Воспитание любви к чтению у младших школьников
Помощь ребенку в обучении чтению
Вне всякого сомнения, тех усилий, что вкладывает в обучение ребенка педагог, недостаточно. Дети младших классов нуждаются в систематической помощи родителей. Если вы обратили внимание, что ребенок ваш читает медленнее своих одноклассников, помогите ему. И призовите на помощь терпение. Но если вы хотите добиться скорых положительных результатов, то должны заинтересовать ребенка. Учение чтению, как и любое другое учение, не должно быть принудительным. Учась «из-под палки», ребенок мало будет думать об обучении, но много об угрозе наказания, нависшей над ним. Чтобы заинтересовать ребенка, задействуйте свои фантазию и изобретательность. Напомним: дошкольники и младшие школьники легче усваивают знания, если обретают их в процессе игры.
Помощь и контроль - дозированные
Заданное учителем на дом ребенок должен делать сам. Вы, конечно, не удержитесь от того, чтобы немного ребенку помочь. Но не переусердствуйте, не сидите с ребенком над его уроками часами, иначе вам придется делать это и впредь - не то помогать ребенку, не то выполнять за него его работу (а он, делая вид, что внимательно слушает вас, и кивая, будет слушать вполуха и думать о чем-то постороннем - о бантике для кошки, например). Школьник должен привыкнуть справляться с трудностями самостоятельно не полагаться на помощь со стороны. Помощь же хороша только тогда, когда ребенок, работая над заданием, уже задействовал все свои потенциалы.
Приобщать ребенка к культуре чтения
Ваш ребенок со временем, конечно, научится хорошо и быстро читать, но он не станет по-настоящему читающим человеком, если уже с детских лет вы не привьете ему хотя бы основ культуры чтения. На страницах этой книги мы не раз говорили, что вы для ребенка во всем образец для подражания. И если вы все свое свободное время проводите перед телевизором за просмотром бесконечных сериалов и шоу, или с утра до вечера разговариваете с подругами по телефону, или только и думаете о приготовлении гастрономических изысков и не выбираетесь с кухни, или вы пребываете в беспросветном рабстве у Интернета... то со временем и ребенок, принявший ваш образ жизни за идеальный, будет следовать ему. Но если ребенок будет видеть, с каким удовольствием вы, переделав домашние дела, берете книгу, с каким наслаждением вдыхаете аромат страниц, с каким интересом погружаетесь в чтение, с каким жаром обсуждаете прочитанное с другими домашними, то и он будет относиться к книге и к чтению соответственно и, поверьте, весьма быстро наполнится духовно.
Очень приобщают детей к книге семейные чтения - чтения вслух. Если книга подобрана правильно, если чтение захватывает ребенка, то, помимо приобщения к культуре чтения, достигается и немаловажный побочный эффект - многократно повышается авторитет читающего, организовавшего чтение вслух. Не забывайте после такого сеанса чтения обсудить с ребенком прочитанное, поинтересуйтесь его мнением, не упустите случая проявить уважение к его мнению. Вы сами не заметите, как и семейное чтение, и чтение уединенное станут для ребенка потребностью.
Не спешить с ответом
Если ребенок много и вдумчиво читает, а не просто озвучивает текст, у него рано или поздно появятся какие-либо вопросы относительно прочитанного. Естественно, с этими вопросами он обратится к вам. Но вы не должны спешить с ответом. Порадовавшись, что ребенок читает активно (вопросы и есть не что иное, как признак активности), посоветуйте ему прочесть текст до конца - быть может, в конце он и отыщет ответы на некоторые свои вопросы. А если не отыщет, то пусть попробует ответить сам, пусть «включит» свой интеллект, пусть работает над текстом. От такого чтения польза будет велика. Но уж если ребенок не справился сам, тогда можете ему помочь - натолкнуть на правильный ответ. Хорошо, когда ребенок не сомневается, что ответил сам, пусть и с вашей подачи.
В том случае, если ребенок прочитывает текст без видимого интереса и вопросов не задает, рекомендуется побуждать его задавать те или иные вопросы. А можно просто в подробностях обсудить текст, дать привлекательные комментарии к тексту. Тогда, если ребенок заинтересуется, вопросы у него появятся сами собой.
Стимулировать творческую составляющую ребенка
Не только в чтении, но и в любых других занятиях ребенка следует стимулировать и всячески поощрять элемент творчества. Последний трудно переценить, поскольку именно благодаря ему возможности ребенка многократно увеличиваются, а вместе с ними изменяется и отношение к человеку. Ведь человек с развитой творческой составляющей рано или поздно становится лидером и задает тон в искусствах науках и т. д., оставляет заметный след в том деле, которое делает, и пользуется в обществе заслуженными благами и уважением... Но развивать творческое начало в ребенке можно только в том деле, какое ребенку интересно; без интереса, захватывающего все мысли ребенка, не будет творчества. У вас представляется случай определить, к какому из дел, к какому роду деятельности ребенок более всего способен. Там, где он проявит более всего творческой активности, не исключено, и начинается исключительно его профессиональная стезя (о которой он, конечно, еще и не подозревает). Если ребенок проявляет выдумку и смекалку в подвижных играх, возможно, он впоследствии многого достигнет в спорте; если он строит из всего, из чего можно строить - из песка, камешков, кубиков, спичек и пр., — по всей вероятности в нем есть задатки строителя или архитектора; если он проявляет живейший интерес к рисованию и одним углем умеет изобразить на картоне нечто... например, зимний пейзаж, то у вас есть все основания выпестовывать в нем талант художника и т. д. Развивать в ребенке творческое начало - не значит навязывать ребенку свое мнение, подталкивать его к какому-то определенному решению. Формула отношений с ребенком здесь, пожалуй, должна быть такая: побольше слушать ребенка, поменьше говорить самому. Даже если ребенок ошибается, предоставьте ему возможность ошибиться; сделать так или иначе - ребенок должен решить сам. А уж результат можете оценивать вдвоем.
Алгоритм семейного чтения
1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги.
3. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день (работайте в паре).
4. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
5. После прочтения спросите у ребенка, понравилось ли ему произведение, чем?
6. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
7. Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга?
8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание детей младшего школьного возраста
Как обучать ребенка математике? Обучение чтению. Когда нужно начинать обучение малыша?