Процесс обучения чтению, математике и другим наукам
Обучение в системе Глена Домана строится по одному принципу. Нужно быстро показывать ребенку в течение дня карточки определенного размера с целыми словами и предложениями, точками от 1 до бесконечности, животными, планетами, историческими деятелями и т. п. и четко произносить названия изображаемого.
➠ Чем раньше начато такое обучение, тем лучше. «Годовалого ребенка учить легче, чем семилетнего», — утверждает автор. А на вопрос: «С какого же возраста следует обучение?» — отвечает: «С самого рождения!»
А не вредно ли ребенку рано читать? Американцы заметили, что множество детей начинает читать, запоминая слова на громадных рекламных щитах вдоль дорог. Может, это вредно и стоит запретить детям смотреть в окно, когда они едут в машине? А не вредно ли ребенку ползать? «Но для чего же тогда природа "снабдила" новорожденного сильным ползательным рефлексом?» — спрашивает Доман. Может, логичнее будет предположить, что вредно пеленать ребенка и не давать ему двигаться?
Обучение детей чтению
➠ Обучение чтению Доман считает наиважнейшей задачей. С помощью чтения ребенок может получать «в наследство знания другого человека, жившего в другой стране и лет за 100 до него» — так объясняет свою точку зрения о значении чтения в жизни человека Глен Доман. Научившись читать, малыш становится свободным, он уже не ограничен тем, что знают и дают ему родители.
Базовый принцип Домана: чтение — такая же естественная Функция мозга, как речь. А ведь ребенка не учат говорить в 6 лет. Можно только представить, как тяжело научить ребенка говорить в 6 лет! Почти немыслимо. Доман считает, что учителя, которые обучают чтению шестилетних, совершают настоящий педагогический подвиг. Ведь научить двух-, трехлет Пего ребенка гораздо легче.
Методика, по которой Доман предлагает учить ребенка читать, основывается на механическом запоминании слов, которые по многу раз в день показывают малышу. Со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы, по которым письмо передает устную речь.
Доман не начинает обучение детей с букв. «Читать буквы очень сложно, поскольку никто и никогда не ел, не ловил, не носил и не открывал «А». Зато каждый ел банан, ловил мяч, носил шапку и открывал книгу. Буквы, составляющие слово «мяч», являются абстракциями, зато сам мяч вполне конкретен, поэтому легче выучить слово «мяч», чем букву "М"». Это противоречит традиционному подходу, когда детей прежде знакомят с буквами, звуками и слогами, а только потом со словами и предложениями. Доман же утверждает, что мозгу, словно компьютеру, нужно дать набор сведений и фактов, а законы, которым они подчиняются, он откроет сам.
➠ Методика обучения чтения начинается со слов, разделенных на тематические группы. На втором этапе (после усвоения порядка 50 слов) малыш получает возможность видеть словосочетания (где он обнаруживает изменения окончаний), позже простые предложения, затем распространенные предложения.
Через несколько недель или месяцев с начала обучения чтению Доман добавляет энциклопедические занятия.
Программа построена идентично. Серии карточек включают знания из различных областей науки. Здесь даже неважно, что ребенок запомнит большое количество информации, ведь, покупая энциклопедию, ее тоже не прочитывают от корки до корки. Учась, малыш позволит расти своему мозгу, а также сможет анализировать объекты и, как настоящий ученый, делать выводы и находить закономерности. Сами «уроки» не занимают много времени, хотя и требуют организованности. Время тут исчисляется минутами: одну карточку следует показывать 1 секунду, и так по 10 штук 3 серии. Следовательно, даже при 20 подходах это займет всего 10 минут в день. Однако изготовление карточек — достаточно кропотливая работа. Ведь чтобы завершить, например, усвоение энциклопедических знаний и приступить к интеллектуальной программе, должно быть уже около 1000 карточек. Глен Доман говорит о том, что необязательно выполнять все полностью и, если родители дадут хоть какую-то часть материала, это будет гораздо лучше, чем ничего.
Энциклопедические занятия хорошо совмещать с чтением любимых книг. Значительно полезнее, если родители будут знакомить малыша с теми фактами, с которыми он так или иначе соприкасается в жизни или встречается с ними в сказках, песнях, играх. Например, читая русские народные сказки, можно подготовить серии карточек с животными и растениями, которые в них упоминаются, изображения предметов старинного быта (прялки, веретена, коромысла, лапти и т. д.). Если малыш любит перечитывать «Айболита», то это прекрасный повод рассказать ему об Африке, показать ее на географической карте, подготовить и рассмотреть вместе с малышом альбом «Животный мир Африки», в котором встретятся изображения животных, вылеченных доктором Айболитом.
Также малышу можно показывать карточки с предметами обихода, фруктами, овощами и растениями местности, в которой он живет. Не следует забывать домашних и диких животных, которых он может увидеть или о которых рассказывается в его книжках. Очень полезны карточки, изображающие Действия детей. Можно сделать серию карточек, на которых будут изображены люди различных профессий: маляр, шофер, Рыбак, врач, продавец, клоун и т. д. Все эти карточки будут расширять кругозор малыша и развивать его речь. Для удобства карточки можно вложить в фотоальбомы или папки с прозрачными кармашками — файлами, а картинки подписать крупными четкими буквами. Тогда малыш будет не только запоминать картинки, но и постепенно учиться читать.
Доман рекомендует показывать карточки очень быстро, не больше чем одну-две секунды: мозг маленького ребенка работает не совсем так, как у взрослого, и малыш словно «фотографирует» картинку, а затем в состоянии покоя обрабатывает полученную информацию. Очевидно, для детей первого — начала второго года жизни это действительно справедливо. Но 1,5—2-годовалый малыш обязательно сам даст понять родителям, что эта методика его уже не устраивает: начнет отбирать альбом, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы. Поэтому, занимаясь по любой методике, родителям необходимо прислушиваться к своему крохе, и тогда они обязательно поймут, как именно нужно с ним заниматься.
Расширение энциклопедических знаний у детей раннего возраста, пожалуй, самый сложный и спорный аспект системы Домана. С одной стороны, очень заманчиво научить совсем маленького ребенка истории и географии, биологии и искусствознанию. Но малышу мало знать те или иные факты. Ему надо уметь их анализировать и правильно в нужный момент ими воспользоваться. А для этого уже требуется определенный опыт и интеллектуальная зрелость.
Как обучать детей математике?
Свой подход у Глена Домана и к изучению математики.
Математику, по мнению Глена Домана, ребенок должен начинать познавать с количества предметов, а не со знаков (цифр), как это принято в традиционной педагогике. Хотя согласно традиционной педагогике малыша сначала нужно познакомить с понятием количества, и, только когда он будет иметь четкое представление, что такое 5 машин или 10 гусей, его можно знакомить с цифрами. Доман не показывает детям гусей и груши и даже не считает с ними яблоки и кошек, он демонстрирует карточки с точками. Принцип Домана: давать математику красными кружками, наклеенными на карточках, а не цифрой. Ребенок должен почувствовать реальное количество, а не абстрактный значок цифры.
Доман полагает, что, если регулярно и с достаточной интенсивностью показывать детям карточки, на которых будут нарисованы точки от одной до бесконечности, они научатся с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и это поможет им выполнять в уме арифметические действия с большими числами. По мнению Домана, ребенок при устном счете должен оперировать количеством, а не абстрактными знаками.
Возможно, это было бы и неплохо, но методика столь трудоемка, что воплотить ее в жизнь вряд ли представляется возможным. Но в одном Доман прав: малыш должен сначала очень хорошо понять, что такое количество, и, лишь когда он реально будет представлять себе, что такое 9 яблок или 6 собак, его можно знакомить с цифрами.
В математике малыш 2—4 лет может достичь результатов, которые впоследствии будут называть гениальными. А все потому, что, по мнению Домана, все дети гениальны с рождения и каждый кроха обладает умственным потенциалом ничуть не меньшим, чем у Леонардо да Винчи. «Мы пытались понять происхождение гения, — пишет Доман, — и вдруг поняли, что это «происхождение» заключено во временном отрезке от рождения и до 6 лет. Появление гения зависит от предоставленной ребенку возможности развиваться!»
➠ Педагогическая система Домана выступает против проверок знаний у ребенка. Малыш должен показывать, что он знает, быть победителем, а не побежденным, которому указывают на его ошибки и проблемы. Доман советует вам, родителям, воспитателям, чаще хвалить «своего маленького гения», создавать ситуацию успеха, говорить, что он делает все правильно! Ведь дети любят познавать, любят учиться, и чем младше они, тем больше их тяга к знаниям. Приглушить эту потребность, как считает Глен Доман, можно, проверяя и тестируя Детей для выяснения того, что они еще не знают.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие мозга и физическая активность малыша
Обучение детей дошкольников математике. Как учить детей математике? Легкая математика
Рецепт для воспитания гениев. Методика раннего развития Глена Домана
Как развивать любовь к чтению у детей начальной школы
Развитие хватательного рефлекса и вестибулярных навыков малыша