В дошкольном возрасте дети ищут выразительные средства не только в своей собственной деятельности. В процессе восприятия произведений изобразительного искусства они овладевают выразительными средствами различных художественных направлений. Для этого в каждой семье, заинтересованной в том, чтобы развивалось детское изобразительное творчество, в распоряжении ребёнка должны находиться:
1. Подлинные произведения народного, декоративно-прикладного искусства:
• для детей младшего дошкольного возраста — 2—3 вида народных игрушек, с которыми дети могли бы действовать (богородская игрушка, семёновские и другие матрёшки, городецкая резная игрушка (лошадки) и т. п.);
• для детей среднего и старшего дошкольного возраста подбираются 3—4 вида произведений народного искусства, в процессе восприятия которых дети могли бы почувствовать пластику формы, связь назначения предмета и его украшения, познакомиться с разнообразными элементами узора, колоритом, композицией. С этой целью могут использоваться: дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т. п. При этом желательно, чтобы детей в первую очередь знакомили с творчеством тех народных мастеров, которые живут в данном регионе, городе, посёлке. Практическую помощь в работе по знакомству детей с народным искусством окажет педагогам учебно-наглядное пособие А. А. Грибовской «Детям о народном искусстве» (М.: Просвещение, 2001).
2. Репродукции с произведений живописи, книжная графика.
С этой целью родители могут использовать любые высокохудожественные произведения книжной графики и репродукции, содержание которых понятно детям и вызывает у них эмоциональный отклик.
При проведении этой работы желательно рассказать ребёнку о том, что картинки в книгах рисуют художники- иллюстраторы. Можно предложить малышу сравнить две книги — с картинками и без них, а затем подвести к пониманию значимости иллюстраций.
Эффективным приёмом для развития восприятия ребёнка является рассматривание иллюстраций двух-трёх художников к одной и той же сказке. Взрослый обращает его внимание на то, как по-разному художники изображают одних и тех же героев.
Начиная с 4-5 лет можно предложить ребёнку для рассматривания иллюстрации, в которых художники передают не реальный, а вымышленный мир сказочных персонажей. Например, иллюстрацию Ю. Васнецова к сказке В. Бианки «Лис и мышонок», на которой изображён дом (спальня) мышонка, или любые другие.
Можно также предложить ребёнку рассмотреть две-три иллюстрации с изображением сказочных домиков, выбрать тот, который больше всего понравился, и понарошку «войти» в него. Попросите ребёнка рассказать о том, что он там увидел, как его «принимали».
С детьми старшего дошкольного возраста можно рассматривать иллюстрации, в которых художники передают определённое настроение. Предложите ребёнку рассмотреть иллюстрации, в которых с помощью различных средств выразительности передано определённое настроение (радость, грусть, страх и т. д.). Но при этом надо обязательно поинтересоваться тем, почувствовал ребёнок это настроение или нет. («Как ты считаешь, эта картина весёлая или грустная?»)
Спросите у ребёнка, как ему удалось узнать о настроении, чувствах героев той или иной иллюстрации. Попытайтесь подвести малыша к пониманию того, что разные эмоциональные состояния художники передают не только благодаря выражению лица. Цветом, колоритом художественного произведения можно показать страх и радость, вызвать чувство тревоги и ощущение счастья и т. д.
При восприятии произведений книжной графики особое внимание следует уделить контрасту как средству выразительности, которое использует художник. Например, изображая девочку Машу в лесу, художник Ю. Васнецов нарисовал её очень маленькой среди огромных, могучих деревьев. И этот контраст вызывает у нас чувство тревоги.
Эффективны для развития эстетического восприятия детей и иллюстрации, на которых изображены сцены, позволяющие думать о какой-то тайне и по-разному толковать изображённые там события (рисунки В. Лебедева к сказке С. Маршака «Тихая сказка», Ю. Васнецова к сказке «Гуси-лебеди» и др.). При этом ребёнок может рассматривать такого рода иллюстрации независимо от того, знакомы ему эти художественные произведения или нет. Главное, чтобы предложенная иллюстрация или репродукция вызывала у малыша эмоциональный отклик на происходящие события и создавала вокруг них атмосферу таинственности. Особое значение для развития эстетического восприятия ребёнка и последующего обучения его рисованию имеет природа.
Как обеспечить безопасность ребенка дома до 3 лет
Как определить ребёнок левша или правша?
Нет комментариев. Ваш будет первым!