Вопросы взаимодействия полов очень важны. Они определяют место индивида в системе половых ролей. Кроме этого, ясно видна социальная опосредованность этих ролей. Место мужчины и женщины в системе общественных отношений формируют культуру потребления, если можно так выразиться, противоположного пола. В отношениях полов можно выделить две составляющие — биологическую и социальную. Биологическая выражается в совокупности анатомо-биологических особенностей индивида. Во многом, эта доминанта в половом портрете ребенка начинается еще во время оплодотворения и, проходя ряд эволюционных изменений, определяет будущую генетическую программу каждого индивида. Законы этого становления объективны и реализуются без активного воспитательного участия человека. Социальные аспекты половой принадлежности ребенка формируются, прежде всего, в семье, а уж затем в школе и «на улице».
Осознание ребенком принадлежности к определенному полу приходит к ребенку в 1-1,5 года. Впервые увидев себя и сестренку (братика, папу, маму, бабушку) раздетыми, малыш начинает интересоваться, почему он не похож на сестренку (братика, папу, маму, бабушку). И во многом дальнейшее протекание половой идентификации и зависит как раз от первого объяснения этих различий. То, что различия есть, это сомнений не вызывает. Но в чем именно они проявляются. Попробуем разобраться.
Итак, каждый организм, индивидуально развиваясь, содержит или маскулинное начало (принадлежность к мужчинам), или фемининное (принадлежность к женщинам). Эта принадлежность отнюдь не отрицает содержание маскулинного начала в девочках и фемининного в мальчиках. Вспомним, как мы наблюдали за игрой детей дошкольного возраста в песочнице, на детской площадке. Мальчики с упоением играли с куколками, а девочки с машинками. В этом возрасте нет строгого полоролевого различия. Но уже в начальной школе дети начинают отстаивать свою половую принадлежность. Они стараются сбиваться в стайки по половому признаку, обижаются, если их вводишь в группу девочек, к примеру. «Что я, девчонка?» — злится второклассник на просьбу учителя вырезать и раскрасить наряды для кукол. Девочки более терпимы к выполнению подобных заданий. Они, может, с меньшим энтузиазмом, но, не сопротивляясь, раскрашивают машины и другие «мужские механизмы».
Социализируясь, ребенок приобретает более выраженную половую роль. Прежде всего, это начинается в семье, когда родители сами дают установку ребенку на мужскую или женскую роль в семье. Сын, как правило, пытается помогать отцу, хотя года три назад он с таким же энтузиазмом пытался овладеть «женской» домашней профессией.
Удовлетворение интереса ребенка может проводиться в разных формах. Это может быть обсуждение увиденного фрагмента фильма, игра, или беседа. Приведем фрагмент подобной беседы.
Беседуя с детьми на темы их рождения, желательно стремиться к получению большого количества самых разнообразных ответов (интересно, что они ответят). Фантастические ответы надо тоже проанализировать. Если мама родила — напрашивается вопрос: «Значит, ты был у нее в животике? А как ты туда попал, откуда?» (возможно они знают как, пересказывают достаточно вульгарно, а поэтому ответить вслух не могут). Мы приходим им на помощь. Спрашиваем: «Чтоб родилась новая рыбка, что должно быть?» (Икринка). «Чтобы выросла новая яблонька, что мы посадим в землю?» (Семечко). Значит и у растений, и у животных, и рыб в теле есть специальные органы, которые отвечают за воспроизводство нового поколения (потомства). Так и у человека есть органы, которые выполняют эту роль. Они называются половыми или гениталиями. Показываем детям книгу «Энциклопедия сексуальной жизни для 7-9-летних детей». Берем ее раздел «Половые органы, их состав и устройство». Отдельно останавливаемся на процессе образования женской яйцеклетки и мужского сперматозоида. Но коротко. Процесс их слияния надо показать. Самое главное в этом моменте — попытаться объединить познания в анатомии и физиологии пола с этикой и психологией взаимоотношений мальчиков и девочек. Как это сделать? Известна возрастная агрессивность мальчишек и ябедничество девочек. Часто мальчики бьют девочек по спине, животу. Сами мальчики в драках между собой тоже бьют по половым органам друг друга. Это может отразиться на здоровье (генитальных органов). Надо провести аналогию: больные половые органы, больные яйцеклетка и сперматозоиды, больные зародыши, плод и больные дети. Никто из детей не хочет быть больным, тем более уродом.
Здесь уместно показать фотографии «квазимодо» и больных из справочника и журнала «Твое здоровье» и других медицинских источников. Спросить у детей, кто видел больных в жизни? Появление таких людей — результат агрессии.
Подводя итог беседе можно сказать, что каждая девочка будет мамой, а каждый мальчик — папой, поэтому очень важно беречь себя с детства. После беседы можно закрепить полученные знания, предлагая детям вопросы типа: Что значит быть мамой и папой? Как вы относитесь к маме? Уважительно. А к девочкам? Не все? Почему?
В заключение можно посмотреть фильм о развитии плода в животике мамы и сами роды. Можно начинать с показа фильма не о человеческих родах, а о родах в мире животных. Лучше, если это будет мультфильм. После просмотра фильма полезно обсудить увиденное детьми и сделать выводы о гармонии природы и человека.
В заключение хочется еще раз напомнить, что обсуждение этих тем, проведенное в спокойной обстановке, а главное вовремя, удовлетворит любопытство ребенка и он уже не будет возвращаться к этому практически до подросткового возраста. В этом же возрасте его будут интересовать совсем иные проблемы во взаимоотношении полов.
Половое воспитание детей. Как рассказать детям о сексе
Правда ли, что девочки раньше мальчиков созревают в половом смысле? Половое воспитание девочек
Елена Кустова # 30 мая 2013 в 18:03 +1 | ||
|
Владимировна # 12 февраля 2016 в 05:52 0 | ||
|