В дошкольном возрасте происходит интенсивное освоение ребёнком окружающего мира. Познание — целостный процесс, который обеспечивает маленькому человеку спокойную, уверенную и содержательную жизнь, наполненную открытиями. В процессе познавательного развития накапливаются представления об окружающем. Ребёнок систематизирует информацию посредством установления различных связей и зависимостей, активно развивается его мышление. Открытие мира — любимое занятие ребёнка-дошкольника.
Многогранный, сложный и длительный процесс познавательного развития начинается в раннем и дошкольном детстве. В этот период ребёнок наиболее остро реагирует на новое. Особая чувствительность детского организма, сенситивность, на которую указывают психологи, позволяет ребёнку в период дошкольного детства довольно быстро усваивать и перерабатывать огромный по объёму поток информации. Благодаря природной любознательности дошкольник исследует окружающее, постигает свойства и назначение предметов, пытается связывать разрозненные факты и явления в целостную картину мира.
Многими учёными подчёркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека. Это не означает, что необходимо вложить в голову ребёнка как можно больше сведений, разнообразной информации. Значительно важнее научить ребёнка применять свои знания в процессе восприятия окружающего, припоминать известное, пытаться увидеть знакомые свойства предметов, обнаруживать их новые проявления. Надо помочь ему находить наиболее адекватный путь решения познавательных задач, которые ставит перед ним жизнь. При этом необходимо научить дошкольника мыслить, развить в нём независимость суждений и оценок, подвести к установлению причинно-следственных связей, позволяющих осознанно воспринимать окружающее и расширять кругозор.
На всех этапах развития ребёнок воспринимает представления об окружающем, общаясь со взрослыми и детьми. Часто дошкольник не довольствуется готовыми знаниями, а стремится докопаться до истины, проявить самостоятельность. Как к этому относиться? Одобрять! Ребёнок интуитивно препятствует навязыванию готовых, а значит, не осознаваемых знаний, которые могут усвоиться только формально, а применять он их сможет лишь в знакомой ему ситуации. Именно поэтому необходимо всемерно поддерживать пытливость ребёнка, пробуждать его познавательный интерес и активность.
Кто же поддерживает, пробуждает и активизирует ребёнка в его познавательных порывах? Конечно, взрослые. И огромное значение в развивающем потенциале жизни ребёнка играет прежде всего его семья. Необходимо всем взрослым: родителям, старшему поколению семьи — бабушкам и дедушкам, воспитателям дошкольного учреждения совместными усилиями способствовать развитию мышления детей, создавать мотивацию к взаимодействию с окружающим, поддерживать интересы, формировать у дошкольников способность занять себя.
Способствуя познавательному развитию, важно помнить следующее:
• познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), которые совершенствуются на протяжении дошкольного детства, если создаются для этого условия;
• развитие познавательной активности и самостоятельности, соответствующих личностных качеств ребёнка осуществляется в разнообразных формах взаимодействия с ним взрослого;
• огромное значение в познавательном развитии имеет деятельность самого ребёнка (игровая, познавательно-исследовательская, конструктивная, продуктивная и др.);
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие сенсорной культуры, культуры познания и интеллектуальной активности обеспечивается в результате интеграции познания с различными содержаниями и видами деятельности ребёнка.
Как взрослые могут способствовать познавательному развитию дошкольника? Прежде всего необходимо поддерживать возникающий у ребёнка интерес к чему-либо. Не торопитесь давать ему готовые ответы, а терпеливо направляйте его на самостоятельный поиск решения, стимулируйте у него познавательные потребности, побуждайте к наблюдению, поощряйте любознательность, инициативу, внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и поощряйте его достижения. Казалось бы, простые педагогические истины. Но они требуют от родителей большого терпения, внимания, времени, любви, уважения интересов ребёнка и его права на ошибку, умения быть для него интересным партнёром.
Объективным показателем развития любознательности ребёнка становятся его вопросы познавательного характера к взрослому: кто это, что это, зачем, почему не похоже на..., как это действует..., что будет, если..., правда, что... и т. п. Родителям целесообразно понаблюдать, задаёт ли ребёнок познавательные вопросы, как часто, остаются ли они риторическими или ребёнок добивается ответа. Отвечать на вопросы малыша можно и нужно по-разному. Вариантов много. Самый популярный среди родителей вариант — кратко и доступно объяснить интересующие ребёнка факты. Например, названия дней недели, месяцев и сезонов, последовательность и условия роста растения, движение самолёта и поезда и др.
Но этот вариант не должен превалировать в познавательном общении. Можно похвалить ребёнка за интересный вопрос, предложить ему попробовать ответить самостоятельно («А ты как думаешь?») и указать возможные (адекватные возрасту) пути познания. Например, вместе с малышом понаблюдать за природными явлениями (постепенно меняется окраска осенних листьев, оголяются ветки деревьев, осенью раньше начинает темнеть, перед дождём небо покрывается тёмными тучами, закрывающими солнце), за животными (белка прячет орешек в листву, кошка умывается, собака настораживает уши, услыхав малейший шорох, петушок созывает кур отведать найденное зёрнышко), за работой техники, изменениями свойств предмета. В более старшем возрасте (ближе к пяти годам) откройте ребёнку мир познавательной литературы, познавательных фильмов и телепередач.
Иногда в поисках ответов на вопросы потребуются специально созданные условия — проведение опыта или эксперимента, чтобы ускорить наблюдаемые процессы. Взрослый должен не только позаботиться о безопасности, но и объяснить ребёнку правила взаимодействия с материалами, предметами, объектами окружающего, предостеречь от неверных действий. Например, на вопрос ребёнка, почему нельзя лизать снег и сосульки, можно предложить ему провести эксперимент со снегом (льдом) и самому ответить на вопрос. Для этого на прогулке надо выбрать внешне наиболее чистый снег, зафиксировать на этом внимание ребёнка, описать наблюдаемое словами: снег искрится, кажется абсолютно белым. Принести снег домой, выложить его в глубокую тарелку и поставить в тёплое место. Когда снег растает окончательно, рассмотреть получившуюся воду, обратить внимание ребёнка на появившийся в ней грязный осадок. Помочь ребёнку сделать вывод, ответив на вопрос, почему же не следует лизать снег (лёд), хотя он кажется таким белым и чистым.
Внимательное отношение родителей к вопросам детей позволит направлять и обогащать их познавательное развитие. Если у ребёнка не появляются готовые вопросы или не возникает интерес к примечательным фактам, то взрослый может тактично заинтересовывать его, поставив проблемные вопросы. Например, сравнить цвет проросших перьев репчатого лука, который хранился в закрытом от солнца месте и в освещённом помещении. Взрослый может помочь увидеть изменение свойств объекта, установить причину и следствие, сделать выводы. Перенести полученные представления на другие ситуации: в лесу обратить внимание на цвет травы под поваленным деревом.
Приведённые примеры показывают, что нужна активная познавательная деятельность самого ребёнка, чтобы найти ответы на возникшие вопросы. Тогда у ребёнка появляются суждения, отражающие накопленный опыт, обостряется восприятие окружающего, появляется стремление к его осознанию, собственному истолкованию.
Процесс познавательного развития необходимо постоянно поддерживать. Угасание интереса ребёнка к окружающему приводит к умственной пассивности, безразличию, сужению кругозора, что в дальнейшем может негативно сказываться на школьных успехах.
В семейном воспитании заложен большой потенциал для познавательного развития дошкольника. Главное, чтобы родители понимали важность своей миссии, стремились использовать разнообразные ситуации общения и события жизни семьи, включались в совместную познавательную деятельность, создавали условия для обогащения представлений, развития мышления и усвоения способов познания окружающего. Жизнь сама подсказывает ситуации, которые можно использовать для познавательного развития ребёнка. В первую очередь к подобным ситуациям относятся игры. Игра, называемая педагогами сюжетно-ролевой, когда дети творчески отображают впечатления от окружающего, проигрывая различные социальные роли — врача, парикмахера, мамы, дочки, продавца, шофёра, учителя, моряка, — наиболее доступное и любимое детское занятие как в семье, так и в детском саду. Содержание таких игр отражает направленность детского познания.
Через игру дети расширяют представления о предметах и их свойствах, материалах, осваивают общественно закреплённые способы использования предметов, осознают их назначение, постигают целесообразность действий с ними. В играх моделируются взаимодействия и отношения людей, наполняются понятным ребёнку содержанием общественные и трудовые функции взрослых. Отражение общественных событий и явлений формирует интерес ребёнка к миру взрослых, расширяет кругозор дошкольника. В игре развиваются фантазия, воображение, появляется планирующая функция, совершенствуется речь, отражаются и формируются познавательные интересы.
Основное содержание сюжетно-ролевых игр дошкольников с возрастом усложняется, так как обогащаются их представления об окружающем. В младшем возрасте дети отображают свои первоначальные представления об общественной жизни и событиях, наблюдаемых в семье. Например, «мама» покормила дочку, уложила в постельку, отправилась в магазин покупать продукты, затем принялась за приготовление обеда; рассуждает, что суп надо посолить, а в компот добавить сахарного песка. «Папа» чинит машину, определяет и называет неисправности и с серьёзным видом торопится в магазин, чтобы помочь «маме» отвезти домой тяжёлые сумки.
Играя в такую популярную среди младших дошкольников игру, как дочки-матери, на самом деле ребёнок незаметно для себя закрепляет и систематизирует представления о конкретных объектах окружающего мира: предметах мебели, посуды, постельных принадлежностях, овощах, фруктах, устанавливает последовательность событий, совершенствует ориентировку в пространстве, усваивает количественные отношения, познаёт свойства предметов, соотнося их по величине, цвету, форме и пр.
Постепенно ребёнок начинает осваивать представления о действиях взрослого с предметами, когда проигрывает роли: повар или мама варит обед, доктор лечит пациента, парикмахер стрижёт или причёсывает клиента, шофёр ведёт машину — ребёнок имитирует характерные действия.
В старшем дошкольном возрасте в содержании игры постепенно перемещаются акценты: от действий человека с предметами на взаимодействия людей друг с другом.
Закрепляемые в игре представления расширяют кругозор ребёнка. Именно поэтому важно внимание родителей к сюжетно-ролевым играм. Рассказывая ребёнку о разных объектах окружающей действительности, их свойствах и назначении, взрослый заинтересовывает ребёнка, побуждает использовать новые впечатления в игре.
Важно, чтобы не только обогащался сюжет любимых игр, но и расширялась их тематика. После посещения цирка или театра ребёнок обязательно некоторое время будет играть в дрессировщика или артиста, рассаживая кукол и плюшевых зверушек в ряд, показывать им представление. Посещение с ребёнком поликлиники, мастерской, ателье, магазина, парка, бассейна, кафе, аэропорта необходимо сопровождать обсуждением увиденного и рассказом, расширяющим представления ребёнка. И чем богаче будут сформированные представления, тем интереснее и увлекательнее будут сюжеты игр ребёнка.
Игра с правилами представляет собой другую, но не менее важную разновидность детских игр. Правила, которые принимает или устанавливает сам ребёнок, направляют или ограничивают его действия. Выполнение игровых правил требует от ребёнка осуществления умственных операций, направленных на сравнение, выявление отличий (выделение), классификации, обобщения, что даёт развивающий эффект и расширяет поле применения усвоенного содержания. Использование игр с правилами позволяет уточнять и закреплять представление детей об окружающем, систематизировать знания, классифицировать представления, выстраивать их в систему.
Чаще всего дошкольники довольно легко воспринимают условность ситуации и ревностно следят за выполнением правил всеми участниками игры, хотя подчинение своих действий правилам, постоянное удерживание их в памяти требует от ребёнка определённых волевых усилий. Это свойство делает игру с правилами важным средством воспитания ребёнка.
Игры с правилами разнообразны по своему назначению и содержанию: это пирамидки, вкладыши, лото, домино, мозаики, пазлы, разрезные и парные картинки и др. Главная особенность этих игр — обучающая задача скрывается за игровым правилом. Поэтому важно, чтобы игра была лишена формализма: бесцельного перемещения карточек, использования однотипного варианта вопросов или бездумных ответов, потери контроля со стороны играющих за правилами и содержанием игры, манипулирования не по назначению наглядными материалами игры и др.
Чтобы привлечь внимание ребёнка к познавательному содержанию игры и её результатам, на первоначальном этапе понадобится помощь взрослого: рассказать правила игры, рассмотреть атрибуты (картинки, игровое поле, игрушки, предметы и т. д.), установить последовательность игровых действий, поддержать интерес к игре, порадоваться успеху или помочь достойно пережить проигрыш.
По мере освоения ребёнком процесса игры с правилами помощь взрослого сокращается. Более того, не следует взрослому постоянно руководить игрой, делая ребёнка беспомощным участником игрового действия. Целесообразно постепенно расширять и стимулировать самостоятельность и инициативу ребёнка в игре, устанавливая традицию выполнения роли ведущего поочерёдно со взрослым или между другими играющими в семье.
Наивысший воспитательный результат родителей — когда ребёнок проявляет интерес к игре совместно с разными участниками, быстро осваивает правила, может предложить их изменение, контролирует игровые действия, предлагает оригинальные задания, справедливо оценивает ответы и действия партнёров, не допускает скрытого нарушения правил в собственном игровом поведении. Тем не менее внимание родителей к играм с правилами позволит регулировать процесс, развивающий ребёнка.
Известно, что внимание дошкольников ослабевает даже к интересным занятиям и любимым игрушкам, если появляется элемент рутинности. На этот счёт в педагогике существует несколько приёмов. Необходимо выбирать игры, которые соответствуют уровню познавательного развития. Они не должны быть слишком лёгкими, примитивными для детей. Но и излишне трудные, непосильные игры быстро становятся неинтересными для дошкольников.
Усложнение игры должно идти вслед за развитием ребёнка, постепенно. Оно выражается в повышении количества и сложности игровых правил, изменении темпа игры, сокращении времени на обдумывание или выполнение игрового действия. Сменяемость игрового материала или добавление новых атрибутов оживляет игру. Иногда целесообразно на время убрать из обихода игру, к которой заметно угас интерес. Через некоторое время встреча со знакомой игрой будет для ребёнка радостной, а интерес и успешность в игре будут сопровождаться положительным эмоциональным подъёмом.
Важное значение в познавательном развитии ребёнка играют незаметные на первый взгляд формы — рассматривание и наблюдение. Однако родителям, внимательно наблюдающим за своим ребёнком, хорошо известно состояние дошкольника, когда он безмолвно, зачарованно смотрит на какой-либо предмет или живой объект. Кажется, ничего важнее в эту минуту для ребёнка нет. Это первоначальная реакция на новизну. Яркое, необычное, броское, непонятное привлекает ребёнка. Созерцая новое, ребёнок накапливает впечатления. Дети могут неоднократно возвращаться к самостоятельному рассматриванию или привлекать сверстников. При этом они обмениваются впечатлениями, заражают друг друга эмоциональным восприятием.
Чаще всего спонтанное рассматривание поверхностно, однако оно формирует первоначальный интерес к окружающему и стремление занять себя. Взрослым важно поддержать такой интерес, полюбоваться вместе с ребёнком тем, что его поразило, сопровождая рассматривание предмета короткими, без излишнего назидания, репликами.
Для познавательного развития наиболее важным становится целенаправленное, подготовленное взрослым рассматривание и наблюдение. Это может быть рассматривание картин, иллюстраций, предметных картинок, рисунков, слайдов, видеофильмов, схем и пр. Оно помогает осмысливанию ребёнком наглядных образов знакомых и незнакомых предметов, обогащает представления о событиях, явлениях, предметах, которые дети не могут непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях (животные разных стран, исторические события, труд взрослых и др.).
Целенаправленное наблюдение помогает ребёнку проследить сезонные изменения в природе; поведение домашних животных (зверей, птиц или рыбок); свойства воды при колебании её температуры (вода, лёд, пар), при добавлении примесей; эффект солнечного зайчика, движения воздуха и многое другое. Нередко дети обнаруживают происходящие с объектом или явлением изменения, не зафиксированные ранее их вниманием нюансы, детали и пр. Они получают эмоциональное и эстетическое удовлетворение. Именно после таких наблюдений у ребёнка возникают вопросы, удерживается желание к повторному наблюдению.
Наблюдение принесёт развивающий эффект, если родители направляют восприятие ребёнка, с помощью вопросов акцентируют его внимание на различных признаках предмета, побуждают к сравнению объектов, обнаружению скрытых свойств. Важным является создание непринуждённой обстановки, ориентировка на интерес ребёнка к воспринимаемому предмету.
Содержание наблюдений меняется в зависимости от возрастных интересов детей. Сначала содержательной основой наблюдения становятся предметы ближайшего окружения: кухонная посуда и продукты, бытовая техника (холодильник, пылесос, стиральная машина, мясорубка, соковыжималка, фен и др.), электроинструменты (дрель, электрорубанок, электропила, швейная машинка и др.). Современного ребёнка привлекает также электронная техника (телевизор, компьютер, видеомагнитофон), обслуживающие предметы-орудия (авторучка, скотч, швейная иголка с ниткой и пр.). Затем наблюдение переносится за пределы помещения квартиры, на игровую площадку, в сквер, парк, к зданию магазина, поликлиники, к памятнику, к остановкам общественного транспорта и др.
Мотивированное и организованное взрослым наблюдение позволяет ребёнку проявить активность, высказать свои впечатления, обнаружить знакомые свойства, сравнить с другими предметами, найти сходство и различия, установить взаимосвязи с другими объектами, сделать выводы, обобщения. Такое подготовленное взрослым рассматривание и наблюдение способствуют в целом развитию мышления, обогащают речь и воображение, расширяют кругозор, позитивно влияют на развитие любознательности ребёнка.
Поисковая деятельность дошкольника может быть организована взрослым и в форме экспериментирования.
Оно направлено на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Без экспериментирования ребёнку самостоятельно не удастся обнаружить в окружающем некоторые процессы, а если и посчастливится быть свидетелем некоторых эффектов (радуга, солнечные часы, действие магнита, полнолуние и др.), он не сможет верно их истолковать.
Природная тяга к экспериментированию связана с познавательной активностью малыша. Случайные действия ребёнка могут вызвать необычное явление или изменение свойств знакомого объекта. Так у ребёнка возникает интерес к происходящему, а затем потребность перенести знакомые действия на другие предметы и в другие ситуации с целью получения ожидаемого эффекта.
Экспериментирование, которое ребёнок проводит самостоятельно, не должно оставаться бесконтрольным. Взрослый должен обеспечить безопасность его жизнедеятельности и позаботиться о том, чтобы не был нанесён вред живым объектам и предметному окружению. Целесообразно родителям быть инициаторами организации опытов, экспериментов, привлекать внимание детей к предметам, с которыми можно выполнить простые опыты и наглядно понаблюдать за результатами. При этом важно, находясь рядом и комментируя происходящее или предвосхищая ожидаемый эффект, предоставлять ребёнку некую свободу в проведении необходимых действий.
Родители, будучи равноправными участниками экспериментирования, а не строгими контролёрами, вызывают большее доверие у детей и стремление к сотрудничеству. Подвести ребёнка к самостоятельному выводу, научить сравнивать факты и наблюдения важнее, чем давать готовые ответы. Полезно повторить выполненный опыт, чтобы дети исключили случайность полученного результата и убедились в правильности выводов.
Метод проб и ошибок, пробное манипулирование предметом, практические действия с ним и попытка изменить его свойства способствуют накоплению опыта поисковой деятельности. Ребёнок может подтвердить свои предположения, увидеть новые возможности в уже знакомом, подыскать новый вариант использования имеющихся знаний. Именно успешность поисковых действий, опыт, который дети приобретают, позволяет им оригинально подходить к решению задач, самостоятельно обнаруживать возможности материла. Родителям важно проявить терпение, предоставить ребёнку возможность самому отыскать способ, который приведёт его к успешному результату, освободить ребёнка от внешней установки. Необходимо избегать прямых указаний или выполнения за ребёнка необходимых действий. Родители должны косвенно направлять ход поиска, а при тупиковом варианте поддерживать активность и самостоятельность ребёнка, создавать ситуации выбора средств и способов их решения.
Содержание исследовательской деятельности должно охватывать многообразие тематики и учитывать актуальные интересы детей. Например, можно предложить ребёнку установить, в каком случае отрезки ленточки будут длиннее: если разрезать её на 4 или на 7 частей? Кто оказался прав — тот, кто утверждал, что булочная слева от аптеки, или тот, кто говорил, что она справа от овощного магазина, а может быть, тот, кто считал, что булочная между аптекой и овощным магазином?
Словесный путь познания окружающего в дошкольном возрасте наряду с другими очень важен для развития ребёнка. Беседа, доверительный разговор, рассказ взрослого, комментарии, объяснения, чтение и обсуждение художественной и познавательной литературы, общение по поводу увиденного мультфильма или сюжета по телевидению — все эти средства родители должны широко использовать, если они заботятся о своевременном продвижении ребёнка. В процессе бесед расширяются, уточняются и систематизируются представления ребёнка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется его личный опыт.
Содержание беседы обычно определяется интересом ребёнка или тем, к чему родители хотели бы привлечь его внимание. Она должна носить непринуждённый характер, без дисциплинарных замечаний и назидательного тона. Важнее всего родителям ориентироваться на пытливость ребёнка, пытаться повысить его интерес к обсуждаемому, вовремя перевести разговор на другую тему. В противном случае навязанная взрослым продолжительная беседа, к содержанию которой у ребёнка истощился интерес, может его насторожить, потому что он будет ожидать от такого общения только скучных рассуждений или унылого монолога взрослого.
Беседа должна превратиться в непринуждённый диалог взрослого с ребёнком, при котором уместны вопросы друг к другу. Ребёнку необходимо предоставить возможность высказывать свои суждения. Взрослый сообщает дополнительные сведения, раскрывает назначение предмета, вместе с ребёнком описывает характерные качества или проявления, что приводит к получению разностороннего «портрета» обсуждаемого предмета или явления.
Необходимо разъяснять ребёнку прочитанное, рассматривать иллюстрации, чертежи, схемы. Полезно вместе с малышом сделать макет, зарисовки, подобрать картинки.
Всё это способствует оживлению сложившихся впечатлений, даёт импульс для развития творчества, обогащает чувства детей. Беседы могут быть связаны с историческими или повседневными событиями, с окружающей живой и неживой природой, бытом детей, назначением предметов, с которыми дети сталкиваются ежедневно, с трудом взрослых. Необходимо при этом опираться на имеющийся опыт детей, определить круг обсуждаемого, доступного для их понимания. Родителям следует знать, что беседа требует от ребёнка определённого напряжения, сосредоточенности, умения управлять своим поведением, работы мысли. Через содержание беседы формируется отношение к событиям, о которых идёт речь, развиваются доброжелательные чувства и познавательный интерес.
Особое значение имеют ситуативные беседы, которые происходят в повседневной жизни или в процессе рассматривания, наблюдения, экспериментирования и пр. Их спонтанность определяется сиюминутным интересом детей к какой-либо стороне действительности или случайно появившейся возможностью сконцентрировать внимание ребёнка на особенности предмета или явления. С помощью вопросов взрослый нацеливает ребёнка на обсуждение возникшей познавательной ситуации.
Интересным для дошкольника является конструирование из различного материала (строительного, «лего», бумаги и пр.). В конструировании заложено и познавательное начало. Ребёнок познаёт форму, величину, цвет, .пространственные отношения, отражает свои впечатления об окружающем предметном мире, действенным путём осваивает свойства материалов, пытается их учитывать при создании конструктивного образа.
Конструируя по замыслу, ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации, что развивает умение планировать, важное при подготовке ребёнка к школьному обучению.
Чтобы конструирование не только позволяло занять ребёнка делом, но и несло развивающий эффект, необходима помощь родителей. На разных этапах освоения конструктивной деятельности помощь должна быть разной. Сначала надо организовать знакомство с материалами. Данный этап несёт в себе элементы детского экспериментирования. Например, ребёнку предлагается познакомиться с разнообразием бумаги: с внешними признаками (цвет, фактура, толщина и пр.) и свойствами (мнётся, рвётся, мокнет и пр.). В соответствии с выявленными особенностями той или иной бумаги начинаем подводить ребёнка к способам работы с ней (сгибание, склеивание, вырезание и пр.).
Следующий шаг — действие ребёнка по образцу, который задаёт взрослый. Например, строим домики для трёх поросят. Первый домик строит взрослый (прямой показ), второй домик — взрослый вместе с ребёнком, третий — ребёнок строит самостоятельно.
Конструктивные задачи надо постепенно усложнять, и за действиями по образцу следует вводить конструирование по условиям. Например, условия: построй домик такой же (как для поросят), но выше (шире). От конструирования по условиям ребёнок переходит к творческому этапу. Именно здесь малыш строит самостоятельно (построй любой домик), открывая простор своему воображению. Так развиваются конструктивное творчество, воображение и поддерживается интерес к конструированию. На всех этапах конструирования родителям следует быть рядом с ребёнком, для того чтобы посоветовать рациональные (вариативные) приёмы и способы работы, поощрять инициативу и прилежание ребёнка.
Конструирование из бумаги (кроме оригами) и природного материала относится к художественному конструированию. Не всегда родители владеют способами художественного конструирования, однако в их силах поддержать интерес детей к этой деятельности, создать условия в семье для воплощения детьми замыслов, воспроизведения того, что ребёнок мастерил в детском саду. Важно вместе с детьми иметь дома наборы бумаги (обёртки от праздничного букета, фантики, упаковочный материал, гофрированная и другие сорта бумаги) и природного материала (осенние листья и солома, шишки, жёлуди, семена растений, скорлупа от яиц и орехов, мелкая галька, веточки, корешки и др.).
Наилучшим стимулом для художественного конструирования станет изготовление поделок в подарок родным, к праздникам (ёлочные игрушки, украшения комнаты — гирлянды, фонарики, флажки, фигурки животных, открытки и др.). Родители тоже могут принять в этом участие, организуя совместную с детьми «мастерскую».
Важным для ребёнка становится использование результатов технического и художественного конструирования в игровой деятельности и в повседневной жизни. «Обыгрывание» построек для кукольного уголка или технической станции из строительного материала, создание сувениров и игрушек из бумаги и природного материала удовлетворяют потребность ребёнка в творчестве.
Познавательное развитие нуждается в постоянном расширении границ окружающей действительности. Несомненную пользу могут принести родители для развития своего ребёнка, организуя кратковременные и продолжительные экскурсии. Их тематика и дальность (отдалённость) связаны с возрастными особенностями детей.
Во время экскурсии родители могут знакомить ребёнка с природными, культурными объектами, повадками животных, процессом труда взрослых, рукотворным миром. Например, экскурсии в лесопарк позволят наблюдать, как белочка прячет орешки в листву, как слетаются к кормушке птицы, спорят из-за понравившегося кусочка хлеба, как набухают весной почки и появляются молодые листочки, а осенью земля покрывается разноцветным ковром из опавших листьев. Поход в зимний лес позволит ребёнку увидеть живописные сугробы, огромные комья снега на ветвях ёлок, сравнить строение ветвей разных пород деревьев, сбросивших листву, «прочитать» следы птиц и животных на снегу. Во время экскурсии в музей или на выставку ребёнок узнает много новой информации и у него пробудится интерес к вещам, о существовании которых он раньше не задумывался.
Важно, чтобы родители осознавали развивающие возможности экскурсий, стремились привлечь внимание ребёнка к объектам, с помощью вопросов и рассуждений подвели ребёнка к установлению причинно-следственной зависимости между объектами и явлениями.
Поддержанию интереса к наблюдаемым объектам служит художественная деятельность детей с материалами, собранными во время экскурсии, а также рисунки, отражающие впечатление об окружающем. Они побуждают детей к обмену впечатлениями, припоминанию, словесному истолкованию наблюдаемых событий и явлений, что в значительной степени расширяет кругозор детей.
Удивительная особенность познавательного развития дошкольника — в том, что он впитывает представления об окружающем в самых разнообразных ситуациях, даже в тех, которые, казалось бы, специально предназначены для другого, — в семейных праздниках. Семейные торжества взрослых и специально организованные детские праздники имеют свою специфику. Однако те и другие важны для ребёнка как в социально-эмоциональном плане, так и в познавательном. Родителям следует продумывать подготовку ребёнка и его участие в торжествах взрослых.
Каждое такое мероприятие целесообразно сопроводить предварительным, интересным для детей разговором о том, чему посвящена семейная встреча родственников (дню рождения бабушки, папы, брата, дню рождения их семьи — свадьбы родителей, празднованию календарного праздника или грустному поводу — дню памяти ушедших родственников). Ребёнка знакомят с традициями семьи, рассказывают об имениннике, о его достижениях и т. д.
Изготавливают вместе с ребёнком сувенир или продумывают выступление. Обсуждают с ним поведение за общим столом, занятия вне стола, когда взрослые ещё продолжают трапезу. Взрослым необходимо предусмотреть игрушки для игры или материалы для поделок и рукоделия. Если на семейном торжестве планируется присутствие нескольких детей дошкольного возраста, взрослым необходимо продумать, как их можно занять. Для этого случая подойдут спокойные настольные и словесные игры, головоломки, конструирование из бумаги и природного материала.
Детские праздники, кроме угощения, должны обязательно содержать развлекательную часть. В зависимости от возраста и интересов детей продумывается программа праздника. Это могут быть костюмированные игры, загадывание загадок и поиск ответа, при котором подсказкой служат разложенные предметы или картинки, чтение стихотворений о предметах, «скрытых» в загадках, поиск спрятанного сюрприза в групповой комнате.
На детских праздниках в семье можно использовать викторины и конкурсы, соревнования на смекалку и ловкость. Родители заранее подготавливают вопросы для викторины, звуковые сигналы, наглядный материал и необходимые атрибуты, сувениры для победителей в разных номинациях (на всех участников торжества). Порядок проведения викторины вырабатывается в совместном обсуждении с детьми: очерёдность ответов, правила выбывания, размещение ведущего и играющих, «стоимость» правильного и быстрого ответа и др. Викторина продолжается до тех пор, пока у детей сохраняется к ней интерес. Подведение итогов может проходить по разным номинациям, включая участников игры и всех присутствующих.
Конкурсы предполагают состязания в выполнении каверзных заданий, припоминании стихов и считалок на определённую тему, в поиске различий на картинках, в прохождении лабиринтов, составлении пазлов, игре в шашки и уголки и т. п. Радость достижений и ощущение удачи поддерживают хороший эмоциональный фон. Такие переживания поднимают жизненный тонус ребёнка, создают бодрое настроение. Главным становится совместная неформальная деятельность детей и взрослых, проявление детской самостоятельности.
Родители и организаторы детского праздника должны заранее определить примерную продолжительность семейного мероприятия и известить об этом детей и их родителей. Взрослым важно понимать, что на празднике дети находятся в приподнятом настроении, на эмоциональном подъёме, поэтому необходимо найти в общении с ними непринуждённый тон и не проявлять излишней поучительности.
Особое место в познавательном развитии ребёнка занимает коллекционирование различных предметов, которые значимы только для него. Коллекционирование способствует процессу систематизации информации об окружающем мире; формированию, развитию и поддержанию индивидуальных познавательных предпочтений детей; развитию мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация и пр.); развитию общения (ребёнок готов содержательно общаться по поводу своих коллекций как со взрослым, так и со сверстниками).
Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными предпочтениями и интересами ребёнка и меняется вместе с его ростом и развитием.
В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) у детей наблюдается чистое «собирательство». Причём если сравнить между собой «сокровищницы» малышей трёх лет, то в них сложно обнаружить индивидуальные различия. При этом хорошо просматривается половая принадлежность (мальчики собирают детальки, машинки и пр.; девочки — заколки, тряпочки, пузырёчки и пр.).
В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) объекты собирательства начинают концентрироваться вокруг интересующей ребёнка темы, что связано с зарождением первых индивидуальных познавательных предпочтений и интересов детей. К подобным проявлениям следует относиться бережно и с пониманием. Бережно — потому что не у каждого ребёнка в этом возрасте ярко проявляются тематические копилки-коллекции. С пониманием — потому что в силу неустойчивости познавательных потребностей ребёнка (что является нормой в данном возрасте) интерес к теме коллекции часто быстро угасает.
В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) индивидуальные познавательные интересы детей становятся более устойчивыми, и их собирательство начинает приобретать вид коллекционирования, то есть выявления, сбора, изучения и систематизации интересующих объектов.
Надо отметить, что многие дети редко собирают что-то одно (марки, фантики и пр.). Чаще они коллекционируют разнородные, но аналогичные по теме материалы. Например, тема «Динозавры» — это могут быть картинки с их изображением, пазлы, игрушки, книги и даже мультфильмы соответствующего содержания.
Проявления детского коллекционирования необходимо поддерживать в семье. Близкие имеют огромные возможности (в отличие от детского сада) максимально учесть индивидуальность ребёнка и создать благоприятные условия для развития его познавательных интересов.
Как обеспечить безопасность ребенка дома до 3 лет
Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста
Нет комментариев. Ваш будет первым!