Третий год жизни ребенка наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. Дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться правильно пользоваться своим голосовым аппаратом.
В это время совершенствуется работа мышц языка и губ. Поэтому воспитание звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения.
Голосовой аппарат младшего дошкольника еще недостаточно окреп.
Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо.
Поэтому для развития голоса мы предлагаем задания, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью.
Для того, чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, начиная с двух-трехлетнего возраста его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи.
В предлагаемых нами играх взрослый произносит звукосочетания или слова с различной скоростью (быстро, умеренно, медленно) и предлагает ребенку воспроизводить их в том же темпе.
Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.
Громко — тихо
Цель: Развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Материал: Парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабаны, дудочки, кошечки и любые другие игрушки, звук которых можно имитировать).
Ход игры: Взрослый показывает ребенку двух собачек и говорит:
«Бежит большая собачка, громко лает: «Ав- ав!» Как лает большая собака?» Ребенок громко произносит: «Ав-ав!»
«А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав!» Как лает маленькая собачка?» Ребенок тихо произносит: «Ав-ав!»
Взрослый убирает собачек и говорит ребенку: «Сейчас будь внимателен. Как только побежит собачка, ты должен сказать: «Ав-ав!» Не ошибись, помни, что большая собака лает громко, а маленькая собачка тихо».
Идите с нами играть
Цель: Выработка умения пользоваться громким голосом.
Материал: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.
Ход игры: На расстоянии 2—3 метров от ребенка взрослый расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!» Ребенок вместе с взрослым зовут мишку, зайку и лису и играют с ними. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок звал игрушку громко, но не кричал.
Не разбуди куклу
Цель: Развитие умения пользоваться тихим голосом.
Материал: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (например кубик, мячик, машинка), а также коробка для игрушек.
Ход игры: Взрослый ставит на кроватку коробку со спящей куклой и говорит:
«Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку.
Взрослый следит, чтобы ребенок говорил тихо, но не шептал.
Кто как кричит
Цель: Выработка умения повышать и понижать тон голоса, говорить «тоненьким» и низким голосом.
Материал: Картинки с изображениями дерева, забора, птицы, птенца, кошки, котенка или такие же игрушки. Можно использовать игрушечных уточек, собачек, лошадок и других животных разных размеров.
Ход занятия: Взрослый начинает рассказ, сопровождая его показом соответствующих картинок или игрушек, и произносит звукоподражания. «Утром рано на даче мы вышли погулять и услышали, как кто-то пищит «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Это птенчик сидит на дереве, пищит и ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько пищит птенчик?» Ребенок говорит тоненько «пи-пи-пи».
«В это время прилетела птичка, дала птенчику червячка и запищала «пи-пи-пи» (взрослый произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищит?» Ребенок повторяет «пи-пи-пи».
«Птичка улетела, мы пошли дальше и слышим, как кто-то у забора тоненько кричит «мяу-мяу- мяу» (звукоподражание произносится «тоненьким» голосом). На дорожку выскочил котенок. Как он мяукал?» Ребенок воспроизводит образец взрослого. «Котенок маму-кошку звал, она услышала, бежит по дорожке и мяукает «мяу-мяу-мяу» (звукоподражание произносится более низким тоном). Как кошка мяукает?» Ребенок повторяет «мяу- мяу-мяу».
Взрослый продолжает: «А сейчас я покажу, кто к нам в гости пришел». Он достает кошку, показывает, как она идет по столу, и спрашивает: «Как кошечка мяукает?» Ребенок, понижая голос, говорит «мяу-мяу-мяу».
Затем взрослый достает котенка, птицу и птенца, а ребенок подражает их голосам в нужной тональности.
Надо следить, чтобы ребенок не кричал, а говорил спокойно, повышая и понижая голос в доступных для него пределах.
Аналогично используются и другие игрушки. Можно использовать одну пару или 2—3. При тихом произношении звукоподражаний ребенок не должен переходить на шепот.
Дует ветер
Цель: Изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Материал: 2 картинки, на одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы, а на другой — сильный ветер, качающий деревья.
Ход занятия: Ребенок сидит на стуле, взрослый показывает ему картинки и говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у». (Взрослый тихо и длительно произносит звук «У»)
Затем продолжает рассказ: «Пришли мы в лес, набрали цветов и ягод, собрались идти домой. Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у». (Взрослый громко и длительно произносит этот звук)
Ребенок повторяет за взрослым, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Затем взрослый показывает картинки уже не произнося звуков, а ребенок подражает соответствующему ветру самостоятельно. Взрослый следит, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.
Раскраски для детей «Сравнение предметов по двум признакам»
Игры на эмоциональное развитие дошкольников 2-3 лет
Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста
Нет комментариев. Ваш будет первым!