Конкурсы

Рецепт для воспитания гениев. Методика раннего развития Глена Домана

Рецепт для воспитания гениев. Методика раннего развития Глена Домана

ГЛЕН ДОМАН: «МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ ХОТЯТ НЕ ИГРАТЬ, А УЧИТЬСЯ »

Пожалуй, ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана. Кажется, среди тех, кто хоть раз слышал об этом человеке и его школе, нет равнодушных: или страстные и пылкие сторонники и верные последователи, или решительные противники. Так кто же он, Глен Доман: величайший учитель, открывший универсальный рецепт воспитания гениев, или просто автор сомнительной методики, вокруг которой развернулась бурная рекламная кампания?

Универсальный рецепт для воспитания гениев

Глен Доман — американский педиатр, врач-нейрохирург, основатель филадельфийского института Better Baby Institute (BBI), Института ускоренного развития ребенка, автор уникальной методики развития умственных способностей у детей раннего возраста. На первых этапах своей деятельности Глен Доман занимался лечением детей с серьезными травмами мозга, позже стал разрабатывать систему реабилитации детей, У которых были тяжелые поражения центральной нервной системы. С помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью.

Эти методики дали поразительные результаты. После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили.

«Приговоренные» дети быстро развивались и даже обгоняли своих здоровых сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения.

Выводы, к которым пришел его институт, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. Воздействие на зрение обездвиженных детей (их по специальной методике Домана учили читать) привело к тому, что такие дети постепенно, понемногу начинали двигаться. Ребенку демонстрировались карточки с крупно написанными словами, эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал считанные секунды, но таких уроков в день было несколько десятков. И многие из этих несчастных детей, неподвижных немых инвалидов, которых считали безнадежными, начинали переворачиваться, ползать, вставать, выучивались читать в 3—5 лет.

Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект.

➠ Доман своими исследованиями, работой доказывает, что мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, но учеба эффективна только в период роста мозга. Мозг человека активно растет до 7—7,5 года, интенсивнее всего это происходит в первые три года жизни. По Доману, именно в этот период жизни ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения.

Если грамотно организовать процесс обучения, то любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что ему предложат воспитатели родители. В этот период ребенка можно обучить очень многому — от иностранного языка до высшей математики. Исходя из этого свою систему он разработал для малышей от двух до четырех лет.

К началу 60-х годов XX в., благодаря результатам своей работы с умственно отсталыми детьми, Глен Доман решил внедрить эти методики и в работу с нормальными детьми. Его методики пользуются большой популярностью уже более пятидесяти лет, с 1964 года его книги издаются на разных языках. Методики Глена Домана используют родители в разных уголках планеты.

Рекомендуем посмотреть:

Как обучать ребенка математике? Обучение чтению. Когда нужно начинать обучение малыша?

Методика Глена Домана. Противоречия в методике Глена Домана

Современные методики раннего развития детей

Развитие хватательного рефлекса и вестибулярных навыков малыша

Развитие мозга и физическая активность малыша

Елена Владимировна Максимова # 18 мая 2016 в 11:29 0
В данной статье достаточно нейтрально рассказано о методике Г.Домана.
В соцсети я нашла много отзывов родителей, которые уверены, что их ребенок достиг определенного уровня развития благодаря методике Г.Домана. Однако также многие специалисты из области нейрофизиологии и психологии не подтверждают эффективность этой методики для раннего развития детей. Кто прав?
Известно, что Гленн Доман, американский врач-физиотерапевт, практиковал применение своих восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы, а затем часть из них порекомендовал в своих книгах для раннего развития здоровых детей. У нас наиболее известна его техника обучению чтения с помощью карточек с изображениями и надписями.
Методика Г.Домана включает в себя серьезный набор физических упражнений и интеллектуальных тренажеров, которые надо регулярно выполнять. Г.Доман утверждает, что, занимаясь физическими упражнениями с ребенком, родители, тем самым, стимулируют развитие интеллекта и соответственно, чем лучше физическое развитие, тем выше интеллектуальные способности детей. Его ученики говорят о том, что с некоторыми Нобелевскими лауреатами занимались по этой методике.
Противники же Г.Домана заявляют, что при использовании его методики ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребенок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Ребенка нагружают фактами, но не учат думать, использовать полученные знания. При этом страдает эмоциональное и когнитивное развитие, т. к. нельзя развивать только одну (в данном случае - зрительную) компоненту. Настораживает также факт, что Г.Доман являлся категорическим противником игрушек, считая, что на них только тратится драгоценное время ребенка и родителей.
А.Р. Лурия выделил 3 блока мозга: энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. В результате исследований, проведенных после открытия Лурия за последние полвека, установлено, что функциональные системы письма, чтения и счета регулируются работой второго и третьего блоков мозга. Следовательно, если мы обучаем ребенка в 1-3 года, когда сформирован только первый блок мозга, мы активизируем не готовые к обучению структуры (второй и третий блоки). В результате происходит неадекватная энергетическая работа блоков мозга, и начинает страдать вегетативная нервная система ребенка, эндокринная система и т.д. В сети есть интервью к. псих.н., доцента кафедры клинической психологии БГПУ А.А. Давидовича, который на вопрос «проводились ли исследования, позволяющие говорить о том, что у детей, которые обучаются, не имея функциональной готовности, нарушается фундаментальный блок регуляции уровня активности мозга», ответил, что «к соответствующим выводам пришли ученые на основе нейрофизиологических исследований».
Как педагог с достаточно большим стажем практической работы, я больше склонна прислушаться к голосам ведущих специалистов из области нейрофизиологии и психологии. А излишне восторженные родители, возможно, просто недооценивают интеллектуальные возможности своих детей, уровень развития которых был бы не хуже и без использования методики Г.Домана.