старшего ребенка героя, на которого могут равняться и сам малыш, и кто-нибудь еще. Подобного рода рассказы — неплохая идея, ее могут одновременно слушать все члены семьи, вы развлекаете малыша, а старшие братья и сестры ощущают, как они важны для вас. Такие рассказы можно даже записать на пленку, так как герои рассказов с удовольствием будут слушать их снова и снова.
Майки для старших братьев и сестер
Напишите на белых майках фразу «Я старший брат» или «Я старшая сестра», пусть краска высохнет. Макая губку в краску для ткани одного из оттенков, нанесите на майку произвольный узор. Намажьте краской с помощью губки ступню малыша, потом прижмите ее к ткани. Сделайте столько отпечатков одного цвета, сколько захотите. Пусть к украшению майки присоединятся старшие дети. Обмакните губку в другой цвет и сделайте отпечатки разных цветов.
Примечание. Для малыша тоже сделайте маячку со словами «Меня все любят» и нанесите на нее отпечатки рук старших братьев и сестер!
Мое отношение
Пусть все ваши дети, даже малыш, лягут каждый на отдельный лист бумаги. Возьмите маркер или мелок и обведите контуры их тел. Пусть каждый из старших детей расскажет о том, как он относится к малышу, в лучшую или в худшую сторону он изменил их жизнь, что им нравится или не нравится в нем, спросите их обо всем, что вас волнует. Напишите их ответы внутри фигурки малыша. Обязательно скажите им, что вы понимаете их переживания! Потом спросите их, как, по их мнению, относится к ним малыш, и напишите их мысли внутри их фигурок. Очень важно, чтобы каждый член семьи был уверен в том, что с его чувствами считаются. Новорожденные меняют вашу семью, и для всех будет лучше, если вы поговорите об этих переменах!
Кукольный театр
Старая упаковка от холодильника может стать отличным театром для кукол. Взрослым надо только все разрезать, а украшательством пусть занимаются дети. Они будут очень горды тем, что сами все раскрасили, а перед премьерой для малыша и родителей будут волноваться! Сначала склейте крышку упаковки вверху или внизу, чтобы она была более устойчивой. Установите коробку вертикально, затем вырежьте в верхней части коробки отверстие высотой в полметра с той стороны, которая будет обращена к зрителям. Получится сцена. Потом с противоположной стороны внизу сделайте отверстие, в которое будут пролезать дети. Теперь пусть они раскрасят театр. Со стороны сцены степлером прикрепите два куска ткани и привяжите их каждый к своей стороне. Это будет занавес.
Коллаж из природных материалов
Пусть старшие дети объяснят малышу, какие предметы надо искать на улице. Конечно, ребенок может принести вам целый цветок, не обращайте внимания, лепестки можно будет оборвать потом. Разложите все находки на плоской крышке коробки. Пусть кто-нибудь из взрослых или старших детей нарисует на ней бабочку, животное или цветок. Рисунок должен быть простым и крупным. Наносите клей прямо на бумагу, понемногу. Помогите малышу разложить находки на покрытые клеем участки. Иногда лучше подбросить в воздух лепесток цветка и посмотреть, где он приземлится.
Когда клей высохнет, выставьте коллаж на всеобщее обозрение.
Самодельная книжка с картинками
Подойдет бумага для черчения — простая или цветная, или альбом для наклеивания вырезок с обыкновенными бумажными листами. Сядьте рядом со старшим ребенком и вместе просмотрите журналы, показывая ему, какие картинки нужно вырезать. Ищите то, что малыш сможет узнать: животных, дома, людей, машины или растения. Если старший ребенок хочет, пусть он подпишет каждую картинку. Еще можно расположить картинки в определенном порядке, чтобы получился фоторассказ. Дайте эту книжку малышу. Пусть это будет особенная книжка, которую сможет читать или показывать малышу только старшая сестра или старший брат.
Где появится кукла
Малышам нравится, когда их удивляют, они пытаются угадать, где в следующий раз появится кукла. Дайте старшему ребенку несколько кукол или мягких игрушек. Когда малыш сидит на высоком стуле или еще где-нибудь неподвижно, пусть брат или сестра неожиданно высовывает куклу то из-за спины, то из-под стола, или прямо перед лицом. Попробуйте создать определенную последовательность действий, например, пусть справа она появится два раза, а слева один. Наблюдайте за тем, как малыш будет ожидать появления куклы в определенном месте. Подбодрите вашего старшего ребенка, пусть он придумает, как еще можно удивить малыша. Еще малышам нравится, когда в этой игре участвует музыкальная или говорящая игрушка.
Кольцо любви
Уберите из комнаты всю мебель, игрушки, одежду и т.д., чтобы вы могли взяться за руки и ходить по кругу (как будто водите хоровод). Цель этой игры в том, чтобы повеселиться и оказать малышу поддержку. Возьмитесь за руки и начните ходить по кругу, потом быстрее, потом вприпрыжку, потом бегом. Часто меняйте направление движения. Пока вы двигаетесь, придумайте какой-нибудь девиз, например: «Мы хорошие, и мы можем делиться» или «Мы любим друг друга и умеем слушать».
Продовольственная ярмарка
Подготовьте себя, малыша и старших детей к дегустации еды. Пусть вся еда будет под рукой, и не удивляйтесь, если ее съедят еще до начала игры. Кладите малышу на поднос один вид еды, то же положите на тарелки остальным детям. Пусть малыш свободно исследует эту еду, ее вкус, запах, размер, температуру, какие звуки она может издавать. Так поступите со всей едой. Потом дайте малышу возможность сравнить, положив ему на поднос два-три вида еды. С чего он начнет? Брат или сестра также могут участвовать в этой игре, пусть они смешают еду по-разному, в разных сочетаниях. Посмотрите, будет ли малыш их есть. Да и сами получайте удовольствие от шедевров своих маленьких шеф-поваров!
Игра в вопросы
В эту игру ваш старший сын или старшая дочь могут играть с малышом повсюду. Сначала задайте вопрос или предложите что-нибудь сделать, потом пусть они вместе отправятся на поиски загаданного предмета. Например: «Где твое одеяло?», «Давай понаблюдаем за садовником!», «Что лежит в ящике для игрушек?», «Давай поучимся говорить по телефону», «Давай поищем собаку», «Где гараж?». Меняйте задания в зависимости от способностей малыша, разумеется, для брата или сестры половина удовольствия заключается в том, что он или она знают ответ и помогают малышу ответить на вопрос. Убедитесь, что брат или сестра не просто указывают на правильный ответ или выполняют за него задание, дети должны выполнять задание сообща.
Подвижные игры для детей 3-4 лет дома с родителями
Развивающие игры в домашних условиях для детей 1-3 года
Нет комментариев. Ваш будет первым!