Кто пробовал — знает, как нелегко придумать игру с малышом, которому ещё и года нет. Вот тут-то и поможет игра на ладошке!
Это и знакомство с языком, и радость общения с мамой, и удовольствие от прикосновения её ласковых рук...
Сгибая и разгибая, пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков — кто теперь этого не знает! — это успехи в развитии речи, а значит— ума. Как говорили наши предки: «...в ручки — хватунюшки, в роток — говорок, а в головушку - разумок!»
Сорока
Возьмите малыша за ручку и покружите-поводите своим указательным пальцем по его ладошке, приговаривая:
— Сорока, сорока,
Где была?
— Далёко.
Печку топила,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала, (мизинец)
Этому дала, (безымянный)
Этому дала, (средний)
Этому дала, (указательный)
А этому не дала: (большой)
— Ты в лес не ходил,
Воду не носил,
Не будет тебе кашки!
В игре поочерёдно загибаются пальчики — мизинец, безымянный, средний, указательный. А большой не загибают, его треплют, «наказывая».
Пальчики
В основе игры — отрывок из стихотворения 3, Александровой.
В этой игре надо собрать пальчики в кулачок, приговаривая:
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз-два-три-четыре-пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!..
Ладушки
Взяв ручки ребёнка в свои, похлопайте в ладоши. А на последних словах потешки разведите руки ребёнка в стороны и поднимите выше головы малыша.
— Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку.
Пили простоквашку.
Кашка сладёнька,
Бабушка добренька!
Попили, поели —
Шу-у-у, полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!
Алёнка
Сначала хлопайте в ладошки вместе с малышом на каждое произнесённое слово. С третьей строчки загибайте пальчики ребёнка, как бы считая, сколько дел переделала Алёнка.
Алёнка-малёнка
Шустра-быстра:
Воды наносила,
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Ягод насобирала.
Везде поспела —
В охотку ей дело!
Ваня
«Алёнка» пусть будет для девочек, а «Ваня» — для мальчиков. Похлопайте в ладоши вместе с ним, подтрунивая над незадачливым Ванюшкой.
Ваня-Ваня — простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперёд
И поехал в огород!
Золотые ворота
В основе игры — стихотворение А. Прокофьева:
Ай, люли, ай, люди,
Наши руки мы сплели,
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые —
Золотые ворота!
Проходите,
Кто хотите,
В золотые ворота!..
Теперь опустите руки и по очереди изображайте с малышом того, кого хотите провести в ворота: мышку- норушку, или зайку-попрыгайку, или мишку-топтыжку. Подсказывайте ребёнку, как ведёт себя персонаж: мишка идёт вперевалочку, зайка — вприпрыжку, кошечка крадётся на мягких лапках. Пусть
Просевалочка
Как иногда бывает нужно занять ребёнка «между делом»! Ну, скажем, мама собирается печь пирожки. Вот она взяла в руки сито, насыпала муки и, зная, что малыш внимательно следит за ней, говорит:
Сито бито, бито, бито
Под бока, бока, бока!
Посмотри-ка, пляшет сито,
Пляшет сито трепака!
Ты пеки, пеки, пеки
Из просеянной муки
Блин-чики,
Пи-рож-ки
И ола-душ-ки!
Вот мука прошла сквозь сито — подышала, и малыш запомнил новое движение руками. Спросите у него: «Как мама сеяла муку?» —он вам покажет... А потом — и бабушке, и дедушке, и папе...
Подставляй лодошку, расскажу про кошку!
Будем пальчики считать?
Раз, два, три, четыре, пять!
Вот — кулак, а вот — ладошка,
На ладошку села Кошка!
И крадётся потихоньку,
И крадётся потихоньку...
Видно, Мышка там живёт!
Мама мышку найдёт!..
Села «кошка» на ладошку малыша — и пошла вдоль ручки... Идёт, идёт, сейчас нырнёт за «мышкой»! Где «мышка» живёт? Конечно, под мышкой малыша! Достаточно лёгкого прикосновения, и малыш в восторге хохочет-заливается.
Комарики
В «комариков» можно играть даже с младенцем. Соедините вместе два своих пальца — большой и указательный. Получился «комар». Сейчас он будет кружить над малышом, а вы приговаривайте:
РИС
Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились
Кусь!
Пусть комарик «куснёт» за ушко, за щёчку, ручку, ножку! Малыш освоится и скоро включится в игру: будет прятать от вас то щёчку, то ручку. А когда подрастёт— сам сложит пальчики «комариком» и поиграет
На ладошке у Тимошки
На ладошке
У Тимошки
Мышка спит,
Задравши ножки!
Ой, спит, спит, спит!
Ой да носиком сопит!
Будешь мышку будить,
Пальчиками шевелить?
Раз, два, три, четыре, пять,
Я не дам тебе поспать!
Ой, шу, шу, шу —
Разбужу, растормошу!
А станешь убегать,
Я тебя за хвостик — хвать!
Если у вас в игрушках найдётся мышонок — пушистый, с длинным хвостиком, — он ещё больше оживит игру. Привяжите к нему ниточку, чтобы в нужный момент он «убежал» с ладошки!
Хомячок
Хома, хома, хомячок,
Разожми мой кулачок!
Ну-ка, ну-ка, разожми,
Что найдёшь — себе возьми!
Мама прячет в своём кулаке что-нибудь вкусное. Малыш, чтобы добраться до сюрприза, примется под ваши приговоры: «Ну-ка, ну-ка, разожми!» — разгибать палец за пальцем. Потом, когда он доберётся до сюрприза, поменяйтесь с ним местами.
Песенка
А эта игра — с группой детей. Она не только развивает двигательные функции, но и расширяет кругозор, знакомит малышей с окружающим миром.
Прилетели птички,
Птички-невелички,
На ладошку сели,
Зёрнышек поели,
Зёрнышек поели —
И запели!
Здесь уселся соловей
С новой песенкой своей.
(пошевелите большим пальцем левой руки)
А здесь — воробей,
Нет воробышка смелей!
(указательным)
Только петь он не привык,
Прыг да скок! Да чик-чирик!
Что летаешь, сойка?
Сядь на пальчик, спой-ка!
(средним)
Сойка голос подала —
Славка славить начала
Нашу землю до небес,
Лето, солнышко и лес!
(безымянным)
Славка-птичка,
Воробья сестричка,
Подпевает соловью:
— Я пою! Пою! Пою!
(мизинцем)
Трясогузка ожила —
Глянь, она плясать пошла!
(мизинцем правой руки)
А за нею — чиж,
Озорной мальчиш!
Вме-сте пля-шут,
Крылышками машут!
(безымянным)
Пеночка запела!
(средним )
Иволга!
(указательным)
Скворец!
(большим)
Кто услышал песенку —
Мо-ло-дец!!!
Все пальчики в игре размялись — на каждом из них своя птичка сидела. Тем пальчиком, на который села птичка, нужно пошевелить, стараясь, чтобы остальные не двигались. А точка в игре — три хлопка на слове «Мо-ло-дец!»
Автор: Н. Пикулева
Как определить ребёнок левша или правша?
Конспект родительского всеобуча по теме: Развитие мелкой моторики рук
Нет комментариев. Ваш будет первым!