Второй год рождения вашего малыша является новым этапом развития и усовершенствования его основных навыков. Ребенок становится более выносливым, как физически, так и эмоционально. Он уже научился бегать, прыгать, забираться на возвышения, что, конечно же, замечательно с точки зрения развития ребенка, но доставляет немало хлопот родителям, по-прежнему обеспокоенным безопасностью своего чада. Чтобы избежать угрозы травматизма, продолжайте развивать силу и ловкость своего малыша. Играя, делайте зарядку, организовывайте подвижные игры на свежем воздухе, учите ребенка играть в мяч, преодолевать различные препятствия, кататься на трехколесном велосипеде. Многие дети этого возраста любят танцевать под веселую ритмичную музыку. Поддерживайте эти начинания, чаще устраивайте танцевальные разминки, показывайте малышу новые движения, знакомьте с новой музыкой.
Двухлетний ребенок постоянно демонстрирует свою самостоятельность, граничащую порой с упрямством. «Я сам!» — будьте готовы к тому, что эта фраза может стать источником частых конфликтов. Маленький упрямец всеми силами стремится утвердиться в этом мире, часто действуя себе же во вред. Учите малыша сдерживать негативные эмоции, будьте терпимы и ласковы. Ведь на данный период родители являются почти единственным примером для подражания. Нормы поведения и взаимоотношений в семье закладывают модель поведения ребенка в будущем. Направляйте стремление к самостоятельности в верное русло — поручайте малышу посильную домашнюю работу, поощряйте развитие навыков самообслуживания, интересуйтесь мнением крохи о доступных ему понятиях и событиях. Помочь вам могут сюжетно-ролевые игры, интерес к которым начинает проявляться именно в этом возрасте. Обыгрывайте различные бытовые ситуации, пусть в игре малыш возьмет на себя роль кого-нибудь из родителей, учится принимать решение, отвечать за свои поступки. Полезны такие игры и для развития навыков общения, социальной адаптации ребенка.
В этот же возрастной период продолжается интенсивное развитие речи. Возрастает потребность в общении. Двухлетний ребенок уже может участвовать в игре со сверстниками, хотя и очень непродолжительное время. Словарный запас увеличивается до 300—500 слов. Ребенок вполне связно может выражать свои мысли. Для родителей этот период знаменателен бесконечными ответами на многочисленные «зачем?» и «почему?». Малыш по нескольку раз может слушать одну и ту же сказку, отвечать на вопросы о прочитанном, выражать свое отношение к героям книги. На этом этапе необходимо развивать артикуляционный аппарат ребенка, следить за правильным произношением согласных звуков. И, конечно, посредством игр способствовать развитию речи крохи, формировать у него образное мышление, развивать память и внимание. Не забывайте про развитие мелкой моторики, ведь она влияет как на общее интеллектуальное развитие ребенка, так и непосредственно на формирование речевых навыков.
Пальчиковые игры
Комарики
Читайте малышу потешку, сопровождая ее действиями:
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Вот летят комарики, З-з-з!
(складываем пальцы рук в щепоть)
Вились, вились,
(вращаем кистями рук)
Вились, вились,
Раз! И в ушко (носик, ручку) нам вцепились!
(пощипываем малыша за ушко).
Попросите кроху побыть «комариком».
В игре развивается речь ребенка, мелкая моторика.
Флажок
Прижмите друг к другу указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец, большой палец опустите вниз. Прочитайте малышу стихотворение.
Горит на солнышке
флажок,
Как будто я
Огонь зажег.
А. Барто
Попросите ребенка сделать такой же «флажок». Попробуйте показать, как колышется флажок, когда на него дует ветер.
Сапожник
Имитируйте движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат гвозди, другой — молоток. При этом читайте стихотворение:
Мастер, мастер,
Помоги —
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди —
Мы пойдем сегодня
В гости!
Б. Заходер
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений.
У дедушки Абрама...
Читайте ребенку потешку, сопровождая ее описанными действиями:
У дедушки Абрама десять сыновей,
(пальцы обеих рук поочередно сгибаются)
Десять сыновей, десять дочерей.
(пальцы веерообразно распрямляются)
Все с огромными ушами,
(помахать растопыренными ладонями около ушей)
И с огромными глазами.
(похлопать пальцами у глаз)
Они не пили и не ели,
(имитируйте кормление ложкой
и отрицательно качайте головой)
Все на дедушку смотрели.
(еще раз похлопайте пальцами возле глаз)
А дедушка делал так...
(покажите малышу какой-нибудь
жест и попросите повторить его).
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движения, навыков аудирования.
«Пять человечков»
(немецкая народная игра)
Пальцы левой руки — человечки. Указательным пальцем правой руки дотрагивайтесь до каждого пальца левой, начиная с большого, читая немецкую народную потешку:
Человечки в лес пошли,
Всего их было пять.
Серого зайца они
Хотели в лесу поймать.
Первый — толстяк, ворчливый был,
На бочку очень похож,
Он недовольно всем говорил:
«И где ж тут зайца найдешь?»
Второй — «Вот он, вот он» — кричал.
А третий — длинный и рыжий,
Трусливо плача, им отвечал:
«Нигде я его не вижу».
Четвертый сказал: «Дорогие друзья,
Мы не поймаем зайца!
Обратно домой возвращаюсь я,
Кто хочет, может остаться».
А самый маленький и чудной,
И кто это мог подумать!
Зайца поймал и принес домой.
На зависть братцам и людям.
Засмеялись все тогда:
«Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!»
Дружные пальчики
(немецкая народная игра)
Сожмите в кулак пальцы одной руки. Читая немецкую народную потешку, медленно по одному разгибайте их, начиная с мизинца.
В конце игры снова поочередно сожмите пальцы в кулак, большой палец — сверху.
Этот мальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный — кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот — средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот — указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
Поезд из катушек
Вам потребуются: катушки с цветными нитками, мягкая проволока.
Покажите ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку. При этом не забывайте называть цвет каждой катушки. Когда работа будет закончена, завяжите каждый конец проволоки крупным узлом и предложите малышу покатать поезд, напевая песенку:
Мы вагоны прицепили
И по рельсам покатили.
Красный, желтый, голубой —
Все цвета везем с собой.
Игра способствует развитию мелкой моторики, цветового восприятия.
Подарок для куклы
Вам потребуются: бусины с крупными отверстиями, леска.
Расскажите малышу, что сегодня — день рождения у куклы Маши, поэтому надо подарить ей подарок. По секрету кукла вам сообщила, что ей очень нравятся красивые разноцветные бусы. Покажите крохе бусины, научите его нанизывать их на леску. Называйте цвет каждой бусины. Внимательно следите за тем, чтобы ребенок не брал их в рот. После завершения работы похвалите малыша и вместе с ним торжественно вручите кукле бусы.
Игра способствует развитию мелкой моторики.
Помоги ежику
Вам потребуются: вырезанные из картона еж и грибы.
На спинке ежа сделайте прорези для грибов. Объясните малышу, что ежик, набирая грибы, так увлекся, что не заметил наступления вечера. А когда понял, что время уже позднее, заспешил домой. Он бежал очень быстро и растерял все грибы. «Давай поможем ежику подобрать все грибы и как следует закрепить их у него на спинке». Собирая грибы, вставляйте их в прорези.
Игра способствует развитию мелкой моторики.
Кукла идет на прогулку
Вам потребуется: кукольная одежда с пуговицами.
Предложите малышу вывести куклу на прогулку. Но для этого надо одеть ее потеплее. Попросите ребенка надеть на куклу кофту и пальто, застегнуть все пуговицы на них. Придумайте маршрут для прогулки, пусть кроха походит с куклой по квартире, сделайте песочницу из картонной коробки и крупы. По возвращении с прогулки, попросите малыша переодеть куклу.
Игра способствует развитию речи, мелкой моторики.
Лабиринт для пальчика
Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Попросите малыша добраться пальчику до домика, проведя им по дорожке. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или обклеить ее бархатной бумагой.
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений.
Лабиринт для карандаша
Игра похожа на предыдущую, только вместо пальчика по лабиринту идет карандаш, оставляя за собой след.
Морской узел
Вам потребуются: шнурки.
Покажите малышу, как на шнурках можно завязывать и развязывать узелки. Пусть малыш потренируется самостоятельно.
Игра способствует развитию мелкой моторики.
Дерево
Читая стишок, показывайте рукой: высоко — на, внизу — под. Попросите малыша рассказать, что еще бывает «на ...» и «под ...»
Высоко на небе — облака,
А внизу — под облаком — река.
Высоко на дереве — листочки,
А внизу, под деревом — цветочки.
Кукла спит
Вам потребуются: кукла или мягкая игрушка.
Уложите куклу спать. Пусть ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку и накроет одеялом. Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее. Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте ему вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это делается шепотом). Не затягивайте игру, малышу может быстро надоесть такой вид общения. Объявите, что кукле пора вставать. «Теперь мы можем разговаривать громко!».
Игра способствует развитию речи, слуха.
Что любит наша кукла?
Вам потребуются: кукла или мягкая игрушка.
«Давай спросим у нашей куклы, что она любит делать». «Кукла, что ты любишь делать?». Голосом куклы расскажите короткими предложениями о ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю кушать». Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать ваш ребенок. Помогайте ему такими же простыми предложениями рассказать о своих занятиях. В дальнейшем просите малыша рассказывать о том, что любит делать мама, папа, бабушка и т.д.
Игра способствует развитию речи, воображения.
Закончи слово
Попросите малыша закончить слово, которое вы ему назовете. Например: доро-(га), мага-(зин), коло-(бок) и т.д. Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который вы называете. Взяв в руки куклу, говорите: «Кук-(ла)», кубик — «Ку-(бик) и т.п.
Игра способствует развитию речи, памяти, внимания.
Повтори за мной
Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:
Птичка прилетела, песенку мне спела.
Девочка проснулась, сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится и т.д.
После многократного повторения делайте паузу перед последним словом, даже когда читаете новые рифмовки:
Маленький зайчишка не читает... (книжки).
Яблоко или тарелка?
Задавайте малышу вопросы, предупредив его, что вы можете ошибаться.
Яблоко и груша — это овощи?
Ложка и тарелка — это посуда?
Шорты и майка — это мебель?
Ромашка и одуванчик — это деревья?
Усложняйте задания, называя предметы из разных тематических групп:
Помидор и апельсин — это овощи?
Ложка и дерево — это посуда? И т.д.
Игра способствует развитию речи, внимания.
У меня зазвонил телефон
Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». Роль телефона могут исполнять любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора и т.п. По очереди изображайте звонок телефона. Поговорите с ребенком от своего лица, задавая ему простые вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою любимую игрушку? Во что ты играешь?» и т.д. Меняйтесь ролями: вы — ребенок, кроха — папа или мама. Разговаривайте от имени игрушек, животных. Стройте диалог таким образом, чтобы ответ ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет». Описывайте различные предметы, вещи, продукты и т.д.
Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса.
Что мы видим во дворе?
Посмотрите вместе с ребенком в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Детально описывайте все увиденное. Например: «Я вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето. Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т.д.». Если ребенок затрудняется описать предмет, помогайте ему наводящими вопросами. «Ты увидел дом? Он высокий или низкий? У него много или мало окон? Он из кирпича или из дерева? И т.д.».
Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, пополнению словарного запаса.
Что мы видели вчера?
Вспомните вместе с малышом, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. «Ты играл с Сашей? А во что вы играли? Какого цвета было у Саши ведерко? А совочек?».
Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса.
Что мы будем делать завтра?
Предложите малышу придумать какое-нибудь важное дело на завтрашний день: посчитать скамейки в парке, пойти в гости, придумать сказку для куклы Маши и т.п. Утром следующего дня поинтересоваться: помнит ли кроха о том, что вы хотели сделать сегодня. Старайтесь придумывать такие дела, исполнение которых не может быть отложено или отменено. Или заранее обговаривайте обстоятельства, которые могут нарушить ваши планы, например: «Мы пойдем в песочницу, если не будет дождя».
Игра развивает навыки планирования, память, речь ребенка.
Кто кем был
Вам потребуются: картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей.
Знает ли ваш малыш, что названия детенышей часто отличаются от названий взрослых животных. Рассмотрите картинки, задавая крохе вопросы о том, кто на них изображен. Прочтите стихотворение А. Шибаева:
Кто кем становится
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок —
Взрослая... (собака).
Жеребёнок — с каждым днём
Подрастал и стал... (конём).
Бык, могучий великан,
В детстве был... (телёнком).
Толстый увалень баран —
толстеньким... (ягнёнком).
Этот важный кот пушок —
Маленьким... (котёнком).
А отважный петушок —
Кро-о-хотным... (цыплёнком).
А из маленьких гусят
Вырастают... утки —
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
Игра способствует развитию речи.
Кто там?
Предложите ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйдите за дверь, постучите: «Тук-тук-тук», — «Кто там?». Изобразите какое-нибудь животное. Например: «Это я, корова. Му-у-у». «Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идешь?». Меняйтесь ролями с ребенком, поочередно представляйте различных зверей, людей, сказочных персонажей. Пытайтесь вести диалог с простыми вопросами и ответами.
Игра способствует развитию воображения, речевых навыков.
Еж - отец, ежиха - мать
Изображайте различных животных, при этом напевайте или приговаривайте:
Если папа — серый слон,
мамочка — слониха!
А ребёнок, а ребёнок —
Маленький слонёнок!
Если папа — ёж колючий,
Мамочка — ежиха.
А колючего мальчонку
Называют все ежонком.
Если папой будет конь,
Мамой будет лошадь.
Знаешь ли, что их ребёнок —
Быстроногий жеребёнок.
Знают все наверняка,
Чуть ли не с пелёнок:
Сын коровы и быка —
Маленький телёнок.
Игра способствует развитию речи, знакомит с основами формообразования имен существительных.
Ежик шел
Придумывайте вместе с малышом коротенькие веселые стихи, которые расширят его познания, например:
Ёжик шёл по лесу, шёл
И один грибок нашёл.
Сел, съел
И дальше пошёл.
Так перечисляется все, что можно найти в лесу, в саду, на огороде, а также любые другие предметы, которые может назвать малыш. В стишок можно вставлять имя крохи — детям это очень нравится:
Даня шёл, шёл, шёл,
Телевизор нашёл.
Сел, посмотрел
И дальше пошёл.
Света шла, шла, шла,
Гребешок нашла.
Причесала волосы
И дальше пошла и т.д.
Игра способствует развитию речи, знакомит с функциональным назначением предметов.
Все такое разное!
Задавайте малышу вопросы, побуждая его отвечать:
Подушка мягкая, а стол... (твердый);
Снег белый, а земля... (черная);
Слон большой, а мышка... (маленькая) и т.д.
Игра способствует развитию речи, внимания.
Делаем комиксы
Вам потребуются: картинки из старых журналов или фотографии.
В тетрадь, альбом или записную книжку наклеивайте картинки в порядке развития действия. Например: 1-я картинка — мальчик спит. 2-я картинка — мальчик проснулся, открыл глаза, потягивается. 3-я картинка — мальчик умывается. 4-я картинка — мальчик завтракает и т.д. Учите ребенка составлять рассказ по картинкам, используя простые предложения. При этом рассматривайте детали на рисунках: во что мальчик одет, какая у него кровать, что лежит рядом с кроватью. После того, как ребенок освоит данный вид занятий, можно кратко подписывать картинки. Например, ту же картинку со спящим мальчиком можно подписать: «Ночь», или «Спит», дальше: «Утро», «Завтрак» и т.д. Рассматривая картинки, читайте ребенку надписи, показывая на них пальцем. По фотографиям можно составить книжки о различных событиях из жизни вашего ребенка: день рождения, в гостях, прогулка и т.д.
Игра способствует развитию речи, учит называть действия и признаки предметов, пополняет словарный запас ребенка.
А можешь ли ты?
В игровой форме давайте ребенку различные задания, начиная свою фразу словами: «А можешь ли ты... (два раза прыгнуть, подойти к столу, изобразить зайку и т.п.)». Предложите малышу поменяться ролями: теперь пусть он просит вас что-нибудь сделать в такой же форме.
Игра способствует развитию навыков аудирования.
Внимание!
Вам потребуется: мяч.
Предложите малышу поиграть в мяч. Просите его совершить то или иное действие с мячом после того, как вы скажете: «Внимание!..», например: «Внимание! Кати мяч!», «Внимание! Кидай!», «Внимание! Вверх» (подбросить мяч вверх) и т.д.
Игра способствует развитию слухового восприятия, внимания.
Молоточек
Вам потребуется: детский молоток.
Предложите ребенку поиграть в плотника. Дайте ему молоток, объясните, что сейчас вы будете забивать маленькие гвозди, поэтому стучать надо тихо. Продемонстрируйте. «А сейчас надо забить большой гвоздь — стучать сильно и громко». Отдайте крохе молоток, руководите игрой, повторяя: «Маленькие гвозди, большой гвоздь».
Игра способствует развитию слуха, освоению категории «громко — тихо».
Громко - тихо
Вам потребуется: бубен.
Объясните малышу правила игры: когда вы стучите в бубен тихо — кроха изображает мышку, идущую мимо кота на цыпочках. А если вы стучите громко, ребенок превращается в слона и идет, громко топая. Стучите быстро — малыш бежит, медленно — идет еле-еле.
Игра способствует развитию слухового восприятия, воображения.
Угадай по голосу
Для того чтобы играть в эту игру, вам понадобится помощь одного или нескольких членов семьи (игру можно проводить с группой детей). Попросите малыша закрыть глаза. Кто-нибудь из взрослых имитирует голос какого-либо животного (мычит, лает, мяукает). Ребенок должен угадать, чей голос он слышал.
Игра способствует развитию внимания, слухового восприятия.
Отвернись и угадай
Возьмите карандаш и постучите вместе с малышом по разным предметам: по столу, по ножке стула, по мячу, по коробке, по барабану и т.д. Попросите ребенка отвернуться и отгадать, по какому предмету вы стучите. Поменяйтесь ролями: пусть кроха стучит, а вы отгадывайте.
Игра способствует развитию слухового восприятия.
Где я?
Вам потребуются: бубен или колокольчик.
Попросите малыша закрыть глаза. Отойдите в сторону и постучите в бубен. Ребенок, не открывая глаз, должен показать рукой то место, откуда исходит звук.
Игра способствует развитию внимания, слухового восприятия.
Ать - два!
Вам потребуется: барабан.
Покажите малышу, как можно маршировать под стук барабана. Побуждайте его повторять ваши действия. Во время марша можно считать: «Раз-два, левый! раз-два, правый!», — стараясь, попадать под шаг ребенка.
Игра развивает чувство ритма.
Громкие «прятки»
Спрячьте игрушку в комнате. Предложите ребенку найти игрушку. Обговорите правила: если ребенок приближается к тому месту, где спрятана игрушка, вы хлопаете в ладоши громче. По мере отдаления от игрушки — хлопаете тише.
Игра способствует развитию слухового восприятия, внимания.
Кто с рогами?
Нарисуйте малышу несколько разных животных: зайца, козу, корову, оленя, кошку, лису, собаку. «Забудьте» нарисовать рога тем, у кого они должны быть. Попросите ребенка показать вам этих животных. Может быть, кроха сам захочет дорисовать рога, если нет, закончите рисунки сами. Вместе с этим повторите, какие из животных дикие, а какие домашние. Кто, где живет. Кто, как «кричит».
Игра способствует развитию памяти, внимания.
Что умеет делать кошка?
Вам потребуются: карточки с изображениями различных животных.
Показывайте ребенку картинку и спрашивайте, что умеет делать это животное. Например, кошка — мяукает (изобразите), ловит мышей, бегает, прыгает, мурлыкает. Собака — лает, сторожит дом, выполняет команды, кусается и т.п.
Игра способствует развитию речи, памяти, внимания.
Куда уместится кошка?
Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т.п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» — пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.
Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.
Я вижу цветок
Предложите малышу угадать, о каком цветке вы рассказываете. На прогулке выберите растение и, не показывая его крохе, опишите. Потом попросите ребенка найти цветок. Например: «Я вижу цветок с желтой серединкой и белыми лепестками». Можно описывать деревья, птиц, животных.
Игра способствует развитию внимания, памяти.
Диван или тарелка?
Объясните ребенку правила игры: если вы называете предмет посуды, он хлопает в ладоши. Если — предмет мебели, он топает ногой. Перечисляя предметы, добавляйте объекты из других категорий вещей, например: фрукты или овощи, одежду и т.п. Наблюдайте за реакцией ребенка.
Игра способствует развитию внимания, навыков классификации предметов.
Вспомни и покажи
Вам потребуются: 4 карточки с разными картинками.
Разложите картинки перед ребенком, рассмотрите их. Затем переверните изображениями вниз, не изменяя их местоположения. Попросите малыша показать вам, где спряталась та или иная картинка. «Сейчас мы проверим, ну-ка, кто у нас здесь прячется? Молодец, правильно показал!».
Раскрыв все карточки, поменяйте их местами, фиксируя на этом внимание ребенка. Вновь переверните и повторите игру.
Игра способствует развитию памяти, внимания.
За покупками
Сделайте импровизированный магазин с разнообразным ассортиментом товаров. Попросите малыша сходить за покупками. Перечислите то, что необходимо купить. В первые занятия список товаров может ограничиваться двумя-тремя единицами, в дальнейшем количество необходимых вещей увеличивается. «Сходи, пожалуйста, в магазин и купи 1 кубик и 2 детали от конструктора» и т.п. Если кроха не справляется с заданием, помогите ему, сходите в «магазин» вместе, выбирая покупки, проводите сравнительный анализ: «Нам надо купить 2 кубика, 1 красный, 1 синий. Давай их поищем. Вот лежит кубик, он красный? Нет? А может быть, он синий? Нет, конечно, он зеленый. Зеленый кубик нам пока не нужен и т.п.». Можно играть в специализированные магазины: «Одежда», «Игрушки», «Хозтовары». Таким образом ребенок обучается обобщению предметов по их свойствам.
Игра способствует развитию памяти, внимания.
Собери картинку
Вам потребуются: крупная яркая картинка с изображением одиночного предмета.
Разрежьте картинку пополам, покажите ребенку, как из двух половинок можно составить целое изображение. Усложняя задание, разрежьте картинку на четыре части, но, желательно, чтобы в этом случае перед глазами у малыша была картинка-образец. Помогайте крохе, комментируя свои действия: «Это что такое? Это хвост собачки. Давай посмотрим, где у собаки должен быть хвост». И т.д.
Игра способствует развитию памяти, внимания, мелкой моторики.
Зайцы бывают...
Вы описываете малышу какое-нибудь животное, а он должен изобразить это в действии, например: «Зайцы бывают длинноухие (ребенок машет руками над головой, изображая уши), прыгучие (кроха прыгает), маленькие (малыш присаживается на корточки)». «Медведи бывают косолапые, большие, ходят на четырех лапах» и т.д.
Игра способствует развитию внимания, координации движений.
Веселый заяц
Дайте ребенку мягкую игрушку, себе возьмите другую. Объясните, что ваша игрушка будет показывать движения, а игрушка малыша должна их повторить. Затем поменяйтесь ролями.
Читайте веселое стихотворение:
Шаг ногой, теперь — другой.
Покивай мне головой.
Помаши передней лапой,
Покажи, как машешь папе.
Вправо, влево наклонись,
Не зевай и не ленись!
Игра способствует развитию внимания, координации движений, моторики.
Сложи домик
Вам потребуются: геометрические фигуры для складывания домиков (прямоугольники, треугольники, квадраты).
Разложите перед малышом фигуры разного цвета. Попросите собрать все домики из деталей одинакового цвета. Придумайте, кто будет жить в этих домиках. Затем от имени «жильцов» вносите предложения по переустройству жилища, например: «Зайка из синего домика хочет, чтобы ты поменял ему крышу. Вместо синей поставил красную. А мышка из желтого домика хочет, чтобы окно у нее стало квадратное».
Игра способствует развитию внимания, помогает изучить цвет и форму предметов.
Геометрический магазин
Вам потребуются: игрушки с четкими геометрическими формами: мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки, формочки для песка и т.п.) геометрические фигуры, вырезанные из картона.
Пригласите малыша в магазин. Покажите ему вырезанные фигурки и объясните, что в вашем магазине игрушки продаются только за такие деньги, но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует вырезанной геометрической фигуре. Например, мяч можно купить за картонный кружок, кубик — за квадрат, домино — за прямоугольник и т.д. Можно усложнить задание, объяснив малышу, что, например, за два квадратика можно купить два кубика, за три круга — три кольца от пирамидки.
Играя, ребенок изучает форму предметов.
Сделай как я
Вам потребуются: шарик, кубик, конус, цилиндр, геометрические фигуры, вырезанные из картона, кукла, нарисованный человечек.
Отдайте малышу картонные фигуры, объемные возьмите себе. Предложите нарисованному человечку поиграть с куклой. Кукла будет создавать конструкции из объемных фигур, а человечек — из вырезанных. Поставьте кубик на цилиндр, попросите малыша повторить ваши действия, но с картонными фигурами. Меняйте местоположение игрушек: шар на кубике, конус на цилиндре и т.д. Затем поменяйтесь образцами. Теперь вы раскладываете плоские фигуры, а малыш играет с объемными.
Игра помогает изучить форму предметов, развивает умение соотносить плоскостные и объемные фигуры.
Найди отличия
На прогулке найдите два цветка, расскажите, как они называются, где растут. Внимательно рассмотрите цветы. Опишите, задавая ребенку вопросы, каждый цветок по отдельности. Затем сравните цветы, фиксируя внимание на цвете и форме их лепестков, листьев и т.д. Повторяйте упражнение на каждой прогулке, расширяйте ассортимент цветов. Кроме них можно использовать отдельные листья, травинки, шишки и т.п. Предложите малышу отыскать два одинаковых цветка или листика, собрать букет из одинаковых цветов, из двух видов цветов.
Игра способствует развитию навыков классификации предметов по признакам, дает основы сравнительного анализа, знакомит с растительным миром.
Посади морковку
Вам потребуются: две полоски из черной бумаги — широкая и узкая, вырезанные из картона изображения морковок — 4 маленьких и 4 больших.
Предложите малышу помочь зайке посадить морковку. Большую морковь надо разместить на широкой грядке, а маленькую — на узкой.
Игра учит ребенка классифицировать предметы по размеру.
Спрячь в ладошке
Вам потребуются: маленький и большой шарики.
Дайте малышу шарики. Скажите: «Сейчас я покажу тебе фокус, крэкс-пэкс-фэкс!», заберите маленький шарик и спрячьте его в ладошке. Попросите кроху сделать то же самое. Предложите повторить фокус с большим шариком. Объясните, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке. Сравните шарики между собой, затем с ладошкой ребенка. Проделывайте подобные фокусы с любыми другими мелкими предметами.
Игра развивает умение соотносить предметы по величине.
Гости
Вам потребуются: большая кукла, маленькая кукла, предметы кукольной посуды — большие и маленькие (ложки, тарелки, чашки).
«К нам пришли гости! Кукла (пусть ребенок придумает имя) и кукла (имя). Они очень долго добирались, поэтому устали и проголодались. Давай их угостим чем-нибудь!». Пусть малыш сам предложит угощение для кукол. Усадите кукол за стол и попросите кроху правильно расставить посуду: большой кукле — большие предметы и — наоборот. Если кроха ошибется, помогите ему. «Угощением» могут стать любые подручные материалы: мелко порванная цветная или белая бумага, мелкие детали конструктора, пуговицы и пр. Фантазируйте, научите ребенка использовать привычные предметы в новом качестве. Например, обрывки белой бумаги — манная или рисовая каша, маленький мячик — яблоко и т.п. Предложите малышу самому разложить яства по тарелкам, при этом замечайте: «Что-то ты этой кукле положил совсем мало, дай ей побольше каши. А у этой много, она столько не съест, сделай ее порцию поменьше».
Игра способствует развитию воображения, моторики, речи, знакомит с понятием «больше — меньше».
Снежинка на ладони
Положите на ладонь ребенку кусочек ваты, попросите малыша представить, что это снежинка, попросите ее сдуть. Усложняя задачу, кладите несколько кусочков ваты, обрывки бумаги, небольшую пуговицу и т.п.
Игра способствует развитию артикуляционного аппарата, воображения.
Водяные пузыри
Вам потребуются: соломинка для коктейля, емкость с водой.
Научите ребенка дуть в соломинку, один конец которой помещен в воду. Получившиеся пузыри можно ловить рукой или ситечком. Предлагайте менять интенсивность выдувания: дуть сильно, слабее, совсем слабо. Фиксируйте внимание малыша на том, какие пузыри получаются при этом.
Игра способствует развитию артикуляционного аппарата, знакомит со свойствами вещества.
Гол!
Сделайте на столе арку (ворота) из кубиков или конструктора. Положите перед малышом ватный шарик или перышко, предложите «задуть» его в ворота.
Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.
Шелест ветра
В межкомнатном проеме повесьте бумажные полоски. Попросите малыша побыть ветром и подуть на них. «Сильный ветер! Ветер затих. Слабенький ветерок. А теперь ураган!».
От топота копыт...
Научите ребенка щелкать языком, изображая цокот копыт. Попросите показать, как скачет маленький жеребенок (цокать быстро и слабо), взрослый конь (отчетливо и медленно).
Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.
Мотоцикл или КамАЗ
Предложите ребенку изобразить, как работает мотор мотоцикла, затем, легкового автомобиля, грузовика. Обращая внимание на то, как меняется громкость, тембр, интонации голоса.
Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.
Зарядка для языка
Расскажите малышу сказку, повторяйте вместе с ним все описанные действия: «Жил-был маленький язычок. Как назывался его дом? Правильно, рот. Как и в любом доме, там был потолок, пол и стены. Проверь своим язычком, все ли на месте у тебя во рту (потрогать языком верхнее небо, щеки). А двери в его домике были крепкие-креп- кие, отгадай, что это за двери. Конечно, зубы. Покажи-ка двери своего домика. Когда язычок хотел выйти наружу, он приоткрывал свои двери, чуть-чуть высовывался, потом опять прятался и так несколько раз. Осмелев, он выходил наружу, смотрел вправо, влево, вверх, вниз, потом делал это быстрее, еще быстрее. Однажды язычок увидел блюдце с молоком, а он очень любил молоко, облизнулся и решил его выпить. Сначала он пил из блюдца, как из чашки (сделав губы трубочкой, втягивайте в себя воздух), но это было неудобно. Тогда он стал пить так, как это делают кошки. Выпив все молоко, он опять облизнулся и отправился домой, но перед этим помыл свои двери (проведите языком по внешней и внутренней стороне зубов)».
Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.
Волшебный домик
Расчертите альбомный лист на крупные клетки. В каждую клетку впишите букву в алфавитном порядке, рядом с буквой нарисуйте предмет, название которого начинается с этой буквы. Приклейте к получившимся окошкам открывающиеся ставенки. Предлагайте малышу заглядывать в окошки, при этом называйте букву и предмет рядом с ней нарисованный, выделяя первую букву. После многократных повторений игры, спрашивайте у ребенка: «А где живет буква А? А кто живет вместе с ней (картинка)?».
Игра поможет ребенку быстрее запомнить буквы.
Буквы ходят в гости
Вам потребуются: карточки с буквами (без дополнительных изображений).
Предложите ребенку водить буквы в гости друг к другу. Начните с гласных букв. Обратите внимание на то, что на карточках они должны быть красного цвета. Выложите букву А, начните рассказ: «Жила-была буква А. Она очень любила петь. Пела она: «Ааа-а-а-а». Спойте вместе с ребенком. «Однажды к ней пришла буква У, — выложите букву, — она тоже была певицей и пела «Ууу-у-у-у». Спойте. Договоритесь с малышом, что каждый из вас будет петь за одну из букв. Объявляйте: «Поет буква А (У)». Меняйтесь «песнями». Предложите петь друг за другом, чтобы услышать, что у вас получится (A-У, У-A). Обыграйте таким образом все гласные буквы. Приступая к изучению согласных, расскажите: петь они совсем не умеют, а только передразнивают разные звуки, например, буква Ж все время дразнит жука и говорит: «Ж-ж-ж-ж», буква Ф — ежика «Ф-ф-ф-ф», буква Ш все время просит говорить потише: «Ш-ш-ш» и т.д.
Игра способствует развитию правильного произношения, дает основы слогосложения.
Запомни и прочти
(по методике Глена Доманна)
Вам потребуются: карточки с названиями разных предметов.
На каждом знакомом малышу предмете поместите карточку с его названием, написанным крупным шрифтом. Периодически совершайте экскурсии по квартире, громко читая ребенку то, что написано на карточке. Такие карточки можно делать перед выходом на прогулку и ставить их возле описанного объекта: «БЕРЕЗА», «ТРАВА», «СКАМЕЙКА».
Игра способствует развитию зрительной памяти, учит читать.
Найди похожее
Вам потребуются: крупные карточки одинакового размера с короткими, написанными крупным шрифтом, словами (КОТ, ШАР, ДОМ и т.п.).
Разделите парные карточки. Одну половину выложите на стол. Показывайте малышу карточку с надписью и предлагайте отыскать ее «подружку» среди лежащих перед ним. При этом четко проговаривайте написанное слово.
Потрогай буквы
Вам потребуется: бархатная бумага.
Вместе с ребенком вырезайте буквы из бархатной бумаги. При этом называйте малышу каждую букву, придумывайте слова, которые с нее начинаются. Вырезанные шаблоны наклейте на карточки. Попросите кроху обвести ту или иную букву пальцем, вспомнить слова, которые вы с ним придумали, вырезая эту букву.
Игра развивает мелкую моторику, помогает выучить буквы.
По нарисованной дорожке
Начертите на асфальте прямую и зигзагообразную линию. Предложите малышу пробежать по ней вперед и назад. Можно чертить большие круги, квадраты и бегать по их периметру.
Игра способствует развитию координации движения.
Меж кругов
Нарисуйте дорожку из кругов, находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Предложите малышу пробежать по дорожке, не наступая на круги, то есть, бежать зигзагами, пробегая по пространству между кругами.
Игра способствует развитию координации движений.
Шоссе
Нарисуйте мелом узкую дорожку. Предложите малышу провезти по этой дорожке машинку на веревочке. Усложняя задачу, нагрузите машинку мелкими предметами или песком. Попросите малыша довезти груз в целости и сохранности.
Игра способствует развитию координации движений.
Попробуй, допрыгни
На близком расстоянии друг от друга нарисуйте круги. Предложите ребенку перепрыгивать из одного круга в другой. Первое время держите его за руку. В дальнейшем увеличивайте расстояние между кругами. Побуждайте ребенка прыгать без вашей помощи.
Игра способствует развитию координации движения.
Птички-невелички
Предложите ребенку поиграть в птичек: попрыгать, как воробушек и почирикать; «полетать», как ворона, размахивая руками и каркая. А может показать самолет? В таком случае бегать нужно с разведенными в разные стороны неподвижными руками, изображая гудение мотора.
Игра способствует развитию координации движения, речи.
Догони мяч
Оттолкните от себя мяч и предложите малышу догнать его. Меняйтесь ролями: ребенок катит мяч, вы — догоняете.
Игра развивает двигательные навыки.
Подбрось мяч
Вам потребуется: мяч.
Научите малыша подбрасывать мячик вверх, при этом можно хлопнуть в ладоши и кричать что-нибудь веселое.
Игра способствует развитию координации движений, двигательных навыков.
Закинь в кольцо
Вам потребуются: мяч, обруч.
Предложите ребенку закинуть мяч в обруч. Сначала держите обруч вертикально, поднимайте его выше, ниже. Измените положение обруча, пусть малыш кидает мяч в «кольцо».
Игра способствует развитию координации движений.
Игрушки разбежались
Вам потребуются: игрушки.
Подберите несколько предметов для игры. Рассмотрите их вместе с малышом, расскажите, как вы хотите с ними поиграть. Например, машина, несколько кубиков, кукольная мебель. Объясните, что вы хотите построить дом для куклы Кати и поставить там мебель. Теперь попросите ребенка выйти в другую комнату. Разложите все выбранные вами предметы в разные места. Позовите малыша и сообщите ему, что все игрушки разбежались, а вы не можете их найти. Пусть кроха вспомнит, во что вы хотели играть и найдет ваши игрушки.
Игра способствует развитию памяти, внимания.
Экскурсия по дому
Покажите малышу куклу. Расскажите, что кукле Любе надоело жить в своем кукольном домике, она хочет отправиться в путешествие по всей квартире. Предложите ребенку показать Любе все, что есть у вас дома, назвать каждую вещь и рассказать, для чего она нужна. Кукла Люба, естественно, окажется любопытной девочкой и будет задавать массу вопросов. Игру можно растянуть на несколько дней.
Игра способствует развитию речи, памяти, внимания.
Исправь ошибку
Нарисуйте малышу картинку с заведомо неверной деталью в сюжете, например, дерево с зелеными листьями, цветы, радугу и снеговика. Или зайца, сидящего на дереве и т.п. Попросите ребенка найти, показать вашу ошибку. Пусть обоснует свое мнение.
Игра способствует развитию внимания, памяти, логического мышления.
Подбери крышку
Вам потребуются: кастрюли разного размера с соответствующими им крышками.
Расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки, и теперь вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли. Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.
Игра развивает навыки классифицирования и сопоставления предметов.
Найди домик
Вам потребуются: карточки с изображениями зайцев: 3 — с маленькими зайцами и 3 — с большими; карточки с изображениями домиков: 3 — с маленькими домиками, 3 — с большими.
Расскажите ребенку о том, что зайчики вышли погулять и заблудились. Предложите ребенку помочь найти зайкам свои домики: маленьким — маленькие, большим — большие. Карточки с изображениями домиков разложите беспорядочно.
Игра способствует развитию навыков сопоставления.
Один - туда, другой - сюда
Вам потребуются: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробка для больших кругов, коробка для маленьких кругов.
Придумайте сюжет игры, например, бабушка пекла блины — большие и маленькие. Большие — маме с папой, а маленькие деткам. Но все блины перепутались. Помоги бабушке разложить их по тарелкам. Пусть малыш распределит круги по коробкам: большие — в большую, маленькие — в маленькую.
Игра способствует развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по признаку.
Закрой фломастер
Вам потребуются: фломастеры с колпачками, повторяющими цвет стержня.
Снимите колпачки с фломастеров, смешайте их. Предложите ребенку закрыть каждый фломастер своим колпачком. Называйте цвет каждого колпачка и фломастера.
Игра способствует развитию навыков систематизации предметов по признаку, мелкой моторики. Помогает запомнить цвета.
Правильная морковка
Вам потребуются: вырезанные из картона фигурки моркови разных цветов.
Разрежьте все фигурки на две части. Предложите малышу угостить зайчика морковью. Но дело в том, что зеленые и синие морковки — ненастоящие, зайчик их не ест. Поэтому надо собрать все фигурки оранжевого цвета.
Игра помогает изучить цвета, развивает навыки классификации предметов по цвету.
Зеленое солнце
Нарисуйте солнце зеленого цвета. Покажите картинку малышу. Поинтересуйтесь, все ли правильно вы сделали? Когда выяснится, что солнце такого цвета вовсе не похоже на солнце, попросите кроху найти и дать вам желтый карандаш, чтобы исправить промах.
Игра способствует развитию внимания.
Какая машина - такая и дорога
Нарисуйте несколько небольших машин разного цвета. Попросите малыша раскрасить дорожки под ними. Цвет дороги должен совпадать с цветом машины.
Игра способствует развитию внимания, помогает изучить цвета.
Шарик пропал
Вам потребуются: разноцветные пластмассовые шарики.
Поиграйте с малышом в шарики, рассмотрите их, назовите цвет каждого шара, покатайте, побросайте в коробку и т.п. Незаметно спрячьте один из шариков. Обратите внимание малыша на то, что игрушек стало меньше. Поинтересуйтесь, не помнит ли он, какого цвета был потерявшийся шарик. Разыщите игрушку и покажите ее ребенку. Если он правильно назвал цвет, похвалите его, в противном случае еще раз назовите цвет каждого шарика.
Игра формирует цветовое восприятие.
Подбери одежду
Вам потребуются: одежда для куклы, кукла.
Расскажите малышу, что его кукла с утра раскапризничалась и не может выбрать себе платье. «Помоги, пожалуйста, кукле одеться». Кукла в ваших руках капризничает: «Я хочу желтое плате!». Попросите малыша найти среди одежды желтое платье. Посмотрев на платье, кукла передумала: «Нет, не хочу желтое платье, хочу синий сарафан!» и т.д. Когда кукла все же выберет себе одежду, предложите ребенку подобрать носочки и платочек такого же цвета.
Игра способствует развитию цветового восприятия, мелкой моторики.
Подбери нитку
Вам потребуются: сдутые разноцветные шарики, нитки тех же цветов, что и шары.
Покажите малышу шарики и попросите подобрать к каждому шарику нитку такого же цвета. После успешно выполненного задания надуйте шары и поиграйте с ними.
В игре развиваются навыки сопоставления предметов.
Поправь меня
Преднамеренно допустите ошибку в цветовой гамме рисунка, например, нарисуйте дерево с синими листьями, фиолетовое яблоко или зеленое солнце. Попросите малыша объяснить, что на картинке неправильно. Еще раз нарисуйте картинку, не раскрашивая ее, пусть ребенок сделает это самостоятельно.
Игра способствует развитию цветового восприятия, внимания, памяти.
Утонул? Достанем!
Вам потребуются: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики и т.п.), предметы, не тонущие в воде (пластмассовые игрушки, мячик, деревянные дощечки и т.п.). Емкость с водой, два пустых ведерка.
Поставьте перед малышом тазик с водой и разложите все предметы. Предложите ребенку понаблюдать за тем, как ведет себя в воде тот или иной предмет. Поочередно бросайте в воду каждую приготовленную вещь. Попросите малыша, доставая предметы из воды, раскладывать их по разным ведеркам: те, которые тонут — в одно, те, которые не тонут — в другое.
Игра способствует развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов по свойствам.
То ли тонет, то ли нет
Вам потребуются: бумага разных видов: тетрадный лист, альбомный лист, бумажная салфетка, картон, лист из глянцевого журнала, газетный лист, емкость с водой.
Поставьте перед ребенком тазик с водой. Напомните, как вы доставали и раскладывали тонущие и не тонущие предметы. Предложите посмотреть, как ведет себя в воде бумага. Поочередно опускайте в воду приготовленные образцы, комментируйте происходящее. В конце занятия покажите ребенку, как из мокрой бумаги можно лепить фигурки.
Игра способствует развитию наблюдательности, знакомит со свойствами предметов.
Кто быстрее
Привяжите к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревкой и предложите посмотреть, чья машина доберется до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш. Поменяйтесь веревками и повторите игру. Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.
Игра помогает освоить категорию «длинное — короткое».
Подумай и положи
Попросите малыша положить какой-либо предмет в определенное место, например: «Положи, пожалуйста, этот листок бумаги под большую книгу. Книга лежит на столе», «Положи, пожалуйста, тетрадь между раскраской и альбомом» и т.п.
Игра способствует развитию представлений о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа).
Рядом, перед, около
Вам потребуются: несколько игрушек.
Предложите малышу проехать в «автобусе». Пусть он выберет себе удобное место. Вокруг ребенка разместите игрушки. Поехали. «Тот, кто сидит сзади тебя, интересуется, какая сейчас будет остановка? Посмотри, кто это спрашивает?». Вместе с крохой придумывайте названия остановкам или вспоминайте знакомые ему. «Тот, кто сидит рядом с тобой, хочет знать, куда едет этот автобус? А кто сидит рядом с тобой?» и т.д.
Игра способствует развитию представлений о местоположении предметов в пространстве, развитию речи, воображения.
Размещаем гостей
У куклы День Рождения. Она пригласила гостей, приготовила угощение. Теперь надо подумать о том, как разместить приглашенных за праздничным столом. Рассуждайте вместе с ребенком: «Зайчика нельзя сажать рядом с волком, тот будет обижать зайку, давай посадим его рядом с петушком, они ведь дружат, помнишь сказку «Заюшкина избушка», где петух спас зайца от лисы? А волка мы поместим между лисой и медведем, они ведь все хищники. Цыпленок сядет около своей мамы — курицы, а курица — рядом с петухом. С одной стороны от петуха будет заяц, а с другой — курица и т.п.». Еще раз повторите порядок размещения. По приходе гостей, поручите малышу рассадить их правильно.
Игра способствует развитию представлений о местоположении предметов в пространстве, речи, внимания.
Правая рука, левая нога
Предложите малышу привязать к его правой руке колокольчик и позаниматься веселой зарядкой: если вы скажете: «Правая рука», надо поднять вверх руку с колокольчиком и позвенеть им. Если прозвучит: «Левая рука», надо поднять свободную руку и помахать ею. «Запутывайте» ребенка, несколько раз подряд повторяя одну и ту же фразу. Усложняя игру, можно привязать колокольчик еще и к левой ноге, при этом в игру включаются фразы «Левая нога», «Правая нога».
Игра способствует сенсорному развитию, развитию внимания, изучению понятий «Право — лево».
По мотивам «Трех медведей»
Вам потребуются: игрушки, повторяющие персонажей сказки (большой, средний, маленький).
Напомните малышу сказку о трех медведях. Предложите пригласить персонажей сказки в гости. «Пришедших» гостей следует усадить за стол. Попросите ребенка вспомнить, кто на каком стуле сидел. Дайте крохе три тарелки разного размера, предложите раздать их медведям, не указывая при этом, кому из них какая тарелка полагается. Понаблюдайте за ребенком. Если он не справляется с заданием, объясните, что папа-медведь ест из большой тарелки, мама — из средней, а медвежонок из маленькой. Пусть малыш самостоятельно расставит перед медведями чашки в соответствии с размерами.
В игре развиваются навыки сопоставления.
Разбуди куклу
Предложите малышу поиграть в утро куклы Даши. Положите куклу в кроватку, накройте одеялом и попросите кроху побыть мамой или папой Даши: разбудить ее, умыть, покормить, отвести в детский сад. Помогайте малышу, активно участвуйте в игре, возьмите на себя роль куклы. При умывании можно прочитать потешку, соответствующую моменту, перед завтраком — подробно обсудить меню куклы. Побуждайте ребенка говорить простыми законченными предложениями, озвучивать свои действия, например: «Сейчас Даша умоет личико, вымоет глаза, щеки, нос, рот (малыш показывает на все перечисляемые части тела, умывает куклу)». Понаблюдайте за ребенком, возможно, вы увидите себя такой, какой видит вас ваш ребенок.
Игра способствует эмоциональному развитию, формированию социальных навыков.
Домик для куклы
Предложите ребенку обустроить домик для куклы. Роль домика может играть картонная коробка. Ее стенки украшаются узорами, вырезанными из самоклеющейся бумаги. Далее встает вопрос расстановки мебели. Пусть малыш вносит свои предложения о том, какая мебель должна стоять в кукольном жилище, где будет удобнее расположить ту или иную вещь. Совсем не обязательно иметь настоящую кукольную мебель, ее с успехом могут заменить кубики, коробочки, пустые флаконы и пр. Стройте игру таким образом, чтобы ребенок обосновывал, почему он поступает именно так. Спрашивайте: «Почему стулья ты хочешь поставить рядом со столом? Почему телевизор стоит напротив кресла? И т.д.».
Игра способствует развитию пространственного воображения, логического мышления.
Добрый доктор Айболит
Предложите малышу поиграть в доктора. Наденьте белый халат или что-нибудь ему подобное. Пусть ребенок приведет на прием свою дочку (куклу или мягкую игрушку). Доброжелательно беседуйте с «родителем» и его «чадом». Спрашивайте: «Что у вас болит? Где болит, как болит?». Побуждайте ребенка отвечать на ваши вопросы, называть части тела, рассказывать про свою куклу. Если у вас есть игрушечный набор «Доктор», назовите все инструменты, которые в него входят, если набора нет, их можно заменить подручными средствами: карандаш — термометр, ложка — лопатка для осмотра горла, шнурок, заправленный за уши — фонендоскоп и т.п. Объясните малышу, почему кукла заболела (переела мороженого, гуляла по лужам, попила холодной воды). Предложите крохе поменяться ролями.
Разыгрывать ситуацию «доктор — больной» можно между куклами. Такие игры помогают перебороть детские страхи, возникающие при контактах с врачом.
Игра способствует развитию навыков общения, социальной адаптации.
Сварим суп
Вам потребуются: вырезанные из картона изображения овощей и фруктов.
Попросите малыша помочь кукле сварить суп. Но, вот ведь беда какая, она забыла, какие овощи нужны для супа. Помогите кукле вспомнить и выбрать необходимые продукты. Пусть малыш сам положит овощи в кастрюлю, посолит и помешает ложкой получившийся суп. Готовым супом можно угостить других кукол.
Игра способствует развитию воображения, памяти, навыков классифицирования.
Поход в магазин
Научите ребенка «ходить в магазин». Сначала выясните - в какой магазин вы хотите пойти: продуктовый, хозяйственный, «Детский мир» и т.п. Возьмите сумку и «отправляйтесь». Складывайте в сумку игрушки, коробки, баночки, комментируя свои действия. «Этот кубик будет у нас сливочным маслом. А вот эта коробка — кукурузными хлопьями. Кольца от пирамидки — это сушки, а детали от конструктора — печенье». В следующий раз отправьте кроху в самостоятельный поход по магазинам. А вы можете стать продавцом или кассиром.
Игра способствует развитию воображения, навыков классифицирования.
Рисование
Закончи рисунок
Вам потребуются: цветные карандаши или фломастеры.
Пригласите ребенка порисовать вместе с вами. Нарисуйте цветок со стеблем, а рядом - без стебля, покажите малышу. Поинтересуйтесь: не забыли ли вы что-нибудь. Если кроха затрудняется ответить, нарисуйте еще один цветок со стеблем, обратите внимание на рисунок с недостающим стебельком. Попросите ребенка закончить ваш рисунок (дорисовать стебель). Старайтесь рисовать как можно проще: стебелек — палочка, лепестки — овалы. Продолжая игру, можно «забыть» нарисовать лепесток, серединку цветка и т.д. В следующий раз предложите малышу дорисовать нитку у воздушного шарика, хвостик у мышки и т.д.
Игра способствует развитию внимания, мелкой моторики.
Соедини точки
Вам потребуются: краски, кисточка.
Нарисуйте красками две большие яркие точки. Рисуя, рассказывайте ребенку, краски какого цвета вы используете, что вы рисуете. Попросите малыша соединить точки, поинтересуйтесь, каким цветом он хочет рисовать. Если ребенок покажет на краску и скажет: «Вот эту», назовите цвет краски, похвалите выбор малыша. Усложняя задание, увеличивайте количество точек, располагайте их достаточно далеко друг от друга. Придумайте, на что похож получившийся рисунок.
Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает изучить цвета.
Чудесное превращение
Вам потребуются: несколько баночек с прозрачной водой, краски.
С помощью кисточки и красок окрасьте воду в баночках — каждую в свой цвет. Во время игры называйте ребенку, какой цвет вы используете. Покажите, как при добавлении в баночку с водой одного цвета другой краски, вода меняет свой цвет (красная и желтая — оранжевый цвет, желтая и синяя — зеленый, красная и синяя — фиолетовый и т.д.). Разрешите малышу самому поэкспериментировать с красками.
Игра помогает изучить цвета.
Рисуем пальцами
Вам потребуются: краски акварельные, краски для рисования пальцами.
Если на втором году жизни рисование пальцами не несет смысловой нагрузки, то в старшем возрасте этот процесс можно подводить под сюжетную основу. Например, нарисовав дерево, попросите малыша пальчиками «прикрепить» к нему зеленые листочки, нарисовать полоски у тигра, звездочки на темном небе и т.д.
Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает изучить цвета.
Палец-кисточка
Вам потребуются: пальчиковые краски.
Нарисуйте большой круг (квадрат, треугольник) и попросите малыша раскрасить его пальчиками. Обговорите, каким цветом эн воспользуется, знает ли он, что за фигура изображена на рисунке. Усложняя задание, делите фигуру на две половины и просите закрасить их разными красками. При этом сами называйте цвет красок и наблюдайте за ребенком, правильно ли он сориентируется.
Игра способствует развитию мелкой моторики, изучению цвета и формы.
Лепка
Целое из частей
Вам потребуется: пластилин.
Предложите малышу разделить брусок пластилина на несколько мелких частей. Затем вновь соедините их друг с другом. Покажите ребенку получившийся шар однородной структуры. Попросите кроху сделать то же самое.
Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия «целое», «разделенное».
Улитка
Попросите малыша раскатать разноцветные «колбаски» из пластилина. Покажите, как закрученная «колбаска» превращается в улитку. Из толстой «колбасы» получится большая улитка, из тонкой — маленькая.
Игра способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей.
Аппликация
Фруктовый натюрморт
Вам потребуются: цветная бумага, клей, ножницы.
Вырежьте круг из белой бумаги, поясните малышу, что это — тарелка, на которую вы с ним будете выкладывать фрукты. Пусть кроха вспомнит, какие фрукты он знает, расскажет, какого они цвета, а вы вырежете их из цветной бумаги. Теперь осталось только красиво разместить силуэты на «тарелке» и приклеить их.
Игра способствует развитию творческих способностей, помогает изучить цвет и форму предметов.
Подари ежу яблоко
Вам потребуются: вырезанные из картона силуэты фруктов, клей, кисточка.
Нарисуйте ежа. Расскажите ребенку о том, что ежик ходил в сад, хотел угостить своих малышей яблоками, но, к сожалению, все яблоки в саду уже собрали и он идет домой без подарка. «Найди, пожалуйста, яблоки среди остальных фруктов и приклей их ежику на спину».
Игра способствует развитию внимания, мелкой моторики.
Хоровод цветов
Вам потребуются: цветная бумага, ножницы, клей.
Вырежьте из цветной бумаги разноцветные лепестки. Покажите малышу, как, группируя их возле круга, можно делать цветы. Пусть малыш поэкспериментирует: сделает цветик-семицветик, соберет лепестки одного цвета, двух цветов и т.д. Приклейте цветы на зеленый лист бумаги.
Игра способствует развитию цветового восприятия, мелкой моторики.
Картины из крупы
Вам потребуются: клейстер или клей, крупа (гречка, перловка, пшено).
Намажьте клеем небольшой участок бумаги. Ровным слоем высыпьте на клей крупу, дайте «картине» высохнуть. Рисуйте различные изображения и проделывайте вышеописанные действия. Попросите малыша намазать клеем лист или высыпать крупу на готовую поверхность.
Игра способствует развитию мелкой моторики.
Конструирование
Забор
Вам потребуются: конструктор «Лего», кубики, мелкие фигурки животных.
Расскажите малышу сказку о том, как все добрые животные решили поселиться в соседних домиках (кубики) и стали жить-поживать. Но повадился к ним волк. Ходит, всех обижает, того и гляди, съест кого-нибудь! «Давай поможем зверушкам построить забор, чтобы волк не смог к ним пробраться». Покажите крохе, как строить забор из конструктора, скрепляя детали. Побуждайте его повторять ваши действия.
Игра способствует развитию подражательных навыков, мелкой моторики, логического мышления.
Самодельная мозаика
Вам потребуются: геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.
Вырежьте из картона множество мелких и крупных геометрических фигур, создав подобие мозаики для своего ребенка. Покажите малышу, как из фигурок можно делать картинки: если положить на одну сторону прямоугольника треугольник, то получится домик; три зеленых треугольника образуют елку; круг и два овала наверху — голову зайца и т.д. Рисуйте на бумаге схемы предметов, показывайте, как опираясь на них можно выложить ту или иную картинку. Побудите малыша проявлять фантазию и создавать собственные шедевры.
Игра способствует развитию воображения, мелкой моторики, внимания.
Грибная поляна
Вам потребуются: вырезанные из картона шляпки и ножки грибов.
Возьмите зеленый лист бархатной бумаги. Покажите малышу грибные шляпки и ножки. Расскажите, что грибы решили спрятаться от грибников и все перепутались. «Давай поможем им опять стать целыми». Выложите на листе грибную поляну.
Игра способствует сенсорному развитию.
Спички детям - игрушка?
Вам потребуются: спички.
Покажите малышу, как из спичек можно выкладывать различные изображения: геометрические фигуры, домик, буквы. На листе бумаги сделайте образцы предметов. Предложите крохе выложить их спичками поверх рисунка. После того, как ребенок освоит это упражнение, попробуйте создавать рисунки из спичек по памяти или, проявляя фантазию. Вместо спичек можно использовать счетные палочки.
Игра способствует развитию творческих способностей, мелкой моторики, внимания.
Спички с пластилином
Вам потребуются: спички, пластилин.
Покажите малышу, как, скрепляя спички пластилином, можно создавать объемные и плоские конструкции. Сделайте плоский домик, затем объемный.
Игра способствует развитию творческого мышления, мелкой моторики.
Первые эксперименты
Вам потребуются: формочки для льда, фигурные формочки.
Расскажите малышу, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед. Продемонстрируйте наглядно: залейте воду в формочки для льда, для печенья, просто в стакан и поставьте в морозильник. Покажите ребенку ледяные фигуры, обратите его внимание, что льдинки повторяют форму тех сосудов, которые вы заполнили водой. Доступным языком объясните крохе, что вода не имеет своей формы, заполняя любую емкость. Фиксируйте внимание малыша на том, что лед — это вода, но замерзшая. Понаблюдайте за таянием льда. Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.
В игре ребенок знакомится со свойствами вещества.
Посадил дед репку
Вам потребуются: фланелеграф, персонажи сказки «Репка».
Рассказывая сказку, попросите ребенка размещать фигурки на доске в соответствии с развитием сюжета. Убрав изображения, задавайте малышу вопросы по тексту, предложив ему выставлять на фланелеграф того героя сказки, о котором вы спрашиваете. Например: «Что выросло большое-пребольшое? Кого позвал дед? Кого позвала бабка?».
Усложняйте задание, спрашивая о персонажах не по мере их появления: «Кого позвала кошка Машка? А кого позвала внучка?».
Игра способствует развитию речи, слухового восприятия, соотнесения вербальной и визуальной информации.
Выбери ягоду
Вам потребуются: вырезанные из картона фигурки ягод (малины, вишни, клубники), фланелеграф.
Смешайте все ягоды, попросите малыша разместить их на фланелеграфе отдельными группами.
Игра способствует развитию навыков классифицирования, цветового восприятия.
Верх - низ
Вам потребуются: фланелеграф, фигурки для фланелеграфа: дерево, птица, солнце, цветок, еж.
Попросите малыша составить картинку на фланелеграфе. Комментируйте: «Птицу надо посадить на дерево, а ежа — под дерево. Солнышко у нас на небе, значит его надо прикрепить наверху, а цветок — на земле, значит, внизу, под солнцем».
Игра способствует развитию внимания, правильному употреблению предлогов «на» и «под».
Курочки - направо, зайчики - налево
Вам потребуются: фланелеграф, фигурки для фланелеграфа: 5 зайцев, 5 курочек.
Беспорядочно разместите на фланелеграфе фигурки зайцев и курочек. Справа поставьте дерево, объясните малышу, что здесь живут зайчики. А слева — дом, сюда надо собрать курочек. «Курочки и зайчики поиграли, теперь надо помочь им добраться до дома. Зайцы живут в лесу, он справа от тебя. А дом курочек — слева». Во время игры повторяйте: «Зайчики — направо, курочки — налево».
Игра способствует развитию навыков классификации, изучению категории «право —лево».
Собери мишку
Вам потребуются: отдельные изображения частей тела игрушки-медвежонка.
Расскажите малышу сказку о том, как мальчику Ване подарили на День рождения красивого плюшевого медвежонка. «Ваня очень любил свою игрушку. Он клал медвежонка с собой в постель, кормил его, придумывал ему сказки. Но однажды, играя, мальчик нечаянно уронил мишку и он развалился. Давай поможем Ване собрать его любимую игрушку». Покажите малышу детали медвежонка, попросите собрать его фигурку на фланелеграфе. Помогайте ребенку, спрашивая: «Где должна быть голова мишки? Правильно, наверху. А руку куда ты положишь? Да, одна рука — на туловище справа, другая слева и т.д.».
Игра способствует развитию внимания, мелкой моторики, образного мышления.
В гости к зайке
Вам потребуются: резиновый массажный коврик, детская лесенка-стремянка, кегли, пуговицы, большая подушка, стул.
Пригласите малыша в гости к зайке, которого вы заблаговременно разместили в другой комнате и заранее создали препятствия на тропе, ведущей к зайцу: массажный резиновый коврик — каменистая дорожка, лесенка-стремянка — гора (подстраховывайте малыша во время этого упражнения). Расставленные кегли — лес, а пуговицы под ними — грибы, которые надо собрать и при этом постараться не свалить кеглю. Подушка - небольшая горка, через которую надо перелезть. И, наконец, пусть малыш пролезет под стулом, и он — у зайки. Зайка может попросить кроху спеть песенку, рассказать стишок, попрыгать на одной ножке. И, конечно, следует наградить малыша за столь нелегкий путь.
Игра способствует эмоциональному развитию, формированию основных физических навыков, развитию координации движений.
Зарядка в зоопарке
Расставьте по комнате игрушки или разместите картинки с изображениями животных. Пригласите малыша в зоопарк. Останавливаясь у каждой картинки, вспоминайте, что вы знаете об этом животном, имитируйте его голос, походку: «Посмотри, это медведь. Он большой, бурый (коричневый), где он живет? А как он рычит? Покажи мне, пожалуйста, как он ходит на четырех лапах» и т.д. Около жирафа можно покрутить шеей в разные стороны. Рядом со слоном — показать, какой он огромный и попробовать дотянуться до него несколько раз. У клетки с зайцем попрыгать, возле обезьянок покорчить рожицы и т.д.
Игра способствует формированию основных физических навыков, развитию речи.
Ехали медведи...
Вам потребуется: трехколесный велосипед.
Если малыш уже умеет кататься на велосипеде, можно задавать ему несложные задания, например: проехать до следующего дерева, остановиться возле синей скамейки. Не крутить педали после того, как вы закончите считать. Попросите ребенка ехать быстрее, медленнее и т.д.
В игре укрепляются ножные мышцы, развивается слуховое восприятие.
Колыбельные песни для детей до года
Игры на развитие силы голоса у младших дошкольников
Игры на эмоциональное развитие дошкольников 2-3 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!