ГЛЕН ДОМАН: «МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ ХОТЯТ НЕ ИГРАТЬ, А УЧИТЬСЯ »
Пожалуй, ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана. Кажется, среди тех, кто хоть раз слышал об этом человеке и его школе, нет равнодушных: или страстные и пылкие сторонники и верные последователи, или решительные противники. Так кто же он, Глен Доман: величайший учитель, открывший универсальный рецепт воспитания гениев, или просто автор сомнительной методики, вокруг которой развернулась бурная рекламная кампания?
Универсальный рецепт для воспитания гениев
Глен Доман — американский педиатр, врач-нейрохирург, основатель филадельфийского института Better Baby Institute (BBI), Института ускоренного развития ребенка, автор уникальной методики развития умственных способностей у детей раннего возраста. На первых этапах своей деятельности Глен Доман занимался лечением детей с серьезными травмами мозга, позже стал разрабатывать систему реабилитации детей, У которых были тяжелые поражения центральной нервной системы. С помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью.
Эти методики дали поразительные результаты. После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили.
«Приговоренные» дети быстро развивались и даже обгоняли своих здоровых сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения.
Выводы, к которым пришел его институт, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. Воздействие на зрение обездвиженных детей (их по специальной методике Домана учили читать) привело к тому, что такие дети постепенно, понемногу начинали двигаться. Ребенку демонстрировались карточки с крупно написанными словами, эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал считанные секунды, но таких уроков в день было несколько десятков. И многие из этих несчастных детей, неподвижных немых инвалидов, которых считали безнадежными, начинали переворачиваться, ползать, вставать, выучивались читать в 3—5 лет.
Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект.
➠ Доман своими исследованиями, работой доказывает, что мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, но учеба эффективна только в период роста мозга. Мозг человека активно растет до 7—7,5 года, интенсивнее всего это происходит в первые три года жизни. По Доману, именно в этот период жизни ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения.
Если грамотно организовать процесс обучения, то любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что ему предложат воспитатели родители. В этот период ребенка можно обучить очень многому — от иностранного языка до высшей математики. Исходя из этого свою систему он разработал для малышей от двух до четырех лет.
К началу 60-х годов XX в., благодаря результатам своей работы с умственно отсталыми детьми, Глен Доман решил внедрить эти методики и в работу с нормальными детьми. Его методики пользуются большой популярностью уже более пятидесяти лет, с 1964 года его книги издаются на разных языках. Методики Глена Домана используют родители в разных уголках планеты.
Рекомендуем посмотреть:
Как обучать ребенка математике? Обучение чтению. Когда нужно начинать обучение малыша?
Методика Глена Домана. Противоречия в методике Глена Домана
Современные методики раннего развития детей
Развитие хватательного рефлекса и вестибулярных навыков малыша
Развитие мозга и физическая активность малыша